Искусство как форма эстетического освоения мира

Контрольная работа

Эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства таковы основные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

В своих выводах эстетика опирается на художественную практику и на ее осмысление в истории, теории искусства и критике. Для нее важны конкретно-всеобщие положения, т.е. не пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирового искусства.

В центре внимания эстетики — искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.

Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.

Эстетические категории — это не только более обобщенное понятие, охватывающее собой более широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, предшествующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий.

Современная система эстетических категорий включает в себя следующие основные типы:

1. Метакатегория (эстетическое) .

2. Категория эстетической деятельности — аппарат анализа эстетического освоения мира.

2 стр., 832 слов

Виды эстетической деятельности

... отвечающим. Принято различать два глобальных вида эстетической деятельности: искусство, дизайн. Искусство как вид эстетической и творческой деятельности Художественное творчество предполагает такую деятельность творца, в ходе которой происходить ... без учета эстетических требований и идеалов. Эстетическое сознание играет важную роль в оценке человеком самого себя, окружающих и самого мира. Эстетика ...

3. Категории эстетических свойств и отношения искусства к действительности аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.

Секрет красоты — секрет жизни. Тайна красоты тревожит человечество на протяжении веков. Множество суждений о ней было высказано в истории.

Все многообразие теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.

Первая парадигма. Прекрасное есть печать или воплощение бога в конкретных вещах и явлениях.

Вторая парадигма. Действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты в душе индивида. Красота результат интернационального восприятия предмета субъектом.

Третья парадигма. Прекрасное — результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни.

Четвертая парадигма. Прекрасное — естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т.п.

Пятая парадигма. Прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством в сферу интересов человека и обретающие положительную ценность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т.е. сферой владения человеком действительностью.

Цель данного реферата рассмотреть искусство как одну из форм эстетического освоения мира, а также рассмотреть функции, особенности, направления и теоретиков в каждом направлении искусства.

1.Философия искусства

Эстетическое сознание — это феномен духовной культуры. Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Г.Гегель, разум безжизненен без чувства и бессилен без воли. Понятия истины и добра неполны без красоты, а она в свою очередь проявляется там где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, — писал Г.Гегель, — что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте». Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (самое красивое).

Соответственно мало кто приветствует некрасивое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некрасивое).

Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты недостаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству». Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоминанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточно многочисленные эстетические термины).

13 стр., 6099 слов

Уроки изобразительного искусства как средство нравственно-эстетического ...

... на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции. Цель исследования - изучить воздействие уроков ИЗО на формирование нравственно - эстетических ... ребенка; 8) развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического ... опора на положительное, гуманизация. Особенности воспитательного процесса: 1. ... работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Принципы, на ...

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор вокруг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от философской позиции по-разному понимается природа эстетического. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит, искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим. Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точки зрения называют субъективными идеалистами).

Современные философы преодолели противопоставление субъекта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценности, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низменное, а красивое, прекрасное, возвышенное. Вот почему если артист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не искусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями, мастера часто говорят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, органично связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мысли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмоции), соотносящиеся с определенными эстетическими ценностями.

История эстетики представляет собой полный драматизма, восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного, которое мы, следуя философской традиции, называем красотой (в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и возвышенным).

Главный вывод из истории эстетики, таков: понимание красоты определяется используемой философией, меняется философия, меняется и представление о красоте. Красота есть эстетическая интерпретация.

Для эстетики античности характерен подчеркнутый космизм, но это — принцип всей античной философии. Воплощение красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколько оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо подражать природе. Искусство не выделено из других видов деятельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозначали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемняющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, красивее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику, слушатели получают удовольствие, что равносильно очищению души. Для эстетики средневековья характерен принцип абсолютной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть символ, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех искусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой. Цель искусства — приближение человека к Богу.

14 стр., 6567 слов

Искусство как эстетический феномен

... пении». Человек подражает не только природным объектам, но самому природному «творчеству». Придерживался теории мимесиса и Платон (427-347 гг. до н.э.). В «Государстве» он рассматривает искусство как подражание. ... правда и выразительность. Этот принцип лежит в основе таких направлений в эстетике XIX века, как реализм и натурализм, ставивших своей задачей отражение действительности в художественных ...

В эстетике Нового времени внимание переносится на субъект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провозглашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на философию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма достигает расцвета классицизм с его требованием гармонической ясности и благородства стиля, четкой логической организованности, простоты и строгости форм, верности природе. Классицизм проникнут пафосом политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости, идеями социального и естественного равенства людей. Представителями классицизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания Московского университета).

Выступившие против формализма и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романтики (Гюго, Лермонтов, Вагнер и.др.) стремились к раскрепощению многообразных способностей личности. В философском отношении они оставались в рамках философии Нового времени. Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусство романа.

В ХХ веке происходят новые «сдвиги» в философии и вместе с ней (иногда позже) в искусстве. В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведения искусства, оно оценивается как праздник, игра.

В феноменологии «сдвиг» осуществляется в сторону эстетического смысла, субъект наделяет произведение искусства смыслом, выработанным во многом им самим.

Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализируют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них видят суть искусства.

В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При такой интерпретации реализм считается разновидностью устаревшего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно само трудноопределимо.

Что касается России, то здесь в эстетике длительное время господствовал так называемый социалистический реализм — перевод на эстетический язык философии исторического материализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а историческому материализму — социалистический реализм. В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.

Итак, смысл различных эстетических направлений определяется их философией, многообразию философий соответствует многообразие эстетик.

2.Функции искусства

Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем бережно и надежно в течении тысячелетия сохраняются неповторимые особенности множества самых разнообразных укладов жизни.

Иными словами искусство выполняет множество практически полезных функций:

1. Общественно-преобразующая функция. (искусство как деятельность).

Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно — преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2. Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение. Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов) , образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

24 стр., 11705 слов

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через формирование ...

... его в эмоциональном развитии ребенка. В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в художественно-эстетическом развитии ребенка ...

3. Функция предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание) .

4. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение) . Искусство — художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

5 Воспитательная функция. (Искусство как катарсис; формирование целостной личности) . Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

6. Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание) . Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.

7. Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).

Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства.

ѕ формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.

ѕ пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

Это главная функция искусства. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение.

Ведь в конце концов мы ходим в театр или в кино не затем, чтоб нас там учили жизни или демонстрировали поучительные примеры для подражания.

От произведений искусства мы прежде всего хотим получить удовольствие. Причем не просто удовольствие, а удовольствие именно эстетическое. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, испытующего немой восторг от безупречно исполненной работы « мастеров искусств».

При этом художественный вкус любого человека — это, конечно, дело воспитания и привычки. Но объективная его основа всеобща. К примеру, даже если человека никогда не учили музыкальной грамоте, он обычно отличает «правильное» пение от фальшивого. Как это ему удается, науке, как говорить неизвестно, но вполне очевидно, что наши органы чувств самой природой настроены на избирательное восприятие определенных отношений гармонии, симметрии, пропорциональности и т. д. Так, вот когда в организуемых искусством звуках, красках, движениях, словах поступают эти отношения, наш дух невольно приходит в некоторое волнение, пробует совместить свое состояние с этим «ритмом Вселенной». В этом и заключается суть эстетического переживания. А уж если мы, воодушевленные от соприкосновения с подлинным произведением искусства, переносим эти эмоции на повседневность, стараемся достичь хотя бы приблизительно такого же совершенства в своей обычной деятельности, искусство может считать свою главную задачу (эстетическую функцию) успешно выполненной.

15 стр., 7238 слов

Хип-Хоп, как стиль жизни

... что было для наших родителей и для нас неведомо на протяжении всей жизни. То же самое касается культуры и музыки. Сначала мы ... музыки, стилизовали альбомы под радиопередачи. (Потом это стало общей модой - даже наш Гребенщиков, не подозревая о первичном смысле приема, ... детали - типа толстенных "золотых" цепей с массивным знаком $ на груди или узких пластмассовых очков - тех, что в перестройку у нас ...

8. Геданестическая функция (искусство как наслаждение).

Во-первых, это свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством — выявление их эстетической ценности. В третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.

3.Особенности искусства

Искусство в отличии от других видов духовного производства, аппелирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно — наглядной форме. Это собственно и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искусства как способа освоения мира. К ним обычно относят:

  • ѕ художественные образы, символы как главное средство воспроизведения эстетической реальности;
  • ѕ «перевернутый» способ обобщения — общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип, характер);
  • ѕ признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии;
  • ѕ ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.

Эти особенности свидетельствуют об известной самостоятельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.

3.1 Способ развития искусства

Весьма своеобразный характер имеет способ развития искусства. Ведь его прогрессивная направленность далеко не самоочевидна. Прямое наложение любой схемы исторического прогресса на историю искусств порождает лишь недоумение: неужели современная музыка «прогрессивнее» классической, живопись затмила живопись эпохи Возрождения, а литература превзошла гениев прошлого столетия (эпохи неразвитого капитализма)? Любопытно, что подобные сравнения почему-то нередко бывают в пользу минувшего.

Но, разумеется, сама постановка проблемы эстетического прогресса в таком виде не во всем корректна. Природу художественного гения, положим, во все времена можно считать одинаковой. Но эстетическая зрелость общества — разная. Взрослые восхищаются наивной прелестью детей, но сами быть такими они уже не могут. В соответствии со своим историческим «возрастом» в разные эпохи искусство культивирует разные стороны человеческой жизни.

Например, общепризнанно искусство античных скульпторов. Но можете ли вы припомнить какое-нибудь конкретное живое лицо бесчисленных афродит, аполлонов, афин и прочих небожителей? Сделать это неспециалисту в искусствоведении очень трудно. И не потому, что они портретно схожи, физиономии-то олимпийцев как раз разные. Но они потрясающе похожи в своей «безликости», «лица необщим выраженьем» совершенно не отмечены. Искусство еще не осознало как следует интеллектуальной мощи человечества и любуется главным образом физическим совершенством человека, красотой его тела, грацией поз, динамикой движения и т.д. Вот и запечатлеваются в нашей памяти многочисленные обнаженные торсы, руки-ноги, изящные изгибы тел и… все. При всем уважении к античным шедеврам ни кто не спешит заполнять их копиями наши площади и интерьеры. Эпоха — не та. И эстетические требования соответственно другие.

2 стр., 901 слов

Духовное производство

... духовным ценностям, творчеству. Можно обратиться к историческим формам духовного производства людей - религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии, отражающих последовательное ... относительно обособленная от остальных сфер общественной жизни и обслуживающая их. Это и есть духовное производство, в котором специфически проявляются закономерности экономической ...

Ныне своим основным достоинством и гордостью человечество признало все-таки свой интеллект. Мощь и безграничные возможности разума человеческого стали доминантой, центром и эстетического освоения мира. Поэтому современное искусство стало в основе своей интеллектуальным, символическим, абстрактным. И другим сегодня оно быть не может. Когда мы смотрим на ставших хрестоматийными «Рабочего и колхозницу» (что ни говорите, а настоящий шедевр), мы читаем прежде всего мысль автора композиции !Веры Мухиной), схватываем «идею» торжества новой жизни, а потом уже воспринимаем гармонию сочетания конкретных художественных деталей. То есть и восприятие современного искусства совсем иное, чем раньше.

Наверное, это и есть развитие искусства, его прогресс?

На протяжении веков постоянно нарастают сложность искусства, его жанровая и видовая дифференцированность, глубина эстетического постижения мира. При этом, конечно, эстетические ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность. Как бы много ни было у ребенка игрушек, он все равно потянется к той, которой у него сейчас нет. Так и современная зрелая, сложная эстетическая культура с завистью смотрит на то, что ей самой не хватает, — на простоту, очаровательную наивность и непосредственность своей далекой исторической молодости.

Как уже отмечалось, сама возможность появления искусства как сферы профессиональной деятельности связана с возникновением классовой дифференциации общества. Связь эта сохраняется и в дальнейшем, накладывая определенный отпечаток на ход развития искусства. Однако ее не следует трактовать прямолинейно, как наличие разных типов искусства: пролетарского и буржуазного, помещичьего и крестьянского и т.п. Точнее сказать, искусство всегда тяготеет к верхним, господствующим слоям общества. Будучи зависимо от них в материальном плане, оно невольно настраивается на волну интересов привилегированных слоев общества и обслуживает эти интересы, выдавая их за всеобщие, общечеловеческие. Проблема классовости в искусстве в конечном счете сводится к недоступности для широких масс народа, во-первых, потребления, а во-вторых, производства, создания произведений высокого искусства. В современном мире проблема эта (по крайней мере в первой ее части) в основном решается чисто технически: развитием средств массовой информации и коммуникации, делающих хотя бы потребление достижений искусства доступным практически всем, было бы желание. Однако при этом проблема «оторванности» искусства от народа поворачивается другой гранью. Возникает достаточно резкое противопоставление, с одной стороны, искусства элитарного, «высокого», требующего для своего восприятия особой эстетической подготовленности, а с другой — искусства массового, общедоступного, эстетически не притязательного.

3.2 Соотношения общечеловеческих начал в искусстве и его национальных особенностей

В сравнении с другими видами духовного производства (наукой, религией) национальный момент в искусстве более весом. Ибо оно силы3ее зависит от национального языка, характера, этнографических особенностей и т.д. Поэма, переведенная на другой язык, превращается, по сути, в другое произведение; характерный танец, оторванный от местных условий и традиций, выглядит зачастую нелепо; восточные мелодии нередко кажутся западному жителю заунывными и пр. В то же время нельзя не видеть и обратных примеров: Шекспир ведь, что называется, и в Африке Шекспир, а гений Льва Толстого или Федора Достоевского созвучен всему миру.

45 стр., 22500 слов

«Формирование здорового образа жизни студентов ВУЗА»

... методов формирования здорового образа жизни студентов вуза. В связи с этим определена тема дипломной работы : «Формирование здорового образа жизни студентов вуза». Цель дипломной работы: В соответствии с целью объектом исследования является здоровый образ жизни студентов вуза , а предметом – процесс формирования здорового образа жизни студентов вуза ...

Нетрудно также увидеть, что, как бы ни были значимы национальные особенности искусства, его интернационализация, подкрепленная мощной техничёской базой современных средств коммуникации, представляет ныне господствующую тенденцию.

Однако национальные черты искусства различных народов не исчезают полностью, да и не могут исчезнуть. Любой народ как огня боится потери своего своеобразия, пусть даже и архаичного. Современная цивилизация несет с собой сильнейшую тягу к унификации всего и вся. Но она же порождает и контртенденцию: все хотят быть цивилизованными, но не хотят быть одинаковыми. Как в моде: все хотят выглядеть модно, но упаси бог обрядиться в одинаковые, хотя бы и ультрамодные пиджаки и платья. Вот и культивируют разные народы в своей культуре национальную специфику (а в искусстве тому возможностей немало).

В этом, наверное, есть достаточно солидный исторический, а то и биоисторический смысл. Все живое живо разнообразием, а не одинаковостью.

Будучи одним из видов освоения действительности, искусство не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Причиной тому является не только специфика материального и духовного производства, но и своеобразный «принцип сохранения» человеческой энергии: если активность человека в материальной сфере каким-либо образом стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непроизвольно перемещается, переливается в сферу, духа, вызывая к жизни новые науки, утопии, идеологии и т.д. Искусство также проявляет большую активность в предкризисные, переломные исторические эпохи, когда обнажаются, становятся явными их основные противоречия, и соответственно резко возрастает поисковая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.

Одной из самых наглядных иллюстраций этому тезису служит история искусства конца XIX — начала ХХ вв., зафиксировавшая рождение такого своеобразного эстетического явления, как модернизм. Все без исключения виды и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние стиля «модерн», за несколько десятилетий буквально сокрушившего вековые эстетические стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в «дегуманизации искусства». И с ним, право, трудно не согласиться.

Ход рассуждений философа приблизительно таков. Вплоть до конца XIX столетия эстетическое удовольствие большинство людей получало от создаваемой произведениями искусства иллюзии жизненности, достоверности воспроизводимых реалий. В пьесах и романах привлекали перипетии человеческих судеб, в живописи — узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как чудные места для собственных прогулок, а ювелирные или другие художественные изделия — лишь как вещи, которыми неплохо бы попользоваться самим (хотя бы и в воображении).

4 стр., 1734 слов

Философия как образ жизни

... числе и человеческой жизнью. Философия как мудрость сразу же противопоставляет себя тому, что знают обычные люди. Большинство, по мнению философов, не знает истины, поскольку руководствуется тем, что дают ... Наука, искусство, практика более фрагментарны, чем философия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ...

Однако, реализм в искусстве лишь отчасти является собственно искусством, ведь для него не нужна особая художественная восприимчивость. Ну чем, к примеру, отличается любая житейская история, рассказанная нам случайным попутчиком в вагоне поезда, от тысячи аналогичных историй, представленных на сцене или экране? Радоваться или сопереживать героям этих историй — вовсе не значит получать эстетическое наслаждение. Это всего лишь механический отклик.

«Новое искусство» (ХХ в.) стремится к тому, чтобы его произведения были лишь произведениями искусства и ничем больше. Оно принципиально избегает «живой реальности», «живых форм», препарируя их с хладнокровием патологоанатома и выставляя на свет божий непривычные обычному восприятию вещи. Создать нечто такое, что не копировало бы натуры, но обладало бы при этом определенным содержанием, — предполагает дар более высокий, который только и заслуживает названия художнического. Таким образом, новизна стиля «модерн» заключалась в дистанцировании от реальности, в изгнании из искусства непосредственности чувств, т. е. всего живого, человеческого, гуманизированного. Искусство стало «бесчеловечным», дегуманизированным, отвлеченным, холодным и ироничным.

Дегуманизация искусства как основа его художественных приемов принесла немало эстетических открытий и приобретений, равно как и потерь. Но с философских позиций важным представляется то, что процесс дегуманизации искусства конца XIX — начала ХХ вв. был своеобразным пророчеством, художественным проектом возможного развития исторических событий, этакой «пробой пера» обеспокоенного духа.

Искусство дегуманизировалось потому, что та же тенденция набирала силу и в других сферах общественной жизни, развернувшись к середине столетия во всей своей полноте.

ХХ в., наверное, войдет в историю как эпоха борьбы с тоталитаризмом и авторитаризмом, весьма бесчеловечными политическими режимами. Но даже и в развитых демократиях самой спокойной части мира технократический стиль жизни и мышления таит в себе далеко еще не проявленную угрозу человечности. Подобные примеры можно множить. Но суть их очевидна: дегуманизация всей общественной жизни — одна из отличительных черт истории нашего столетия. Искусство увидело эту тенденцию первым, раньше других форм духа — науки, религии, морали. Оно же стало и одной из первых ее жертв.

3.3 Тоталитарное искусство

Дегуманизация общества вообще и тоталитаризм политической жизни в частности породили в середине нашего века совершенно уникальное явление — тоталитарное искусство. Уникальность его заключается в том, что свое предназначение как тоталитарного искусства оно не рождает само, логикой своего саморазвития, а получает извне — из политической сферы. В этом случае искусство теряет свою эстетическую природу, становится средством осуществления чуждых ему политических целей, инструментом в руках государства.

«Фундамент тоталитарного искусства, — пишет искусствовед И. Голомшток, — закладывается там и тогда, где и когда партийное государство:

1) объявляет искусство … орудием своей идеологии и средством борьбы за власть;

2) монополизирует все формы и средства художественной жизни страны;

3) создает всеохватывающий аппарат контроля и управления искусством;

4) из всего многообразия тенденций, существующих в данный момент в искусстве, выбирает одну, наиболее отвечающую его целям (и всегда наиболее консервативную), и объявляет ее официальной, единственной и общеобязательной;

5) наконец, начинает и доводит до конца борьбу со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официального, объявляя их реакционными и враждебными классу, расе, народу, партии, государству, человечеству, социальному и художественному прогрессу и т.д.».

Тоталитарное искусство подрывает фундамент своего существования, во-первых, тем, что подавляет, гасит разнообразие художественных стилей, приемов, форм, которое есть необходимое условие всякой жизненности вообще, в том числе и эстетической. А во-вторых, тем, что навязывает искусству в качестве главной роль идеологического воспитателя, который, правда, сам еще должен быть идеологически воспитан. Однако любое постороннее (нехудожественное) ограничение свободы искусства в выборе своего предмета, равно как и средств и методов его освоения, неизбежно ведет к его оскудению и потере привлекательности. Конечно, искусство «полезно» обществу и в роли воспитателя, но художник, создающий фильм, картину, роман заведомо для воспитания народа, просто смешон и скучен. Искусство, как и любой другой вид духовного производства, нельзя подчинять чуждым ему целям. Оно, кроме прочего, должно работать и «на себя». Только тогда-то оно и способно быть настоящим воспитателем. Право, стоит задуматься над парадоксальным смыслом высказывания Корнея Чуковского: «Всякая общественная полезность полезнее, если она совершается при личном ощущении ее бесполезности… Мы должны признать все эти комплексы идей: искусство для искусства, патриотизм для патриотизма, любовь для любви, наука для науки — необходимыми иллюзиями современной культуры, разрушать которые не то что не должно, а прямо-таки невозможно!»

Искусство для искусства — это, конечно, иллюзия, но иллюзия продуктивная! В конце концов призыв полюбить ближнего как самого себя — тоже не более чем иллюзия, но разве может нынешняя культура от него отказаться?

Современное российское искусство потихоньку выбирается из своей тоталитарной оболочки. К сожалению, оно попадает «из огня да в полымя», чему виной кризисное состояние нашего общества и стремление политических сил использовать искусство в своих целях. Искусство активизируется в предкризисные эпохи. В лихие же года самих кризисов и социальных катастроф ему плохо. До него просто никому нет дела. Общество занято спасением материальных основ своего существования. Но искусство непременно выживет: слишком велика и ответственна его социальная роль. И остается только надеяться, что последующее развитие искусства будет естественно и органично. Только при этом условии у него есть будущее.

Заключение

Важнейшим видом духовного производства является искусство. Как и наука оно представляет собой творения профессионалов — художников, поэтов, музыкантов, т. е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в категории «эстетическое».

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» во всей социальной реальности. Эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические мысли и чувства.

Объективной основой возникновения эстетического являются, очевидно, некие, фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная, наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека, который и сам частица этого мира, и следовательно, тоже причастен к общей гармонии вселенной. Настраивая свой предметный и душевный мир в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, спорте, игре) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение. Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком.

Важной эстетической формой является Красота. Когда мы говорим «это эстетически выполнено», то подразумеваем, что выполнено по законам красоты, т.е. в моем понимании эстетика — красота. На протяжении всей истории человечества красивым считались разные стороны человеческого бытия. И искусство моментально реагировало на это. Например, в эпоху Возрождения образцом красоты провозглашался человек, его тело, поэтому искусство было направлено на то чтобы «воспеть» красоту человеческого тела (скульптуры, художественные образы и т. д.).

Поэтому, изучая искусство в историческом процессе мы понимаем, что считалось символом красоты в ту или иную эпоху, в те или иные века. Когда мы смотрим на что-то безобразное и неприятное мы не воспринимаем это как искусство, и иногда говорим «это не искусство». А когда видим что-то красивое, мы считаем это искусством. Поэтому искусство выполняет эстетическую и самую главную, на мой взгляд, функцию.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/osobennosti-esteticheskogo-osvoeniya-mira-chelovekom/

1. Борев Ю. Б. «Эстетика». М., «ЮНИТИ» 2001 г.

2.В.А.Канке «Философия» Исторический и систематический курс, Москва, издательская компания «НАУКА» 2000 г.

3. А.А. Радугин «Философия» Курс лекций, изд. «Центр» Москва 2001 г.

4. Спиркин А.Г. «Философия», Москва изд. «ЮНИТИ» 2000 г.

5. Спиркин А. Г. «Основы философии». М., «ЮРИСТ» 2003 г.

6. «Философия» под ред. проф. В.Н. Лавиренко В.П.Филатова, учебное пособие для студентов Москва «ЮРИСТЪ» 2001 г.

7. «Философия» под ред. проф. Т.Ю. Сидориной, вузов «ФИТА» Киев, 2000 г.

8. «Философия» под ред. проф. В.Н. Лавиренко и В.П. Ратникова, «ЮНИТИ» Москва 2001 г.

9. «Философия» учебник под ред. В.Д.Губина, Москва «ТОН» 2001 г.

10. Философская энциклопедия. т 1-5.

М., 2000 г.