Общекультурное значение педагогики

Контрольная работа

Формирование человека, личности — великая гуманистическая цель и одновременно путь к процветанию общества, движущая сила на этом пути. Как общество творит человека, так и человек творит общество — такова основная социологическая, психологическая и педагогическая взаимосвязь жизни и судеб человека и общества. Справедливо и перспективно только то — общество, которое обеспечивает справедливую и достойную жизнь каждому своему гражданину. Вместе с тем и каждый человек, совершенствуясь психологически и педагогически как личность, реализуя себя в жизни, устраивая ее и свою судьбу, удовлетворяя потребности и интересы, самоутверждаясь среди людей, одновременно вносит вклад и в улучшение или ухудшение общественных условий, что имеет значение и для него самого, и для будущего детей и внуков. Поэтому интересы человека и общества во многом совпадают.

Общекультурное значение педагогики

Педагогика является одной из самых древних и имеет свое начало вместе с началом существования общества. Только благодаря развитию производственной, духовной и социальной сторон общества и передачи опыта своим потомкам стало возможно говорить об общественном прогрессе. Чем больше накапливало опыта человечество, тем более сложной становилась возможность передавать его потомству, теперь для передачи опыта необходимо специально организованное воспитание, которое осуществляло бы целенаправленную передачу подрастающему поколению опыта человечества.

Важнейшей предпосылкой развития общества стали образование и воспитание, которые стали неотъемлемой потребностью общества.

В определенный момент развития общества воспитание стало осуществляться как общественная функция, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых является обучать и передавать опыт, накопленный человечеством.

Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Тогда педагогом был раб, который обязан был присматривать за детьми господина, сопровождать их в школу. Дословно педагог, а тогда пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) и обозначал «детоводитель». И только намного позже педагогами стали называть людей, которые обучали детей, а также занимались их непосредственным воспитанием. Следовательно, именно от этого слова и получила свое название педагогика как наука о воспитании.

2 стр., 874 слов

Место социологии в системе наук об обществе и человеке

... социологии в системе наук об обществе. Задачи работы – изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке. 1. Социология и другие общественные науки Каково же место социологии в системе общественных наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками? Социология ...

Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук.

Таким образом, педагогика стала самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет и объект исследования. Традиционно для того времени педагогика определяется через воспитание. Ю.К. Бабанский определил педагогическую науку как науку о воспитании, а ее функцией назвал воспитание общества. Б.Т. Лихачев считал, что функцией педагогики являются определенные законы процесса воспитания. А вот В.П. Беспалько считает, что педагогика – это наука, в которой накоплен опыт передачи знаний человечества и методов воспитания нового поколения. Но В. Безрукова отмечает, что предметом педагогики являются воспитательные отношения, которые обеспечивают развитие человечества.

Все мнения отличаются друг от друга, но только в одном они схожи: педагогика – это наука о воспитании.

Но уже в конце XX в. педагогическая наука стала основной категорией образования. Следовательно, предмет педагогики – это образование как реальный целостный предмет, который целенаправленно организуется в специальных социальных институтах, таких как семья, образовательные учреждения, культурно-воспитательные учреждения.

Таким образом, педагогика как наука сформировалась в XVII в. из ряда философских наук. Наука о воспитании стала больше внимания уделять именно образованию, поэтому педагогика стала выступать как наука, изучающая сущность, закономерности педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

В педагогике существуют свои категории: образование, воспитание, обучение, развитие.

Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения.

Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.

Педагогика же, как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы. А вот развитие каждого человека осуществляется через воспитание.

Развитие – это последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное.

Важнейшая функция воспитания – это передача новому поколению накопленного человечеством опыта. А вот передается он с помощью образования. Образование из всех известных категорий является самым многосмысловым. Оно может означать цель, средство, деятельность, результат, тенденцию и т. д.

Поэтому образование – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков.

С другой позиции образование определяется как социальный институт, развитие которого связано с различными факторами, а также с условиями существования общества. Следовательно, образование – это организованная система внешних условий, которая создается в обществе для развития человека.

4 стр., 1881 слов

Генезис и этапы развития педагогики как науки

... целая система педагогических наук: Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных ...

Через специально созданные образовательные учреждения происходит развитие человека с использованием процесса освоения опыта и его воспроизводства, с их помощью человек включается в систему социально допустимых норм и одобряемых образцов существования. Существует общее и специальное образование. Общее образование дает фундамент знаний, умений и навыков для получения специального образования. И общее, и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Современное понимание образования раскрывается в Законе РФ «Об образовании» 1992 г.

В образовании выделяется процесс непосредственной передачи знаний, умений и навыков – это обучение.

Обучение – это непосредственная передача знаний, умений и навыков при взаимодействии педагога и учащегося. Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, когда осуществляется передача знаний, умений и навыков, и учение, когда происходит осмысление полученной информации.

При осуществлении всех категорий люди вступают между собой в определенные отношения, которые называются воспитательными отношениями.

Воспитательные отношения – это отношения между людьми, направленные на развитие человека с помощью воспитания, образования и обучения.

Таким образом, в педагогике выделяют следующие категории: воспитание, обучение, образование и развитие. Взаимодействуя между собой, они направлены на развитие человека.

Существует много определений педагогики, которая является наукой как современной, так и древней, широко используется в практике, является признанной и постоянно повышает свое значение.

Если обобщить все, что известно о педагогике, и соединить это в единое целое, то можно сказать, что это наука:

  • гуманитарная, т. е. о человеке;
  • общественная, т. е. об обществе и жизни человека в нем;
  • социально ориентированная, т. е. рассматривает становление, совершенствование людей и общества и следит за непрерывным процессом передачи знаний от поколения к поколению;
  • самобытная, т.

е. наука о воспитании, образовании, обучении, развитии и самосовершенствовании как главных способах передачи опыта от поколения к поколению;

  • практическая, т. е. наука о путях и способах решения задач воспитания, обучения, образования, развития, самосовершенствования в едином педагогическом процессе;
  • социально выраженная – она нужна обществу, активно откликается на удовлетворение потребностей людей;
  • необходима любому человеку для его подготовки к жизни, саморазвития, саморегуляции, самосовершенствования в ней;
  • необходима всем людям, чтобы социальная среда была благоприятна для развития жизни;
  • общевозрастная, так как необходима всем людям без возрастного ценза для развития и саморазвития в обществе;
  • общепрофессиональная, так как нужна представителям всех профессий;
  • гуманная, так как раскрывает необходимость в доброжелательном, тактичном, доверительном отношении к человеку, оказании ему помощи при его подготовке;
  • демократичная, так как ориентирована на построение работы всех людей на основе равенства;
  • эффективная, так как разрабатывает более успешные формы для достижения успеха в обучении, воспитании, образовании, обучении, развитии;
  • надежная, так как опирается на опыт всех поколений.

Само слово «педагогика» употребляется в четырех различных смыслах:

4 стр., 1866 слов

Роль обучения в развитии личности

... обучение происходит только при общении людей друг с другом. Рассмотрим основные характеристики обучения и факторы, влияющие на данный процесс. Основная часть Роль обучения в развитии личности В ... показывают неразрывную связь обучения и развития личности. Заключение На современном этапе становления высшего образования в педагогической науке существует множество определений обучения. Нами были ...

  • как явление жизни, другими словами, как процесс реального обучения, воспитания, развития, саморазвития людей в образовательных учреждениях;
  • как наука, другими словами, заключается в изучении педагогического явления и разрабатывает способы их оптимизации в интересах человека и общества;
  • как учебная дисциплина, которая содержит все достижения педагогической науки и показывает их непосредственное применение на практике;

— – как педагогическая практика, которая показывает, как правильно переводить педагогический опыт и знания на непосредственную работу с людьми. Как наука педагогика представляет собой сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, которые ориентированы на познание педагогической деятельности, совершенствование систем достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.

Таким образом, педагогика направлена на изучение опыта человечества и

передачу его от поколения к поколению, что приводит к развитию человека.

Возникновение и начальное развитие педагогической мысли на территории России происходило под влиянием задач и проблем, связанных с появлением государственности, развитием национального самосознания и культуры, средств и способов хозяйствования, необходимостью защиты от врагов. В ходе их решения формировался и своеобразный менталитет россиян, их психология, система жизненных ценностей, воспитание молодых поколений. С XVIII в. отечественная педагогика начала испытывать заметное влияние Запада, но не утратила своих самобытных черт, а работы многих выдающихся российских гуманистов и педагогов нередко опережали зарубежные достижения. Время с начала XVIII по начало XX вв. можно считать эпохой становления и развития образования в России и отечественной педагогики.

Реформы Петра I позволили открыть для русской педагогики опыт и достижения западноевропейских наук. В это время стали появляться сторонники полного переноса зарубежного опыта в российскую педагогику. Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес Михаил Юрьевич Лермонтов (1711-1765).

Он первым стал искать связь между прогрессом российского опыта и развитием науки и просвещения. Именно по его проекту в 1755 г. был открыт первый Московский университет, увеличено число гимназий, было введено преподавание на русском языке. Сам же Михаил Юрьевич написал большое количество учебников, работал над улучшением условий подготовки отечественных ученых.

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

9 стр., 4071 слов

Профессиональная переподготовка по профессиональной программе ...

... В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Методы обучения Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий ... поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. ...