Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество

Контрольная работа
Содержание скрыть

Ф.М. Достоевский родился в большой семье — у него было шесть братьев и сестер, — над которой безгранично властвовал отец, врач Маршенской больницы для бедных в Москве. Доктор М.Ф. Достоевский любил вспоминать, что его род восходил к Золотой Орде, но ни знатностью, ни богатством похвалиться не мог. Мнительный и самолюбивый, вспыльчивый и угрюмый, он доходил до патологических преувеличений в своих фантазиях, жестоко обходился с женой в минуты раздражительности, но, по свидетельству сына Андрея, «он пальцем не трогал детей и телесные наказания, столь распространенные не только в России, но и Англии и Америке, никогда не применялись в семье». В доме господствовало пуританское настроение, и о женщинах разрешалось говорить лишь в стихах. Детей без провожатых из дома не выпускали, карманных денег не давали (Ф.М. так и не научился потом обращаться с деньгами).

отцовская скупость превратилась в сыне в финансовую анархию.

Мать, Мария Федоровна Нечаева, происходила из семьи зажиточных московских купцов. Дети отмечали в ней «веселость природного характера», ум и энергию. «Ужасные вспышки» Мария Федоровна мужу прощала, потому что любила его, о чем свидетельствуют ее письма к Михаилу Федоровичу. Для малообразованной женщины 30-х годов XIX века она писала исключительно с литературным даром, который передала детям. Она не только не боялась мужа, но была ему постоянной опорой и помощницей. У Марии Федоровны было шаткое здоровье, заболев рано туберкулезом, она целые дни проводила в постели. Федор Михайлович на всю жизнь запомнил ее тонкую руку с синими прожилками и в его сознании любовь и жалость слились в трогательном единстве. Достоевская умерла в 1837 году, когда Федору Михайловичу не исполнилось еще 16 лет.

1837 год.

После смерти матери отец отвез сыновей в петербургское Инженерное училище. Сверстники встретили Федора Достоевского насмешками: он был замкнут, робок, у него не было ни манер, ни денег, ни имени. Федор Михайлович держался особняком, больше молчал, но мог лучше других рассуждать о Пушкине, которого боготворил, о Шиллере, об исторических героях.

1839 год.

Летом 1839

Смерть отца произвела потрясающее впечатление на Федора. Его ошеломили все обстоятельства страшного конца, в котором соединились и разврат, и пьянство, и элементы тайны. Через сорок лет Федор Михайлович воспроизвел свои впечатления в «Братьях Карамазовых». Венский ученый Фрейд утверждал, что потрясение, пережитое восемнадцатилетним юношей, спровоцировало эпилепсию: подросток бессознательно желал смерти отца и, когда желание осуществилось, испытал ужас и непобедимое чувство вины и раскаяния, он был готов принять любую кару, чтобы искупить свой тайный грех.

8 стр., 3534 слов

Россия при первых Романовых (Михаил Федорович, Алексей Михайлович)

... отца Михаила Федоровича. Время правления второго Русского Государя из Династии Романовых - Алексея Михайловича, ... перед первым правителем из рода Романовых - Михаилом Федоровичем - ... который был приближённым московского великого князя Симеона ... денег, подданные просили льготы, главный источник государственных доходов, сбор поземельный, при всеобщем неустройстве так был скуден, что Михаил Федорович ...

Отметим, что бунтарство Достоевского выводить из теории Фрейда весьма рискованно, не меньшее потрясение писатель испытал и в момент казни, и в ссылке.

Очевидно только то, что образ отца у него двоился и в его письмах к родным, и в его романах.

Одно известно достоверно: формирование личности Достоевского происходило тяжело и болезненно. Он мечтал о творчестве и свободе, в жизни встречал только высокомерие сверстников и тупость чиновников. «У меня есть прожект сделаться сумасшедшим,» — пишет он брату. В 18 лет он записал пророческие слова: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

40-е годы. Творчество

1841 год.

Достоевский был произведен в прапорщики. Можно было жить вне Училища, заняться любимой литературой. Брату Михаилу он читал отрывки (не дошедшие до нас) из своих драм: «Мария Стюарт» и «Борис Годунов».

1843 год.

«Бедных людей»,

Причиной ухода были, скорее всего, не случайные обиды, а желание стать писателем. Брату он пишет: «Я буду адски работать. Теперь я свободен».

Жить самостоятельно оказалось очень трудно. Он в одни сутки мог перейти от изобилия к нужде, в квартире царил беспорядок, полученные от опекуна деньги мог спустить за одну ночь. Он ссужал деньги бедным пациентам доктора — соседа Ризенкампфа, платил бешеные деньги перекупщикам за билеты на концерты Листа или представления «Руслана и Людмилы», а потом долго питался сухарями и молоком в долг. Зимой часто простужался: на дрова не хватало средств и комнаты не отапливались . Он уходил греться в трактиры и часами просиживал с «потерянными личностями» — выгнанными со службы чиновниками, пьяницами, картежниками. Один из обитателей петербургского дна, приживала и жулик Келер, стал его постоянным собутыльником. Водку пил один Келер, а Достоевский был сладкоежкой и поддерживал компанию за чаем со сладостями, слушая бесконечные «истории» пьяницы. Тот, в свою очередь, поражался странностям Достоевского, который был чрезвычайно суеверен, серьезно относился к знамениям и пророчествам, ходил к гадалкам, боялся впасть в летаргию и быть преждевременно погребенным. Он на видном месте оставлял записку «В случае смерти не хоронить 5 дней». Однажды, при встрече с похоронной процессией, он упал в беспамятстве.

над романом «Бедные люди

1845 год

«Бедных людей»

1846 год

«Двойник».

Голядкин показан в его стремлении утвердиться в обществе.

Тема борьбы Добра и Зла в человеческой натуре и проявление её в личном и общественном поведении человека не могла быть вполне осознанной, а потому в полной мере художественно воплощена молодым писателем.

Это сразу же заметил Белинский: «В «Двойнике» автор обнаружил огромную силу творчества,… но вместе с тем… страшное неумение владеть и распоряжаться экономическим избытком собственных сил». Много позже Достоевский признал сам: «Повесть эта мне положительно не удалась, но идея её была довольно светлая, и серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил».

26 стр., 12676 слов

Гениальность Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

... писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По ... февраля 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в Ревель, Достоевский читал отрывки из двух своих драматических произведений — "Марии Стюарт" и "Бориса Годунова". О работе ...

в любви

1847 год. «Хозяйка».

1846 год. «Господин Прохарчин».

1848 год. «Белые ночи». «Слабое сердце».

Почти во всех повестях 40-х годов раскрывается тема трагической любви

бесприданницу

не

Достоевский достиг художественного мастерства в анализе смены ощущений и процесса возникновения чувства одиночества, в особенности у маленького человека, который гибнет среди сытых и процветающих.

гуманист и реалист

Гуманные мечтания привели писателя к тем проблемам, которые он раскрыл потом в своих романах. Вопросы о зле в мире, о религиозном переустройстве человечества, о Боге, создавшем муку и страдания, о противоречиях между моральными идеалами и гнусностями российской политической и социальной действительности привели Достоевского в кружок Петрашевского, где читали вслух и комментировали сочинения Сен-Симона, Фурье, Оуэна и письмо Белинского к Гоголю.

осужден на вечную каторгу

Первоначально занимались самообразованием, На одном из «пятничных» собраний

23 апреля 1849 года.

был арестован и посажен

22 декабря 1849 года.

Александр Врангель

50-е годы. Ссылка

«был похоронен заживо и закрыт в гробу».

«духовно возродился», общаясь «с людьми из народа, с солдатами, крепостными крестьянами».

А.А. Белкин, Ю.В. Томашевский оспаривают это утверждение, приводя в своих трудах цитаты из писем Достоевского брату. Сам Достоевский характеризовал время каторги как «страдание невыразимое, бесконечное». Помимо физических лишений, нервных припадков, ревматизма, болезни желудка, помимо оскорблений и унижений он испытывал душевные муки от необходимости постоянно быть на людях. Его окружало общество убийц, воров, насильников, все относились к нему с враждебностью, потому что по натуре он был нелюдимым, а по социальному положениюбарином. Со ссыльными поляками-дворянами и петрашевцем С. Дуровым он не сблизился, так и прожил одиноким без возможности уединения. Через несколько недель после переезда в Семипалатинск он сообщал брату: «Покамест я занимаюсь службой и припоминаю старое. Здоровье мое довольно хорошо, и в эти два месяца много поправилось». Достоевский физически окреп, нервные припадки стали редкими. Ощущение свободы было настолько сильным, что он не замечал ни своей бедности, ни положения солдата.

Почта приходила в Семипалатинск раз в неделю, газеты и журналы выписывали пятнадцать человек, и образованные люди собирались друг у друга, чтобы поделиться новостями, узнать, что делается в столицах. Начальник Достоевского, подполковник Беликов, читать не любил, предпочитая слушать. Поэтому он приказал «сильно грамотному» чину из дворян служить у него «чтением вслух». С этого времени и началось знакомство Достоевского с семипалатинским обществом. Позднее ему разрешено было снять комнату «с пансионом» (щи, каша, хлеб, чай).

Хозяйка квартиры открыто торговала молодостью и красотой двоих своих дочерей 20-ти и 16-ти лет. Теперь еще больше, чем в молодости, знал он разницу между Афродитой земной и Афродитой небесной. Этим во многом определялась и личная жизнь.

Марьей Дмитриевной Исаевой

Американский исследователь творчества Достоевского М. Слоним

О своей жене Достоевский писал брату: «Это доброе и нежное создание, немного быстрая, скорая, сильно впечатлительная прошлая жизнь оставила на её душе болезненные следы. Переходы в её ощущениях быстры до невозможности». В жизни это проявлялось в том, что Марья Дмитриевна обижалась молниеносно, повсюду видела подвохи, в гневе кричала и рыдала до обмороков, потом смиренно просила прощения, внезапно обнаруживая кротость и доброту. Разумеется, жить с таким издерганным и страдающим человеком, измученному каторгой и ссылкой Достоевскому было нелегко.

Одно то, что женщина протянула мне руку, уже было целой эпохой в моей жизни

1859 год.

В этом году вышли две повести Достоевского: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» и роман «Униженные и оскорбленные».

60-е годы. Жизнь и творчество

1861 год.

«Униженные и оскорбленные» вызвали отклик И.А. Добролюбова. В статье «Забитые люди» он дал высокую оценку гуманизма Достоевского, подчеркнув, что в романе выражена «Боль о человеке, который признает себя… не в праве быть человеком настоящим, самостоятельным» .

журнала «Время».

из сибирской глуши он снова выходит в первые ряды русских писателей

В 60-е годы Достоевский активно включается в полемику с революционно-демократическим лагерем. Его несогласие с идеями Н. Чернышевского особенно резко проявилось в «Записках из подполья».

1864 год.

Программе Чернышевского (создание материалистической этики и человека-борца путем переделки общества на основах разума и трудовой деятельности) Достоевский противопоставляет антисоциалистическую «почвенническую» идею:»… дерзко объявляю, — говорит герой «Записок», — что все эти прекрасные системы… одна логистика». Достоевский игнорировал черты идеологии революционных демократов, не услышал их намерений, изложенных Н.А. Некрасовым в поэме «Саша»:

Дело веков поправлять нелегко!

В ком не воспитано чувство свободы,

Тот не займет его. Нужны не годы,

Нужны столетья, кровь, и борьба,

Чтоб человека создать из раба.

В отличие от Чернышевского и Некрасова Достоевский был художником-психологом, его область — человеческая душа.

встретив 22-х летнюю Аполлинарию Прокофьевну Суслову

Аполлинария была девушкой из народа, в ней проявлялись мужицкая стойкость и житейский практицизм. Достоевский угадывал в ней психологию молодежи, выросшей во время его прозябания в Сибири.

Решительность и самовластие Аполлинарии в какой-то мере открыли глубины Достоевского, на первом плане которого были жалость, сентиментальный гуманизм и религия страдающей личности.

Достоевский отличал в Аполлинарии ключевые стороны ее характера: она была способна на бунт и дерзание, ее темперамент одинаково проявлялся в любви и ненависти, она быстро строила идеальные образы и тотчас разочаровывалась в них, а так как она не умела прощать, разочарование превращалось в гнев и жестокость. Достоевский вглядывался в девушку, как в зеркало, в нем он видел то, что пытался вложить в свои романы, опубликованные в журнале «Время».

25 мая 1863 года журнал был закрыт по распоряжению властей, увидевших опасную крамолу в статье на текущую тему. Планам Достоевского и Сусловой о поездке за границу в этом году довелось сбыться наполовину: Аполлинария уехала в Париж, писатель пытался возобновить работу журнала под другим заголовком.

похоронил Марью Дмитриевну, в июле

заботиться о Паше

Аполлинария сообщала в письмах о том, что полюбила красавчика Сальвадора

1865 год.

Висбадене

«Преступление и наказание».

Спустя два года как-то ему доложили, что пришла неизвестная посетительница. «С кем имею честь?» — спросил он у дамы под вуалью. Она резким движением открыла лицо. «Будьте любезны назвать ваше имя», — сухо промолвил Достоевский.» Посетительница опустила вуаль и молча вышла из комнаты. Когда за нею громко захлопнулась дверь, он вдруг понял, что у него была Аполлинария. Рассказывая об этом эпизоде, он будто бы прибавил: «Она не изменилась, но до такой степени исчезла из моей памяти, что я не узнал ее».

Аполлинария прожила 78 лет.

Ф. Стелловским

Анне Григорьевне Сниткиной

Анна Григорьевна согласилась сразу, и не только потому, что хотела подзаработать, но и потому, что знала имя Достоевского, плакала над «Записками из мертвого дома», была влюблена в благородного героя «Униженных и оскорбленных». Возможность помогать в литературной работе любимому писателю обрадовала и взволновала её.

Встретившись с Достоевским впервые, Анна Григорьевна отметила его нервозность, рассеянность. Она поняла, насколько обижен жизнью этот замечательный, добрый и необыкновенный человек.

По ночам он писал, днем диктовал написанное., В конце работы над «Преступлением и наказанием» Достоевский и Анна Григорьевна обвенчались, В Россию Достоевские привезли рукописи «Идиота», «Вечного мужа» и начало «Бесов».

1869 год. «Идиот»

Достоевский пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому миру хищников и честолюбцев. В центре романа «Идиот» две главные фигуры — Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Вокруг героини сконцентрированы все, кто воплощает закон купли-продажи женщины: Тоцкий и Епанчин, Рогожин и Ганя Иволгин. Они торгуют человеческой красотой, любовью. Роман заканчивается убийством Настасьи Филипповны. Но «Идиот» не только социально-психологический, но и идеологический роман.

Между тем, «Идиот» представляет собой новое явление в русской литературе. Оно воплощено в образе князя Мышкина, в котором раскрыта главная идея романа: как будут развиваться судьбы личности, народа, государства в послереформенной России? Этот вопрос был тесно связан с вопросом о том, КОМУ делать и КАК делать. Для Достоевского проблема положительного героя заключала в себе нравственные, политические и философские проблемы. Он мечтал создать образ прекрасного человека, который бы служил образцом для современного общества.

Эстетическое чутье подсказало Достоевскому, что героя следовало нарисовать душевнобольным.

Более художественно завершенным выглядит образ Настасьи Филипповны — гордой и благородной, но, вместе с тем, глубоко несчастной. Она, смеясь, испытывает «женихов», бросая стотысячную пачку денег в камин, из гордости отвергает предложение князя, видя в нем проявление жалости, и уходит к Рогожину, зная, что это ее гибель. Настасья Филипповна не может простить своей исковерканной жизни оскорбившему ее обществу, она уничтожает свое «я», чтобы доказать всем, что добра и красоты в мире Тоцких и Епанчиных быть не может.

достоевский писатель творческий образ

70-е годы. Жизнь и творчество

Творчество Достоевского 70-х годов включает три романа: «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

1872 год. «Бесы».1874 год. «Подросток».1880 год.

Без насилия, считает инквизитор, невозможно править человечеством.

Легенда явилась идейной программой романа, потому что в ней были поставлены вопросы освобождения человечества и осуждались идеи материализма и социализма, чуждые писателю.

В «Братьях Карамазовых», последнем своем романе, Достоевский поведал страшную правду о падении и разрушении человеческой личности, создав образы мирового значения, представив литературе такие явления, как «смердяковщина», «карамазовщина». Свой последний роман он посвятил жене, Анне Григорьевне.

Трудности российской действительности Достоевские испытали на себе: по возвращении на родину они узнали, что дом Анны Григорьевны был продан с торгов за бесценок, мебель и вещи пропали из-за неуплаты процентов, библиотеку Паша разбазарил по мелочам, жить приходилось только на гонорар за «Бесов». Анна Григорьевна взяла на себя не только хозяйство, но и все финансовые дела.

С 1872 по 1881 годы Достоевская привела в порядок все дела мужа. Она стала издателем его произведений, превратив их в источник постоянного дохода, была корректором и администратором его «Дневника писателя », где он с 1875 года печатал свои отклики на политические, общественные и культурные события. Публицистическая деятельность оказалась весьма выгодной финансово: после прекращения издания «Дневника писателя» у него оказались достаточные средства для работы над «Братьями Карамазовыми» в течение двух лет без перерыва для поиска денег.

расточительности

За четырнадцать лет совместной жизни Достоевская испытала немало обид, тревог и несчастий. В Женеве умер первенец (1868), «ангел Сонечка». 1872 год отмечен полосой несчастий: дочь сломала руку, ее плохо вправили, а потом ломали и складывали заново, мать Анны Григорьевны приковала к постели тяжелая болезнь, сестра ее умерла, сама она страдала от нарывов в горле, и доктора опасались за ее жизнь. Федор Михайлович долгое время пытался «повернуть колесо фортуны ». Он горячо верил, что обладает системой, по которой можно разбогатеть на игре в карты, но всегда увлекался, терял голову, проигрывал деньги и вещи. Сначала ее удивляло, что такой мужественный человек не имел силы воли, чтоб сдержать себя, в этом она видела что-то унизительное и недостойное. «Но скоро я поняла, — пишет Анна Григорьевна, — что это не простая слабость воли, а всепоглощающая человека страсть, нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. Я никогда не упрекала мужа за проигрыши… и без ропота отдавала ему наши последние деньги». В 1875 г. умер второй их сын Алексей.

Ему было далеко за пятьдесят, когда он стал привыкать к семейной жизни. Он по-прежнему предпочитал работать в ночной тишине при двух свечах, вставал поздно, сам себе заваривал чай, не доверяя этого священнодействия даже жене, доставал из ящика бюро пастилу, изюм, орехи и пил чай. К четырем часам он выходил на прогулку, покупал шоколад для обеда. После девяти уходил работать.

Сохранилась запись Н. Опочинина (1879 г.) о портрете писателя:

«Немного сутуловат, волосы и борода рыжеватые, лицо худое с выдающимися скулами, на правой щеке бородавка. Глаза угрюмые, временами мелькнет в них подозрительность и недоверие, но большей частью видна какая-то дума и будто печаль».

Лицо это, удивлявшее многих печатью бунта и страдания, преображалось, когда он выступал на публичных вечерах. Несмотря на астму и хрипоту, читал он изумительно, слушатели теряли чувство реальности, забывали, где они, и подпадали под «гипнотизирующую власть этого изможденного невзрачного старичка с пронзительным взглядом уходивших куда-то вдаль глаз».

Годы старости мало изменили его характер и темперамент: разве что он чаще стал молиться, и все охотнее возвращался к своему детству. Но в конце 1979 года здоровье Достоевского сильно пошатнулось.

Последние годы жизни

1880 год.

Речь на открытии памятника Пушкину была его лебединой песней и литературным завещанием.

1881 год.

В начале января 1881 года, когда он подготовил к печати новый выпуск «Дневника писателя» с этой знаменитой речью и ответом ее критикам и комментаторам, он был уже безнадежен. Об этом знала только жена. Н. Страхов заметил в письме к другу: «Он необыкновенно худ и истощен, легко утомлялся и страдал… Он жил, очевидно, одними нервами, и все остальное его тело дошло до такой степени хрупкости, при которой его мог разрушить первый, даже небольшой толчок».

«Утром, 26 января, Федор Михайлович встал, по обыкновению, в час дня, и когда я пришла в кабинет, то рассказал мне, что ночью с ним случилось маленькое происшествие: его вставка с пером упала на пол и закатилась под этажерку (а вставкой этой он очень дорожил, так как, кроме писания, она служила ему для набивки папирос); чтобы достать вставку, Федор Михайлович отодвинул этажерку. Очевидно, вещь была тяжелая, и Федору Михайловичу пришлось сделать усилие, от которого внезапно порвалась легочная артерия и пошла горлом кровь; но так как крови вышло незначительное количество, то муж не придал этому обстоятельству никакого значения и даже меня не захотел беспокоить ночью».

28 января

В год смерти писателя Анна Григорьевна была в возрасте 35 лет, но она сочла свою судьбу законченной и остаток жизни посвятила служению его имени. Она издала полное собрание его сочинений, составила в 1906 году библиографию о Достоевском в 5000 порядковых номеров, организовала отдел рукописей, реликвий и портретов при Московском Историческом Музее, основала школу Федора Михайловича в Старой Руссе, собрала его письма и заметки, заставила друзей написать о нем воспоминания. Она стремилась передать потомству лик великого писателя, замазывая черными чернилами все строчки, которые, по её мнению, могли опорочить его имя.

Умерла она в Крыму, в июне 1918 года.

Заключение

17 языков

Широкая известность Достоевского объясняется не только исключительным дарованием писателя, но и тем, что он поставил в своих произведениях ряд важнейших проблем, которые и сегодня продолжают волновать все прогрессивное человечество. Это прежде всего вопрос о великом общечеловеческом братстве, о взаимоотношении личности и общества, о праве «маленького человека» на счастье, о признании или отрицании бога.

социальную несправедливость

На протяжении почти сорока лет творческого пути Достоевский создавал типы страдающих людей: жертвенные натуры, которые принимают жизнь как она есть или уходят в мир бесплодных мечтаний (Макар Девушкин, Варенька Доброселова («Бедные люди»).

Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), князь Мышкин («Идиот»), Алена («Братья Карамазовы»); бунтовщики-индивидуалисты, не желающие покориться судьбе, стремящиеся самоутвердиться любыми средствами, вплоть до преступления. Это проявлялось в дерзком вызове морали, в борьбе за положение в обществе, за богатство, моральную независимость. Таков Раскольников из «Преступления и наказания», Ганя Иволгин и Настасья Филипповна из «Идиота», Долгорукий — главный герой «Подростка».

Кротость и ожесточение — вот два полюса, между которыми судорожно мечется стрелка творческого компаса Достоевского.

нужно безотлагательно и моментально прекратить все страдания.

Распад семейных отношений, борьба за деньги, проституция, отказ от бога — все это Достоевский изображает как естественное проявление социальной жизни, где нет никаких этических норм, где властвует закон, который формулирует Раскольников:»… кто крепок и силен умом и духом, тот и властелин. Кто много посмеет, тот и прав… Так доселе велось и так всегда будет!».

уродливых социальных отношений

На протяжении всего творческого пути писатель стремился создать образ идеального человека, деятельность которого была бы воплощением истины, добра и справедливости. В своей известной пушкинской речи Достоевский показал всю значительность мечты его о всемирном счастье. Он верил в могущество народа и в то, что стремления лучших русских людей будут способны «возбудить бесконечные силы и воззвать Россию к новой, здоровой, великой жизни, доселе еще невиданной».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/lichnost-dostoevskogo/

1. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971.

2. Поспелов Г.Н. Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1976.

3. Румянцева Э.М. Ф.М. Достоевский. Л., 1973.

4. Достоевский Ф.М. Моя тетрадка каторжная. Красноярск, 1985.

5. Кирпотин В.Я. Опровергнутая версия. В книге «Мир Достоевского». М., 1986. С. 362-369.

6. Серман И.З. От повести к роману. В кн. «Вопросы изучения русской литературы ХIХ-ХХ вв.» М.-Л. 1958. С. 196-201.

7. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/lichnost-dostoevskogo/

8. Под общей редакцией В.В. ГРИГОРЕНКО, Н.К. ГУДЗИЯ, С.А. МАКАШИНА, С.И. МАШИНСКОГО, Б.С. РЮРИКОВА

9. М., «Художественная литература», 1964

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/lichnost-dostoevskogo/