Понятие и сущность социального проектирования

В современных условиях все большей востребованностью является проектирование социальных систем, которое, в принципе, сводится к определению будущего состояния конкретного объекта, процесса, социального явления в рамках определенной программы и плана. Существует три точки зрения на появление социального дизайна.

Согласно первой проектирование возникло уже в античные времена. Произведение Платона «Государство» можно считать одним из первых социальных проектов.

Согласно второй точке зрения говорить о проектировании можно только начиная с 20 — 30-х гг. XX столетия, когда сложилась философия и идеология проектировочной деятельности.

В соответствии с третьей точкой зрения проектирование возникло во второй половине XX в., когда социальная сфера переместилась с задворок общества в его центр. При этом сформировался системный подход, предопределивший проектирование как разновидность системного моделирования. Реализуемые ныне национальные социальные проекты (образование, здравоохранение, доступное жилье и др.) подтверждают актуальность и значимость социального проектирования[2, C.127-128].

1. Основные понятия социального проектирования

Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего, поэтому в начале процесса проектирования необходимо ответить на следующие вопросы — какое состояние исследуемого объекта желаемо в будущем и какие ресурсы для его воплощения имеются? Следовательно, проектировщик должен ставить реальные цели и иметь в распоряжении необходимые ресурсы. Дизайн социальных процессов всегда направлен на позитивные изменения в общественной жизни. Социальный дизайн направлен на построение позитивных социальных объектов, создание социальной ценности и является видом инновационной деятельности.

Социальный дизайн — это научная и практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и взаимосвязей, основанных на прогнозировании и дизайне. Проектирование — одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого явления или процесса посредством специальных методов.

Планирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, поскольку оно касается создания будущих материальных или духовных ценностей. Социальный дизайн используется для построения необходимых и реализуемых социальных отношений.

В.Луков рассматривает социальный дизайн как особое исследование, направленное на достижение социально значимой цели, находящейся в месте, времени и ресурсах. При этом цель — создать новую социально значимую ценность для общества, разработать проекты с желаемым состоянием социальной системы, но с учетом наличия необходимых ресурсов. Социальные проекты должны быть научно обоснованными, соответствовать общепринятым нормам и отражать современную идеологию общества, обеспечивая преобразующие изменения действительности в соответствии с общепринятыми идеалами.

14 стр., 6615 слов

Философия дизайна

... качеств объекта" (Мальдонадо) и от иных, возможных в других социальных условиях форм направленности и организованности дизайнерского проектирования. ... общей системы рассмотрения социального фона, поэтому оно носит конкретно-исторический характер, что позволяет отделить современный дизайн от прежних видов деятельности по созданию "формальных ...

Социальный проект — это социальная инновация, разработанная инициатором, цель которой — создать, модернизировать или стабилизировать социально значимую ценность для общества, имеющую положительные последствия после реализации. Результатом социального дизайна является не только социальный проект, но и создание адекватной социокультурной инфраструктуры, гарантирующей его развитие и реализацию. Фактически социальный дизайн трансформируется в механизм социальной инициативы и самоорганизации различных индивидов и социальных групп, и в этом смысле сам проект становится своего рода социальным стимулом, вокруг которого развиваются инновационные процессы. Таким образом, социальный дизайн можно рассматривать как практическую теорию социальных изменений, нацеленную на позитивные социальные последствия в будущем. В развивающемся обществе постоянно возникают предпосылки для социального проектирования (социального действия), факторами социальной детерминации в данном случае выступают:

  • общественная потребность в изменении социальных систем или социальных объектов;
  • необходимость в удовлетворении социальных потребностей;
  • потребность в реализации социального творчества;
  • ориентация на прогрессивные формы бытия, социальные преобразования действительности.

2. Сущность социального проектирования

Социальный дизайн — это дизайн социальных объектов, социальных качеств, процессов и социальных отношений. В отличие от дизайна таких объектов, при изменении не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор следует учитывать. Учет этого во многом предопределяет специфику социального дизайна. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры: синектика социальный общество

  • противоречивость социального объекта;
  • многовекторность развития социального объекта;
  • невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
  • многофакторность бытия социального объекта;
  • наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
  • субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
  • факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются исчерпывающим списком причин, определяющих специфику социального дизайна. Они представляют собой всего лишь систему тех параметрических характеристик, которые характеризуют тот факт, что дизайн социальных объектов принципиально отличается от дизайна таких объектов, которые не обладают этими характеристиками.

Социальная проекция — это систематическое описание социального эксперимента, одной из форм упреждающего отражения социальной реальности, содержащее предложения по этому развитию на практике. Результатом социального дизайна являются научно обоснованные определения вариантов планируемого развития новых социальных процессов и явлений. Без социального дизайна невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. В конструкции также учтена возможность неудачного эксперимента при проверке идеи. В этом случае необходим тщательный анализ причин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесс социального дизайна также называется «социальным дизайном».

3 стр., 1210 слов

Социальная и общественная значимость профессии архитектора. Три ...

... идеи общества, государства, которые воплощаются в монументальном искусстве в зависимости от социального заказчика. Идеальный уровень. Идеал человека, заказчика, этот уровень отражает требования ... Дизайн появился как направление в художественном творчестве в начале двадцатого века, в художественных мастерских, таких как «Баухауз» (Bauhaus), и ВХУТЕМАС, объединявших не только архитекторов, ...

Социальный дизайн используется как одна из составляющих целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Он также используется при составлении социальных планов и программ регулирования трансформируемых процессов и явлений, которые ранее не требовали детальной проработки и управления.

Определяя рациональные параметры организации отношений в развитии или создании социальных объектов, социальный дизайн выступает промежуточным звеном на пути объективации социального знания. В первую очередь, через дизайн проявляется творческая активность нашей совести, которая не только отражает мир «, но и создает его, творит с учетом объективных законов в соответствии с потребностями людей. именно через планирование и последующую реализацию проектов в жизни окончательно проверяется истинность наших знаний. Социальный дизайн может быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, поскольку он ориентирован на практику и является его необходимым элементом.

Выделены следующие условия, позволяющие строить социальное будущее. Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития; во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи; в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития; в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать детерминацию, ее характеристики в социальной жизни, в которой каждый из компонентов системы относительно независим, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многом зависит от характера и направления обратной связи, и совокупность этих связей сохраняется, что в значительной степени определяет поведение системы. Таким образом, перед нами более сложная форма нелинейной причинно-следственной зависимости, которая присуща целостным системам в целом и социальной системе в частности.

Социальный дизайн как особый вид деятельности социальной инженерии оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологических знаний. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.

8 стр., 3940 слов

Педагогическое моделирование и проектирование

... узнать «что будет?» дидактика модель педагогический проектирование Нормативная функция моделирования позволяет ответить на вопрос «как ... представить, как человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) может обойтись без ... опыт моделирования и использования различных объектов и процессов. Процесс моделирования является непрерывным, как и процесс развития ...

О социальном проектировании заговорили совсем недавно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях. Но появление класса сложных новых задач в области экономики, культуры, городского планирования и дизайна, среди других видов социальной инженерии, отличило социальный дизайн.

Его следует охарактеризовать с точки зрения связи между методологией дизайна и социальными науками, а также с точки зрения социального действия. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального дизайна. Один — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны или подменяются социальными манифестациями), другой — потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями являются: социальная система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность актов), методы социального проектирования, условия проектирования и др.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие «система». В современной литературе можно найти большое количество системных определений. Один из них: система целостна, организована множеством функций и соответствующих управленческих действий для принятия решений и их реализации. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, который представляет собой предел разделения в рамках качества системы, а структура — это относительно стабильный и упорядоченный способ соединения элементов, придающий их взаимодействию целостный характер. Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимым атрибутивным аспектом предмета дизайна является его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Качество разрабатываемых моделей и проектов во многом зависит от знаний и навыков, творческих способностей и способностей, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и давать оригинальные идеи. Под объектами социального дизайна понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействия, включенные в деятельность проекта, на которые влияют субъекты дизайна. В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

12 стр., 5981 слов

Система Автоматизированного Проектирования САПР

... проектной организации и взаимодействие подразделений с комплексом средств автоматизированного проектирования. Функционирование САПР возможно только при наличии и взаимодействии перечисленных ниже ... статистической информа­ции. Информационное обеспечение САПР Основу составляют данные, которыми пользуются проектировщики в процессе проектирования непосредственно для выработки проектных решений. ...

  • поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника — как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);
  • человек — как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
  • различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);
  • элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).

Количество объектов социального дизайна в эпоху научно-технической революции резко увеличилось. Основными объектами его являются социальные системы. Каждый имеет свою специфику, особые характеристики, имеет различные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные, зачастую очень сложные, системообразующие факторы.

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.

При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

Социальные технологии — это упорядоченная во времени и пространстве последовательность актов социальной активности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. С помощью технологий абстрактные определения науки переводятся на определенный язык инструкций, решений, приказов, стандартов, которые ориентируют социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

Среди особенностей социального дизайна особое место занимает одно условие — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на деятельность проекта. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.

Фон дизайна — это набор внешних по отношению к объекту дизайна условий, которые существенно влияют на его функционирование и развитие.

Избавиться от субъективизма в дизайне можно, только опираясь на научные методы. Метод — это способ достижения цели; построение социального проекта — определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методов проектирования следует выделить следующие:

11 стр., 5142 слов

Виды и методы социального проектирования

... реализации дизайн-программы 5 . Эта особенность проектирования отчетливо просматривается в теории социального управления. Так, В. Л. Глазычев отмечает, что в длительной своей предыстории социальное проектирование было ... писал В. Г. Афанасьев, - это, прежде всего сознательная деятельность преследующего свои цели человека. И не просто сознательная деятельность, а та особая ее разновидность, которая ...

«мозговой атаки».

Эти недостатки преодолеваются за счет наличия специализированного организатора групповой работы, принципа группового формирования и хода обсуждения проблемы. В соответствии с принципами формирования рабочей группы, она должна иметь неоднородный характер с точки зрения знаний, опыта и социально-функционального положения состава членов;

деловой игры

Главные цели деловой игры — организовать совместную деятельно участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию;

вживания в роль

аналогии —

ассоциации

синектики,

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности[3, C.327-329].

В социальном планировании используются некоторые принципы общенаучного характера, но в частной сфере они приобретают конкретное содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:

1) ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Этапы проектирования: система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.

Заключение

В заключение хочу сказать: использование технологий социального дизайна в практике социальной работы может обеспечить долгосрочные социальные программы для развития социальных услуг. Поскольку социальный дизайн заключается в разработке социальных программ, предложений и социальных проектов, разработке методов, приемов и технологий конкретных форм социальной работы. Сказанное определяет актуальность применения социального дизайна в практике оказания социальных услуг. Сегодня деятельность социальных служб регулируется постановлениями Министерства труда и социального развития, Государственными программами. Но для улучшения деятельности общественных организаций необходимо привлекать технологии социального дизайна. Поскольку социальный дизайн призван решать не только задачи социальной политики, но и основные задачи социальных служб. Проектирование развития социальных служб помогает населению совершенствовать возможности улучшения условий своей жизни, повышения уровня их благосостояния, материальных ресурсов, а также вносит вклад в социальные отношения, знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности. Таким образом, социальная проекция позволяет разрешить связь прогноза, программы или плана социальных услуг с реальными изменениями в обществе. Оно позволяет перейти от диагноза реального положения дел и прогнозов к планированию социальных изменений и разработке способов их конкретной реализации. Также посредством социального проектирования формируются исходные цели, анализируется современное положение дел и данные, полученные на основе поисковых прогнозов, определяется круг задач на будущее для решения возникающих проблем. Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.

3 стр., 1197 слов

Социальное прогнозирование и социальное проектирование

... и социальных сил, способных обеспечить их реализацию». Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных ...

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/ponyatie-i-suschnost-sotsialnogo-proektirovaniya/

1) Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416с.

2) Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

3) Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». — г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.

4) Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»», 2007. — 668 с.