Контрольная работа: Психоаналитическое направление в психологии

Контрольная работа

Особенности психоанализа, отличия направления от других течений в психологии

Понятие «психоанализ» было введено в научный психологический дискурс Зигмундом Фрейдом. Он использовал его для определения новой методики, разработанной во время исследований психических расстройств. По теории Фрейда, психика состоит из осознаваемой части, скрытой и цензурирующей прослойки. Предсознание не позволяет скрытым страстям и желаниям человека проникнуть в сознание. Чтобы высвободить их и избавить пациента от противоречий, Фрейд придумал несколько способов извлечения из подсознания скрытой информации. Комплекс методик он назвал психоаналитическим методом.

В дальнейшем исследования Фрейда изучали и развивали многие психоаналитики, в частности, его дочь — Анна Фрейд. Своей целью они видели поиск взаимосвязи сознательной и бессознательной части психики. Именно посредством этой связи происходит передача информации. Нарушения в работе психики обусловлены конфликтами между сознанием и подсознанием. Человек, одновременно являясь биологическим и социальным существом, вынужден постоянно искать компромисс между своими желаниями и приемлемым в социуме поведением. Задача психотерапевта — найти причину конфликта и помочь пациенту разрешить его доступным способом.

Помимо психоанализа, для постановки правильного диагноза психологи работают с несколькими сферами:

  • эмоциональной;
  • мотивационной;
  • чувственными образами;
  • взаимоотношением с действительностью.

Психоаналитики рассматривают только личные данные индивида, и это значительно затрудняет поиск истинной причины заболевания, ограничивая инструментарий психолога.

Понятие психоанализа

Определение 1

Психоанализ — методика исследования процессов, происходящих в душе, которые невозможно исследовать другими способами.

Понятие психоанализа в психологию ввел Зигмунд Фрейд полагавший, что бессознательное содержание остается таковым только при постоянном и значительном расходе энергии либидо. Когда содержание становится доступным, то освобождается энергия, которую эго может использовать для более полезных устремлений индивида. Освобождение заблокированного содержания позволяет свести к минимуму саморазрушение. Потребность в наказании или чувстве неполноценности можно переоценить посредством осознания ранних событий, фантазий, приведших к такой потребности. В результате этого человек освобождается от страданий, которые постоянно доставляет сам себе.

2 стр., 833 слов

Информация. Современное определение понятия информация. Роль ...

... можем найти десятки определений «информации», обладающих различным смыслом. Роль информации в жизни личности, общества и государства. Возникновение «информационного общества» относят к 1970-м годам. Именно с этого момента возрастает роль «информации» в жизни человека, общества и государства. Появляются такие понятия как «информационные ресурсы», «информационная ...

Замечание 1

Основные категории психоанализа: сознательное, бессознательное и предсознательное. Сознательное представляет собой небольшую часть психики. Бессознательное и предсознательное – это менее изученные и раскрытые компоненты сознания. Психический процесс является бессознательным если о его существовании можно сделать вывод только по результатам его воздействия. Предсознательное является частью бессознательного, содержащей доступные воспоминания.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психоанализ в психологии 410 руб.
  • Реферат Психоанализ в психологии 220 руб.
  • Контрольная работа Психоанализ в психологии 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Согласно теории психоанализа достижение соглашения с требованиями ИД возможно, но достаточно трудновыполнимо. Психоанализ стремится к преодолению естественного сопротивления и возврату болезненных, подавленных мыслей и воспоминаний из зоны ИД в область сознательного. Освобождаясь от репрессивных влияний бессознательного, человеческое эго стремится установить новые вершины удовлетворения во всех сферах деятельности.

Теория Юнга о коллективном бессознательном

Предметом исследования Юнга стала структура бессознательной психики. Он полагал, что индивид не наполняет психику вытесненными желаниями, а получает образы, накопленные его далекими предками. Таким образом, его бессознательное — кладовая, в которой хранится не только индивидуальная, но и коллективная информация, и личность не может рассматриваться в отрыве от них.

Юнг разделил личное и коллективное, выделив первое в верхний, более осознаваемый слой психики. К нему относятся личные воспоминания, забытые желания, переживания, связанные с индивидуальным опытом. Наполнение личного бессознательного зависит от социальных условий человека, его личной истории.

Коллективное уходит вглубь, в неосознаваемый слой психики. В него включены инстинкты, природное знание, влечения и архетипы. Все знания, полученные людьми от животных, расовые и религиозные предрассудки становятся наследством и переходят в бессознательное каждого человека, независимо от его локальной культуры.

Накопленные архетипы и инстинкты определяют поведение человека, его внутренне содержание. Юнг полагал, что человеческих типа всего два: экстравертивный и интровертивный. Первый направлен во внешнюю среду. Такой человек нуждается в регулярном контакте с другими людьми, энергетический заряд он может получить только во время общения. Второй — направлен внутрь себя. Интровертивные люди нуждаются в частом уединении, они поглощены собственными переживаниями и мыслями. Чистые типы встречаются редко, большинство людей представляют собой смесь из двух типов, лишь немного склоняясь к одной из полярностей.

Также Юнг пересмотрел фрейдовское понимание термина «либидо». Он определял его как влечение, но не отождествлял только с сексуальным инстинктом.

Теория Адлера о потребности в компенсации

Рассматривая процесс становления личности, Адлер в качестве движущего мотива назвал чувство неполноценности. Чаще всего причиной неполноценности становятся физические недостатки. Индивид, осознавая свое отличие от других людей, стремится вернуть чувство полноценности, занять более выгодное положение в обществе.

4 стр., 1854 слов

Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней

... дальнейшем исследовании проблем психики человека. Объект исследования: концепция З. Фрейда о структуре психики человека. Предмет исследования: уровни ... БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО З.ФРЕЙДА Бессознательное — это огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Впервые бессознательное в начале века было открыто австрийским психиатром З. Фрейдом. Категория бессознательного ...

Для этого он использует компенсацию, реализуясь в других сферах, не связанных с дефектной. Невозможность получить компенсацию вызывает невроз.

Адлер отрицал утверждения Фрейда о подверженности поведения человека инстинктам и влечениям. По его мнению, главным стимулом личности является стремление к общению, реализация себя как члена общества. Жизнь индивида определяет ориентированность на других субъектов, а не врожденные качества.

Теория психоаналитической транзакции Берна

Изучая теорию психоанализа Фрейд, Берн разработал собственную теорию, основанную на нескольких видах социальных игр. Под играми Берн понимал варианты взаимодействия, используемые индивидами в повседневном общении. Способ передачи информации он называл «транзакцией». Принимая на себя одну из социальных ролей, человек использует подходящий вид транзакции, позволяя собеседнику выбрать свой вариант взаимодействия.

Человек всегда пребывает в одном из 3 состояний: взрослый, ребенок или родитель. Динамика психики зависит от выбранного состояния, направляя поведение человека. В отличие от других психоаналитиков, Берн рассматривал личность в контексте истории жизни предков. Он полагал, что паттерн поведения наследуется или формируется под влиянием родителей

Идея, цели и задачи психоаналитического направления

Психоанализ в психотерапии — средство для получения полной информации о клиенте. Основные задачи психоанализа:

  1. Сбор необходимой информации о клиенте. Психоанализ позволяет собрать необработанные данные. В отличие от анкетирования и других методов, предполагающих выбор из нескольких вариантов ответов, психоаналитические методы позволяют не ограничивать клиента.
  2. Установление истинной причины психопатологии. Чем глубже находятся корни проблемы, тем сложнее установить первопричину. Психоанализ позволяет просмотреть все данные, заложенные в человеке, вплоть до обусловленных генетически.
  3. Устранение внутреннего конфликта противоречий. Психоанализ, высвобождая подавляемые желания, одновременно избавляет клиента от скопившегося напряжения, вызванного постоянной потребностью бороться с ними.

Идея психоанализа, как отдельного направления, подвержена общей концепции мотивации человеческого поведения. По мнению психологов, истинные мотивы поведения скрыты и зачастую непонятны самому человеку.

Отдельные направления, способы применения в психологии

В современной психоаналитической практике классические методы лечения применяют не только для лечения невроза, но и для изучения причины многих других заболеваний.

Отдельные приемы психоанализа используют, чтобы диагностировать и облегчить состояние клиента при депрессии, биполярном расстройстве, диссоциации, а также для решения проблем по личному запросу клиента.

Наиболее перспективными направлениями в психоанализе считают неофрейдизм и структурный психоанализ. Последователи теории Фрейда, взяв за основу его наработки, пытались пересмотреть их, чтобы приблизить представление о бессознательном к социальному, а не биологическому компоненту. Юнг скептически относился к роли бессознательного, рассматривая главной движущей силой структуры личности — приобретенные в социуме навыки. В структурном психоанализе для изучения бессознательного используют смысловые особенности речи: клиенты, имеющие разный жизненный опыт, наделяют одни и те же термины разным смыслом.

4 стр., 1892 слов

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа

... только одному человеку – Зигмунду Фрейду. Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа История создания становления психоанализа тесно связана с личностью основателя этой научной дисциплины - Зигмунда Фрейда, особенностями его ... направленного на исполнение неосуществленного желания путем галлюцинаторного удовлетворения. По мнению Фрейда, во время сна бессознательные желания, не нашедшие удовлетворения, ...

Последователи философии Фрейда не всегда принимали его концепцию полностью, стремясь привнести в нее личные представления. Но, независимо от авторской модификации, все концепции, основанные на психоанализе, включают учение о сознательном и бессознательном.

Современная теория психоанализа

Такие представители психоанализа, как Альфред Адлер, Жак Лакан, Карен Хорни и Карл Юнг внесли неоценимый вклад в развитие этого направления психологии. Именно их видоизмененная теория классического психоанализа, позволила создать новые методы выявления скрытых свойств психики человека. На протяжении ста лет, прошедших с появления метода психоанализа, появлялись различные принципы, на основе которых была выстроена многоуровневая система, сочетающая в себе различные подходы к решению внутренних конфликтов.

Благодаря последователям Фрейда, появились целые комплексы психотерапевтической коррекции, которые содержат в себе методы исследования бессознательной части человеческой психики. Одним из таких методов, является высвобождение личности из тех ограничений, что созданы в подсознательной области и препятствуют личностному развитию.

На сегодняшний день методика психоанализа включает три главных ветви, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными друг с другом:

  1. Прикладная форма психоанализа – используется для выявления и изучения общекультурных факторов, при помощи которых разрешаются определенные социальные вопросы.
  2. Клиническая форма психоанализа – методика терапевтической помощи людям, сталкивающимся с внутренними конфликтами, провоцирующими возникновение нервно-психических патологий.
  3. Психоаналитические идеи – являющиеся своеобразной почвой для возведения методов фактической коррекции.

Человек, прошедший психоанализ и психоаналитическую терапию сможет в корне изменить себя и свою жизнь

Психоанализ имеет высокую степень распространения в различных областях науки.

На сегодняшний день применение метода анализа личности пациента помогает справиться, как с невротическими заболеваниями, так и сложными расстройствами психики. Благодаря постоянному совершенствованию этого направления, ученые каждый день выявляют новые способы устранения различных патологий. Огромный вклад в совершенствование этой ветви, внесли последователи Фрейда, учение которых получило название неофрейдизм. Однако, несмотря на высокую распространенность и применение в различных сферах, теория психоанализа часто сталкивается с критикой. По мнению некоторых ученых, данное направление является псевдонаукой и незаслуженно получило столь высокую популярность.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких ... признаков способностей: 1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не всякие индивидуальные особенности, ...

Этапы анализа психики, инструментарий психоаналитика

В психоанализе используют поэтапную работу с человеком, состоящую из 3 ступеней:

  1. Продуцирование материала. На этом этапе психоаналитик собирает информацию, не пытаясь оценивать или фильтровать. Важно добиться полного откровения клиента, чтобы собрать правдивые данные.
  2. Анализ информации. Собранный материал рассматривается с точки зрения профессиональных знаний, подбирается модель работы с клиентом.
  3. Рабочий альянс с клиентом. Устанавливаются рабочие отношения с клиентом, в которых психолог выполняет направляющую роль.

Для сбора информации в психотерапии используют методы, позволяющие получить истинные данные. К таким методам относятся:

  1. Толкование сновидений. Клиент ведет дневник снов, куда ежедневно записывает все сны, которые может запомнить. Психолог использует записи для дальнейшего толкования.
  2. Проговаривание мыслей. Клиент в течение заданного времени проговаривает все мысли, не пытаясь обдумывать свою речь. Психотерапевт записывает информацию на диктофон, никак не комментируя услышанное при клиенте.
  3. Свободные ассоциации. Классический метод, разработанный Фрейдом и используемый им для характеристики внутренних состояний клиента. Заключается в применении ассоциативного мышления. Клиент слышит ряд несвязанных по смыслу слов, на каждое называя первую ассоциацию. На основе полученной данных делаются предположения о настоящих мотивах человека. Важно, чтобы ассоциации были первыми, клиент не должен задумываться и пытаться угадать, какая ассоциация будет предпочтительнее.

Достоверность получаемой информации зависит от степени доверия между психотерапевтом и клиентом. Правильный тип отношений устанавливается, если возникает феномен переноса: клиент видит в терапевте родительскую фигуру и переносит на него чувства и желания, испытываемые в раннем детстве.

Сновидения в психоанализе

Сновидения, согласно теории Фрейда, помогают психике человека в самозащите и достижении чувства удовлетворения. Сновидения являются способом высвобождения неосуществленных человеческих желаний при помощи его сознания и не требуют пробуждения физического тела. Дневные переживания преобразуются в сновидение за счет деятельности сновидения и дают человеку возможность сна.

Любое сновидение можно рассматривать как осуществленное желание. Это альтернативный способ удовлетворить требования бессознательного. В период бодрствования ЭГО человека стремится ослабить напряжение и усилить удовольствие. Во время сна все неосуществленные желания отбираются и выстраиваются так, что сновидение позволяет уменьшить напряжение или достичь чувства удовлетворения. Бессознательному не важно, достигается ли удовлетворение во внутренней или в физической реальности. И в том и в другом случае, происходит высвобождение накопившейся энергии. В сновидении принимают участие два уровня:

6 стр., 2921 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность

... человека. В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ...

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

  • проблемы текущие, не решенные на текущий момент;
  • часть давних важных проблем, которые не были решены ранее.

В процессе психоанализа терапевт помогает клиенту в толковании сновидений, для раскрытия у него бессознательных мотиваций. Фрейд сформулировал определенные обобщения, которые касаются отдельных видов сновидений. Следует отметить, что Фрейд говорил о том, что общий подход к сновидениям не всегда имеет силу. Индивидуальные ассоциации человека, которые возникаю по поводу его собственных сновидений, более важны, чем набор руководств по их толкованию.

Влияние З. Фрейда на развитие психоаналитического подхода

В основе психоанализа по Зигмунду Фрейду лежит представление о сознании, как главном механизме, регулирующем поведение. Изучая природу неврозов, Фрейд выяснил, что помимо сознания у человека есть скрытая, неосознаваемая сторона личности, в которой хранятся желания, стремления и мотивы. Подавление желаний вызывало такие сильные скрытые переживания, что у многих людей из-за них развивались неврозы и другие психические расстройства. Установив истину причину заболеваний, Фрейд начал искать средство избавления от них. Так появилась его авторская теория метода исцеления — психоанализ.

Философия психоанализа Фрейда базируется на нескольких компонентах:

  • бессознательные психические процессы;
  • Эдипов комплекс;
  • учение о сопротивлении и подавлении;
  • половое развитие.

По мнению психоаналитика, врач не может диагностировать пациента, если он не знаком с психоаналитической базой.

Психоанализ Фрейда дал психологии несколько основных понятий. К ним относится «либидо» — неосознаваемое половое влечение. Психоаналитик рассматривал любое творческое стремление как реализацию недоступных половых влечений. Творчество отображало истинные желания индивида, помогая снять эмоциональное напряжение. Также в работах Фрейда впервые появилось описание деструктивных процессов. Их развитие провоцирует конфликт «Танатоса» и «Эроса», антагонистических движущих сил, символизирующих фундаментальные понятия (любовь и ненависть, жизнь и смерть, потребность и отвержение).

Психоанализ изучает мотивы поступков человека, истинные причины которых ему самому недоступны. Фрейд выявил, что каждая личность стремиться к деструктивности, и только внешнее социальное воздействие побуждает его выбирать одобряемое поведение. Люди с низким уровнем саморегуляции не способны противиться тайным желаниям подсознания. Деструктивное поведение становится для них нормой.

Теория Фрейда о психоанализе ставит под сомнение даже рациональность мышления. Официально в науке разумность воспринималась главной ценностью и основным человеческим стремлением. Но Фрейд предположил, что разум не всегда дает индивиду то, чего он действительно хочет. Возможно, что рациональные размышления — лишь попытка подсознания маскировать реальные желания и чувства, делая их более приемлемыми. Занимаясь лечением неврозов, Фрейд считал необходимым позволить пациенту высвободить эти желания.

Процесс лечения был простым: пациент, лежа на удобном диване, должен был проговаривать все, что приходило ему на ум. Главное — не пытаться контролировать речь, озвучивая первый вариант мысли, даже если он звучит абсурдно. Фрейд во время сеанса сидел рядом с пациентом и записывал все, что он говорил. После на основе обработанной информации он строил предположения о скрытых желаниях и забытых воспоминаниях.

12 стр., 5726 слов

Инсайт. Психология личности

... инсайтом понимает способность личности менять мотивы собственного поведения, оперативно осознавать собственную психодинамику и понимать смыслы символического поведения. 1.5 Типы инсайта, Интеллектуальный инсайт, Эмоциональный инсайт Инсайт ... Инсайт в психологии Понятие инсайта является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Гештбльт-психолугия -- школа психологии ... препаратов, человек ... с Фрейдом, так ...

Также для изучения подсознания Фрейд работал со сновидениями. По его мнению, сон — попытка подсознания пробиться сквозь пелену социальных запретов и донести до человека подавляемое желание. Чем сложнее и запутаннее сон — тем большую значимость для пациента он имеет. В психоанализе это называется сопротивлением: подсознание стремится сломать волю человека, подавая ему скрытые символы. Анализ символов позволяет понять скрытое содержание сна, избавить человека от внутреннего напряжения.

Особое место в теории психоанализа Фрейда занимали страхи и, вызванная ими, тревожность. Его концепция выделяет 3 вида тревожности:

  • реалистическую;
  • невротическую;
  • моральную.

Каждая форма тревожности — защитная реакция, предупреждающая об опасности, позволяющая вовремя подготовиться к угрозе. Внутренний конфликт разрешается благодаря искажению объективной реальности, изменению отношения к угрозе.

Психоаналитическое направление в социальной психологии

Психоаналитическое направление в социальной психологии предполагает специфическую трактовку механизмов регуляции поведения людей в зависимости от их принадлежности к разным общностям. Согласно психоаналитической теории, структура личности человека состоит из следующих компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» является источником психической энергии и стремится к непосредственному удовлетворению первичных потребностей. «Сверх-Я» представляет собой усвоенные личностью в течение жизни социальные или личностные нормы и «задает» этические рамки поведения. «Я» — ядро личности, находится посередине между гедонистическими требованиями «Оно» и моралистическими запретами «Сверх-Я». Значение компонента «Я» состоит для личности в том, что он стремится к устранению вечного конфликта, порожденного инстинктом продолжения рода и запретами, налагающимися на реализацию этого инстинкта обществом. Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, которая, в свою очередь, проявляется в поведении. «Я» вырабатывает средства защиты психики от разрушающего действия конфликта; это особые формы бессознательной активности, способы психологической защиты. Их, согласно 3. Фрейду, несколько: — регрессия — возврат в детство, дающий психическое состояние комфорта и защищенности; — рационализация — использование только той информации, в соответствии с которой собственное поведение может быть социально одобренным; — вытеснение — сглаживание внутреннего конфликта путем забывания истинного, но неприемлемого мотива поведения; — проекция — бессознательный перенос собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений на другой объект; — идентификация — отождествление себя с другим человеком, перенос на него желательных чувств и качеств; — сублимация — переключение инстинктивной энергии на процесс творчества, а также проявление остроумия или любые действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

В современных зарубежных прикладных исследованиях, выполненных в рамках социальной психологии, широко используется представление о механизмах защиты: в психологии рекламы, в психологии торговли, в юридической психологии и т. д. Остановимся подробнее на одном из приведенных выше механизмов защиты идентификации.

6 стр., 2768 слов

Контрольная работа: Особенности ролевого поведения личности

... человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение. Социальный ... 1. Понимание личности в психологии Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных ...

Фрейд рассматривал семью как группу, оказывающую решающее влияние на индивида. Семейные взаимоотношения он понимал как прототип отношений в любой социальной группе. Сущность первичной группы, по Фрейду, состоит в системе эмоциональных связей между людьми, которые принимают одну и ту же личность — лидера — за свой идеал и идентифицируют себя с ним. Значит, они идентифицируют себя и друг с другом. Таким образом, устанавливается два рода связей — между членами группы и между каждым членом группы и лидером. В случае нарушения связей с лидером группа распадается. Лидер не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя самого. Именно это качество нарциссизма и делает его лидером.

При идентификации с лидером не предполагаются обязательно позитивные чувства по отношению к нему. Фрейд рассматривал идентификацию с лидером скорее как механизм защиты от враждебных чувств к нему и как косвенный способ самому «стать» лидером.

К психоаналитической школе в социальной психологии можно отнести теорию интерперсонального поведения, созданную В. Шутцем. По его мнению, наряду с биологическими потребностями у человека существуют социальные потребности — включения, контроля и любви. Если биологические потребности регулируют связь человека с физическим окружением, то социальные — связь личности с ее человеческим окружением. Ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения таких потребностей, находит способы адаптивного поведения, которые полностью определяют поведение взрослого человека по отношению к другим.

первая из социальных потребностей

Вторая социальная потребность, Третья социальная потребность

Шутц считал, что каждая группа проходит в своем развитии этапы, соответствующие трем типам социальных потребностей включения, контроля и любви. Формирование группы начинается с решения вопроса о том, остаться в данной группе или выйти из нее. Далее наступает фаза распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае распада группы движение идет в обратном порядке.

В свое время многие исследователи из ближайшего окружения Фрейда высказывали неудовлетворенность тем, что в его учении излишне подчеркивались биологические основания личности. Некоторые из них предприняли разработку собственных концепций и приобрели своих последователей. Так, Альфред Адлер полагал, что главным движущим мотивом человека является не превращение либидо, а в большей степени — борьба за превосходство. Главная цель в жизни, согласно его убеждениям, состоит в том, чтобы преодолеть чувство неполноценности, привитое нам в детстве. Люди выбирают те или иные профессии, женятся и выходят замуж, покупают дома и машины прежде всего для того, чтобы усовершенствовать собственное «Я» и таким образом чувствовать себя менее неполноценными, чем остальные.

Эрих Фромм считал, что движущей силой человека является стремление преодолеть тревогу, возникающую еще в момент его рождения — физического отторжения от тела матери. Эта тревога является следствием разъединенности пребывавших в слитном состоянии начал, нарушением первичного комфорта внутриутробного существования ребенка. Такую тревогу Фромм называл страхом одиночества, который человек может преодолеть двумя путями. Первый путь — стремление включить в «круг своей личности» других людей, автократически отрицая их своеобразие и исключительность; второй — включиться самому в какую-то общность (приобщиться к идее, направлению) вплоть до разрушения собственной индивидуальности. Оба пути осуществляются в русле так называемого садомазохистического комплекса, при котором предполагаются два способа разрушения индивидуальности. Оба они вызваны одиночеством и стремлением обрести слитное с другими людьми состояние.

45 стр., 22157 слов

Теоретико-методологические основы исследования конфликтного поведения ...

... Структура работы: оглавление, введение, глава 1 , глава 2, заключение, список используемой литературы, приложения. Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования конфликтного поведения личности 1 Теоретический аспект исследования конфликтного поведения личности подростков Конфликт (от ...

Бегство от свободы, или неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность перед миром, является, по мнению Фромма, одним из основных мотивов поведения человека. Тоталитарное общество представляет собой такое образование, в котором и свобода, и индивидуальность полностью уничтожены, но человек жертвует ими ради мнимой безопасности, на самом деле представляющей собой полную детерминированность, отсутствие возможности какого-либо выбора. Вместе с тем Фромм был настроен достаточно оптимистично. Он полагал, что возможно гармоническое взаимодействие общества и человека. Такую гармоничность он связывал с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. Он верил в то, что сознание человеком мнимости своего бытия («иметь»), реализация своей сущности («быть»), внутреннее моральное обновление освободят его от иллюзорности своего существования.

Карен Хорни (1885-1952) — представительница психоаналитического направления — тоже возражала против биологизации подхода к человеческой личности. По ее мнению, детские страхи коренятся во взаимоотношениях детей и родителей и вызывают так называемую базальную тревогу. Дело в том, что родители, стремясь обеспечить детям приемлемое, с точки зрения современного западного общества, будущее, заставляют их делать то, что совершенно не соответствует их внутреннему миру и психологической индивидуальности. Испытывая продолжительный прессинг, дети не ощущают себя принятыми и любимыми, особенно если не оправдывают родительских надежд. Базовая тревога, вызванная такой ситуацией, является невротической. Однако с неврозом можно справиться. Более того, личность начинает развиваться по мере того, как индивид учится справляться со своими тревогами. Хорни предложила свой метод индивидуальной работы (Хорни К., 1998).

Отметим, что психоаналитическое направление в социальной психологии основывается на предпосылке о «глубинных» детерминантах поведения человека, включающих в себя значительный элемент бессознательного. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.