Психика человека ее структура и основные понятия

Контрольная работа

Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру

Психика (от греч. psychikos — душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики — сознание — присуща человеку.

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение— это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика—это “субъективный образ объективного мира” [3].

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

4 стр., 1540 слов

Внутренний мир человека и его проявление

... свой внутренний мир. Внутренний мир человека и его внешние проявления. Учеными установлено: существует реальная возможность получать достоверную информацию о состоянии внутреннего мира человека по его внешним проявлениям. Дело в том, что взаимодействие психики ...

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

2) Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

3) Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма [4].

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.

2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

4 стр., 1969 слов

Деятельность и личность: строение и развитие личности

... Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры: широта связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов деятельности). Набор. Например, ... развитием личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений. 1-е рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов. 2-е рождение. Самосознание. Мотивация бессознательна, ...

Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,— характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их

Сознание — одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции).

Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его [1].

Бессознательное

В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

4 стр., 1627 слов

Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд

... показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний, забыв о главной теме в учении Фрейда: победить Оно. Крестовый поход бессознательного, Оно на сознание, Я, был обусловлен не ... наличие в психике людей бессознательного, но обнаружил, что оно выступает в ка­честве скрытой причины их сознания и сознательных дей­ствий. Другими словами, Фрейд открыл, что сознание его пациентов ...

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки.

В основе другой группы бессознательных явлений лежит

непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов,

событий — всего, имеющего для человека малую значимость.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера

относится, к разряду представлений и связана с восприятием,

памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и

мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном

сознании, а сновидения — и вовсе без его контроля [3].

«Взаимосвязь сознания и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и

приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность

психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание — это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно.

Бессознательное это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие [5].

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным».

Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль может перейти в сферу бессознательного.

Таким образом, мера бессознательного в жизни человека определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженную в поведении человека в его конкретных поступках.

3. Соотнесите психологические понятия и их определения

а) Сознание — высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

8 стр., 3507 слов

По Философии : Сознание и мозг. Структура сознания. Бессознательное

... усложнения природных процессов. «Примером качественного перехода, сопоставимого по сложности с возникновением сознания, американские ученые Ф. Крик и К. Кох считают зарождение жизни в результате действия ... путь от элементарных проявлений, таких как ощущения и эмоции, к сознанию высшего порядка, связанному с абстрактным мышлением и речью. Если исходить из данных соображений, существует ...

Итак, человек в процессе своей жизни постоянно имеет дело со своим сознанием, и только с ним. Никаким иным образом с окружающей действительностью он не контактирует, никак иначе информацию о ней получить не может. Человек может оценить реальность только такой, какой она дана в его сознании.

Часто принято полагать, что материя отражается в сознании. Существует объективная материя, а человек наблюдает результат ее субъективного отражения сознанием. Это возможно. Но сие является не более, чем версией. Проблема в том, что человек имеет дело только с этим самым отражением. Он не может как-то иначе вступить в любой контакт с объектом (материей), который отражается в сознании. Человек не может никаким образом подступиться к объекту (материи) так, чтобы оценить его как-то иначе — это всегда будет процессом оценки уже отражения в сознании. Отсюда следует вывод о том, что человек не может однозначно утверждать того, что материя действительно отражается в сознании. Имея дело исключительно с отражением, ты не можешь сказать, что это именно отражение на все сто процентов, ибо ты не можешь никоим образом получить информацию об объекте вне этого отражения. Соответственно, любая попытка представить, смоделировать объективную реальность (объективную модель) является по своей сути представлением все той же субъективной, отраженной в сознании. Человек имеет дело только со своим сознанием, он не может выглянуть за его пределы, он даже не может себе вообще представить каким-либо образом, что такое реальность вне сознания, что такое объективная реальность, которая только потом будет отражаться. Это все невозможно, потому что человек не знает ничего, кроме этого самого субъективного отражения, кроме своего сознания, человек ограничен этим, это рамки его представлений (опять же — в обычных для нас условиях, которые я пока что подразумеваю по умолчанию).

Из вышесказанного следует такой вывод — человек не может знать, как материя соотносится с его сознанием. Версия о том, что объективно существующая материя субъективно отражается в сознании, является не более, чем предположением, при том исключительно гипотетическим — человек не может никоим образом смоделировать эту объективную реальность, он не может смоделировать хоть как-то хоть что-то, что находится за пределами его сознания. Потому для человека верным является уравнение: «реальность = сознание». Не вообще так верно, а именно для человека. Оно может быть и вообще, мы не знаем. Но для человека это так. Таким образом, то, что человек называет реальностью, это одновременно является и его сознанием [3].

б) Самосознание

Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание.

Сознание — это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

10 стр., 4507 слов

Психика, сознание и бессознательное

... отказ от изучения психики (рефлексология), «изучение» психики через психическое же (описательная психология) и познание психики через бессознательное (Фрейд). Как ... вопрос, проводит аналогию между проблемой бессознательного в психологии и проблемой наличия сознания у животных. На основании одних ... по крайней мере животного, но в принципе и людей, изучение, игнорирующее психическую жизнь. Вместе с тем ...

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений [2].

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

в) Бессознательное —

Бессознательное в психологическом смысле может быть только относительно бессознательным, т.е. бессознательное для нашего Я не является бессознательным для субъекта, включающего это Я, которого можно назвать также “душой” (или, согласно психологическому учению о слоях — см. Учение о слоях, Оно).

Как Я представляет собой носитель сознания, точно так же и душа является носителем бессознательного.

И действительно, для того чтобы понять феномены бессознательного (особенно память, действие вспоминания и мыслительные процессы), мы должны приписать душе следующие способности:

1) обладать некоторым содержанием, отдельные элементы которого мы можем сознательно переживать только последовательно один за другим;

2) в отношениях между этими элементами должна наблюдаться последовательность, причем отдельные фазы ее входят в наше сознание как результаты (переживания), а прочие остаются (относительно) неосознанными, так что создается впечатление бессознательного процесса;

3) обладать знанием о реальных психофизических связях и об установлении мысленных связей, знанием, которым мы не распоряжаемся сознательно.

3 стр., 1112 слов

Бессознательное

... сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. 4. Бессознательное в работах Юнга В дальнейшем понятие бессознательного ... конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как ... Карвасарский. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в ...

Для современной глубинной психологии и психотерапии бессознательное не является больше результатом вытесняющей деятельности сознания, а представляет собой нечто особенное и творческое, психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и первоформ, архетипов переживаний.

психика человек сознание

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/psihika-ponyatie-funktsiya-struktura/

1. История психологии. ХХ век. — М., 2010

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. — М., 2011

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. — М., 2011

4. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 2011

5. Ярошевский М.Г. Психология ХХ столетия. — М., 2011