Детская патопсихология

Контрольная работа

Спустя века молчания, непонимания и откровенно враждебного отношения проблемы и потребности психического здоровья детей удостаиваются все большего внимания, возникшего вместе с беспокойством о благополучии детей, которое в последнее время проявляет общество. К счастью, сегодня все больше людей, заинтересованы в понимании потребностей детей и подростков и адекватном реагировании на них. Вопросы, касающиеся психического здоровья детей, имеют прямое отношение ко многим из нас в связи с нынешними и будущими профессиональными, общественными и родительскими ролями. [3]

Психические аномалии могут возникнуть в любом возрасте. Однако некоторые виды аномалий чаще всего проявляются в определенные периоды человеческой жизни, в частности, в детстве или в старости. Иногда нарушения могут быть вызваны специфическими для этих периодов жизни стрессовыми факторами. В других случаях главной причиной становятся какие-то исключительные переживания или биологические аномалии. Некоторые формы связанных с возрастом психологических расстройств, проходят довольно быстро или поддаются лечению, другие могут продолжаться годами и даже в течение всей жизни. Третьи, особенно некоторые формы детских расстройств, переходят в иную форму или образуют почву для новых расстройств.

Ученые часто описывают жизнь как серию последовательных стадий, от рождения до смерти. Большинство людей проходят эти стадии в одном и том же порядке, хотя каждый делает это в своем собственном темпе и своим собственным способом.

Фрейд утверждал, что каждый ребенок проходит в своем развитии одни и те же пять стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Хотя некоторые теоретики могут не соглашаться с деталями классификации Фрейда, большинство из них согласны с тем, что в каждом периоде детства можно испытывать давление определенных, характерных для этого периода обстоятельств, и что люди растут и развиваются или испытывают упадок, в зависимости от того, реагируют на это давление. В каждом периоде существует много возможностей для развития психологических

В начале XX века клинические психологи рассматривали детей в качестве маленьких взрослых и часто подходили к их проблемам так, как будто это были психологические расстройства взрослых. Или, что еще хуже, их специфические расстройства вообще пробовали лечить очень редко. Теперь, однако, клиницисты признают, что у этой группы есть собственные характерные черты и проблемы и что все люди достойны внимания врачей и лечения. [1]

7 стр., 3325 слов

Расстройства нервной системы человека. Виды расстройств. Причины

... необходимости снова «встает перед глазами». Расстройства нервной системы Умственная усталость Причины: недостаточный ... объем, распределяющийся количеством информации, которую человек может одновременно сохранять в сознании. ... практически не излаживаются на протяжении жизни, мы не всегда способны ... Нервная система позвоночных Головной мозг расположен в полости черепа. У только что родившегося ребенка ...

Сильно повлияли на относительно молодую детскую патопсихологию философские и социальные изменения во «взрослом» взгляде на детей и в отношении к ним. Способность общества помочь детям нормально развиться и приобрести необходимые навыки требует не только медицинских, педагогических и психологических ресурсов, но также наличия социальной философии, признающей детей полноправными и полноценными членами общества независимо от прочих социальных установок. Хотя сегодня такой взгляд на детей может казаться очевидным, подобное отношение к детям было нехарактерно для большинства общественных структур. [3]

История развития детской патопсихологии.

Имеет смысл отметить, что интерес, который в последнее время возник к проблемам детей и подростков, и деятельное внимание общества вызвали заметное улучшение психологического климата, окружающего детей, и их психического здоровья, несмотря на то, что в этой области предстоит сделать еще очень многое. Беспокойство о потребностях, правах и воспитании детей требует от общества чуткости и информированности, которых до XX в. в явной, устойчивой форме просто не существовало.

Из древних письменных источников нам известно, что в древнегреческом и древнеримском обществах любой человек с физическими или психическими недостатками, будь он ребенок или старик, считался обузой и позором общества, по этой причине его следовало презирать, игнорировать или даже казнить. Проблемы психического здоровья детей, в отличие от психических расстройств взрослых, до XVIII в. редко даже упоминались как в специальной литературе, так и в других источниках.

Впервые в истории интерес к детской патопсихологии становится заметным к концу XVIII в. Под сильным влиянием церкви необычное или беспокойное поведение детей приписывалось, главным образом, их врожденному необузданному и дерзкому характеру. В XVII в. и XVIII в. зачастую приветствовалось суровое или безразличное отношение к собственным детям. Деяния, начинавшиеся с полного родительского безразличия и отсутствия должной заботы и заканчивавшиеся физическим и сексуальным насилием над детьми, просто не замечались или рассматривались как право взрослых на воспитание и наказание ребенка. Точка зрения, что дети являются собственностью и объектом ответственности исключительно родителей, на протяжении многих веков крепко сидело в сознании общества — никто не добивался более гуманного отношения к детям.

К счастью, на протяжении XIX в. положение детей и подростков постепенно улучшалось, к концу ХХ в. мы наблюдаем стремительный прогресс в деле защиты прав детей. Зачатки подобных необходимых предпосылок в общественном сознании впервые появились в XVII в., когда в западном обществе начали укореняться гуманистическая философия и институты социальной защиты. Одним из инициаторов этих перемен был Джон Локк (1632–1704), знаменитый английский философ и врач, который способствовал зарождению нынешних установок и практики ухода за новорожденными и воспитания детей. Локк был сторонником предоставления прав личности и выразил новое по тем временам мнение, заключавшееся в том, что детей следует воспитывать, проявляя разум и заботу, вместо безразличия и сурового обращения.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Затем, на рубеже XIX в., Жаном-Марком Итаром была предпринята одна из первых зафиксированных попыток работать с «особым» ребенком. Виктор, мальчик — маугли, которого нашли в лесу под Парижем, не был отправлен в психиатрическую больницу, поскольку был взят под опеку Итаром с целью устранения серьезного отставания в развитии. Ж. Итар усыновил мальчика и систематично использовал множество методов, чтобы помочь Виктору осознать свой сенсорный опыт: горячие ванны, массаж, щекотку, эмоциональное возбуждение, даже разряды электрического тока и др. Итар в своей работе достиг определенных успехов, но несмотря на все достижения, он решил, что его усилия не увенчались успехом, поскольку ему так и не удалось социализировать мальчика, превратив его в нормального человека. Тем не менее случай Виктора явился вехой в деле оказания помощи детям с особыми потребностями. Ж.-М. Итар доказал, что ребенок с серьезными нарушениями может прогрессировать благодаря соответствующему обучению.

Когда во второй половине XIX в. влияние Локка и других деятелей способствовало расширению практики всеобщего образования в Европе и Северной Америке, дети, которые не могли справиться с требованиями школы, стали заметной и вызывающей беспокойство группой. Эта ситуация привела к важному и базовому разграничению лиц с психической неполноценностью («слабоумных») и лиц с психическими, или душевными, расстройствами («душевнобольных»), хотя в то время — это разграничение было не слишком четким. Возникла необходимость определить, на кого ложится ответственность за помощь детям, чье когнитивное развитие кажется нормальным, но, несмотря на это, у них возникают серьезные эмоциональные или поведенческие проблемы. Прежде единственное руководство, которым пользовались при определении различий между детьми с интеллектуальными недостатками и детьми с поведенческими и эмоциональными проблемами, было заимствовано из религиозных представлений.

Бенджамин Раш (1745–1813 гг.), пионер в области психиатрии, заявил, что дети не подвержены настоящему безумию, наблюдающемуся у взрослых, поскольку незрелость развивающегося мозга предохраняет их от психических процессов, вызывающих безумие. В результате термин «нравственное безумие» стали все реже использовать объяснения неинтеллектуальных форм патологического поведения детей.

Как ни печально, но от ранней педагогичной и гуманной модели помощи людям с психическими расстройствами в начале ХХ в. вернулись к модели содержания под надзором. На смену осторожному оптимизму в области изучения и лечения различных расстройств опять пришли полный пессимизм, враждебность и презрение. В частности, во время последующего периода панической боязни патологий детей и взрослых с психическими отклонениями стали обвинять в преступлениях и социальных бедах. В течение двух следующих десятилетий подобные «безумия», как правило, предотвращались путем евгеники (стерилизации) и сегрегации (помещения в больницы).

Сегодня многие считают само собой разумеющимся то, что для создания концепции детской патопсихологии знания о биологических влияниях должны быть уравновешены знаниями о значимых факторах развития и среды, включая семью, сверстников, школу и другие источники влияния. Корни изучения психологических влияний уходят в начало ХХ в., когда внимание было привлечено к важности серьезных психологических расстройств и формулирования таксономии заболеваний. Подобное признание позволило исследователям создать и классифицировать способы идентификации различных проблем детей и взрослых, что имитировало определенное понимание и контроль над ними.

6 стр., 2548 слов

Психологическая помощь детям с поврежденным психическим развитием

... поврежденном психическом развитии ребенок приобретает дефект не раньше 2,53 лет, когда основные функциональные структуры мозга у него уже сформировались. Структура дефекта при поврежденном развитии, в отличие от психического недоразвития, отличается парциальностью расстройств. ...

Две крупные теории помогли придать форму зарождавшимся учениям о психологических и средовых влияниях: психоанализ и бихевиоризм.

Психоаналитическая теория. В дни Зигмунда Фрейда, на рубеже ХХ в., многие детские психиатры и психологи были настроены пессимистично в отношении своей способности лечить детские психические расстройства. Методов, помимо содержания под надзором или временного снятия симптомов, не существовало. К чести Фрейда, он был одним из первых, кто указал на новые возможности лечения, открыв источники психических расстройств в раннем детстве; придал смысл психическому расстройству, связав его с опытом детства. Возможно, впервые течение психических расстройств перестали считать необратимым; появилась возможность помочь и детям, и взрослым посредством создания подходящей среды, организации грамотного лечения или совокупности этих методов.

Идеи, основанные на теории Фрейда, продолжали развиваться в первой половине ХХ в., когда клиницисты и теоретики стали отходить от некоторых его ранних воззрений и приносить в область психоанализа новые взгляды.

Развитие основанных на исследовании методов лечения детей, подростков и семей в целом восходит к зарождению бихевиоризма в начале 1900-х гг. Джон Уотсон, «отец бихевиоризма», намеревался объяснить концепцию Фрейда в терминах, порожденных новой теорией классического обусловливания, по сути являющейся теорией научения. Уотсон известен своей теорией эмоций, в которой он перенес нормальное поведение на патологическое.

В сравнении с последующими годами, период с 1930 по 1950 г. был периодом затишья в исследованиях и лечении детской психопатологии. Вследствие научных изысканий XIX в. ничего кардинально не изменилось, и большинство детей с интеллектуальными или психическими расстройствами по-прежнему содержались в интернатах. Однако эта практика стала подвергаться все большей критике в конце 1940-х гг., и после опубликования работ Рене Шпица о значительном недоразвитии детей, содержавшихся в детских специализированных учреждениях, были предприняты усилия по закрытию интернатов и помещению более зависимых и трудных детей в приемные семьи или «групповые» дома. В течение 20 лет, с 1945 по 1965 г., отмечалось быстрое уменьшение числа детей, живущих в интернатах, тогда как количество детей в приемных семьях и «групповых» домах росло.

В течение 1950-х гг. и в начале 1960-х появилась поведенческая терапия как системный подход к лечению детских и семейных проблем. Эта терапия была основана на принципах оперантного и классического обусловливания, заложенных в лабораторной работе с животными. В своей ранней форме эти основанные на лабораторной работе приемы по изменению нежелательного поведения и формированию адаптивных способностей резко контрастировали с доминировавшими психоаналитическими подходами, которые делали упор на разрешение внутренних конфликтов и неосознанных мотивов. Сначала поведенческая терапия фокусировала внимание на детях с задержкой психического развития или серьезными нарушениями, по отношению к которым психоаналитическая практика считалась неэффективно или даже неприменимой. Значительная часть этой работы проводилась в интернатах или учебных классах, где, как считалось, обеспечивалась возможность внешнего контроля, необходимого для эффективного изменения поведения. [3]

4 стр., 1997 слов

Готовые ответы. Этапы психологического исследования. Характеристика ...

... периодов:, Сензитивный период развития СМОТРИ «ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ» БИЛЕТ №13. Психологическая характеристика ребенка периода младенчества. В соответствии с возрастной периодизацией психилогического ... исследования., Выбор методов и методик Метод – способ выполнения чего-либо, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, принцип воздействия на объект. Методика – форма реализации метода, ...

Отечественная патопсихология имеет иную историю развития, чем современная клиническая психология на Западе. Однако родились они одновременно, в начале XX в., и были вызваны к жизни запросами психиатрической практики и достижениями психологической науки. В начале XX в. исследователи нарушений психической деятельности возвещают о вычленении особой отрасли знаний — патологической психологии. Если у истоков зарубежной патопсихологии стояли прогрессивные психиатры, то в дальнейшем эта отрасль развивалась и развивается под влиянием идей различных направлений психологии — бихевиоризма, психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии. Однако теоретические положения этих направлений методологически несостоятельны; в практике зарубежной патопсихологии основной акцент ставится не на эксперимент, а на измерение и корреляцию отдельных особенностей, черт личности; практическая психологическая служба находится под влиянием идей так называемой «антипсихиатрии» и «психологии сообществ».

На формирование ее принципов и методов исследования отечественной патопсихологии оказала влияние работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), разделявшая физиологию и психологию. Сам И. М. Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии. Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В. М. Бехтерев, психиатр по образованию, родоначальник материалистически ориентированной экспериментальной психологии и основоположник патопсихологического направления в России.

Представителями школы В. М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально- психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в психологии. Основными принципами патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были: использование комплекса методик, качественный анализ расстройства психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования. Использование комплекса методик — наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений — способствовало получению богатого объективного материала.

Сохранили значение для современной науки и сформулированные В. М. Бехтеревым и С. Д. Владычко требования к методикам: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки), что очень важно при работе с детьми. Принцип качественного анализа, выдвинутый в период увлечения многих исследователей измерительными методами, стал традиционным в отечественной патопсихологии. Ценный и плодотворный принцип личностного подхода был тоже выдвинут В. М. Бехтеревым.

11 стр., 5109 слов

Основные направления исследования темперамента в отечественной психологии

... проблему темперамента; 3.Выделить основные направления исследования темперамента в отечественной психологии. Гипотеза исследования: На сегодняшний день в психологии существует большое разнообразие направлений исследования темперамента. Но одними из самых важных являются направления исследования темперамента в отечественной психологии. Структура работы. Работа состоит ...