Детское творчество

Контрольная работа

В наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие детского творчества будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы — способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача любой социальной системы, а в развитом обществе формирование личности, которой свойственны высокие нравственные качества, творческое отношение к действительности, социальная активность, становятся необходимыми условиями его процветания. В свете современных требований подготовка конкурентоспособных специалистов зависит от дальнейшего совершенствония работы по развитию творческого потенциала молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности обучения, воспитания и развития на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров и качества методической работы.

Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.

Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

Во-вторых, мы живем в век информации в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе.

В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития детского творчества личности.

Цель исследования состоит в выявлении, обосновании и апробации психолого-педагогических условий развития детского творчества учащихся.

3 стр., 1382 слов

Проблема социализации личности в современном обществе

... механизму самоограничения 2.2 Проблемы социализации личности в современном обществе. Сегодня российское общество сталкивается с новыми ... развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. Наконец, завершающий этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности ... успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели ...

Объектом исследования является детское творчество у учащихся школьного возраста.

Предмет исследования — условия развития детского творчества.

В ходе работы была выдвинута гипотеза методы и приемы развития причинного мышления будут способствовать развитию детского творчества учащихся, которая будет эффективна при следующих условиях:

1. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы;

2. Развитие инициативности и самостоятельности детей в творчестве.

3. Создание предметно-развивающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

В наше время нужны люди, способные нестандартно, то есть творчески мыслить. Развитие детского творчества особенно актуальна в настоящее время, когда остро стоит вопрос о воспитании адекватной, полноценной, думающей и самостоятельной личности. К сожалению, современное обучение сохраняет нетворческий подход к усвоению изучаемого материала. Очень часто дети просто запоминают и воспроизводят информацию на основе типовых способов решения заданий. Однообразное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Отсюда мы делаем вывод — раскрепостив человека, позволив ему быть самим собой, мы только дадим ему возможность чуть больше проявить свое творчество. Следует помнить, что в понятие “детское творчество” входят такие понятия как “способности”, “воображение”, “задатки”, связанные между собой, без которых невозможно определить сущность детского творчества.

Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности — это индивидуально — психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой — либо деятельности или многих деятельностей. К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. Способности — это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются.

Таким образом, обобщив разные точки зрения по определению способностей, мы пришли к выводу, что под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Но необходимо отметить, что способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. О развитие способностей говорят и в случаях, когда речь идет об улучшении уже имеющихся способностей, то есть о достижении человеком более высоких результатов в выполнении одной и той же деятельности. Способности человека могут развиваться спонтанно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, естественном, сознательно не контролируемом и неуправляемом процессе развития способностей. Само же развитие в этом случае происходит по мере накопления человеком жизненного опыта. Правда, этот процесс нельзя назвать полностью неконтролируемым, так как взрослые люди в той или иной мере сознательно участвуют в развитии соответствующих способностей у ребенка. Мы обращаем внимание, что делают это часто, не имея ни специальной программы, ни заранее продуманного плана целенаправленных действий, ни систематической оценки результатов своей деятельности и степени развития способностей ребенка.

3 стр., 1338 слов

Психологические способности человека

... природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных ...

Организованный процесс развития способностей связан с сознательными действиями, направленными именно на развитие соответствующих способностей. Р.С. Немов указал два пути развития способностей: один из них теоретический, второй — практический. Обычно тот и другой пути сочетаются, и для того, чтобы способности человека развивались нормально, ему необходимы как знания, так умения и навыки. Ознакомившись с работами Р.С. Немова, мы сделали вывод, что способности могут развиваться за счет различных вещей. Человек может получать знания, необходимые ему для формирования и развития определенных способностей. Он может вырабатывать у себя умения и навыки, входящие в структуру соответствующих способностей. Под оптимальными условиями развития способностей понимаются такие условия, при которых способности формируются и развиваются легко и быстро и достигают достаточно высокого уровня развития. Эти условия в своих работах определил психолог Р.С. Немов.

1. Наличие у человека определенных задатков. Задатки у человека следует целенаправленно выявлять, причем не только те, которые напрямую связаны с развитием способностей, но и другие задатки, имеющиеся у него. Это необходимо делать по той причине, чтобы использовать для развития способностей человека все имеющиеся у него задатки.

2. Своевременное, как можно раннее выявление задатков. Данное условие объясняется тем, что чем раньше начать формировать и развивать у человека способности, тем больших результатов в их развитии можно добиться. Однако важно в этой связи уловить самое начало проявления задатков и вовремя уловить желание человека развивать у себя соответствующие способности. Если речь идет о детях раннего возраста, то соответствующее желание у них проявляется в повышенном интересе к тому виду деятельности, с которым связано развитие данных способностей.

3. Активное включение человека в тот вид деятельности, в которой соответствующие способности формируются и развиваются.

4. Наличие грамотных, подготовленных педагогических кадров, хорошо владеющих методикой развития соответствующих способностей. Важно также, чтобы сами педагоги имели соответствующие высокоразвитые способности. Последнее связано с тем, что формирование и развитие способностей идет не только на вербальном уровне, путем передачи знаний и с помощью словесных объяснений, но также через наблюдение и прямое подражание.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие данных условий ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей. Неоспорим также тот факт, что самым главным условием является наличие необходимых задатков у человека. В соответствии с наличием определенных задатков выстраивается план развития способностей ребенка. Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Проблема развития воображения в школьном возрасте до сих пор является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии. Отечественные психологи, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии. Л.С. Выготский раскрыл основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал, что воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения.

7 стр., 3346 слов

Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме

... души и тела У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно‑этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются чел Этика стоиков Если прежние этические учения ...

Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременного показа, “объективации» жизненной реальности в ее сущности. Воображение является основой творческих способностей, психической деятельностью человека, позволяющей ему создавать новое и оригинальное на основе имеющегося опыта. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков. К тому же, о способностях нужно говорить, имея в виду их переплетенность с задатками, их постоянное развитие в деятельности, их проникновение в ядро структуры личности.

Психологический словарь дает такое определение задатков: это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. То есть задатки — это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают, в конечном счете, более высокого уровня, чем у других.

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого — либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество детей школьного возраста понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать. Такое определение впервые дала Е.А. Флерина. По ее мнению, под развитием детского творчества понимается процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями. Этот процесс протекает неравномерно, при непрерывном взаимодействии и борьбе различных тенденций, формирующих его. Изучение детского творчества Е.А. Флериной показывает, что один и тот же ребенок одновременно обнаруживает различные «стадии» для творчества не только в разных материалах, но и в одном и том же материале, в зависимости от конкретного содержания изображаемого. Например, на одном и том же рисунке одни предметы — любимые, часто наблюдаемые и изображаемые — оказываются нарисованными лучше, другие хуже.

12 стр., 5638 слов

Разработка и проведение фестиваля творчества детей и подростков ...

... Областного фестиваля творчества детей и подростков «Возьмемся за руки друзья!». ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1.1 Фестиваль творчества детей и ... выдвинуто предположение, что фестивали творчества детей и подростков способствуют: стимулированию и поддержке творческих возможностей детей и подростков; развитию и сохранению фольклорных ...

Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для малыша проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали. Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете. Определить ступени детского творчества с их типическими признаками можно лишь на конкретном материале и содержании изображаемого, за определенный отрезок времени, по ведущей роли тех или иных показателей. В условиях правильного руководства формируются подлинные творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития протекает успешно. Ребенок, лишенный этого руководства, как правило, дает сниженные показатели творчества и останавливается на ранних ступенях его развития. Система руководства должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. Ребенок начинает охотно, смело и все более качественно выполнять разнообразные тематические задания и действовать по собственному замыслу. Если руководство слабое или неправильное, ребенок быстро теряет смелость и охоту к деятельности, что тормозит развитие его творчества. В соответствии с этим, Г.Г. Григорьева выделила показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условных ситуациях.

2. Увлеченность, захваченность деятельностью — качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

4. Художественные специальные способности, позволяющие успешно решать творческие задания.

Детское творчество детей, выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе, составная часть эстетического, художественного воспитания, и средство развития личности. Проявлением детского творчества могут быть отдельные работы — выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы и т.д. Существует собственное и исполнительное детское творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества, т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов. В узком смысле к детскому художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Следует различать массовое детское творчество, т.е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одарённых детей. Продукты детского творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка. С научно-педагогической точки зрения детское творчество — незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка, представляющий большую исследовательскую ценность. Педагогически важно понимание детского творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе. Раннее детское творчество имеет вид импровизации. Основой простых изобразительных, музыкальных и танцевально-игровых импровизаций детей могут служить не только игровое подражание, но и непосредственные впечатления от действительности: звуки ветра, голоса животных и птиц, ритм капели, услышанная мелодия, цвет и форма предметов и пр. Эти импровизации опираются на социально усвоенный опыт художественной деятельности или предметно-конструктивные действия неигрового типа с материалами и инструментами. Позже возникают инструментально опосредованные виды детского творчества рисование красками, конструирование и другие, требующие сложных навыков действий, знания способов обращения с красками, бумагой и пр. Детское творчество — сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Оно тесно связано с общим развитием личности. Курс правительства на выявление скрытого потенциала каждого человека ставит перед психологами и педагогами ряд новых задач, решение которых призвано помочь подрастающему поколению как можно раньше определиться с талантами и склонностями. Педагогическая сторона решения данного вопроса заключается в организации доступного образования во всех возможных профильных школах: музыкальных, хореографических, художественных, спортивных. Действия психологов не столь очевидны, но не менее значимы для достижения общей цели. Каждый специалист, работающий с детьми школьного возраста будет уделять особое внимание развитию мелкой моторики. Именно точные движения рук, которые происходят в момент рисования, лепки или игры на музыкальных инструменте, в значимой степени способствуют полноценному развитию центральной нервной системы ребенка. Итак, творчество — средство развития каждого ребенка, способ формирования его адекватного восприятия окружающего мира. Есть и второй аспект работы с творческим самовыражением ребенка, который широко используют психологи. Дело в том, что язык ребенка не всегда способен выразить всю ту симфонию эмоций, которая звучит внутри каждого ребенка. И здесь на помощь приходит самовыражение при помощи рисунка, созданного музыкального произведения, танца. Существует огромное количество проективных методик, которые помогают психологу определить эмоциональное состояние детей такие как: «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек».

36 стр., 17767 слов

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах ... Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй (Дж. Родари), в рисовании и других видах творчества. ...

31 стр., 15140 слов

Развитие сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного ...

... природы детского изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации. В своей книге “Изобразительная деятельность ребенка ...

Еще одним важным аспектом работы психологов в области детского творчества является выявление одаренных детей. До недавнего времени одаренность связывали исключительно с интеллектом. Однако в последнее время все изменилось. Как считали психологи А. В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкин, что одаренность — это особое видение мира, восприятие объективной действительности сугубо субъективным способом. Одаренность может проявиться на ранних стадиях онтогенеза и выражаться в повышенном интересе ребенка ко всем происходящим процессам. Именно в этот период проще всего «зарубить» одаренность, ибо взрослые склонны не созерцать особенности поведения ребенка, а всячески подталкивать его к тому или иному способу развития. Внимательное наблюдение за ребенком может позволить специалисту увидеть ростки одаренности уже в младшем дошкольном возрасте и с помощью родителей приложить все усилия для их дальнейшего совершенствования. В данной ситуации не работает тесты, стандартизированные методики — нужны только любовь, наблюдательность и чувствительность к проявлениям нестандартности в мышлении.

Ребенок, одаренный в той или иной области, наверняка обладает и другими особенностями восприятия окружающей действительности. Признаком одаренности является нестандартность мышления — и внешне она может проявляться весьма различными способами. Ребенок может быть более задумчивым, чем его сверстники, порой рассеянным, или напротив, слишком напористым и капризным. Чувства человека творческой профессии всегда несколько более обостренны, чем у обычного среднестатического представителя человечества. То же самое можно сказать и о ребенке. Талантливые, одаренные дети остро могут реагировать на ложь, грубость, несправедливость. Они с трудом принимают поражения в любом жизненном аспекте, подразумевая как естественное состояние собственную исключительность. Воспитание таких детей — весьма ответственная и сложная работа.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

способность одаренность творчество

Психологи выделяют следующие основные виды детского художественного творчества: литературное, театральное, художественно изобразительное и прикладное творчество, музыкальное. Теперь обо всех по порядку.

Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Хорошо известно, что в раннем возрасте все дети проходят через несколько стадий рисования. Рисование и является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не побуждаемые никем из взрослых иногда достаточно бывает самого легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование. Наблюдения показали, что рисуют все дети, и стадии, через которые проходит их рисование, более или менее являются общими для детей одного возраста. В эту пору рисование — любимое занятие детей. К началу школьного возраста любовь и интерес детей к рисованию начинают ослабевать. У очень многих, даже у большинства наших детей, сколько-нибудь самостоятельное тяготение к рисованию пропадает вовсе. Сохраняется эта привязанность только у одиночек, наиболее одаренных в этом отношении, да еще у таких детских групп, у которых условия воспитания дома или в школе стимулируют занятия рисованием и побуждают его развиваться. Очевидно, существует какая-то внутренняя связь между личностью ребенка в этом возрасте и между его любовью к рисованию. Очевидно, творческие силы ребенка сосредоточиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет. С переходом в другую фазу развития ребенок подымается на высшую возрастную ступень он изменяется, а вместе с тем меняется и характер его творчества. Рисование остается позади уже пережитым этапом, и ero место начинает занимать новое, словесное, или литературное, творчество, которое и господствует, особенно в период полового созревания у подростка. Некоторые авторы полагают даже, что только с этого возраста и можно говорить о словесном творчестве у детей в собственном смысле этого слова.

25 стр., 12269 слов

» Праздники и развлечения в дошкольном учреждении, как формирование ...

... детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные ... детей позволяет развить у детей стремление к познанию, творчеству; доставить детям ... имеет большое значение в развитии ребенка, как личности, ... заинтересовать детей, завлечь их, зажечь сердца, ...

«Само творчество словесное, — говорит Выготский Л. С., — в подлинном смысле слова ведет свое начало именно с наступлением половой зрелости. Ведь нужен достаточный запас личных переживаний, нужен свой жизненный опыт, умение анализировать отношения между людьми в различной среде, чтобы создавать в слове нечто свое, по-новому (с особой точки зрения) воплощающее и комбинирующее действительные факты жизни. Ребенок раннего школьного возраста еще не в силах этого сделать, и поэтому его творчество имеет условный и во многих отношениях очень наивный характер». Есть один основной факт, который очень убедительно показывает, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени накопления опыта, только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира для ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от их устной речи.

Известно, что письменное выражение мыслей и чувств школьником значительно отстает от его способности словесно выражать их. Дать объяснение этому факту нелегко. Когда разговариваешь с бойким мальчиком или девочкой о вещах, близких их пониманию и интересам, то слышишь обычно от них живые описания и находчивые ответы. Болтовня с ними становится прямым удовольствием. Если же тех же детей попросить совершенно свободно описать тот предмет, о котором только что шла речь, мы получим лишь несколько скудных предложений.

Объяснение этому несоответствию в развитии устной и письменной речи заключается, главным образом, в различии трудности того или другого средства выражения для ребенка, когда ребенок становится перед более трудной задачей, он начинает справляться с ней, как будто бы он был значительно моложе возрастом. Достаточно осложнить речевую работу ребенка давать ему трудную задачу, т. е. заставить его говорить на бумаге, и мы увидим, что его письменная речь становятся более молодой, чем устная появились слова, не связанные в предложения, очень увеличилось число повелительных наклонений. То же можно видеть решительно во всем, когда ребенок выполняет трудную умственную работу, он начинает вновь проявлять все особенности более младшего возраста. Мы показываем семилетке картину с подходящим для его возраста содержанием и просим его рассказать про эту картину. Он рассказывает, как семилетка, т. е. говорит, кто, что делает на картине. Но вот покажите ему трудную для него картину, и он начнет рассказывать, как трехлетка, т. е. только бессвязно перечисляя нарисованные предметы».

64 стр., 31603 слов

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия ...

... постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); детский сад (в первую очередь воспитатели); общество (сверстники, друзья). По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько ...

То же самое происходит и тогда, когда ребенок переходит от устной речи к письменной. Письменная речь представляет большие трудности вследствие того, что она имеет свои законы, частью от личные от законов устной речи, и эти законы оказываются ещё недостаточно доступными ребенку. Очень часто затруднения ребенка при переходе к письменной речи объясняются более глубокими внутренними причинами. Устная речь всегда понятна ребенку она возникает из живого общения с другими людьми, она является совершенно естественной реакцией, откликом ребенка на то, что действует вокруг него и задевает его. При переходе к письменной речи, гораздо более отвлеченной и условной, ребенок часто не понимает, для чего нужно писать. У него отсутствует внутренняя потребность в писании. Особенно это сказывается в тех случаях, когда ребенок пишет на заданные в школе темы. В старой школе развитие литературного творчества учеников шло, главным образом, в том направлении, что учитель задавал тему для сочинения, а перед детьми ставилась задача написать это сочинение с возможным приближением своей речи к литературной речи взрослых или к стилю тех книг, которые они читали. Эти темы оставались чуждыми пониманию учеников, не задевали их воображения и их чувств. Детям не показывались примеры того, как нужно писать. Очень редко сама работа связывалась с какой-нибудь понятной, близкой и доступной детям целью. Такие педагоги, неправильно направляя детское литературное творчество, часто убивали непосредственную красоту, своеобразие и яркость детского языка, затрудняли овладение письменной речью как особым средством выражения своих мыслей и чувств и воспитывали у детей тот, школьный жаргон, который создавался из чисто механического привития детям книжной речи взрослых.

Развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей. Очень часто ребенок плохо пишет оттого, что ему нечего написать.

«Надо приучать ребенка, — говорит Выготский Л.С. , — писать только о том, что он хорошо знает, о чем он много и глубоко думал. Нет ничего вреднее для ребенка, как давать ему темы, по которым он мало думал и о которых у него мало, что есть сказать. Это значит воспитывать бессодержательного, поверхностного писателя. Чтобы воспитать в ребенке писателя, надо развить в нем сильный интерес в окружающей жизни. Лучше всего ребенок пишет о том, что очень интересует его, особенно если он в этом разобрался, о чем он много и глубоко думал, что он хорошо знает и в чем он хорошо разбирается. Надо приучать ребенка никогда не писать о том, чего он не знает, в чем не разобрался и чем не интересуется. А между тем учителя часто поступают как раз наоборот и тем самым губят в ребенке писателя». Поэтому Выготский советует выбирать наиболее подходящие для детей виды литературных произведений, именно записочки, письма и небольшие рассказы. Задача заключается в том, чтобы создать у ребенка потребность в писании и чтобы помочь ему овладеть средствами писания.

Правильное и научное воспитание вовсе не означает искусственного привития детям извне совершенно чуждых им идеалов, чувств или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. Многие исследователи детского творчества, приходят к выводу, что драма и стихи не являются естественной формой детского творчества. По его мнению, если эти формы и встречаются в детском творчестве, то главным образом под влиянием посторонних условий. Наоборот, проза является, по их мнению, особо свойственной ребенку творческой стихией.

Детские произведения, как по содержанию, так и технически по большей части примитивны, подражательны, неравноценны и не обнаруживают усиливающейся постепенно интенсивности. Значение этого творчества важно скорее для самого ребенка, чем для литературы. Было бы неверно и несправедливо рассматривать ребенка как писателя и предъявлять к его произведениям те требования, которые мы предъявляем к произведению писателя. Детское творчество стоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни. Игра нужна самому ребенку, также и детское литературное творчество нужно прежде всего для правильного развертывания сил самого автора. Оно нужно и для той детской среды, в которой оно рождается и к которой оно обращается. Это, конечно, не значит, что детское творчество должно возникать только самопроизвольно из внутренних побуждений самих детей, что все проявления этого творчества совершенно одинаковы и что они должны удовлетворить только субъективному вкусу самих детей. В игре самое важное не то удовольствие, которое получает ребенок, играя, но та объективная польза, тот объективный смысл игры, который бессознательно для самого ребенка осуществляется им. Этот смысл, как известно, заключается в развитии и упражнении всех сил и задатков ребенка. Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества. В качестве примера можно привести столь распространенную форму, как детский журнал или стенгазету. В журнале находят себе применение самые разнообразные способности ребят: дети-художники иллюстрируют, украшают склонные к литературе — пишут, организаторы ведут собрания, распределяют работу; любители переписывать, наклеивать, вырезывать, а таких довольно много, с увлечением занимаются этим делом. Словом, в журнале находят себе применение самые разнородные детские склонности. Старшие и более способные увлекают за собой отсталых и инертных. И все это делается само собой, безо всякого внешнего воздействия. Важна роль журнала и в развитии письменной речи ребят. Общеизвестно, что работа, которую дети делают с интересом и добровольно, приносит гораздо большие результаты, чем та же работа по принуждению. Но едва ли не самая большая ценность журнала та, что он приближает литературное детское творчество к детской жизни. Детям становится понятно, для чего вообще нужно писать. Писательство становится для них осмысленным и необходимым занятием. Такое же значение, если не большее, имеют школьные и классные стенгазеты, позволяющие также объединить в коллективном усилии труд самых различных по склонности детей, вечера и тому подобные формы работы, стимулирующие детское творчество.

Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество, или драматизация. Наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребенку. Это объясняется основным моментом. Драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Драматическая форма лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребенком в подражательной форме. Силою инстинкта и воображения ребенок создает те положения и обстановку, которых не дает ему жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. В драматической форме, таким образом, сказывается с наибольшей ясностью тот полный круг воображения, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. Ребенок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои представления: он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел. И эта драматизация впечатления от поезда доставляет ребенку огромное наслаждение.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом, между прочим, и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это — словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Игра — жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру мы можем рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего напряжения в то же время его психики. Некоторые педагоги высказывались резко против детского театрального творчества. Они указывали на опасность этой формы, заключающуюся в раннем развитии детского тщеславия, неестественности и т. п. И в самом деле, детское театральное творчество тогда, когда оно стремится непосредственно воспроизвести формы взрослого театра, является малоподходящим для детей занятием. Начать с литературного текста: заучивание чужих слов, как это делают профессионалы-актеры, слов, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество и превращает ребенка в связанного текстом передатчика чужих слов. Вот почему гораздо ближе детскому пониманию пьесы сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества. Здесь возможны самые различные формы и степени от заранее подготовленного и проработанного литературного текста и до легкой наметки каждой роли, которую сам ребенок в процессе игры должен импровизированно развернуть в новый словесный текст. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все — от занавеса и до развития драмы — должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу. Тогда вокруг постановки сложатся самые разнообразные виды детского творчества: технического, декоративно-изобразительного, словесного и драматического в полном смысле слова.