Особенности средневековой философии; философский анализ природы

Период, связанный со схоластическим методом исследования, можно разделить надвое: ранний (XI — XII вв.) и поздний (XIII — XIV вв.).

Представителями раннесхоластической философии являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард Клервоский и другие. Позднесхоластический период представляют Раймонд Лул-лий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы «экспериментальной философии» Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон и др. Позднесхоластический период характерен влиянием арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры.

Патристика как наука средних веков

Связь средневековой философии с богословием более всего была заметна в Европе, даже само суждение “Философия – служанка богословия”, сформулировано христианскими теологами. Еще более значительным свидетельством тесной взаимосвязи между философией и богословием является то обстоятельство, что ранний этап средневековой европейской философии, по традиции называется патристикой – от греческого или латинского слова, означающего “отец”. Дело в том, что мыслители этого периода считались отцами церкви, основателями богословия. Представители патристики пытались соединить традиции древнегреческой философии с положениями христианской религии. А дл христианской религии основным источником истинного знания является Священное Писание – Библия. Все ее положения безусловно верны. Они даны доказываются и не требуют доказательств. Они даны человеку в результате откровения, т.е. Бог по своей милости открывает некоторым избранным людям – пророкам – истину. Эти люди запоминают или записывают Слово Божие и несут его другим людям. У пророков нет иных доказательств их правоты, кроме силы убеждения, а эта сила базируется на их убежденности, на их вере, а истоки веры – религиозное откровение.

Принцип откровения совершенно несовместим с такими древнегреческими школами философии, как скептицизм, кинизм, трудно совместим с аристотелизмом, но очень даже совместим с некоторыми идеями Пифагора и особенно – Платона (мир идей, умопостигаемый только избранными, вспоминающая душа и.п.).

Не удивительно поэтому, что именно идеи Платона и были использованы представителями патристики, вернее, использовался преображенный вариант этих идей – неоплатонизм.

8 стр., 3823 слов

Реферат по философии русская идея

... суть понятия и истоки развития "Русской идеи" по Соловьеву, Бердяеву и другим ученым философам. 1. ОСОБЕННОСТИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Русская философия прошла долгий путь своего развития, в ... подавляющем большинстве стран происходит эволюционным путем, постепенно, в течение длительного исторического периода, на протяжении которого в нее вносятся необходимые поправки и дополнения. ...

На многие идеи, восходящие к Платону, опирался и самый значительный представитель патристики Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354-430гг.).

Августин в своих трудах использовал не только идеи Платона, но и его научный стиль – прежде всего подробное, обстоятельное описание всех личных переживаний, всех тончайших состояний души. Платон выводил из анализа своих психических состояний идеи об изначальном присутствии в душе даже математических понятий – до того, как кто-то обучит этому человека. Правда Платон мог делать из этого вывод о переселении души из одного тела в другое. Августин, как христианский мыслитель, таких выводов не делал, он использовал метод психологического самоанализа именно для постижения всех тайн и глубин человеческой души. Августин, безусловно, обладал блестящим талантом и литератора, и психолога, и абстрактного мыслителя. Не удивительно, что его основные работы – автобиографическая “Исповедь” и трактат “О Граде Божием” – на протяжении полутора тысяч лет пользуются вниманием и уважением. Августин пришел к выводу о греховной сущности любого человека, о греховности самой природы человека, о противоречивости формирования, воспитания каждого человека. Как на подобной греховной основе возможны добрые поступки, добро? Только благодаря вмешательству Бога, благодаря поховности человеческой природы, Августин делает вывод о тщетности попыток построить справедливое государство или общество. Град земной всегда греховен. Причем государство, Град земной, — необходимое зло, без него греховная природа человека натворит еще больше бед. Но справедливость достигается не в обществе, не в Граде земном, а в Граде Божьем, под которым подразумевается некая духовная общность, к которой каждый человек может прийти только личными душевными усилиями, только глубокой верой, через страдание и внутреннее преображение.

Идеям и книгам Августина была суждена долгая жизнь. До настоящего времени его работы считаются образцом высокохудожественной психологической прозы. К идеям Августина обращаются и многие современные теологии, особенно протестантских течений. Новая волна интереса к Августину поднимается в 20 веке, и связано это с влиянием экзистенциализма, одного их самых значительных философских течений 20 века, представители и исследователи которого указывают на родство идей и этого современного философского течения и взглядов мыслителя давно прошедшей эпохи патристики.

Схоластика как наука средних веков

Когда отрицательно религиозный дух в рамках церкви возвысился до господствующей над миром власти, то первоначально лишь внутреннее, проявлявшееся в настроении отрицание всего так называемого мирского и презрение к нему поднялись до мирского же, насильственного подавления мирского, присвоили церкви как совокупности духовного верховное господство над государством как совокупностью мирского. Отрицательное отношение религиозного духа к искусствам и наукам состояло больше в том, что он связал и пленил их, не только лишил свободы и самостоятельного развития, но и пользовался ими лишь как средствами, с одной стороны, для своего возвеличения, а с другой – для своего укрепления. Но именного эти лишь внешне услужливые духи искусства и науки с необходимостью привели изнутри к падению господства отрицательно религиозного духа и внешнего положения церкви, к падению, которое было неизбежным следствием именно этой ограниченной односторонности и подавляющей отрицательности.

4 стр., 1746 слов

Эстетика порядка в учении Блаженного Августина

... человеку» [Там же, с. 162]. Августин окончательно порывает с манихейским учением о двух природах. По Августину, существует лишь добро и добрая природа, ... создается на его развалинах, - великий отец Церкви стоит на рубеже между древностью и Средними ... для средневековой эстетики. Список литературы [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/estetika-avgustina/ 1. Августин Блаженный. Исповедь. ...

Хотя схоластическая философия находилась на службе церкви, поскольку она признавала, доказывала и защищала принципы последней, однако она исходила из научного интереса, будила и поощряла свободный дух исследования. Она превращала предметы веры в предметы мышления, переносила человека из области безусловной веры в область сомнения, исследования и знания. Стараясь доказать и обосновать предметы веры, основанной лишь на авторитете, она доказывала этим, правда большей частью помимо собственного знания и воли, авторитет разума и таким образом вносила в мир или по крайней мере подготовляла иной, чем у старой церкви, принцип, принцип мыслящего духа, самосознания разума. Даже уродливые формы и теневые стороны схоластики, множество нелепых вопросов, к которым отчасти приходили схоласты, даже из тысячекратные ненужные и случайные различения, их смешные тонкости должны выводиться из разумного принципа – из жажды света и духа исследования, который в то время под гнетущим господством старого церковного духа мог проявляться лишь так, а не иначе. Все схоластические вопросы и различения были не чем иным, как с трудом пробитыми щелями и брешами в старом здании церкви, чтобы достигнуть света и свежего воздуха; не чем иным, как выражением жажды деятельности мыслящего духа, который, будучи лишен разумных предметов и подходящих занятий и заключен в темницу, делает всякий случайно попавший ему на глаза предмет, как бы он ни был ничтожен и недостоин внимания, объектом своих занятий и от недостатка средств удовлетворяет свою жажду деятельности самым нелепым, ребяческим и превратным образом. Лишь когда сама схоластика стала уже мертвой исторической реликвией, она в полном противоречии со своим первоначальным значением и определение слилась с делом старой церкви и стала самой жестокой противницей пробудившегося лучшего духа.

Философский анализ природы

Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя — это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение человека к материи». Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон).

4 стр., 1702 слов

Философское понимание природы Предмет: Философия

... Аристотель Философия Реферат 16 стр. Философские взгляды Шопенгауэра Философия Реферат 15 стр. Философский и научный смысл понятия «информация» Философия Реферат 25 стр. Эволюция образа природы в культурных ... о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек. Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, ...

По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоиз-ма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии. Впоследствии лозунг «Назад к природе» будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение «зеленых») и другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В. И. Вернадского. Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили детальную разработку в особой науке — экологии.

Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.

7 стр., 3191 слов

Сила — ы по Физической культуре — ы — Каталог ...

... поднять массу) ваши мышцы должны производить силу, достаточную чтобы двигать кости, к которым они прикреплены. Сила и основы методики ее воспитания. Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ...

На наш взгляд, есть четыре фундаментальных факта, которые выражают «человеческое лицо» природы.

Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия характеризуются так называемыми константами: постоянная Планка, скорость света, гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые структуры типа человеческого тела не могли бы существовать. В отсутствие человека некому было бы познавать природу. Вселенную. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

Во-вторых, человек рождается «из природы» . На это указывает хотя бы процесс деторождения.

В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т. п.

В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе., Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума

Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаются объяснить на основе единой модели. Известно, например, что Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то, а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли бы удаляться галактики. Почему «все разбегаются», ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения: это всем известные силы гравитации. Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в результате которого в процессе охлаждения Вселенной возникли элементарные частицы, тела, звезды, планеты и, наконец, человек. Взрыв произошел в силу особых свойств вакуума. Не теперешнего вакуума, который, как известно, также обладает весьма причудливыми свойствами, а вакуума, существовавшего до Большого взрыва. По мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной.

Холодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которые образуют некоторую иерархию: элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела.

Уровни организации неживой природы следующие: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика.

Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы.

Уровни организации природы выражают ее строение, структуру. Но каждый объект природы активен, в силу чего он способен к движению, изменению. На фундаментальном уровне материи, т. е. в вакууме и мире элементарных частиц, активность выступает как взаимодействие частиц, в результате которого нарождаются новые частицы. Существуют четыре типа взаимодействия элементарных частиц: слабые, ядерные, гравитационные и электромагнитные. Гравитационные и электромагнитные взаимодействия известны человеку с незапамятных времен, а вот ядерные и слабые взаимодействия попали в поле его зрения лишь в XX в. Физики стремятся найти теории, которые бы единообразно описывали как можно больше типов взаимодействий. Сначала им удалось объединить электромагнитные и слабые взаимодействия, представить их частными случаями электрослабого взаимодействия. Впоследствии электрослабые взаимодействия объединили с ядерными взаимодействиями. Делаются попытки описать все четыре типа взаимодействий одной теорией, так называемой единой теорией поля.

6 стр., 2912 слов

Человек и природа

... тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней. Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, ...