«Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [1]
Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития, о взаимосвязи обучения и воспитания, о совместной деятельности педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию сложились под влиянием идей русских педагогов Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского,
Н. И. Пирогова и других.
Разработка проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в отечественной педагогической науке инициировала поиск оптимальной модели педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. Интеграция воспитательных усилий учителей была одной из важнейших задач педагогики и школы в 1920-1930-е гг. (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.).
В последующий период менялись подходы к проблеме профессионального развития педагогического коллектива и управления этим процессом: от тотального контроля в 30–40-х годах до построения более гуманных основ управления профессиональным ростом членов коллектива, что нашло свое отражение в деятельности таких руководителей школ, как Э.Г. Костяшкин, К.Ф. Карманов. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе
В.А. Сухомлинского, в ряде работ которого подтверждена правомерность сформулированных автором принципов коллективной организации деятельности учителей.
В.А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои особенности. Обмен опытом должен приводить не к копированию работы той или иной школы, а к оценке идей и концепций её деятельности.
С начала 70-х и до 90-х годов наблюдается подъем интереса к исследованию проблем, связанных с функционированием и профессиональным ростом педагогического коллектива, изучаются его функции, структура, проблемы взаимоотношений между его членами, влияние коллектива на учащихся (Н.С. Дежникова,
«Совершенствование педагогического мастерства учителей школы ...
... учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического ... растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость ... приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или . ...
Л.И. Новикова, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).
Этот период характеризуется привлечением внимания к проблемам педагогического коллектива не только педагогов, но и психологов, что обеспечило развитие нового направления исследований, связанных с вопросами управления педагогическим коллективом (В.И. Зверева, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Ю.А. Конаржевский, Р.Х. Шакуров и др.).
Коллективом называется разновидность социальной общности и
совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и
признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других
социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:
- устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;
- отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;
- относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;
- структурированности – определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;
- организованностью, то есть – упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;
- открытостью – то есть готовностью к принятию новых членов;
Психологические характеристики педагогических коллективов можно изучать с помощью того методического инструментария, который традиционно применяется при исследовании малых групп. Несмотря на то, что малые группы являются традиционным объектом социально-психологических изысканий, на изучении уровня их развития (тем более, если эти группы представляют собой коллективы образовательных учреждений) содержательный акцент ставится явно недостаточно часто.
Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива, но, в то же время имеет и свои специфические особенности.
Анализ работ В.А. Караковского, В.И. Лизинского, Х.Й. Лийметса, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.П. Пугачевой, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского и других позволяет описать педагогический коллектив как социальную систему, отличающуюся совокупностью значимых признаков, каковыми являются:
- наличие формальной и неформальной структур группы, обеспечивающих ее внутреннее единство как субъекта педагогической деятельности (Э. Мэйо и др.);
- специфический характер социально-психологического климата коллектива (Л.П. Буева, А.В. Воробьев, Ю.М. Жуков, Л.Н. Коган, М.Ю. Кондратьев, В.В. Косолапов, Е.С. Кузьмин, А.Н. Лутошкин, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.А. Покровский, А.А. Русалинова, А.К. Уледов, В.М. Шепель, А.Н. Щербань и др.);
- положение личности в группе, развитие и сплоченность коллектива (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев, С.А. Котик, В.С. Магун, Ю.А. Орн, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, К. Сакс, Л.С. Славина, Т.В. Снегирева, В.Г. Хроменок, В.В. Шпалинский, Т.И. Юферева и др.).
31 стр., 15430 слов
Управление конфликтами в педагогическом коллективе материал
... педагогическом коллективе. Объект исследования – педагогические конфликты. Предмет исследования – способы управления конфликтами в педагогическом коллективе. Гипотеза исследования : управление конфликтами в современном педагогическом коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации ...
Особенности педагогического коллектива.
Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути, коллективы учебных заведений дают учащимся первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.
Педагогическая деятельность коллектива
В категориях науки управления и системного подхода
Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды — формирование педагогической культуры родителей и общества в целом — становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. Для многих учителей характерна активная реализация исследовательской функции в педагогической деятельности. Учитель-исследователь сегодня — это педагог, способный выйти за пределы нормативной деятельности, тонко улавливающий преимущества и недостатки педагогических нововведений, способный сам осваивать, создавать и внедрять новые ценности и технологии.
Другая особенность педагогического
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ...
... инновационной деятельности, а с другой, действенным средством, условием ее совершенствования. Гуманизация выступает как основополагающая характеристика инновационных концепций, она становится важнейшей предпосылкой и характеристикой человеческих отношений между поколениями. Педагогическая ...
Одной из особенностей
К числу особенностей
Наблюдения показывают, что в силу ряда причин материального, временного порядка резко сократилось число выписываемых литературных изданий, периодической печати, число посещений учителями кинотеатров, музеев и выставок.
Специфической особенностью педагогического