Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений.
Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания.
В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками.
Многие зарубежные и отечественные психологи выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Э.И. Киршбаум, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.
Личность подростка очень дисгармонична, и это обуславливает сложность и противоречивость его характера, поэтому проблема конфликтов в подростковом возрасте, несмотря на многочисленные исследования и сейчас достаточно актуальна. Вся деятельность, в том числе общение со сверстниками, на данном возрастном этапе сопровождается конфликтами, которые оказывают влияние на формирование и изменение их личностных качеств.
Влияние темперамента на характер общения подростка
... Теоретический анализ изученности влияния темперамента на характер общения личности. 1.1 Определение и типы темперамента Все люди отличаются друг от друга – поведением, реакцией на внешние воздействия, ... что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо (Небылицын В.Д., 1966). Проблема взаимосвязи общения подростков и типов темперамента актуальна. ...
1. Теоретические основы изучения межличностных конфликтов в общении подростков
1.1. Характеристика межличностного конфликта
межличностным конфликтом
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе
функции конфликта
конструктивным функциям
а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом
б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз-решения
г) перестроечную (конфликт
Деструктивные функции
а) разрушением существующей
- б) ухудшением или развалом отношений;
- в) негативным самочувствием участников;
г) низкой эффективностью
1.2. Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта [3, с. 264]. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.
Сам конфликт состоит из трех периодов:
1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной
Межличностные и групповые конфликты
... об особенностях различных типов конфликтных ситуаций. Это внутриличностные, межличностные, групповые, служебные, политические, межнациональные и другие конфликты. Третья часть носит преимущественно прикладной ... о конфликтах, не имеющих отношения к человеку: «конфликт технических устройств», «конфликт между компьютерными программами », «конфликт между видами живых организмов» (травоядными и хищниками, ...
2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений,
Таким образом, для возникновения
Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта. К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.
1. Групповые конфликты
Групповой конфликт — противоборство, в котором хотя бы одна
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми
Первая особенность, Вторая особенность
Позиция — официальное положение в группе.
Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)
Внутренняя установка
Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности.
Групповые нормы
Причины конфликта между
Третья особенность
2. Межгрупповые конфликты
Противоборствующие стороны — группы (малые, средние и микрогруппы)
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику. Образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:
Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе и задачи ...
... социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования - равенства - подчинения и зависимости - взаимозависимости - независимости. 2. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе, .1 Социально-психологический климат в коллективе В самом общем ...
1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они».
2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых