Классический идеал научности, несмотря на многообразие форм выражения, имеет «твердое ядро», состоящее из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно действующих
Основоположения классического идеала таковы:
а) Чистая истина. Истинность является не только нормативной ценностью, но и необходимой дескриптивной характеристикой любых познавательных результатов, претендующих на научный статус. В соответствии с этим классическим представлением «наука не должна содержать никакой примеси заблуждений».
б) Фундаментализм. Наука должна давать совершенно надежное знание посредством окончательной обоснованности.
в) Теоретико-научный редукционизм. В его основе представление о возможности выработать универсальный стандарт научности. Это представление служит питательной почвой двух главных гипотез, определяющих стратегию теоретико-научного редукционизма. Согласно первой из них, универсальный стандарт научности может быть сформулирован на базе «наиболее развитой» и » совершенной» области знания или даже теории. Согласно второй гипотезе, все прочие области познания «подтянутся» к выработанному таким образом стандарту научности.
В соответствии со стратегией теоретико-научного редукционизма сегодня многие ученые и философы эталон научности усматривают в естествознании, а в самом естествознании чаще всего обращаются к физике. Однако ориентация на физику ни в истории, ни в современности не является единственной. Более того, сегодня возникает вопрос о границах стратегии теоретико-научного редукционизма в целом.
Идеалы и нормы научного исследования
... идеалов и норм науки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня. Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания. Например, в разные эпохи по-разному понимались природа научного ... последствия Нормы научной этики состоят из: üобщечеловеческие моральные требования и запреты üспецифические именно научные ценности Нормы науки базируются на ценностях. по Мертону ...
г) Интернализм. Социокультурная автономия науки и стандарта научности. В соответствии с классическими представлениями фундаменталистски обоснованное научное знание и сами стандарты его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных (социально-экономических, культурно-исторических, социально-политических) условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с изучаемой реальностью.
МНОГООБРАЗИЕ ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ (ИСКУССТВО, МИСТИКА, МАГИЯ, АСТРОЛОГИЯ, АЛХИМИЯ, ХИРОМАНТИЯ, ПАРАПСИХОЛОГИЯ, УФОЛОГИЯ, БИОЭНЕРГЕТИКА ).
Познание не ограничивается только сферой науки, знание в различных формах существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы познания.
Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Наука — это область практической и интеллектуальной (теоретической) деятельности человека, связанной с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности (реальности).
Появление науки заложило традицию разграничивать познание на научное (объективное, истинное, всеобщее) и вненаучное (ложное, надуманное, фиктивное) знание. Но эта позиция ошибочна.
Вненаучное знание не является выдумкой отсталых народов неспособных объяснить явления природы или фикцией придуманной гуманитариями. Вненаучное знание производится (возникает) в определенных культурно-интеллектуальных сообществах, основывающихся на духовных традициях отличных от рационалистических и позитивистских установок. Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания. Многие отрасли вненаучного познания возникли намного раньше, чем соответствующие отрасли науки. Так, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Математика и философия (мифология) старше всех других дисциплин. В истории философии многообразные формы вненаучного знания объединяются под названием эзотеризм.
Выделяют знания:
Ненаучное
Донаучное
Паранаучное
Лженаучное
Лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное, антинаучное и псевдонаучное знание.
Квазинаучное
Антинаучное
Псевдонаучное
Рассматриваемые формы вненаучного познания достаточно условны. В действительности они переплетаются причудливым образом, переходя из одной в другую. Традиционная наука, основанная на рационализме и прагматизме, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать вненаучное знание. В науке знание подвергается строгой проверке как с позиции теории, так и с позиции практики. В науке не выдержавшее проверку знание отбрасывается. И даже истинная информация может оказаться за пределами науки.
Структура научного знания. Основание науки
... данной системы. Структура научного знания и познания предстает в разных срезах и, соответственно - в совокупности специфических элементов. Структура научного познания может различаться с точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания по такому ...
Ключевым положением для эзотеризма является существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (”тонкий мир”), другая выражает стремление человека пройти путь самосовершенствования и изменить себя, а в месте с тем, и существующий Космос (это путь длительной эволюции человека).
Если рациональное научное знание неэмоционально и безличностно объективно, то в эзотерической традиции приобщение к тайному знанию невозможно без использования механизмов эмоциональных переживаний и духовной активности человека. Эзотерическое направление реализует познавательную цель, направленную на изучение фактов, лежащих за пределами обычного опыта.
Ориентироваться в сложном здании эзотерической философии непросто. Но можно предложить следующую иерархию уровней подразделения эзотеризма.
Оккультизм