Педагогика цивилизации востока

Контрольная работа

Решающее влияние на развитие теории и практики образования стран Ближнего и Дальнего Востока оказал общий характер восточного общества, которое существенно отличалось от западного.

Среди исторически сложившихся особенностей Востока как единого региона наиболее часто отмечаются следующие:

  • преобладание в культуре религиозно-философских учений, исходящих из представления о глубоком единстве, взаимосвязи природы, общества, человека, их общем подчинении некоторым всепроникающим исходным силам, обозначаемым терминами Дао (Путь), Карма (Закон), Сатори (Слияние) и т.п. С помощью этих терминов выражалось понятие Абсолюта, Начала всех начал, постигаемого человеком лишь на уровне подсознания, интуиции, озарения. Задачей же человека является не подчинение себе или приспособление к своим потребностям этих таинственных сил, а лишь приспособление к ним, подчинение им своих мыслей и дел;
  • эффективной может быть только такая образовательная система, которая реализует в процессе обучения и воспитания требования всемирного Закона, обеспечивает беспрекословное подчинение обучаемого сложившимся в обществе вековым традициям, выразителей которых является учитель, воспитатель;
  • постижение всемирных начал наиболее успешно осуществляется каждым человеком, если он является членом какой-то группы, коллектива, корпорации, семьи касты или общины. Группа имеет безусловный приоритет перед личностью, индивидуальностью.

Создателем первых в истории человечества педагогических обобщений был великий китайский философ и педагог Конфуций (551-479 до н.э.), которого называли Учитель Кун. сегодня Конфуций признается в качестве первого учителя Китая. И хотя до нас не дошли его собственные произведения, но мы хорошо знаем о его жизни и деятельности из работ его многочисленных учеников и последователей: в созданной им школе обучалось до 3 тыс. учеников. Образовательная концепция цивилизации Востока, основы которой были созданы Конфуцием, отличалась

  • цели образования определялись на основе древнейших религиозно-философских учений в виде буддизма в Индии, даосизма в Китае, иудаизма в Иудее и позднее — мусульманства в ряде стран Ближнего Востока;
  • содержание обучения основывалось на материалах древних текстов, ритуалов поведения, которые должны были обеспечить «растворение» индивида в своем социуме. Установки древних текстов выполняли роль эталона воспитательной деятельности, поскольку в этих текстах и формах поведения запечатлена тысячелетняя традиция, выработанная историческим опытом народа. Именно традиция первична, а личный интеллект обучаемого вторичен;
  • но поскольку традициями пронизана вся жизнь, ее хозяйственные, политические, нравственные формы, образовательная деятельность должны сочетать обучение с воспитанием, теорию с практикой, умственное и нравственное развитие.

Таковы наиболее характерные черты исторически первого типа всемирного педагогического процесса, в котором впервые были разграничены две его главные стороны: педагогическая теория и педагогическая практика. В восточном типе образовательной системы ясно обнаруживается ее важнейшая установка: подчинение отдельного человека господствующей религиозно-философской традиции, жесткое ограничение возможности для его творческого самовыражения при отсутствии представлений о самобытной, критически мыслящей личности.

7 стр., 3367 слов

Контрольная работа: Наука и техника Древнего Востока

... трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое ... была основана астрология, предсказывающая судьбы людей. Знание астрономии позволило жрецам создать ... значение. 2.Месопотамия. Наука и техника. Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние ...

Эти традиционные социально-культурные и образовательные основы цивилизации Востока были глубоко потрясены в XIX в. столкновением с динамичной цивилизацией Запада. Ее влияние здесь стало быстро усиливаться по мере развития буржуазных отношений в Европе и Северной Америке.

И хотя это воздействие Запада на страны Востока было весьма неравномерным все же в целом здесь в течение XIX в. Произошла значительная переориентация в педагогических традициях в развитии образования, которая обеспечила приобщение этого региона к западным достижениям в науке и технике.

2. Образовательная система западной цивилизации

По своим социокультурным основаниям западная цивилизация кардинально отличается от обществ восточного типа, хотя она сформировалась в основном примерно в ту же эпоху, что и восточная: к середине I тысячелетия до н.э. Ее колыбелью стал античный мир, включавший в себя страны Западной Европы, а также государства, расположенные по побережью Средиземного моря на севере Африки и Западе азиатского материка.

В наиболее полном виде западный тип цивилизации впервые сложился в Древней Греции.

Главные особенности западной цивилизации состояли в

  • признание важнейшим качеством мира его дискретность, разделенность на идеальный и материальный (природный и социальный).

    Относительно самостоятельно, автономно существуют отдельные личности, которые, опираясь на структуры гражданского общества, могут противопоставлять себя другим людям и государству. Для постижения этого мира человек использует не только иррациональные, интуитивные методы познания, но и методы рациональные, которым отдается приоритет;

  • в этом дискретном мире составляющие его различные компоненты непрерывно изменяются, развиваются, обновляются и совершенствуются. Поэтому соответствовать миру может только личность, способная к постоянному самосовершенствованию и всестороннему развитию;
  • чтобы достигнуть этой цели, нужно знать не только мир в целом, но и его составляющие, вплоть до атомов, не только традиции, но и пути их изменения. Для этого и необходимо овладение различными видами знаний: религией, наукой и искусством. Кроме разнообразных знаний нужно усвоить и моральные нормы, без чего невозможно ни участие в жизни общества и государства, ни самосовершенствование, что является важнейшей задачей каждого человека.

Это были совершенно новые исходные установки для решения образовательных проблем, определения целей обучения и воспитания, которые коренным образом отличались от древневосточных концепций своей ориентацией на творческую личность и рационализм.

17 стр., 8074 слов

Права и свободы человека государство и личность

... объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к размыванию основ ее правового статуса. Отношения личности и государства, прежде всего, опосредуются институтом гражданства. Всеобщие права, как правило, подразделяются на права человека и права ...

Первая теоретическая модель западной педагогики была разработана в Афинах — крупнейшем духовном центре Древней Греции, ставшем к середине I тысячелетия до н.э. средоточием философских, научных и художественных школ, центром новой системы воспитания.

Это была система воспитания, основанная не на подавлении индивидуальных различий, а на стимулировании их использования на благо общества и государства с помощью демократических институтов. Система предлагала открытое обсуждение политических вопросов, критичность мышления, борьбу мнений, умение согласовывать личные, групповые и общественные интересы. В результате в центре внимания афинской системы воспитания оказалась отдельная личность с выраженной способностью к творчеству. Это, в свою очередь, порождало отказ от благоговейного отношения к «святыне отеческого закона», к традициям прошлого, желание рационально познать космос и место человека в нем.

Исключительное по силе и глубине влияние на становление западной культуры и педагогической мысли оказал выдающийся философ и педагог Сократ (469—399 до н.э.).

И хотя Сократ жил в ту же эпоху, что и Конфуций, созданная им педагогическая концепция существенно отличалась от конфуцианской. Ее содержание сводилось

  • являясь неотъемлемой частью природы, человек все же отделен от нее. Он представляет собой уникальное явление в окружающем его мире;
  • источником его уникальности является присущая человеку особая одухотворенность, высшим выражением которой является его способность мыслить и действовать на основе норм нравственности. Человек разумный, по мысли Сократа, столь же неотвратимо стремится к добру, как падающий камень — к земле. Все в человеке зависит от души, а в душе — от разума;
  • но высокие душевные качества человека не у каждого из людей развиты в одинаковой степени. Голос разума и совести — (божественный голос) звучит в каждом с разной силой;
  • задача воспитания как раз и состоит в том, чтобы пробудить в человеке скрытые в нем умственные и нравственные задатки, чтобы «божественный голос» зазвучал в полную силу. Воспитатель по отношению к своему подопечному выступает, таким образом, в роли своеобразной повитухи, помогающей появиться сокровищам, заложенным в каждом из людей;

— но поскольку духовные ценности изначально содержатся в самих воспитанниках, а не приносятся извне, основным методом воспитательной деятельности должен быть живой диалог между учеником и наставником. Именно диалоговый метод наилучшим образом способствует совместному поиску истины, познанию мира и самого себя. Причем это последнее Сократ считал самым важным в воспитании: «Познай самого себя» — его любимое изречение. Поэтому знание гуманитарных наук он считал более значимым, нежели знание наук естественных, таких, как математика, астрономия и др.

3 стр., 1494 слов

Вклад Сократа в психологию . Биография Психологические идеи Сократа. ...

... сверхсложной электроникой он ни был вооружен. 2.3.Значение идей Сократа для развития психологии как науки. Сократ считал, что у человека есть три основные добродетели, главной из ... активностью, а с разумом и нравственность человека. 3.Заключение. В развитии психологии идеи Сократа прославлены многовековыми великими теоретическими успехами. Сократ поставил проблемы, веками направлявшие развитие наук ...

Основывая свою педагогическую концепцию на диалоговом методе, Сократ подчеркивал активную роль своих собеседников, никогда не называл их учениками, но только «друзьями», «участниками разговора». Причем сократовская беседа не носила характера поучения знающим незнающего. Сократ выступал со своими учениками «плечом к плечу» в совместном поиске истины, исходя из знаменитого девиза: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Совокупность этих философско-педагогических идей Сократа свидетельствует о принципиальном отличии западной концепции от восточной. Однако не следует преувеличивать эти различия. Античное общество, отличаясь от восточного, все же оставалось преимущественно аграрным, доиндустриальным было, по сути, во многих отношениях столь же традиционным, как и восточное. Свидетельством чего может служить трагическая судьба самого Сократа, приговоренного афинским судом за свои идеи к смертной казни.

Но все же античное общество сумело выразить критическое отношение к традициям, положить начало их переосмыслению, утвердить отношение к человеческому разуму как внутренней способности человека, на развитие которой должна быть нацелена вся система воспитания.

3. «Принцип природосообразности» Я.М. Коменского

Возникнув во времена античности, эта новая доминанта педагогики и культуры выжила под гнетом всевластия христианской церкви в Средние века и возродилась с новой силой во всех сферах духовной жизни в Новое время. Наиболее ярким ее проявлением в этот период стало творчество великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670).

Время, в которое он жил, вошло в историю как «век разума» — Образование и культура этого времени вдохновлялись девизом: «Знание — сила!». Приоритет разума, науки окончательно утвердился как символ западной цивилизации. Мудрость, по мнению выдающегося немецкого философа этого времени Готфрида Лейбница, это совершенное знание всех наук и искусств, их применение.

В общественном сознании после столетних «сумерек Средневековья» вновь громко зазвучали призывы к утверждению права человека на индивидуальное развитие, свободный выбор видов деятельности.

Эти гуманистические настроения духовной жизни определяли направление педагогического поиска, и на этой основе впервые возникла научная педагогика в качестве самостоятельной отрасли знаний. Ее создателем стал Коменский. Он родился в Чехии в г. Нивнице в семье, принадлежавшей к протестантской общине чешских братьев. Образование получил в университетах Праги и Гейдельберга. Долгое время преподавал в учебных заведениях Польши. Вынужден был из Польши уехать из-за гонений со стороны властей; много путешествовал по Европе, став подлинным «гражданином мира». Принимал участие в развитие систем образования в Англии, Швеции, Венгрии.

Я. Коменский сыграл такую же роль в становлении педагогики, как Р. Декарт — в философии, Н. Коперник — в астрономии, И. Ньютон — в физике.

Опираясь на философские и педагогические идеи Античности, прежде всего на идеи Платона и Аристотеля, Коменский критически осмыслил и систематизировал наследие прошлого, существенно дополнив его собственным учением, в котором впервые дал глубокое обоснование сущности, принципам и методам обучения и воспитания.

14 стр., 6876 слов

Традиции народного воспитания в современной педагогике

... работах великих русских педагогов: Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского. Сам термин «народное воспитание» был введен основоположником русской педагогики К.Д. Ушинским, идеи которого о народном воспитании ... в теории. Пропагандируя идею народности в воспитании, он полагал, что в образовании нужно учитывать своеобразие народа, которое было ...

Его основным произведением является «Великая дидактика», переведенная на все ведущие европейские языки. Термин «дидактика» греческого происхождения (didaktikos — поучающий, относящийся к обучению).

Но Коменский трактовал этот термин гораздо шире, чем это делается в наши дни, когда под дидактикой понимается лишь одна из частей педагогики, существующая наряду с теорией воспитания и общей теорией педагогики. У Коменского в содержание понятия «дидактика» включаются не только вопросы обучения, но и многие аспекты воспитания, управления школой и др. Дидактика Я.А. Коменского охватывает, по сути Дела, все проблемы, которые рассматриваются в современной педагогической науке.

Основные идеи его учения сводились к следующим положениям: целью воспитания является всестороннее развитие личности, ее способностей, заложенных природой. Эту основополагающую Мысль своей концепции Коменский выражал термином «природосообразность». Эта установка означала нацеленность всего воспитания, прежде всего на самосовершенствование, а не на что-либо иное, например, на служение Богу или государству.

Если один из основателей средневековой христианской идеологии Августин Блаженный утверждал, что «благородный дух человеческий ни на чем не успокоится, кроме как на Боге», то Коменский поддерживал Петрарку, который к этой формуле «отца церкви» добавлял: «кроме как на себе самом и своих внутренних

  • отвечая на вопрос, кого учить, великий педагог выдвинул глубоко демократическую по своему содержанию мысль — «всем знать обо всем», т.е. идею о необходимости всеобщего образования. Человек, считал он, есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение. Но чтобы реализовать свои природные возможности каждый должен иметь равные права на образование. К сожалению, эта благородная цель не достигнута до сих пор даже в развитых странах;
  • содержание обучения должно быть столь же многообразным, сколь многообразны человеческие способности и окружающая человека природная и социальная действительность. Причем человек должен не только знать, но и уметь. «Кто мудр, — писал Коменский, — тот повсюду сумеет быть полезным и подготовленным ко всяким случайностям»;
  • отвечая на вопрос, как учить, Коменский выдвинул идею о необходимости продуманного управления образованием, прежде всего путем создания его последовательных степеней от начальной до высшей школы, а также путем подразделения каждой из ступеней на предметные циклы, в основе которых должна быть совокупность уроков, посвященных отдельным темам.