Социально-психологическая служба в школе

Контрольная работа

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования. Данная система должна включать социально-психологическую службу.

Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Этим определяется актуальность данной работы.

Объектом работы является социально-психологическая служба в школе.

Цель работы — организация социально-психологической службы.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  •  изучить деятельность социально-психологической службы школы;
  •  организовать социально-психологическую службу в школе;
  •  описать правовую основу, цели, задачи, структуру, функции, направления и принципы социально-психологической службы.

    1.

Организация работы социально-психологической службы в школе

Социально-психологическая служба средней общеобразовательной школы (далее СПС) — это структура, которая работает в единой системе учебно-воспитательного процесса учреждения.

Социально-психологическая Служба руководствуется Конституцией и законом Российской Федерации об Образовании; Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; Конвенцией ООН о правах ребенка; решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости, социальной защиты обучающихся, а также Уставом школы, приказами и распоряжениями директора, Положением о социально-психологической службе средних общеобразовательных школ (Приложение А).

32 стр., 15586 слов

Социальная работа в школе

... Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных ... по поддержке семьи); социальная работа в школе. два типа школьных проблем в процессе обучения в школе: проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, ...

Цель деятельности СПС: обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях.

Задачи социально-психологической службы:

  •  обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;
  • содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе;
  •  мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни;
  •  выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;
  •  социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
  •  проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей;
  •  осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;
  •  социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей;
  •  реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу “риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
  •  обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями;
  •  изучение морально-психологического климата в семьях учащихся, своевременное выявление неблагополучных семей, обновление банка данных неблагополучных семей. Оказание комплексной социально-психо-педагогической помощи и поддержки семье;
  •  контроль за морально-психологическим климатом в семьях, за созданием комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в семьях;
  •  охрана прав ребенка. Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
  •  формирование нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок и в жизненном самоопределении и нравственном поведении. Активизация профилактической работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам;
  •  всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся;
  •  воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся;
  •  развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков в каникулярное время.

Основные формы и методы работы социально-психологической службы [6]:

  •  индивидуальная и групповая работа со школьниками;
  •  организация коллективной деятельности и общения;
  •  организация воспитывающей среды;
  •  комплексное психолого-педагогичсекое обследование;
  •  опросы педагогов и родителей;
  •  наблюдение школьников;
  •  психологическое обследование школьников.

Диагностическая работа представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся.

20 стр., 9883 слов

Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста

... подростковом возрасте. Провести психологическую диагностику по изучению социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста, изучить социометрические статусы учащихся класса, коэффициент взаимности, ... климата, используя методы социального управления, преодоления конфликтов и развития сплоченности класса. Разработками данной проблемы занимались Ф. Оллпорт ...

Для решения этих задач выделены ведущие направ­ления деятельности, осуществляемые в зависимости от их конкретного содержания администрацией школы, педагогическим кол­лективом или специалистами школы (соц. педагогом, психологом, логопедом).

[1]

1. Диагностическая работа, направленная на выявление психолого-педагогических особенностей обучения, поведе­ния и психического развития школьников. Психолого-педа­гогическая диагностика является фундаментом, так как вся остальная деятельность педагогов и психологов опирается на данные обследования каждого конкретного ребенка и информацию об особен­ностях класса в целом.

2.Аналитическая психолого-педагогическая де­ятельность, направленная на адаптацию программ и методик препо­давания к данным конкретным ученикам, построение учебного процес­са с учетом современных психологических требований.

3. Консультативная работа, направленная на выработку общей педагогической стратегии обучения и общения по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом данных социально-психологической диагнос­тики и педагогического наблюдения. В рамках данного направления разворачивается также консультирование родителей по вопросам обу­чения и взаимодействия с детьми.

4. Коррекционно-развивающая деятельность. В рамках данного направления разворачиваются различные формы социально-психологической работы с детьми, осуществляемой пси­хологом и социальным педагогом в соответствии с особенностями периода обу­чения, переживаемого школьниками и спецификой выявленных проблем их обучения, поведения и психологического развития.

Развитие социально-психологической службы зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы [7]:

  •  профессиональная компетентность и направленность личности участников службы;
  •  управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы;
  •  потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг;
  •  наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности.

В состав СПС входят, социальный педагог, педагоги-психологи, логопед, психолого-педагогический консилиум. В своей деятельности они руководствуются Положением о социально-психологической службе и своими должностными инструкциями (Положения Б,В).

14 стр., 6555 слов

Психологическое развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе

... обучения дошкольников, построенная в логике развития воображения, предполагает прежде всего создание общего контекста деятельности, в рамках которого приобретают смысл все действия и поступки отдельных детей ... дошкольников, где перемежаются серьезные занятия и игра, представляющие собой две отдельные сферы, не соответствует психологическим особенностям детей ... подготавливает ребенка к обучению в школе, ...

Система организации работы социально-психологической службы строится на основе взаимодействия социально-психологической службы с администрацией школы, государственными и общественными организациями, занимающимися вопросами социальной защиты и защиты прав ребенка (Приложение Г, Д).

2. Деятельность социально-психологической службы школы на разных этапах обучения в школе

На разных этапах обучения детей в школе (начальное звено, среднее и старшее) социально-психологическая служба решает различные задачи по сопровождению школьников.

В начальном звене (особенно в 1 классе) основная задача психолого-педагогического сопровождения – создание условий для успешной адаптации детей к школе, си­туации обучения и нового социального взаимодействия. Для решения этой задачи реализуются следующие ви­ды деятельности [5]:

1. Психодиагностическое обследование детей с целью определения их психологической готовности к школьному обучению. Оно состоит из нескольких этапов и реализуется как педагогом, так и специалистами школы (соц.педагогом, психологом, логопедом).

Проводится общее психодиагностическое обследование детей, направленное на выявление когнитивной, мотива­ционной и эмоционально-волевой готовности детей к школьному обу­чению. По результатам диагностики выделяются группы детей, психологически готовых к школе, а также дети:

  •  с предполагаемыми нару­шениями умственного развития;
  •  с выраженными проблемами в лич­ностной и эмоционально-волевой сферах.

С этими детьми проводятся специальные диагностические обследования, направленные, с одной стороны, на установление факта нарушений в умственной сфере, а с другой стороны — на выявление конкретного содержания внут­реннего конфликта ребенка, провоцирующего личностные или эмоци­онально-волевые проблемы.

2. Анализ психодиагностических данных и разработка на их осно­ве стратегии сопровождения для каждого ребенка. При разработке стра­тегии планируются направления работы с самим ребенком, содержа­ние консультаций для его родителей и педагогов, возможность и необ­ходимость привлечения других специалистов.

3. Формирование развивающих групп школьников по результатам диагностики, Организация групповых занятий, цель которых — целостное развитие лично­сти ребенка с учетом особенностей развития и возможностей усвоения школьной программы в данный период. Вместе с тем, сама групповая форма организации позволяет в рамках таких групп развивать социальные навы­ки, формировать саморегуляцию, самосознание детей.

4. Формирование логопедических групп для детей, нуждающихся в логопедической коррекции.

5. Психолого-педагогическое просвещение родителей (расширение круга их научных представ­лений об особенностях младшего школьного возраста и его основных проблемах, об оптимальных стилях детско-родительского общения и т. д.).

24 стр., 11572 слов

«Особенности социально-психологической поддержки несовершеннолетних ...

... данного феномена, распространенность материнства несовершеннолетних, сложность социального положения данной категории требует научного осмысления рассматриваемой проблемы. Исходя из вышеобозначенных моментов, был сформулирован объект и предмет дипломной работы (дипломного проекта), определены ее ...

Успешная социально­-психологическая адаптация первоклассников возможна лишь в тех слу­чаях, когда помощь и поддержка направляется ребенку из всех важней­ших сфер его жизнедеятельности. Успешность социализации и адаптации ребенка в значительной степени зависит от того, какую позицию займут родители, какой тип взаимоотношений будет выбран в семье ребенка