Психологическая структура личности

Контрольная работа

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. Не всякий задумывается об этом, и с этим трудно не согласиться. А между тем, можно значительно «облегчить» жизнь себе и другим окружающим людям, поняв и усвоив некоторые теоретические давно установленные истины психологии, которые помогут разобраться в причинах того или иного своего состояния.

Само слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике , а психолог — это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.

Несколько слов об особенностях психологии как науки. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели — познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... в. Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения. Задачи психологии •Разработка проблем методологии и истории психологии. •Изучение особенностей ... характеристик в исторической жизни общества. •Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности. •Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и ...

Что же такое личность?

Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность» . Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»:

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.” (Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2001, с.64-87)

Личность — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.” (Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. — СПб.: Питер, 2000, с.263).

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.” (Петровский А.В. Общая психология. — М.: Просвещение, 1986).

Личность — это такая система психических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль, истина и подобные всечеловеческие ценности).” (Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для студентов высших учебных заведений непсихологических специальностей. — М.: ЮНИТИ, 1997).

“Под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделённого своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.” (Васильев И.С., Агафонов А.В. Психология и педагогика. Курс лекций для студентов всех специальностей. — М.: МГТУ ГА,1999).

» Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.” (Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 книгах. Книга 1. — М: Просвещение, ВЛАДОС, 1994)

Сложно выбрать однозначно верное во всех отношениях определение такого сложного и многогранного понятия, как «личность». Но всё же однозначно можно утверждать, что все из всех определений теоретиков психологии можно выделить нечто общее и свести к одному определению:

4 стр., 1884 слов

Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности

... характеристики личности может относиться и к личности как налогового преступника, так и добросовестного налогоплательщика ... правоисполнительного поведения . Правовые представления, оценки и установки образуют правосознание личности. Правосознание человека определяется ... судебной и криминальной психологии исследованиями определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, ...

Чаще всего под «личностью» понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития — под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).

Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Таким образом, понятие «личность» характеризует особенности развития человека как социального существа.

2. Психологическая структура личности

«Структура — совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы…».(Словарь практического психолога)

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие «личность». В рамках данной работы невозможно охватить все теории о психологической структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихся между собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. Выделить среди них что-то общее и обобщить все теории я не считаю возможным.

В связи со сказанным хотелось бы процитировать авторов известного во всем мире современного учебника по психологии личности Л. Хьелла и Д. Зиглера: «…чтобы не потерять своей научной значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новых эмпирических данных» (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.).

В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики крайне актуальным является построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должны объединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристики психики и личности.

5 стр., 2151 слов

Модели и методы анализа и синтеза сценариев развития социально-экономических ...

... Предложенные методология, модели и методы сценарного анализа и синтеза использовались при разработке: систем управления спецобъектами; систем управления экологической безопасностью на ряде объектов в РФ; систем управления экономической безопасностью; перспективных планов развития ...

Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

  • в лечения — одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности.
  • желания — переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой — недостаточной осознанностью причин такого стремления.
  • интересы — одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным.
  • идеалы — образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
  • мировоззрение — система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе;
  • основная форма направленности личности.

убеждения — форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение.

потребности — объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности.

2. Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация).

Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

  • знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
  • умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
  • навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности:

ощущения — это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям.

3 стр., 1394 слов

Связь памяти с личностью человека

... есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находившегося в ... продолжительной концентрации внимания. Интерес обуславливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с ними. Существенную роль в процессах памяти играют эмоции, которые тоже ...

восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.