История понятия «педагогическая антропология» и его современное толкование

Контрольная работа

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ

ВЫПОЛНИЛ: студент группы 12 АК

СТЕПАНОВ В.П.

ПРОВЕРИЛ: ст. преподаватель

к.п.н. ЗВЯГИН А.Н.

ЧЕЛЯБИНСК, 2013

Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2].

В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология/

Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в богословии (теологии), религиозной философии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.

1. АНТРОПОЛОГИЯ — НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ

Несомненный признак истинной науки — сознание

ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем,

что раскрывается.

Л.Н. Толстой

Мы не знаем — мы можем только предполагать.

К. Поппер

Наука не учит «истине». Научное знание не есть истина, точнее — не есть истина неопровержимая. Наука представляет собой лишь один из способов приближения к ней.

Целью науки является наиболее полное описание предмета (объекта или явления) при помощи рассмотрения разнообразных научных фактов и выдвижения научных суждений (гипотез, теорий, концепций), которые, по сути, являются лишь более или менее доказанными в настоящий момент предположениями. Научное знание — это всегда лишь познанная часть истины.

5 стр., 2422 слов

Философская антропология и ее проблематика

... философская антропология (буквально − философское учение о человеке) имеет три значения: 1. философская антропология (широкий смысл) − часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы ... он дает абсолютное, всеобщее и необходимое знание (истину). 4. Деятельностно-социальная (К.Маркс): ... Философская антропология становится фундаментальной философской наукой ...

Само это познание сводится, по сути, к структурированию, к выделению из большого числа разнородных и разрозненных данных наших ощущений наиболее существенных из них, и к постоянному их переосмыслению на новом качественном уровне. Описать — значит определить, оформить из чего-то непонятного, иногда едва уловимого, нечто конкретное и ввести эту новую информацию в сферу сознания человека — сделать её доступной. Это бесконечный, но поступательный процесс.

1. Итак, чего же мы хотим? Мы — авторы — хотим представить Вам ту часть картины мира, ту часть истины, которая может быть познана антропологической наукой. Задача непростая, ведь от авторов требуется подробное и вместе с тем доступное описание этой весьма сложной картины.

2. Чего хотите Вы? Видимо — познать что-то новое, нечто полезное для Вашей будущей профессии или просто жизни. Но адекватно воспринять научную картину так же не просто, как и получить её. Знание рождается в «погружении» во множество различных точек зрения и мнений, в дискуссии, и мы хотим, чтобы Вы попробовали сделать это «погружение» следуя логике и последовательности изложения материала данного учебника. Мы призываем Вас вдумчиво прочитать его целиком. Поработать над ним. Если же у Вас нет времени или желания, или просто надо поскорей сдать экзамен по предмету, а само знание Вам никогда не пригодится — не беда — все основные положения изложены в конце каждой темы, всего лишь в нескольких пунктах — итогах. Можно вполне ограничиться ими, но тогда Вы не сможете сказать, что знакомы с антропологией.

3. Каковы наши общие трудности в достижении целей? Они связаны с тем, что в настоящий момент, спустя полтора столетия с момента своего возникновения, антропологическая наука представляет собой фундаментальное знание о человеке, его единстве и разнообразии во времени и пространстве. Идя по пути специализации, эта наука стала по истине мультидисциплинарной и комплексной. Антропологи используют разнородные данные и методы как естественных, так и гуманитарных дисциплин. И они не могут не делать этого, стремясь к достижению целостного органичного представления о человеке. Помимо того ими применяется впечатляющее количество собственных, весьма специфических способов познания. Мы говорим о многообразии методов — что же говорить о том колоссальном объеме собранных фактических данных и, наконец, главное — о разнообразии выдвинутых этой наукой суждений.

Невозможно привести все факты и рассмотреть подробно концепции науки, даже только самые основные. Этому посвящены сотни солидных монографий, ссылки на которые мы обязуемся старательно приводить по ходу нашего изложения. При помощи учебника «изучить» антропологию вообще вряд ли возможно. Мы попытаемся дать Вам общее представление об этой увлекательной дисциплине, «познакомить» с ней.

4. Что нам нужно делать? Получить представление о предмете невозможно без знания минимально необходимого объема фактического материала, а также без рассмотрения логики и принципов построения теории в антропологической науке. Последнее является едва ли не самым важным, ведь поняв принцип получения доказательств, мы погружаемся в саму основу научной деятельности, мы учимся целенаправленно добывать новые факты и конструировать из них собственные обоснованные суждения.

6 стр., 2562 слов

Русский язык 3 класс. Сборник сочинений и изложений в помощь ...

... понравилось в парке. 6. Запись текста. 7. Проверка., Сочинение № 3, Сочинение – описание по картине « Золотая осень» И. И. Левитана. Цель: формировать умение описывать картину; строить текст в ... Орфографическая подготовка. 7. Повторное чтение текста. 8. Запись текста по частям. Проверка., Изложение № 3 « Казахские девушки» Цель: развивать умение передавать содержание текста по коллективно ...

Третьей составляющей успеха является знание терминологии — того языка или категориального аппарата, при помощи которого, по мнению специалистов (в данном случае — антропологов) наиболее удобно производить корректное описание изучаемых этой наукой явлений (рис. 1.1).

Научная работа является с одной стороны продолжением уже сделанных наблюдений, с другой — может быть следствием «индуктивного» процесса, происходящего «в умах» исследователей. По словам известнейшего современного гносеолога К. Поппера, истинно научное суждение должно быть в принципе опровержимым. Это значит, что вводимые в научный оборот факты или законченные гипотезы должны быть доступны для проверки, воспроизведения, дополнения или, собственно, опровержения другими специалистами. Знание будет считаться достоверным, то есть истинным с точки зрения науки, если независимые повторные исследования приводят нас к сходным выводам. Знание приобретает ещё большую весомость и доказательность, если основывается не только на разнообразии фактов, а достигается при помощи принципиально различающихся методических приемов, оперирующих этими фактами. Если теорию не способны изменить новые наблюдения, встречающиеся отклонения от нее («исключения из правил» есть всегда) регулярны и статистически предсказуемы, то такая теория заслуживает название научного закона. В свою очередь, последний принимает форму еще более высокого — общенаучного порядка, если к сходным заключениям приходят исследователи, занимающиеся различными сторонами и даже уровнями организации рассматриваемого предмета или явления (рис. 1.2).

Обобщение результатов деятельности специалистов, имеющих колоссальные знания в рамках своей частной научной дисциплины, и выстраивание на этой основе грандиозной целостной научной картины — это задача современной науки. Это ее мечта. Вы понимаете, что речь идет о системном подходе к исследованию и о его результате — получении целостного, комплексного представления об объекте.

По ходу изложения станет очевидно, что многие теоретические разработки антропологии, несмотря на свою фундаментальность и основательность, являются отнюдь не бесспорными. Пожалуй, таковых даже большинство. Мы далеко не всегда будем обозначать эту «спорность». Если Вы научитесь оперировать фактами, логикой и научным языком, то Ваши аргументы за или против тех или иных положений станут гораздо более весомыми. Надо помнить — дискуссия, прежде всего остального, открывает нам путь к знанию.

Кстати, всё это относится не только к антропологии.

Мы сказали много общих слов об истине, о научном знании и о его достоверности. Это было необходимо — так мы определили свой подход ко всему дальнейшему изучению. Но было ли это интересно? Не очень! Складывается впечатление, что мы занимаемся «философствованием на пустом месте». Это, конечно же, не так. Конкретная наука — это многообразие объектов, фактов, мнений, суждений, споров… Она представляет собой своеобразный «детектив». Хотя здесь мы и ограничиваемся только ее основами, это — достаточно увлекательное и совсем не сложное занятие. Займемся, наконец, делом.

3 стр., 1425 слов

Место педагогики в системе наук человека

... людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них. Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в ... их решения. Цель моей контрольной работы,раскрыть тему: « Место педагогики в системе наук о человеке», Для этого необходимо решить ряд задач: дать общее ...

2. Антропология (история термина)

Мы радуемся, постигая истину. Если же радости нет,

это означает, что мы только знакомы с истиной,

но не сумели постичь её.

Р. Тагор

Чтобы принимать (соглашаться) или отвергать (критиковать) какое-либо научное положение, необходимо обладать определенными фактическими данными и уметь выводить из них логические заключения, оперируя при этом принятыми, устоявшимися в научном сознании конструкциями — терминами.

Первым из них является, собственно, понятие «Антропология». Этот термин имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие, многие другие.

Данный учебник посвящен так называемой биологической (или физической) антропологии. Не будем создавать путаницу и определим границы применения данного термина. Сделать это проще всего, кратко рассмотрев трансформацию его содержания в истории развития наших знаний о человеке.

Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «наука о человеке» (от anthropos — человек и logos — слово, учение, наука).

Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое содержание. Сказать: «Я — антрополог» может, пожалуй, любой, кто хоть раз обращал внимание на разнообразие внешнего облика, характера или поведения окружающих людей, то разнообразие, которое сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. Наука имеет своей целью не только описание этого разнообразия, но и определение причин, приводящих к нему. Вспомнив об антропоцентричности большинства сфер знания (даже бытового), можно заключить, что антропологией, в данном широком смысле, является почти любая современная наука — большинство из них, прежде всего остального, обращено к теме человека.

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

В 1501 г. увидела свет книга М. Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». В этом анатомическом сочинении термин «антропология» был впервые применен в связи с описанием исключительно физического (биологического) строения человека. Книга Г. Капелла, вышедшая в 1533 г., была озаглавлена «Антропология, или рассуждение о человеческой природе». В этой работе термин «антропология» впервые сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.

15 стр., 7180 слов

Социальная антропология (2)

... темы являются важнейшими теоретическими проблемами в области социальной антропологии и обеспечивают методологическую основу как формирования у студентов целостной концепции человека, так и применения этих знаний ... как доклады, научные сообщения, рефераты, дискуссии, диспуты. На , которые проводятся по основным и наиболее сложным проблемам, необходимо закреплять знания, полученные в процессе лекций ...

Видимо, именно с этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии — как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии — с другой (рис. 1.3).

Термин стали употреблять с разным смыслом. Так, французские просветители XVIII в. по-прежнему придавали ему чрезвычайно широкое значение и понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека — антропология в их понимании почти тождественна психологии.

Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тенденциями развития научной мысли. Наиболее широкое понимание термина не было забыто, но все отчетливее обозначалось еще одно значение, связанное с бурным развитием естественных наук, происходившим на протяжении всего XIX в.

Главным изменением представлений о мире, происшедшим в XIX в., было распространение идей эволюционизма. Задолго до появления в 1859 г. «Происхождения видов» Ч. Дарвина европейская мысль склонялась в сторону отказа от постулата неизменности мира во времени (Дарвин, 1986).

Работы в области геологии Д. Геттона (1795 г.), исследования происхождения Солнечной системы П. де Лапласа (1796 г.), создание эволюционной теории термодинамики Н. Карно (1824 г.) — все это крупнейшие научные вехи, признающие, что характерной чертой естественных и социальных систем является изменение во времени. Дед Ч. Дарвина — Эразм, опубликовал в 1796 г. теорию эволюции жизни в форме эпической поэмы «Зоономия». Близкие идеи развивал Г. Спенсер, утверждавший в середине XIX в., что органическая жизнь могла возникнуть только после того, как возникло все остальное.