Полоролевое воспитание дошкольников

Контрольная работа

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.

Важный фактор становления личности – осознание себя как представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением.

Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками (Платон, Аристотель, Томас Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр и др.).

В нашей стране как психолого- педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др.

В начале XX столетия отечественные ученые (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране в середине XX в. затормозила развитие вопроса полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности.

Исследования последних лет (Г.Ю. Акиншикова, Л.А. Арутюнова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) показали, что половые различия формируются ещё в раннем детстве.

В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.

Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность — важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.

3 стр., 1311 слов

Особенности социального развития дошкольников

... Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005 14. Рылеева Е.Н. Вместе веселее! М., 2004 15. Алиева Ш.Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ... развития процесса социализации выделяются следующие направления: работа с детьми; взаимодействие с родителями; работа с педагогами. В силу незначительного жизненного опыта ребенок осваивает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности ...

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь «исключительно важным агентом половой социализации» [5, с. 665].

Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе [11, с.40].

Согласно Т.А. Репиной, при активном взаимодействии с окружающим миром у ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе.

Анализ психолого-педагогических исследований и реальной практики дошкольного образования свидетельствуют о том, что современный взрослый (педагог, родитель) не всегда владеет содержанием и технологиями полоролевого воспитания (М.А.Радзивилова, Н.Ю.Товстик, И.В.Тельнюк, О.И.Иванова и др.).

Педагоги недостаточно актуализируют культурный потенциал полоролевого воспитания; родительское воспитание, в большей степени, ориентировано на воспроизведение собственного опыта, что нередко приводит к искажению полоролевого сознания, поведения, ориентаций ребенка, отсутствует система подготовки родителей к полоролевому воспитанию дошкольников в семье.

Цель моей контрольной работы: организацияполоролевого воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить значение полоролевого воспитания.
  2. Выявить цель и задачи полоролевого воспитания детей в ДОУ.
  3. Раскрыть содержание, принципы и технологии полоролевого воспитания детей в ДОУ
  4. Определить значение полоролевого воспитания в семье.

Глава 1 Организация полоролевого воспитания детей в ДОУ и семье

1.1.Основные категории и значение полоролевого воспитания

Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий и определить значение именно полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

19 стр., 9177 слов

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

... Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 1 Феномен гендерной социализации Проблема полоролевой ...

Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).

Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.[10, с.4]

Гендерное воспитание — воспитание ребенка в соответствие с принятыми в том или ином обществе представлениями о роли мужчины и женщины.[1, с.3]

Вывод:Значение именнополоролевого воспитания в жизни человека очень велико, так как в результате его осуществления ребенок овладевает культурой взаимоотношения полов, а не просто представлениями о роли мужественности и женственности в обществе. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.

1.2. Специфика полоролевого воспитания детей в ДОУ

1.2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания

Основная цель процесса полоролевого воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Для реализации целевых установок решались следующие задачи.

1. Разработка содержания процесса полоролевого воспитания детей 3-7 лет на основе гуманистических традиций народной педагогики.

2. Организация социокультурной пространственно-предметной среды, выступающей пространством интеграции культуро-сообразных предметных компонентов, стимулирующих ребенка к овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой взаимоотношений полов, самосовершенствованию мужской (женской) индивидуальности

3. Создание полоразвивающих технологий, представленных интеграцией средств (народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор); методов — познавательно-развивающих (проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуаций и др.), диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики-девочки и др.), театрально-игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации и др.), двигательно-образных (подвижные, символические игры, игры-состязания, модели, схемы и др.); форм организации деятельности (игровая, интеллектуально- познавательная, рефлексивная, экспериментальная и др.)

4. Разработка модели управления процессом полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.[15, с. 4]

1.2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

Основные принципы построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:

12 стр., 5806 слов

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

... возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. экологический дошкольный флора фауна Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением ...

  • принцип дифференциации, предусматривающий отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, с учетом половозрастных, индивидуально-типологических особенностей участников воспитательного процесса, во-вторых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания;
  • принцип целостности в воспитании полоролевого поведения, означающий целостность воспитательных влияний.

Например, беседа воспитательницы с детьми о лучших качествах женщины, прерывающаяся грубыми окриками, способствует формированию цинизма, агрессивности и духовной нечистоплотности. Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте полоролевого поведения ребенка его отношение к мужскому (женскому) миру и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира. Принцип целостности актуализирует необходимость понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания;

  • принцип непрерывности (преемственности): полоролевое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа;
  • принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на мир образцов (культуру) общества, традиции народа, культурный уровень конкретного ребенка, формирование культуры взаимоотношений полов, полоролевой культуры;
  • принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • полоролевой толерантности, т.е.

функционирования воспитательной системы на основе плюрализма мнений, идей и подходов в условиях непредвзятого отношения к представителям другого пола, недопустимости априорного приписывания человеку недостатков другого пола;

  • единства внешней и внутренней подсистем полоролевого воспитания: внешней (образовательно-воспитательной -педагоги, психологи и семейной — родители, прародители, братья, сестры) и внутренней (детского сообщества -одновозрастного, разновозрастного, разнополового);

— самореализации личности мальчика (девочки) — признание разносторонности, многогранности маскулинных и феминных качеств, разнообразия программ полоролевого поведения в зависимости от ситуаций, создание условий для общего развития и совершенствования образа «Я» мальчика (девочки) в процессе реальной жизнедеятельности, самореализации своей уникальности посредством оптимального взаимодействия во всех сферах жизни.[15, с. 5]

Содержание полоролевого воспитания направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия, полоролевом самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции. Соответственно этому содержание полоролевого воспитания включает следующие базовые компоненты:

14 стр., 6974 слов

Цели, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста

... детей; формирования базиса личностной культуры; развитие индивидуальных способностей и склонностей каждого малыша. Реализация личностно-ориентированных моделей образования требует соблюдение принципов. 1) Пренатальности воспитания. 2) Принцип воспитания детей в любви 3) Принцип ... «Люди», «Одежда», «Транспорт», «Мебель». 4.Навыки поведения Использует обиходные предметы по назначению, знает их ...

Ценностный (мировоззренческий) компонент имеет целью введение дошкольников в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов (целей, мотивов, культурных потребностей, идеалов):

  • — культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфичности эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах, освоении гуманистических традиций воспитания мальчиков и девочек, созданных народом, возрождении и воспроизводстве их в различных ситуациях жизнедеятельности;
  • — гуманистические ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, равенства, милосердия, терпимости, способствуют реализации ребенком своих нравственно-эстетических потребностей, выражению своих интересов, принятию интересов других, проявлению активности вне зависимости от пола, умению свободно выражать внутреннюю позицию посредством оценок и самооценок, приобретению собственного социального опыта самовыражения и полоролевой идентификации;