Контрольная работа: Память и мышление

Контрольная работа

Процесс организации и сохранения прошлого опыты, делающий возможным его повторенное использование в деятельности или возможным его повторного использование называют – память .[1,с 264]

Память связывает прошлое субъектами с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основном развитии и обучении. Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.

Мышление –процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением деятельности. Мышление является предметом комплексных, междисциплинарнарных исследований.

Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) рассматривают формальной логикой.

Психология изучает мышление как познавательную деятельность, диффиринцирует ее на виды на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления, действительности. Различают следующие виды мышления : словесно – логические, наглядно – образное, наглядное. Выделяют также мышления теоретическое и практическое, теоретическое и эмпритическое , логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое ( связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Мышление, как и другие психические явления, изучаются в психологии объективными методами.

1. Память.

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание ,сохранение и последующие воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. [2.с159]

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

В свети современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта.

Успешность памяти зависит:

от степени совершенности действий запоминания

от интересов и склонностей личности

от отношения личности к той или иной деятельности

от эмоционального настроя

от волевого усилия

14 стр., 6949 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии

... критического мышления 3. Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах) 4. Произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления. 5. Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе ...

Многочисленные исследования показали , что нервная система может с большей точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей.

Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире как о пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Эти предметы помещаются в пространстве вне субъекта, причем одни из них располагаются дальше, другие ближе в точном соответствии с расположением реальных объектов.[3.c 82] Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др. Ощущения, помимо того что они скрыто входят в состав формы образа (кинестетические ощущения), придают ему животрепещущий характер и большую достоверность.

Можно выделить несколько уровней средств хранения информации — физи­ческий, биологический, физиологический и психологический.

На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преоб­разований, осуществляемых с физическими телами — это «внешняя» память че­ловека (узелки на память, записная книжка и т.д.).

На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др. На физиологическом уровне ин­формация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным ха­рактером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относи­тельной кратковременностью. Так, в структуре нервных импульсов, несущихся по афферентным волокнам от рецепторов к центру, хранится информация о структуре тех мгновенных изменений в состоянии рецепторов, которые имели место при воздействии на них раздражителей. На собственно психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны.

Наряду с механизмами психология изучает три группы явлений, относящих­ся к феноменологии памяти.

К первой группе можно отнести те качественные характеристики хранящего­ся опыта, которые представлены в разнообразных видах памяти. Это эмоцио­нальная, образная, словесно-логическая и двигательная память. Нетрудно по­нять, что в данной классификации вновь находят отражение три наиболее об­щие психологические категории: мотив, отраженный в эмоции, образ и действие. Отсюда еще раз отчетливо видно, что память пронизывает все компоненты пси­хической регуляции приспособительного акта.

Вторая группа феноменов образована по признаку длительности хранения опыта. Это формы памяти: мгновенная ,кратковре­менная и долговременная память.

В третьей группе феноменов представлены этапы преобразова­ния информации в памяти и закономерности, характеризующие каждый из них. Это процессы памяти: запоминание, забывание и сохранение и воспроизведение опыта.

Виды памяти.

Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатле­ния, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприя­тия, например при распознавании образов. В процессе хранения в памяти запе­чатленные образы претерпевают изменения, которые придают представлениям специфические свойства или характеристики. Имеются индивидуальные различия в способности произвольно вызывать в со­знании образы памяти. Эти различия касаются как преимущественной модаль­ности, в которой человек переживает наиболее яркие образы, так и самой живо­сти и яркости представлений. В памяти могут храниться не только предметные образы восприятия, но и беспредметные образы, связанные с пережитыми ощу­щениями. Человек может, например, представить себе просто синий цвет, или звук определенного тона, или ощущение зубной боли, или кислый вкус.

3 стр., 1452 слов

Восприятие, память, мышление, воображение

... образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессией, особенно сотрудников ОВД, художников, конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ... память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление ... изучению памяти. В своих опытах на себе ... языки. Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, ...

В словесно-логической памяти хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом. Кроме того, в словесно-логической форме хра­нятся также сознательно планируемые программы деятельности.

В двигательной памяти хранятся схемы различных движений и их систем, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повторяющихся или типичных ситуациях. Именно двига­тельная память позволяет нам думать о чем-то постороннем в тот момент, когда мы открываем дверь в собственную квартиру.

Все виды, или компоненты, памяти тесно связаны друг с другом, поскольку они являются компонентами единого, целостного поведенческого акта.

Формы памяти.

Мгновенная, или сенсорная, память — это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего она изучена в отношении зрения и слуха. Образ, возникший в результате возбуждения рецепторов каким-либо единичным воздействием, сразу же не исчезает, он продолжает существовать в той же форме, в которой он возник, постепенно затухая в пределах одной секун­ды для зрительной системы и гораздо дольше для слуховой. Изображение про­должает как бы стоять перед глазами, а звук звучать в ушах, несмотря на то что стимул уже исчез. Такое продолжение существования образа после воздействия имеет важное функциональное значение. Во-первых, это время необходимо си­стеме восприятия для того, чтобы опознать образ. В жизни организма эти доли секунды могут иметь очень важное значение. Если бы образ исчезал вместе с ис­чезновением предмета, его опознание было бы затруднено или невозможно в силу ограниченности скоростных характеристик физиологических систем. Во-вторых, некоторая инертность сенсорного образа приводит к тому, что система восприятия неизбежно объединяет дискретные, т.е. отдельные, единичные сен­сорные образы в образ восприятия, непрерывный в пространстве и во времени. Это проявляется в том, что при наших перемещениях или при перемещениях объекта его образ меняется не скачками (в связи со скачкообразными перехода­ми изображения на сетчатке с одной группы рецепторов на другую), а плавно, градуально. То же самое происходит и в слуховом анализаторе — мы восприни­маем не ряд отдельных звуков, а плавные переходы мелодии. Между зрительной и слуховой сенсорной памятью имеются различия в том, что в зрительной системе последующие воздействия «стирают» предыдущие образы так, что они не накладываются друг на друга. В слуховой сенсорной памяти последующие обра­зы не «стирают» предыдущие, поэтому они могут существовать какое-то время вместе. Это имеет очень важное значение для понимания речевых сообщений: если бы каждый последующий звук услышанной фразы стирал предыдущий, мы не могли бы услышать всей фразы целиком. То же касается прослушивания му­зыки, которая благодаря этому воспринимается как некое завершенное целое.

3 стр., 1263 слов

«Развитие речи детей младшего школьного возраста в процессе ...

... 80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы. Слайд 4 Объект исследования: учебно-образовательный процесс в начальной школе . Предмет исследования: внеурочная деятельность по русскому языку как средство развития речи ...

Кратковременная память (КВП) представляет собой хранилище, в котором происходит «работа» не только с той информацией, которая поступила от сенсорных органов, но и с той, которая извлекается из долговременной памяти. Кратковременная память — это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами. Известный американский психолог Р. Кладки предложил наглядную модель кратковременной памяти в виде верстака столя­ра в столярной мастерской..

Время хранения материала в кратковременной памяти — около 30 с. При по­вторении материала в пределах этого времени он может храниться в ней гораз­до дольше.

Долговременная память (ДВП).

Если в кратковременной памяти мы живем, то долговременная память хранит знания, придающие смысл нашему непосред­ственному существованию (Солсо Р., 1996).

В долговременной памяти хра­нятся:

  • пространственная модель мира, представленная здесь в виде отвлеченных структур, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты;
  • знания о законах, устройстве мира и свойствах объектов;
  • наши представления о людях, самих себе, социальных нормах и жизненных ценностях;
  • моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевания, езды на велосипеде, умения решать задачи в различных областях деятельности;
  • навыки понимания речи или интерпретации произведений живописи или музыкальных произведений;
  • планы и программы будущей деятельности.

Информация в ДВП организована определенным образом. Имеется суще­ственное различие в организации информации личного и отвлеченного характе­ра. В связи с этим было предложено даже говорить о двух видах ДВП — эпизо­дической и семантической. В эпизодической памяти содержатся закодирован­ные сведения и события, привязанные к определенному времени, информация о том, как выглядели те или иные вещи, когда мы их видели. В этой памяти хра­нятся всякого рода автобиографические данные, например «Летом 1983 года мы с приятелем ездили на рыбалку».

Время хранения информации в ДВП неограниченно. .Длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения.

Процессы памяти:

Память определяют как процесс сохранения прошлого опыта и его повторное использование в деятельности. [3, с 105]

Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации всех психики. она обеспечивает целостность и единость личности , связывая прошлое субъекта с его настоящим и будущим.

память как целостное психическое образование включает в себя четыре основных процесса (рис 1).

Рисунок 1 – Сущность памяти.

Запоминание- психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенными ранее знаниями. Известно , что значительно лучше усваивается эмоционально окрашенный материал

4 стр., 1934 слов

Роль интуиции и логики в процессе мыслительной (аналитической) деятельности

... процессам принятия решений. Также, нужно дать пример исторического события события, на которое повлияла интуиция, а так же персоналию, имеющую это чутьё. ЛОГИКА – нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, ...

Сохранение- это организация и удержание в памяти полученных знаний в течении относительно длительного времени; это не пассивное хранение материала, не просто его консервирование , но динамический процесс, включающий в себя и переработку информации , т.е хранение носит продуктивный характер.

Воспроизводство- процесс памяти , в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее. Воспроизведение может проходить на уровне узнавания. Узнавание- проявление памяти как воспроизведения образа при помощи повторного восприятия объекта [2,с 159] Выделяют также воспроизведение в форме воспоминания, под которым понимается воспроизведения образов прошлого.

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшение объема закрепленного и невозможности его воспроизвести.

Забывание – процесс , необходимый для успешной работы памяти. С его помощью человек избавляется от множества конкретный деталей и облегчает возможность общения . Процесс забывания носит , носит избирательный характер : значимый для человека материал, конечно, забывается медленнее. На забывание влияет возраст, характер информации и степень ее использования.

2. Мышление

Мышление определяют как психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.[3, с 115 ]

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.[4, с 334]

Выделение видов мышления производят по различным основаниям.

Наглядно(конкретное) действительное мышление есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основной для формирования наиболее сложных форм мышления.

Наглядно – образное мышление — более высокий уровень мышления ,который значительно расширяет возможность человеческой деятельности. Этот вид мышления обеспечивает преобразование ситуации, опираясь на создаваемые воображением образы и представления. Именно такой вид мышления преобладает в деятельности, художников, писателей , композиторов.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

3. Тест

1) память- б) процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в факт сознания; в) познавательный процесс, позволяющий хранить информацию

2) ощущение-а) психический процесс, отражающий внутреннее состояние организма человека;

3)восприятие- г) процесс дающий отражение предмета в целом

Заключение:

Понятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость для человека мышления.

7 стр., 3219 слов

Философский анализ деятельности человека

... результата с определенным предназначением. Деятельность является адаптивно-адаптирующей, т.е. приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создает и постоянно ... Глава 1. Человек как философская категория 1.1. Сущность и существование человека Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности ...

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже, прежде всего, — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Психология, так же как и теория познания, рассматривает мышление не в отрыве от бытия. Она изучает его как специальный предмет своего исследования. При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.

Если бы живые существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов их переработки, а также программ действия. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память — это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/na-temu-myishlenie-i-pamyat/

1. Психология . Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд, испр и доп. – М.: Политиздат ,1990.-494 с.

2. Гамезо М.В, Домашенко И.А. . Атлас по психологии : Информ.-метод. пособие к курсам «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России,1999.-276 с.

3.Островский Э.В. Основы психологии: Учеб.пособие. – М.: Вузовский учебник : ИНФА – М,2012.- 268 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер ,2002.- 720с.


не сложно

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.