Современные представления об инвалидности

Контрольная работа

Потенциально, лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира.

В России около 11 миллионов человек с ограниченными возможностями — более восьми процентов населения. Половина из них — люди трудоспособного возраста.

Но реально работают всего 11 процентов из них, да и то в большинстве случаев на самых низкооплачиваемых местах. Инвалид в российском представлении — увечный, требующий опеки страдалец.

Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества.

В уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве. 1

Это говорит о том, что вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

«Имея» инвалидность человек также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед современным обществом стоит задача помочь людям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.

Современная реальность такова, что любой человек в любое время может стать инвалидом. Инвалидность имеет много характерных для нее черт, которые повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции. На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми — инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов. Созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов. После второй мировой войны появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов. Права инвалидов уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций. 2

8 стр., 3667 слов

Проблема человека, общества, государства

... от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и «здоровье государства»; его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам ...

Инвалиды и их организации должны играть активную роль в этом процессе как полноправные партнеры. Создание равных возможностей для инвалидов является важным вкладом в общие усилия, направленные на мобилизацию людских ресурсов во всех странах мира. Из Декларации прав инвалида, принятой ООН в 1975 году: «Инвалиды, каковы бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной». Эти права должны быть признаны за всеми инвалидам без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье. «Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности является унижением достоинства, присущего человеческой личности»,- отмечается в преамбуле проекта конвенции.

В России права инвалидов отражены в федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 3

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Современные представления об инвалидности».

Объект нашего исследования — положение инвалида.

Предмет исследования — положение инвалида в современном обществе.

Цель исследования — охарактеризовать положение инвалида в современном обществе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать представления о медицинской и социальной модели инвалидности

3. Охарактеризовать мифы и стереотипы о жизни инвалидов и реальность.

Глава 1. Медицинская и социальная модели инвалидности

Предрассудки, равнодушие и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей с ограниченными возможностями и задерживали их развитие. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с инвалидами. Окружающие, недостаточно зная, о них, думают, что люди-инвалиды могут быть агрессивными, а ведь именно агрессия провоцирует инвалида на ответную реакцию. Интеграция людей с проблемами в развитии в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих о жизни, особенностях инвалидов.

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к инвалидам является их материальная поддержка. Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Помочь инвалиду — это значит, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым — значит иметь возможность жить как все; это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь.

3 стр., 1410 слов

Технология социальной работы с инвалидами 1группы

... целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный. 3. Технология социальной работы с инвалидами I-группы: аспекты работы ...

Инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. В настоящее время во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Вместе с тем остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого — медико-педагогических и других проблем. 4

инвалид —

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности: медицинская модель инвалидности (традиционный подход) и социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидности определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным разви­тием» и т.д.).

Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патоло­гия. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае по­лучения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пре­бывания инвалида в медицинском учреждении).

Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются.

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребно­стям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограни­ченные возможности — это не «часть человека», не его вина. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья.

Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивную модель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt).

Называлось это эссе – «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные» 6 . Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

6 стр., 2655 слов

Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья

... достойное место в обществе. социализация адаптация здоровье правовой Специфика социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, в ... работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, молодой человек вынужденно замыкается в довольно ограниченной ... отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной адаптации - одна ...

В 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS – Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно: «Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества». Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой. Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую.

Проблема инвалидности в социальной модели выведена за рамки индивидуального существования и рассматривается в плоскости взаимоотношений между личностью и элементами общественной системы, акцентируя внимание на социальном давлении, дискриминации и эксклюзии (исключение человека из общества).

Данная модель не только популярна во многих цивилизованных странах, но и официально признана на государственном уровне, например, в США, Великобритании, Швеции. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Согласно социальной модели, человек с инвалидностью должен быть равноправным субъек­том общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные воз­можности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих соб­ственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» 7 .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на со­циальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социаль­ная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть измене­ны и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское поня­тие.

В отличие от медицинской модели, медицинские знания здесь рассматриваются не как эксклюзивные, имеющие исторический, культурный, социальный контекст и формирующиеся вовлеченными в ситуацию людьми. Как отмечает Е.Ярская-Смирнова, «состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации». Исходя из этого, важным является не только объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, и сам определяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность. Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам, но это обстоятельство не мешает успешной реализации на практике социальной модели инвалидности.

Таким образом, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход к социальной модели обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей.

Необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать инвалидов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Глава 2. Мифы и стереотипы о жизни инвалидов и реальность.

С инвалидностью связано множество заблуждений и предубеждений, как в среде самих инвалидов, так и среди обычных людей. Не претендуя на всеобъемлющий охват всех мнений и истинность их суждений, можно попробовать разобраться хотя бы в самых распространенных.

МИФ: Человек, имеющий инвалидность, болен, или с ним что-то не так.

ФАКТ: Инвалидность является естественной частью человеческого опыта и это не одно и то же, что и болезнь. Люди, являющиеся инвалидами, имеют различную степень физических, психических и сенсорных ограничений, но соматически могут считаться здоровыми людьми. В то же время люди, имеющие серьезные заболевания, инвалидами не считаются. Понятие инвалидности по болезни и инвалидности, так сказать, в силу непреодолимых физических, когнитивных, сенсорных и т.п. ограничений отличаются, причем часто отличаются принципиально. Поэтому такое сравнение не только не корректно, но и в значительной степени бессмысленно, т.к. речь идет о совершенно разных состояниях человека и закрепляет отрицательный стереотип и предположение о том, что человека и его болезнь надо лечить и что-либо исправлять в его состоянии.

МИФ: Люди с инвалидностью имеют низкое качество жизни.

ФАКТ: Это один из самых распространенных стереотипов и он наносит значительный ущерб качеству жизни человека с инвалидностью и значительно ограничивает обычных людей в выборе типов поведения с людьми ограниченными возможностями. Этот миф наносит ущерб взаимоотношениям в социальных группах и препятствует развитию зрелых отношений среди обычных людей. Люди с инвалидностью имеют такие же потребности, как и те, кто не является инвалидом, и они так же стремятся к высоким стандартам качества жизни, как и другие люди.

Качество жизни людей с инвалидностью, может быть, искусственно занижаться обществом и устоявшимися стереотипами в нем путем создания недоступных для инвалидов школ, театров, домов, автобусов и т.д. Миф о том, что инвалидность является ущербностью, в чем-то зачастую рассматривается обычными людьми, которые стараются оградить себя от общения с инвалидами в силу низкого уровня информированности, устоявшихся стереотипов, да и просто боязни чего-то неизвестного и непонятного.

МИФ: Люди с инвалидностью должны быть иметь огромную силу воли, смелость и мужество, чтобы жить со своей инвалидностью. 8

ФАКТ: Верно лишь отчасти. Человек, имеющий инвалидность, часто просто живет обычной жизнью: учится, работает, делает покупки, оплачивает свои счета, занимается спортом, общественной жизнью, совершает благородные и низкие поступки, любит, ненавидит и т.д. и т.п. Однако это возможно при создании определенных условий по доступности образования, трудоустройства, свободного доступа к объектам городской инфраструктуры, общественному транспорту и т.п. Т.е. к тем вещам, о доступности которых обычный человек даже не задумывается. Разница между инвалидами и обычными людьми при создании такого доступа часто нивелируется до такой степени, что само понятие инвалидности становится в значительной степени условным.

МИФ: Люди с инвалидностью нуждаются в дорогостоящих и высокотехнологичных вспомогательных устройствах и услугах.

ФАКТ: В подавляющем большинстве случаев людям с инвалидностью необходимы простые недорогие устройства. Высокотехнологичные и дорогостоящие вспомогательные устройства имеют жизненно важно значение лишь для незначительного количества инвалидов. В некоторых случаях подобные устройства используются для повышения качества жизни людей с инвалидностью, которые могли бы без них обойтись, но даже эти устройства не идут ни в какое сравнение со стоимостью бесполезных с практической точки зрения ювелирных изделий, элитных автомобилей, коллекций одежды от кутюр и других предметов роскоши.

МИФ: Люди с инвалидностью должны жить в интернатах или восстановительных центрах под постоянным наблюдением.

ФАКТ: К сожалению, этот миф создал систему долгосрочного ухода, которая опирается на медицинскую модель реабилитации людей с инвалидностью. Даже люди с тяжелой степенью инвалидности могут жить в собственном доме при наличии системы ухода и патронажа, социальной модели реабилитации и адекватного отношения к проблеме инвалидности со стороны общества. Во всяком случае, они должны иметь выбор.

Медицинская модель инвалидности очень распространена в обществе, она порождает множество мифов, которые выстраивают барьеры

между инвалидами и другими людьми. Реальность опровергает многие из этих мифов.

п/п

Мифы

Реальность

1.

Образ жизни инвалидов коренным образом отличается от образа жизни других людей

Инвалиды посещают школы

2.

Многие инвалиды не способны вступать в интимные отношения

Женятся и выходят замуж

3.

Инвалиды не могут быть родителями

Могут рожать или усыновлять детей, работают, имеют семьи, имеют предрассудки, голосуют, планируют и мечтают, как все другие люди

5.

Инвалидам всегда требуется помощь

Многие инвалиды самостоятельны и способны сами помочь другим

Сейчас, большинство людей с инвалидностью умудряется жить в обществе, абсолютно равнодушном к проблемам инвалидности и при создании определенных условий их жизнь мало чем отличалась бы от жизни обычных людей.

Заключение

Все люди разные и каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах. Сегодня слово «инвалид» еще ассоциируется с определением «больной».

У большинства людей складывается представление об инвалидах, как о пациентах больниц, которым требуется постоянный уход и противопоказано любое движение. Изменить такое представление об инвалидах в обществе поможет создание для них доступной среды.

Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноценными членами общества.

Среди инвалидов много творчески одаренных личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать собственное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества.

Однако мы об этих людях почти ничего не знаем. Зачастую большинство из нас даже не подозревает об их существовании, не говоря уже об уровне этого существования.

Создание оптимальных условий для воспитания, обучения, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится к числу важнейших задач. Как и все в нашей жизни, под воздействие различных факторов претерпевает изменение и общественное сознание.

Однако, по отношению к инвалидам оно, к сожалению, меняется слишком медленно. По-прежнему общество относится к этой проблеме как вторичной, до которой пока не доходят руки. Но, оттягивая решение проблемы инвалидов, мы отдаляем создание правового цивилизованного общества и государства.

Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Для реализации этого права в Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты, определяющие и регламентирующие государственную политику в области социальной защиты инвалидов.

Одним из таких законов является ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который устанавливает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В ряду этих мер – медицинская реабилитация инвалидов, создание возможностей получения общего и профессионального образования, обеспечение занятости и условий труда, адекватных их возможностям, льготы при пользовании жилой площадью, транспортным обслуживанием, санаторно-курортным лечением.

Сейчас, в России нам крайне необходима эффективная система подготовки высокооплачиваемых специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

Список литературы, Нормативно-правовые законы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/meditsinskaya-i-sotsialnaya-model-invalidnosti/

1.Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. — Н.Новгород, 1999.- с.136

2. Социальная политика: Учеб. для студентов / Под общ. ред. Н. А. Волгина.-М: Экзамен. 2003.

3.Фирсов М.В., Е.Г.Студенова. Теория социальной работы. — М.: Академический Проект, 2005. — 512 с.

4. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование .// Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115-126.

5. Ярская-Смирнова Е.Р. Доступность высшего образования для инвалидов. // Университетское управление. 2005. № 1. — С. 89-99.

Интернет ресурсы

1.Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. -РООИ Родник жизни.- Режим доступа .: www . rodnikzhizni . ru

2.Инвалидность: мифы и факты http://dislife.ru/articles/view/2724

1 Фирсов М.В., Е.Г.Студенова. Теория социальной работы. — М.: Академический Проект, 2005. — 512 с.

2 Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. — Н.Новгород, 1999.

3 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

4

Социальная политика: Учеб. для студентов и слушателей вузов экон. и неэкон. спец./ Под общ. ред. Н. А. Волгина.-М: Экзамен, 2003.

5

Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. -РООИ Родник жизни.- Режим доступа .: www . rodnikzhizni . ru

6

Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование .// Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115-126.

7

Ярская-Смирнова Е.Р. Доступность высшего образования для инвалидов. // Университетское управление. 2005. № 1. — С. 89-99.

8

Инвалидность: мифы и факты http://dislife.ru/articles/view/2724