Многообразие вненаучного знания и его познавательный статус

Контрольная работа

Классический идеал научности, несмотря на многообразие форм выражения, имеет «твердое ядро», состоящее из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно действующих основоположений. Эти соновоположения тесно вплетены в интеллектульную традицию, сформировавшуюся еще в античности. Они длительное время имели характер «очевидностей», альтернатива которым фактически не воспринималась, находилась на периферии интеллектульного горизонта. Серьезное критическое обсуждение основоположений классического идеала научности начинает занимать центральное место лишь в современности, когда после длительного развития наступает его фундаментальный кризис и отчетливо намечается переход к существенно иным представлениям. Тем не менее фактически все основоположения классического идеала научности находят своих активных защитников вплоть до сегодняшнего дня. По поводу некоторых основоположений ведутся острые дискуссии, исход которых еще далеко не очевиден. Некоторые основоположения, на мой взгляд, действительно имеют непреходящую ценность и в уточненной, модифицированной форме войдут в структуру нового идеала научности.

Основоположения классического идеала таковы:

а) Чистая истина. Истинность является не только нормативной ценностью, но и необходимой дескриптивной характеристикой любых познавательных результатов, претендующих на научный статус. В соответствии с этим классическим представлением «наука не должна содержать никакой примеси заблуждений».

б) Фундаментализм. Наука должна давать совершенно надежное знание посредством окончательной обоснованности.

в) Теоретико-научный редукционизм. В его основе представление о возможности выработать универсальный стандарт научности. Это представление служит питательной почвой двух главных гипотез, определяющих стратегию теоретико-научного редукционизма. Согласно первой из них, универсальный стандарт научности может быть сформулирован на базе «наиболее развитой» и » совершенной» области знания или даже теории. Согласно второй гипотезе, все прочие области познания «подтянутся» к выработанному таким образом стандарту научности.

В соответствии со стратегией теоретико-научного редукционизма сегодня многие ученые и философы эталон научности усматривают в естествознании, а в самом естествознании чаще всего обращаются к физике. Однако ориентация на физику ни в истории, ни в современности не является единственной. Более того, сегодня возникает вопрос о границах стратегии теоретико-научного редукционизма в целом.

4 стр., 1519 слов

Идеалы и нормы научного исследования

... идеалов и норм науки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня. Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания. Например, в разные эпохи по-разному понимались природа научного ... последствия Нормы научной этики состоят из: üобщечеловеческие моральные требования и запреты üспецифические именно научные ценности Нормы науки базируются на ценностях. по Мертону ...

г) Интернализм. Социокультурная автономия науки и стандарта научности. В соответствии с классическими представлениями фундаменталистски обоснованное научное знание и сами стандарты его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных (социально-экономических, культурно-исторических, социально-политических) условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с изучаемой реальностью.

МНОГООБРАЗИЕ ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ (ИСКУССТВО, МИСТИКА, МАГИЯ, АСТРОЛОГИЯ, АЛХИМИЯ, ХИРОМАНТИЯ, ПАРАПСИХОЛОГИЯ, УФОЛОГИЯ, БИОЭНЕРГЕТИКА ).

Познание не ограничивается только сферой науки, знание в различных формах существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы познания.

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Наука — это область практической и интеллектуальной (теоретической) деятельности человека, связанной с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности (реальности).

Появление науки заложило традицию разграничивать познание на научное (объективное, истинное, всеобщее) и вненаучное (ложное, надуманное, фиктивное) знание. Но эта позиция ошибочна.

Вненаучное знание не является выдумкой отсталых народов неспособных объяснить явления природы или фикцией придуманной гуманитариями. Вненаучное знание производится (возникает) в определенных культурно-интеллектуальных сообществах, основывающихся на духовных традициях отличных от рационалистических и позитивистских установок. Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания. Многие отрасли вненаучного познания возникли намного раньше, чем соответствующие отрасли науки. Так, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Математика и философия (мифология) старше всех других дисциплин. В истории философии многообразные формы вненаучного знания объединяются под названием эзотеризм.

Выделяют знания:

Ненаучное

Донаучное

Паранаучное

Лженаучное

Лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное, антинаучное и псевдонаучное знание.

Квазинаучное

Антинаучное

Псевдонаучное

Рассматриваемые формы вненаучного познания достаточно условны. В действительности они переплетаются причудливым образом, переходя из одной в другую. Традиционная наука, основанная на рационализме и прагматизме, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать вненаучное знание. В науке знание подвергается строгой проверке как с позиции теории, так и с позиции практики. В науке не выдержавшее проверку знание отбрасывается. И даже истинная информация может оказаться за пределами науки.

8 стр., 3829 слов

Структура научного знания. Основание науки

... данной системы. Структура научного знания и познания предстает в разных срезах и, соответственно - в совокупности специфических элементов. Структура научного познания может различаться с точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания по такому ...

Ключевым положением для эзотеризма является существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (”тонкий мир”), другая выражает стремление человека пройти путь самосовершенствования и изменить себя, а в месте с тем, и существующий Космос (это путь длительной эволюции человека).

Если рациональное научное знание неэмоционально и безличностно объективно, то в эзотерической традиции приобщение к тайному знанию невозможно без использования механизмов эмоциональных переживаний и духовной активности человека. Эзотерическое направление реализует познавательную цель, направленную на изучение фактов, лежащих за пределами обычного опыта.

Ориентироваться в сложном здании эзотерической философии непросто. Но можно предложить следующую иерархию уровней подразделения эзотеризма.

Оккультизм