Сущность, содержание и методы православной педагогики

Контрольная работа

Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является перспективным. Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что наше образование как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества. Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании.

выбором сердца

Опыт предыдущих поколений доказывает, что самое лучшее в педагогике как науке о воспитании основано на достижениях прошлого. Опыт организации процесса духовно-нравственного становления личности мы находим в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных богословов, религиозных философов, педагогов. Их проницательные умы нашли такие верные, обоснованные опытом формулы воспитательной деятельности, которые в полной мере могут обеспечивать воспитание христианина. Много ценного в плане теоретического обобщения и практического применения накопила современная светская педагогика, и ее опыт ни в коем случае не может быть полностью отвергнут. Забыть то или другое учение и пытаться строить новые теории без учета достижений прошлого — значит создавать здание без фундамента. Обосновывая теоретические основы педагогики в контексте Православной культурной традиции, следует не только предлагать соответствующую концепцию организации процесса воспитания, но и проанализировать возможность использования в этом процессе тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе.

СУЩНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Православная педагогика является уникальным и самобытным феноменом при одновременной открытости для включения в себя всего лучшего из других систем. Ее сущность состоит в учении о бытии Бога, о вечной жизни, грехопадении, спасении человека через Боговоплощение, об искуплении и о способах усвоения его результатов через молитву, богослужение, добродетели, участие в таинствах Церкви, целью чего является формирование у ребенка духовно-нравственных личностных качеств. Педагог и педагогические средства в ней не являются самодостаточными факторами, поскольку их действие считается благодатным только при помощи, подаваемой Христом. Православная педагогика видит свою цель в спасении ребенка от греха, соединении его с Богом. Главная задача православной педагогики – духовно-нравственное воспитание ребенка. Воспитанию отдается приоритет над обучением.

11 стр., 5090 слов

История отечественной педагогики

... ветхозаветной педагогики в отношениях родителей к детям — последовательный родительский эгоизм, выражающийся в ... русские, воспитанные в православной вере, греки, основательно испытывавшиеся в крепости православия. Следует ... к устройству своих образовательных дел в лице множества правильно действующих общественных органов. ... отечественной педагогической мысли В России педагогические знания, практика ...

Сущность и основы процесса воспитания здесь рассматриваются в контексте православно ориентированного мировоззрения. Это означает, что обозначая институты воспитания, мы говорим о том, что безусловное право на данный статус имеет и Церковь. Причем Церковь является таким институтом воспитания, который в отличие от других (семья, школа, общество) никогда еще в истории своего существования кардинально не менял концепцию воспитания, что делает данный институт и его воспитательную концепцию неизменной, целостной, позитивной, апробированной на протяжении десяти веков.

православной

В чем же заключается специфика православной педагогики?

Во-первых, – в основании и цели. Общая, светская педагогика, не имеющая твердого основания, несомненного авторитета и вечной, непреходящей цели подобна дому на песке. Православная же педагогика сильна именно тем, что имеет простирающуюся в вечность цель — спасение; строит свое здание на незыблемом основании – «Камне-Христе», в Лице которого имеет непреложный духовно-нравственный идеал и несомненную истину, ориентируется на неизменный авторитет Священного Писания и учения Церкви. Все Божественное Откровение несет в себе конкретные педагогические принципы, вооружает православного учителя благодатными советами, методами и средствами воспитания. Все это обязывает православного педагога не только овладевать духовными сокровищами Православия, но прежде всего, воспитывать самого себя в истине и добродетели, ибо можно дать лишь то, что имеешь.

Мф. 19, 14).

Ребенок призван утвердиться в добре. На этом пути он нуждается в помощи взрослого. Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в детской душе силы; оградить ребенка от духовных опасностей; помочь ребенку в борьбе со страстями и раскрытии образа Божия в нем, – и тем самым подготовить его к восприятию опыта духовной жизни. То есть воспитание готовит к самовоспитанию; а то и другое направлено к высшей цели жизни – спасению.

(1 Кор. 3,6),

Православная педагогика учитывает сильное влияние духовного мира на человека. С одной стороны, это – помощь Бога, Ангелов и Святых; с другой губительное влияние падших духов. Руководствуясь голосом совести, Божиим словом, наставлениями родителей, пастырей и педагогов юный человек учится выбирать добро и попирать зло.

Особенность православной педагогики состоит еще и в том, что она носит глубоко личностный характер и обращена к свободе воспитанника. И здесь православному педагогу необходимо понимание своего места и роли в процессе воспитания – как смиренного соработника Божия и слуги маленького человека, тянущегося к Богу и Церкви. Православный педагог призван помочь ребенку войти в жизнь Церкви так, чтобы эта жизнь стала его жизнью; помочь духовному росту детской души на пути, свойственном именно ей, по предвечному замыслу о ней Творца. Воспитание есть начальный этап на пути достижения цели жизни – спасения, посредством богоуподобления вплоть до святости. Путь к богоуподоблению лежит через исполнение христианских заповедей, жизнь по которым обеспечивает воспитание необходимых добродетелей и уничтожение греховных наклонностей и пороков. Поэтому православная педагогика стремится воспитать в человеке те необходимые добродетели, которые сделают его гражданином Царствия Небесного.

4 стр., 1771 слов

Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

... положительных. [4. с.9 - 31]. Заключение Рассмотрев и проанализировав данную тему «Особенности воспитания одаренного ребенка в семье» мы можем сделать вывод насколько важным является влияние родителей на развития одаренности ...

Общая педагогика признает большую роль семьи в деле воспитания. Специфика православной педагогики состоит в том, что одной из основ ее является семья как домашняя церковь, устроенная по образцу святой Церкви Христовой, стремящаяся во взаимоотношениях уподобиться Пресвятой Троице, основанная на любви, ибо Бог есть Любовь. Здесь в ребенке уважаются его человеческие права, в нем видят, хранят и раскрывают образ Божий. Единение членов семьи в духе, слове, деле, молитве является благотворным для воспитания детей: они, достигнув совершеннолетия, становятся живыми и плодотворными членами Матери-Церкви. Школа призвана продолжать и дополнять дело семьи и, уподобляясь семье, становиться теплой школьной семьей. К сожалению, современная семья часто не справляется со своей обязанностью – воспитывать детей в духе христианского благочестия, во славу Божию и детоводительствовать их ко спасению. Поэтому православный педагог призван быть верным помощником православной семьи в воспитании. Конечно, отдельным педагогам не по силам решение вопроса воцерковления подрастающего поколения. Это – общее дело всей Церкви.

воцерковление,