Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.
По мнению ряда авторов (1, 2, 3, 11) спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) (3, 13).
Основная часть
Основные факторы учёта и контроля при спортивном отборе
В.П. Филин и Н.А.Фомин (14) выделяют несколько факторов на основе которых ведётся контроль отбора и непрерывное накопление данных, от которых зависит успешность совершенствования в спортивной гимнастике.
Состояние здоровья (определяется врачом по функциям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, вестибулярного аппарата, нервной системы и др.).
Хорошее состояние здоровья является предпосылкой регулярных занятий, высокой работоспособности, переносимости заболеваний и травм. Оптимальным в юниорских группах, спортивного совершенствования является преобладание полностью здоровых (50 %) и практически здоровых гимнастов (40 %) над временно нездоровыми — 10 % (травмы, различные заболевания).
Физическое развитие и особенности телосложения (определяются тренером вместе с врачом).
Эти факторы в наибольшей степени генетически предопределены и мало подвержены изменениям в процессе тренировки. Три компонента телосложения определяют соматотип спортсмена: эндоморфия (степень тучности, полноты, жировых отложений), мезоморфия (развитость мышц и скелета), эктоморфия (вытянутость тела).
Спортсмена относят к определенному соматотипу по доминирующим компонентам. Лучшие гимнасты мира мужчины и женщины относятся к эктомезоморфному типу.
Масса и длина тела, окружность грудной клетки, форма частей тела и пропорции, паспортный и биологический возраст — вот основные показатели, дающие представление о морфологическом статусе. Следует иметь в виду, что форма рук, ног, позвоночного столба имеют немаловажное значение в будущих успехах новичков. Нежелательно неполное разгибание или переразгибание в локтевых и коленных суставах, большой поясничный лордоз. Примерно до 7 лет мальчики и девочки по основным морфологическим характеристикам не отличаются друг от друга (таблица 1), а затем отличия становятся более значительными.
Контрольная работа: Проблема бытия: основные формы
... людям, не явлены. 2. Основные формы бытия Историческая эволюция категории бытия позволила выделить несколько его форм. 1. Бытие природы (вещей, процессов, состояний); 2. Бытие социального (бытие общества, а также отдельного ... преодолеть противоречия в учение о бытие и разработали концепцию атомизма. Все видимые тела складываются из атомов. Они утверждают, что бытие нисколько не более существует, ...
Таблица 1
Морфологические характеристики юных гимнастов
Показатель |
Возраст (лет) |
Уровень физического развития |
||
низкий |
средний |
высокий |
||
Мальчики |
||||
Масса тела (кг) |
6 7 8 |
17,9 и ниже 19,9 -«- 22,4 -«- |
18,0—21,0 21,0—24,0 22,5—22,5 |
21,1 и выше 24,1 -«- 25,6 -«- |
Длина тела (см) |
6 7 8 |
109,0 и ниже 117,0 -«- 120,5 -«- |
109,5—114,5 117,5—123,5 121,0—126,5 |
1 15,0 и выше 124,0 -«- 127,0 -«- |
Окружность грудной клетки (см) |
6 7 8 |
55,0 и ниже 58,5 -«- 59,0 -«- |
55,5—58,5 59,0—62,0 59,5—62,5 |
59,0 и выше 62,5 -«- 63,0 -«- |
Девочки |
||||
Масса тела (кг) |
6 7 8 |
18,4 и ниже 18,9 -«- 21,4 -«- |
18,5—21,5 19,0—23,5 21,5—24,0 |
21,6 и выше 23,6 -«- 24,1 -«- |
Окружность грудной клетки (см) |
6 7 8 |
52,5 и ниже 53,5 -«- 55,5 -«- |
53,0—54,0 54,0—57,0 56,0—58,5 |
54,5 и выше 57,5 -«- 59,0 -«- |
Длина тела (см) |
6 7 8 |
115,0 и ниже 119,5 -«- 122,5 -«- |
115,5—116,0 120,0—124,0 123,0—126,0 |
116,5 и выше 124,5 -«- 126,5 -«- |
Физическая подготовленность — общая и специальная (развитие мышечной силы, выносливости, гибкости)— тестируется тренером с использованием традиционных специфических контрольных нормативов.
Психофизиологические особенности (особенности высшей нервной системы, функциональное состояние анализаторных систем, нервно-мышечного аппарата) —тестируется тренером совместно с врачом.
Личностные, поведенческие особенности (темперамент, волевые качества, психическая устойчивость, работоспособность, творческие способности, мотивация и др.) — определяются тренером и психологом.
Техническая подготовленность (способность к освоению новых элементов, быстрота и прочность обучения; на последующих этапах — объем умений и навыков, владение полноценной программой соревнований, элементами высокой трудности, программой акробатической, батутной, хореографической подготовки) — контролируется тренером (14).
Отбор и ориентация детей для занятий гимнастикой
Ориентация детей на занятия гимнастикой представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребёнка к занятиям гимнастикой, его склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом – двигательным, эстетическим. Эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, — необходимым для будущей трудовой деятельности.
При спортивной ориентации ребёнка родителям и педагогам приходится учитывать и такие факторы, как удалённость спортивной базы от места жительства, её состояние, условия для занятий, состав педагогов-тенеров и д.р. (12).
При ориентации школьников на занятия спортивной гимнастикой В.И.Филипович с соавторами предлагает включать и консультацию просвещение в области этого вида спорта.
Просвещение — это обогащение детей разносторонними знаниями в области гимнастики, чтобы они более осознанно и активно относились к занятиям.
Консультация представляет собой научно обоснованные и проверенные на практике вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит индивидуальный характер. При консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес консультируемого лица к гимнастике: чувственными, эмоциональными побуждениями или осознанным отношением. Для этого надо обязательно побеседовать с родителями ребёнка, обратившегося к педагогу за советом, узнать их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересоваться какова их собственная роль в формировании такого решения. В беседе уточняются зарождение и устойчивость интереса, склонностей и способностей их ребенка к занятиям гимнастикой.
Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, самоорганизованностью (13).
Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь от новичка до мастера спорта за 5-7 лет. Ряд авторов предлагают сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям гимнастикой получать в беседе с учениками и их родителями.
В беседе с учеником выясняются следующие вопросы:
1. Почему для спортивных занятий ты избрал именно спортивную гимнастику?
2. Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены условиями спортивных занятий?
(Ученик может не знать о требованиях, которые ему будут предъявлены
3. Занятия спортом потребуют много сил и времени, хватит ли их у тебя, чтобы хорошо учиться в школе и тренироваться?
В беседе с родителями можно получить сведения об ученике, задавая
1. Каково ваше отношение к намерениям сына (дочери) серьёзно заняться гимнастикой как видом спорта?
2. Каковы бытовые условия у вас дома и ваши возможности помогать ребёнку в школьной учебе и спортивных занятиях?
3. Сколько времени ваш ребёнок тратит на выполнение домашних
Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей, главным образом классного руководителя, о том, какими усилиями со стороны ученика она достигается, какова его обучаемость и воспитуемость.
Уровень знаний, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры.
Состояние здоровья на основании результатов на основании результатов медицинских обследований школьным врачом или заключения врачебно-спортивного диспансера. Для педагога-тренера представляет интерес соответствие строения тела ученика и функциональных возможностей его организма требованиям гимнастики, а также противопоказания для занятий этим видом спорта.
О способностях ученика к занятиям спортивной гимнастикой можно судить по уровню общей специальной физической подготовленности, по развитию двигательных и психических способностей, личностных свойств, которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость этих способностей к развитию. У учитывается активность ученика на уроках по физической культуре и его интерес к спортивным занятиям. Эти сведения можно получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное значение в определении спортивной пригодности ученика (6,7).
Условное разделение отбора детей для занятий гимнастикой на три этапа, предложено рядом авторов (Л.П.Матвеев, Е.Ю.Розин, М.Л.Укроан с соавторами).
Условное разделение отбора детей для занятий гимнастикой на три этапа, предложено рядом авторов Л.П. Матвеев, Е.Ю. Розин, М.Л. Укран с соавторами (4,8,10).
Первый этап включает в себя начальный и основной виды отбора. Начальный отбор имеет целью установление общей пригодности ребёнка к занятиям гимнастикой. Она определяется по результатам оценок по всем пяти видам отбора. При начальном отборе оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребёнка гимнастикой, итоги беседы с самим учеником. На основании полученных данных делают предварительное заключение о пригодности ученика к занятиям спортивной гимнастикой. Результаты изучения в этот период используются главным образом для осуществления индивидуального и личностного подхода в учебно-тренировочном процессе, для возбуждения у ученика более активного и осознанного отношения к спортивным занятиям и развитие воли.
Второй этап отбора предусматривает более детальное изучение юного гимнаста и прогнозирование его возможности справится с программой углубленной спортивной подготовки, достичь высших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта.
Третий этап отбора направлен на выявление спортсменов, достойных включения в сборную команду для участия в ответственных соревнованиях. Это делается на основе обобщения результатов углубленного изучения личности гимнаста, его способностей, физической (общей и специальной) подготовленности, технической, тактической, теоретической, психологической готовности. Большое значение придаётся психическим и личностным свойствам спортсменов. Обобщение всех имеющихся данных позволяет с большой долей объективности предугадать большой спортивный результат каждого члена команды.
При отборе лиц для занятий спортивной гимнастикой в расчёт принимаются только объективные данные о наиболее значимых для гимнастики свойствах (способностях) личности и изучаются они объективными методами как в статике, так и в динамике.