Философия — это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретное области знания как, например биология, геология. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Для понимания того или иного явления необходимо понимать как оно возникло — для этого рассмотрим понятия философии и мифологии, их сходства и различия.
Следует заметить, что в ходе исторического развития миф не преодолевается полностью. В современном коллективном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфические черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории человечества. Он существовал в разных формах религии, искусства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем.
1. Мифология — определение, особенности, функции
Миф (греч. mythos — слово; сказание; предсказание) — сказание, передающее верование древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях.
мифологией. Мифология
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породило мифологию. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоционально-чувственной сферы. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф объясняет действительность в наглядно-образной форме, не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. В нем присутствует эмоциональная насыщенность, он затрагивает чувства людей.
Философия символического мира человека, человек в мире культуры
... мира человека и реально существует в различных символических формах, прежде всего в форме языка. 4. Философия культуры: культура и цивилизация Культура в своей основе представляет созидание человеком самого себя в ... общностей, или культуре разных исторических типов общества, или периодов истории (например, культура первобытного общества, культура эпохи Возрождения). Роль культуры в общественной жизни ...
В мифологии прослеживаются представления древних людей о явлениях природы и общества, зачатки научных знаний, религиозные и нравственные представления, художественно-эстетические чувства. В мифе переплетаются вымысел и вера, знание и предрассудки, он не сводится ни к одному из названных элементов. Это сплетение создает одну из важнейших характеристик мифологического мышления — синкретизм , то есть слитность различных представлений о мире, в котором живут люди и о тех силах, которые этим миром управляют. Миф является и особым видением явлений природы и общества, особой формой мироощущения.
Второй отличительная чертой мифа является отождествление образа и предмета, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, части и целого, представление, что «все во всем». Другими словами, миф приписывает каждой вещи свойства других вещей. Древний человек не видел особой разницы между природой и человеком или животным; он их отождествлял. Более того, он наделял природу чертами и свойствами живого, разумного существа: эмоциями, переживаниями, стремлениями. Таким образом, в мифах мы сталкиваемся с антропоморфизмом (очеловечиванием природы).
В результате, явления природы становятся одушевленными, чувствующими, деятельными. Миф полон жизни, фантастики, волшебства. Но в отличие от сказок, легенд, фольклора волшебство в мифах имеет иную природу. Различают явный и неявный антропоморфизм. При явном — свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном — свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище).
Третьей особенностью мифологического сознания можно считать установление особого вида связей между явлениями . Миф предлагает следующие типы таких связей. Во-первых, метаморфоза: предметы, животные, люди, явления превращаются друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассоциации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между явлениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели. Мифологическому мировоззрению присущ и социоморфизм, т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе.
Четвертое важное свойство мифологического сознания — символичность . Человек мифа оперирует не понятиями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, который можно назвать олицетворением, т. е. природные явления, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, страх — это Фобос и т. д.
Еще одна важная черта мифа— коллективность . Не отдельная личность, а коллектив творит первобытный миф.
И последнее, что можно отметить, — такое свойство мифологического сознания, как . Миф не позволяет человеку критиковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать его.
Миф нельзя назвать сказкой, потому что сказка — продукт народного творчества, она вполне сознательно придумывается с заранее намеченной целью и идеей, причем и рассказчик, и слушатель понимают сказочную выдумку и ее условность. Миф ничего не придумывает и вполне реален, как сама жизнь. Он не знает преднамеренности и возникает в стихии самой первобытной жизни, обоснованной через самое себя. Мифические чудеса не условны, они рождены жизнью с ее наивной верой в обязательность и повседневность чуда. Небо, земля, стихии — все предстает как чудо.
Дипломная работа мифы психологии
... объект. А в настоящем мифе и за самую малость Герой должен сражаться - с риском для жизни и на пределе ... Салтане». Реакция бессознательного на тревогу, вызванную необходимостью изменить свою жизнь, нашла свое отражение в спонтанном построении обряда перехода по ... мы имеем дело с зовом, с необходимостью перемены жизни, на которую бессознательное отреагировало продуцированием фантастической истории. Мы ...
Миф это и не легенда, не предание, хотя последние в основе своей могут иметь элементы некогда пережитой мифологии. Легенды и предания складываются с учетом обстоятельств исторической и социально-политической жизни. Они являются сознательным подкреплением тех или иных идей, фактов или тенденций.
Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах).
Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры — словесный и действенный. Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.
Миф не является оправданием чего-то, он есть органическое продолжение общественной жизни людей, распространяемой на природу. Тем самым осуществлялась возможность овладения ею, она становилась близкой и понятной. Отсюда вытекают функции мифа.
Основная и самая значимая — социально-практическое освоение мира. Оно возможно только в коллективе. Миф — порождение коллективного сознания, поэтому в нем преобладают коллективные чувства и представления.
Он зарождается на стадии общинно-родовой жизни, и другой реальности для древнего человека не существовало. Вся его жизнь подчинялась ритму коллективной деятельности и коллективному образу жизни и мышления. Индивид растворялся в общине и ее интересах. Миф культивировал естественные и доступные пониманию индивида родственные отношения, которыми он был накрепко связан со своим родом. Он внушал индивиду необходимость поддерживать целостность коллективной организации как необходимое условие полноценного индивидуального существования. И вполне понятно, что и природную жизнь древний человек воспринимал по аналогии с общественной, с теми же родственными связями, благодаря которым мир представал как единая большая космическая семья.
Мифологическое мировоззрение также выполняло следующие функции:
* обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;
* объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;
* моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;
* регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.
2. Философия и ее связь с мифологией
Философия не могла появиться сама по себе. Ее зарождение как науки предшествовали другие формы людского сознания, которые существовали ранее. На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки формирования философского мышления.
Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления
... мышления. Уже в мифологии имеет место противопоставление образов, созданных при помощи воображения, объективным явлениям действительности. В развитии философской мысли вопрос об отношении мышления и ... влияние на последующее развитие философской мысли. Таким образом, возникновение философии сыграло очень важную роль в формировании нового типа мировоззрения, мировоззрения, основанного на разумном, ...
Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифология создала несколько типичных конструкций, на которые опиралась зарождающаяся греческая философия. Ее рождение было одной из составных частей культурного переворота в Древней Греции. Философия впитала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно превратилась в самостоятельную духовную область, на основе которой возникла наука.
Философия
Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.
Рождение философии — рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиции разума, им придается новое смысловое, рациональное истолковании. Философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Так постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, и на смену мифологического мировоззрения пришло философское .
Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории. В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личностный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.
Миф — это знаковая система, основанная на развитии абстрактных форм, метафоричности и чувственности. Но философия и мифология связаны конкретно с этими понятиями, так как такое восприятие людского и мирового бытия не может пропасть в итоге исторического развития. Философия базирована на мировоззрении, что берет начало в преданиях. Она приводит в поддержку собственных теорий не веру, а подтверждения. Так, философия и мифология работают неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так именуемом недоумении, которое дает толчок для предстоящего знания. Мифология несет в себе то, что нужно просто принять. А философия — то, после чего начнется время знания и поиска доказательств для какого-либо понятия.
Философия, мифология и религия
... двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире. Отношения философии и религии всегда были непростыми. На исторических развалинах мифологии, а это религиозный тип мировоззрения, философия собственно и возникла. В ...
С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отражение в философии.
Мифология и философия являются двумя различными формами общественного создания, двумя типами мировоззрения. Зарождающаяся философия заимствовала у мифологии основные вопросы, сформулировав их в более четкой форме. Поэтому одновременно они являются частями одного целого, так как философия сформировалась на базе обретенного опыта мифологии.
3. Сходства и различия между философией и мифологией
Философия и мифология — две различные формы общественного сознания — два типа мировоззрения.
Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский — к логико-рассудочному, понятийному.
Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.
Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.
Главное сходство мифологии и философии — это создание модели мира и поведения.
Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.
1. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств.
2. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений.
3. Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.
4. Философское сознание, в отличие от мифологии, не синкретично.
5. Философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.
6. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна.
7. В философии все главные структурные единицы неразрывно связаны и представляют собой единую систему.
8. Для философии чуждо все сакральное и священное.
Заключение
Философия и мифология неразрывно связаны между собой, так как одна форма мировоззрения породила другую, но с рациональными понятиями.
Миф — это особая форма мировоззрения, многогранное содержание которого не нуждается в научном и религиозном толковании, от которого человечество перешло к более сложным и совершенным формам мышления.
Специфика философского мировоззрения
... проанализировать связь мировоззрения с философией; рассмотреть формы мировоззрения; проанализировать специфику философского мировоззрения; изучить структурные компоненты философского мировоззрения. 1. Связь мировоззрения с философией Человек живет, ... события в последующем. Мифологии свойственна не критичность, а вера. Названные особенности мифологии как типа мировоззрения определяют его функции: ...
Тем не менее, возникает вопрос актуальности — сохраняются ли некоторые особенности мифологического мышления в массовом сознании сегодня?
В XIX — нач. XX в. наблюдается сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам. Миф в искусстве призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения.
Он становится способом обретения целостности сознания. Усложненная символика, тяготение к притче, смысловая многослойность характерна для таких авторов, как Ф. Кафка, Г. Маркес, Т. Манн, P.M. Рильке, Б. Пастернак, О. Мандельштам, В. Хлебников, А. Платонов. Имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество — создание собственных поэтических символов.
При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения социального или политического мифа. Так, нацизм возрождал и использовал древнегерманский языческий миф о расовом превосходстве арийской нации и др. В отличие от архаичного мифа, политический миф XX в. — это, как правило, не только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно заинтересованные в мифологизации социума.
Известный американский ученый Е. Анчел в своей книге «Мифы потрясенного сознания» пишет, что мифология в социуме — «оправдание, оговорка и лазейка для утверждения собственной бездеятельности», однако мифология в искусстве — импульс к действию, мобилизация возможностей творческого духа.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/mifologiya-i-filosofiya-shodstva-i-razlichiya/
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,2001. — 608 с
2. Философия: Уч. пособие для вузов. — Ф/Д, 2003. — 595 с.
3. Философия : учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В.П. Кохановский. — Ростов н/Д : Феникс, 2008