Конфликтное взаимодействие

Контрольная работа

Исследование конфликта в его внутренних и внешних взаимосвязях как некой целостности — довольно сложный и многоплановый процесс. Конфликт необходимо рассматривать не изолированно, а как фактор системы, в частности системы взаимодействий, т.е. динамической системы. Помимо происходящих конфликтных взаимодействий у системы всегда есть прошлое, настоящее и будущее. Конфликты являются частью систем взаимодействия, фиксирующих не сиюминутные состояния, а закономерности изменений.

В конфликтных ситуациях, где присутствует минимум две стороны и каждая из них пытается управлять, эти системы управления приходят в противоречие. Представьте себе, что вы готовы учесть интересы другого, но у вас нет возможности об этом договориться, нет возможности сообщить партнеру о ваших намерениях или, как говорят психологи, дать ему «обратную связь». В психологии понятие обратной связи является весьма важным.

обратной связи

Однако чем больше мы воспитаны, вежливы, а главное — терпимы или толерантны по отношению друг к другу (можем учесть интересы, цели, потребности других людей), тем меньше острых, негативных переживаний в нашей жизни, тем больше времени у вас лично и общества как целостной системы на созидание и радость.

Конфликт — разбалансированность динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности).

Конфликт — всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, демонтировать, изменить ее.

Когда человек действует в свободном пространстве, когда он сам по себе, он может руководствоваться собственными правилами. Как только он оказывается в социальном пространстве, важно уметь учитывать другого, быть толерантным к нему. Человек и социальные системы способны к самоизменениям. Осознавая важность тех или иных факторов для дальнейшего развития, общество может ставить новые цели и изменять себя, меняя свои законы, нормы, ценности, социальные установки.

Анализ содержания понятия «конфликт» обнаруживает:

1) что конфликт является проявлением нарушения баланса динамической системы, где действия сторон взаимовлияют, взаимоизменяют друг друга;

2) как психологический феномен конфликт рассматривается в следующих основных направлениях:

  • как вид взаимодействия, который характеризуется борьбой сторон за свою единственность и сохранение собственной идентичности;
  • как поведенческий антагонизм или конфликтные действия;
  • как антагонизм интересов, целей, ценностей, мотивов;
  • как воспринимаемая несовместимость действий или целей [14, с.41].

3.2 Структура конфликта

3 стр., 1305 слов

Динамические характеристики социальных конфликтов

... социальный конфликт проходит через следующие этапы развития: 1) возникновение объективной конфликтной ситуации; 2) осознание ситуации как конфликтной; 3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); 4) завершение конфликта. Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта ...

Структура конфликта — это совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компонентов и связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.

Понимание структуры конфликта, т.е. его составных элементов, во многом определяет сам способ анализа конфликта и поиски путей его конструктивного разрешения. При всем многообразии существующих трактовок конфликта объединяет их представление о структуре конфликта. Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта предлагаемых отечественным психологами.

Концепция Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк, Конфликтная ситуация

Конфликтная ситуация включает в себя: инцидент, объект конфликта, участников конфликта (оппоненты), цель «выиграть» или «не проиграть». Усилия сторон направлены на достижение собственных целей и на воспрепятствование противнику в удовлетворении его потребностей. При таком рассмотрении конфликтная ситуация является «зоной», в которой еще возможна профилактика конфликта или его разрешение, причем в формах более безопасных, чем непосредственно во время инцидента, в процессе открытой борьбы.

Другой вариант структуры конфликта рассматривается в работе Л.А. Петровской.

стороны (участники) конфликта (личности и социальные группы);

  • условия протекания конфликта (социально-групповая и социально-психологическая среда);
  • образы конфликтных ситуаций — идеальные картины конфликтных ситуаций, а не сама реальность, которые определяют выбор стратегии поведения участников.

Они влияют на содержание их представлений, оценок и суждений.

представления о себе

Представления о среде также ограниченны, бедны деталями; возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному взаимодействию предполагает выбор стратегий поведения, т.е. определенной совокупности действий, направленных на оппонента; исходы конфликтных действий зависят как от выбора стратегии поведения, так и от всех остальных элементов структуры.

Структура конфликта по Н.В. Самоукиной

внутренняя позиция участников;

  • взаимодействие внешней и внутренней позиций;
  • объект конфликта.

Внутренняя позиция участников конфликта включает их цели, мотивы, интересы. Являясь основными причинами конфликтного поведения, эти цели, мотивы, интересы скрываются от оппонента, а иногда они скрыты и от самого участника. Определить их можно с помощью вопроса: «Зачем, для чего человек участвует в этом конфликте и что-то делает?»

Внешняя позиция проявляется в открытом предъявлении требований, утверждений, отношений и т.п.; это то, что говорит участник конфликта, но не всегда то, чего он хочет.

Взаимодействие внутренней и внешней позиций состоит в том, что человек, говоря что-то, предъявляя свою внешнюю позицию, может «иметь в виду» совсем иное, и это означает, что он намеренно или ненамеренно что-то скрывает. За внешней позицией бывает скрыта внутренняя.

8 стр., 3637 слов

Конфликт. Конфликтные ситуации. Способы разрешения

... конфликтных ситуаций социальными объектами. Во втором случае изучаются психофизиологические особенности и характеристики отдельной личности, и их влияние на возникновение конфликта, ... информации является и следствием конфликта. Так, между его участниками снижается уровень коммуникаций, начинают ... вносят расстройство в коллективные действия персонала. Самый эффективный прием воздействия на них – это ...

Н.В. Гришиной дано еще одно представление о структуре конфликта

стороны (участники) конфликта;

  • условия конфликта;
  • предмет конфликта;
  • действия участников конфликта;
  • исход (результат) конфликта.

Анализ существующих подходов показал, что при описании структуры конфликта практически все авторы стремятся к рассмотрению конфликта как системы, т.е. к раскрытию ее элементов и взаимосвязей между ними.

Само по себе такое описание мало что дает для рассмотрения конфликта. Именно поэтому стали появляться работы, стремящиеся отразить динамичность системы. В частности, в работе Б.И. Хасана отмечается: «Конфликт не существует как вещь независимо от нас. С ним нельзя столкнуться, как с другим человеком, на него не натолкнуться, как на стенку. В него нельзя попасть, как в темную комнату, и т.д. и т.п.». Он формируется как субъективная реальность одной из сторон. Рассматривая конфликт как вид взаимодействия (внешнего или внутреннего), автор вместе с тем подчеркивает, что не любое взаимодействие можно считать конфликтом, а лишь то, в котором появляется трудность разрешения сложившейся ситуации. Иными словами, если взаимодействие не реализуется по известным схемам автоматически, тогда мы фиксируем конфликт. Во взаимодействии, состоящем из последовательных действий, все протекает автоматически, если же при реализации этих действий возникает трудность, требуются иные формы или что — то не удовлетворяет требованиям данного взаимодействия, то оно считается конфликтным. Отсюда Б.И. Хасан делает вывод: «Конфликт — это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации.

Элементы конфликта

материал конфликта (ресурсы, установки, интересы, ценности);

конфликтующие стороны (персоны, подинстанции » Я» , агенты, замещающие реальных субъектов);

  • конфликтная ситуация (субъективная действительность, чье-то видение);
  • конфликтный акт (тактика);
  • конфликтная деятельность (стратегия).

Развитие конфликта в конструктивном или деструктивном направлении прямо зависит прежде всего от двух факторов — места противоречия в иерархии личностных ценностей, т.е. от уровня значимости материала конфликта, и умения разрешать конфликты, а также способности к этому.

Структура конфликта по Крысько В.Г.

Конфликт в группе — это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между ее членами или нарушения равновесия между существующими в ней структурами.

Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного их субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к конфликтам приводят следующие причины:

1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;

4 стр., 1812 слов

Конфликты и конфликтные ситуации

... того что­бы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения. Типы конфликтов и уровни конфликта в организации С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый — это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что ...

2) присутствие противоборства между различными людьми (руководителя и неформальных лидеров, неформальными микрогруппами и разностатусными членами группы, между разными микрогруппами);

3) разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;

4) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.

конструктивную

при проявлении предконфликтной ситуации

Таким образом, развивающиеся в малой группе процессы и явления необходимо принимать во внимание и серьезно учитывать.

Структура конфликта по Андриенко Е.В.

Формирование ассертивности как защищающей и развивающей формы поведения дает возможность человеку избежать многих конфликтных ситуаций, хотя сам конфликт далеко не всегда является признаком непродуктивного взаимодействия. Тема конфликта является одной из наиболее традиционных в исследовании интерактивного аспекта общения. Ее популярность обусловлена значительным увеличением конфликтных ситуаций в современной социальной жизни. Традиционный конфликт представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту. Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет конструктивные функции.

Конструктивные функции, Деструктивные функции

типологий конфликтных ситуаций

Внутриличностные конфликты

В конфликтной ситуации очень важным является то, как субъекты взаимодействия ее себе представляют. Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий между субъектами нет, но сами субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный , в отличие от подлинного , при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами. Кроме того, конфликт может быть смещенным или двойным , когда реальные, наиболее значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями. Иными словами, смещенный конфликт — это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, когда по каким-то причинам (чаще всего из-за социального контроля) индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках подлинного противоречия.

латентный

Конфликты с близкими людьми переживаются наиболее тяжело. Поэтому самыми сложными конфликтами являются личные и производственные . Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность — основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость. Именно в этих сферах он взаимодействует с окружающими максимальное количество времени.

Подводя итог, можно сказать, что существует много различных концепций, в основе которых лежит рассмотрение структуры конфликта, даже более точно — практически каждая концепция в том или ином варианте рассматривает эту структуру, делая акцент на ее отдельных элементах. Попытаемся уяснить структуру конфликта, рассмотрев более подробно основные наиболее употребительные понятия.

3.3 Стороны конфликта

Стороны, участники конфликта — конфликтующие стороны, конфликтанты, оппоненты, соперники, конкуренты, противники, враждующие стороны, субъекты конфликта и т.д. В разных контекстах эти термины употребляются как синонимы.

31 стр., 15119 слов

Управление конфликтами в организации (2)

... поставленной проблемы. В выводах сформулированы основные результаты исследования. Объектом исследования выступает конфликт как социально-психологическое явление. И так, основная цель данной курсовой работы - определить типологию конфликтов и понять основы управления конфликтной ...

Чаще их называют оппонентами, противостоящими сторонами, реже — конкурентами или соперниками. Иногда их именуют противниками, противоборствующими сторонами, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу враждующих сторон. На самом же деле опасно даже так думать, а особенно для сферы психолого-педагогической конфликтологии. Недаром же говорят: «Как пароход назовешь, так он и поплывет». Так вот, если мы мысленно обозначим врагом близкого друга, с которым произошел неожиданный конфликт, когда столкнулись наши интересы или позиции, то он из друга может превратиться во врага.

Слово как знак лишь обозначает нечто в нашем сознании, но, обозначив, мы становимся в определенном смысле его «пленниками». От нас зависит выбор слов, которыми мы пользуемся для обозначения фактов и явлений нашей жизни, и в этом смысле необходима определенная осторожность. Правда, справедливости ради стоит, очевидно, сказать, что если мы будем называть врага другом, то он, возможно, им станет. Важнее, видимо, заметить, что проявление такой категоричности в оценках и в выборе слов влияет на восприятие события. Помня о том, что это все же не абсолютные синонимы, следует обращать внимание на их словоупотребление. Когда говорят о сторонах как о противниках, оппонентах, соперниках, враждующих сторонах — неявно присутствует контекст борьбы, противостояния. Признавая конфликт как факт, в то же время не следует делать акцент на то, что он связан с борьбой, противостоянием, враждой.

Термин «участники конфликта» некоторые считают не очень удачным, так как он не различает, например, среди участников сторонников и противников в конфликте. Вместо него предлагается употреблять понятие «оппонент» (в переводе с латинского — «противополагающий, возражающий, спорящий»).

Участниками конфликта могут быть люди, вовлеченные или сознательно участвующие в нем, сочувствующие одной из сторон. Известно, что сторонники и противники в конфликте, как и оппоненты, под влиянием обстоятельств могут менять свои позиции, иногда на диаметрально противоположные, не переставая быть его участниками. Нам представляется, что термин «участники (субъекты) конфликта» вполне подходит. Он не несет в себе оценочного компонента, что исходно очень важно и позволяет говорить о всех людях как об участниках конфликтов (реальных или потенциальных).

Тем более что даже невольные наблюдатели конфликта становятся в определенной мере участниками, переживая или сопереживая реальным исполнителям этой роли. Эта проблема достаточно хорошо показана в разных фильмах, когда кто-то случайно становится свидетелем конфликта и его как свидетеля потом преследуют преступники. Так человек невольно становится участником конфликта. В реальной жизни мы также иногда невольно из свидетеля чужого конфликта превращаемся в его участника.

Малые группы

Различают прямых и косвенных участников конфликта [23, с.446].

Прямые участники, Косвенные участники

а) провоцировать конфликт и способствовать его эскалации;

  • б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;
  • в) поддерживать ту или иную сторону либо обе стороны одновременно.

условия, в которых протекают конфликты

13 стр., 6377 слов

Типы поведения участников конфликтной ситуации

... исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Объект исследования - конфликтные ситуации. Предмет исследования - типы поведения людей разного уровня конфликтности. Гипотеза исследования: типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте. Исходя ...

Статус — совокупность психологических характеристик, определяющих место данного человека в группе и то, как он воспринимается другими ее членами. В каждой группе есть лидеры и отвергаемые, т.е. высокостатусные и низкостатусные члены группы. Есть еще и среднестатусные . По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее принятому образцу, поощряется, а не соответствующее — наказывается. Система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется группой с помощью поощрений и наказаний, т.е. санкций .

В конфликте статус человека влияет на то, как его воспринимают другие участники. Они приписывают ему в собственном восприятии определенный ранг. Участники конфликта используют эти ранги для оказания давления на партнера, для подкрепления собственных сил и т.д. В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой.

участником конфликта

3.4 Влияние толерантности на позиции в конфликте

конфликтной ситуации

Внешняя позиция, Внутренняя позиция

Когда учитель сердится на учеников за прозвище, данное ему учениками, он, скорее всего, переживает о своем авторитете в их глазах. В одной из школ дети прозвали учительницу «эскимо на палочке» за то, что она, будучи худенькой, надевала массу одежек и от этого выглядела даже полной. Стремление учительницы не признать свою худобу, скрыть ее от других стало предметом насмешек. Чтобы подразнить учительницу, дети приходили с мороженым «эскимо» и демонстративно ели его у нее на глазах, заставляя ее нервничать и раздражаться. Очень часто такое поведение во внутренней позиции содержит неуверенность в себе, в своем авторитете и большое желание скрыть это. Если бы учительница, подобно павлину из притчи, своим поведением показала бы «да, я такая, принимайте меня такой, какая я есть, у меня есть и другие достоинства», это явно вызвало бы больше уважения. В конфликтных ситуациях рассогласование внешней и внутренней позиций особенно хорошо видно со стороны, но часто остается не замеченным самими участниками.

3.3.1 «Взрослый — взрослый» как позиция толерантности

родитель, взрослый, ребенок

Родитель

Родитель — состояния, сходные с образами родителей, повторяющие их. Каждый человек хранит в себе набор состояний, повторяющих его родителей. Так, в частности, модели поведения в конфликте зачастую повторяют родительские. Обратите внимание, когда вы ссоритесь с подругой или другом, когда сердитесь на кого-то из сверстников, как звучит ваш голос, каковы интонации и даже слова. Очень часто именно в такие минуты вы замечаете, как повторяете слова своих родителей, их тон и манеру говорить, даже если сознательно их отрицаете, не хотите быть в этом на них похожими. Итак, Родитель — это область нашего «надо».

7 стр., 3041 слов

Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей

... внимания» . 2. Конфликтная личность ригидного типа : — подозрителен; — обладает завышенной самооценкой; — постоянно требует подтверждения собственной значимости; — прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию; — с ... навязывание своей точки зрения, давление на партнера. 11. Попытки подменить объект конфликта, сместить в другую плоскость (что вызывает противодействие партнера, правда, ...

Ребенок

И, наконец, Взрослый — сфера знаний, информации, самостоятельного принятия решений, рассудительного поведения. Взрослый выступает своеобразным судьей между «надо» Родителя и «хочу» Ребенка . Взрослыйэто область «возможно, разумно» .

Взрослый

Рис. 1. Поведенческие схемы взаимодействий (по Э. Берну)

Пока трансакции дополнительные, т.е. линии не пересекаются, процесс общения протекает гладко. В случае пересекающихся трансакций возникает конфликт, который можно легко прогнозировать.

Трансактный анализ важен для понимания конфликта и еще более важен для понимания и различения внешней и внутренней позиций. Внутренняя, часто неосознаваемая позиция субъекта, провоцирующая конфликт, может быть продиктована неверным выбором одного из состояний с перекрещивающимися трансакциями. Для того чтобы предупредить возникновение конфликта или начать движение к его разрешению, надо перейти на позицию «взрослый — взрослый», предполагающую устойчивость эмоциональных реакций, терпимость к другим мнениям, т.е. толерантность. Но даже тогда, когда конфликта еще и в помине нет, все три персонажа активно действуют, направляя нас в ту или иную сторону. Когда мы впервые встречаемся с кем-нибудь, нас оценивают, причем сразу три человека — Родитель, Ребенок, Взрослый. Как считают отечественные психологи, наибольших успехов в общении достигает тот, кто умеет расположить к себе Родителя своего собеседника и особенно сделать другом его Ребенка. Они считают, что главное искусство нравиться другим — делать «подарки» Ребенку и не дразнить Родителя своего собеседника.

улыбка, комплимент, имя собеседника

3.3.2 Объект конфликта: реальный и идеальный

Объектом, или предметом, конфликта называют то, из-за чего, собственно, возникли разногласия. Как правило, объект конфликта тесно связан с целями конфликтующих сторон. Объект конфликта может быть реальным , т.е. конкретным материальным предметом (стул, стол, комната, книга и т.д.), на который претендуют обе стороны, или идеальным . В роли идеального объекта конфликта выступают, как правило, чувства, привязанности или возможности. Очень многие конфликты имеют в своей основе идеальные объекты. В качестве идеального объекта могут быть рассмотрены и возможности, например: изменение статуса, получение новой должности, на которую претендуют два человека, и т.д. Можно, конечно, представить все это как чисто материальные вещи — должность и зарплата, статус и опять же иные денежные возможности, но думаю, что все значительно сложнее. Именно идеальные объекты конфликта связаны с психологией человека, с его личностными особенностями, и умение понять и определить, каков именно данный объект, весьма важно. Иногда объектом конфликта является вполне материальный объект, но за этим скрыт объект идеальный.

Объект конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится предметом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Важно помнить, что любой реальный объект конфликта скрывает или даже содержит в себе идеальное, т.е. наши чувства, нашу жизнь. Когда люди не могут разделить нечто, возможно, за этим скрываются их привязанность, чувства. Для анализа конфликта необходимо уметь понимать скрытые чувства, но ни в коем случае их не следует приписывать другому. Очень важно научиться понимать себя и другого, подмечая в объекте его реальную и идеальную составляющие.

34 стр., 16914 слов

Психология конфликта

... в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, ... конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Субъектами конфликта, в ... управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном ... в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она предстает перед ним. Конфликт ...

3.3.3 Возникновение конфликтной ситуации и инцидент

Переход участников к конфликтному взаимодействию начинается с инициативы одной из сторон в борьбе за объект конфликта. На этом этапе инициатор конфликта, явно или неявно преследующий свои цели, проявляет определенную активность (в виде угроз или попыток выяснить отношения, прояснить позиции).

Другая сторона при этом может также проявлять активность или оставаться пассивной.

Конфликтная ситуация

границы разногласий

Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо, чтобы хоть один из участников воспринял ее как значимую для себя, т.е. чтобы для одного из них она приобрела личностный смысл.

Инцидент — конфликтный эпизод, завязка конфликта, начало конфликтной ситуации — ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников будущего конфликта. Именно с этого момента конфликт становится для участников психологической реальностью. Иными словами, инцидент — именно тот момент в конфликте, который позволяет осознать собственную включенность в конфликт.

Инцидент может быть спровоцирован случайным поводом, но чаще он является последней каплей, переполняющей чашу терпения. Именно там, где кончается это самое терпение, мы и получаем сигнал о границах нашей толерантности. Появление таких сигналов есть системная реакция на определенное воздействие.

Именно недостаточное осознание собственных недостатков или изъянов, которые «должны не замечать» другие, приводит часто современных подростков к агрессии, конфликтности. А надо сказать, что человечество потратило немало усилий и времени, чтобы понять, как вредна интолерантность для человека и человечества.

мешает мне и как лучше действовать

Инцидент может быть открытым и скрытым . Скрытый инцидент проходит на уровне эмоциональном, как скрытые воздействия на оппонента или реакции на них. Человек осознает существование конфликта или просто эмоционально переживает его, но не проявляет своих чувств. Открытый инцидент либо находится на грани конфликтных действий, либо представляет собой серию таких действий.

Может ли быть разрешен конфликт на стадии инцидента? Да, естественно, может, особенно если это случайный инцидент. Инцидент демонстрирует участникам существование проблемы, суть которой им может быть и не ясна, но возникновение размолвок, ссор, обид сигнализирует о необходимости обратить внимание и принять своевременно меры — прежде всего важно прояснить, что является причиной, возможно, это просто неверно истолкованное поведение, не так понятый сигнал.

Поведение толерантной и интолерантной личностей в этих ситуациях сильно различаются.

Толерантная, или обладающая установками толерантного сознания, личность не склонна к самообвинению и обвинению другого, она стремится сохранить отношения и собственную личность, свою внутреннюю устойчивость. С этой целью она ориентирована на ясность и открытость, не навязывает своей позиции, учитывает мнение другого человека, его потребности и возможности.

14 стр., 6610 слов

Конфликты в системе управления и стратегия их преодоления

... конфликтов, применительно к системам управления, в которых конфликты проявляются на межличностном уровне (рис. 1) и в организации в целом (рис. 2). Рис. 1. Типы конфликтов Рис. 2. Конфликты в организации При конфликте целей участвующие в ситуации ... значение, то могут порождать конфликтную ситуацию) противоречия. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с ...

3.3.4 Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации

Образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные карты, которые включают в себя представления участников конфликта:

о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);

  • о противоположной стороне (о потребностях, целях, ценностях и т.п.);
  • о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Необходимо отметить следующее весьма существенное обстоятельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят участники, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется двумя важными обстоятельствами: во-первых, именно они определяют конфликтное поведение, а не сама по себе реальность, пусть даже и противоречивая; а во-вторых, воздействие на участников конфликта и изменение их образов ситуации можно рассматривать как средство предупреждения и разрешения конфликта. Именно картины конфликта, а не сама реальность, определяют поведение сторон. Человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым создает, «конструирует» конфликтную ситуацию. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной.

Выделяют четыре варианта:

адекватно воспринимаемый конфликт

неадекватно воспринимаемый конфликт

ложный конфликт

конфликта как факта нет

Психологически конфликт начинается с восприятия и реакции друг на друга как на препятствие, мешающее достижению каких-то целей. Такой процесс в любом конфликте, по мнению многих авторов, сопряжен с искажениями и «неопределенностью» исхода, что провоцирует его участников. Это позволяет вступать в конфликт даже тем, кто с самого начала обречен на поражение. Наше восприятие вообще всегда сопряжено с определенными искажениями и потерей информации, но в конфликтной ситуации особенно изменяется — возрастает степень субъективности восприятия.

схематизация, категоричность оценок и суждений

Конфликтная ситуация упрощается и схематизируется, последствия, как правило, не просчитываются, а оценки становятся без полутонов, «черно-белыми». Собственные суждения о партнере не подвергаются сомнению. Собственные цели оцениваются как возвышенные и поэтому достойные реализации, а цели, намерения оппонента — как подлые и низменные. Себе приписываются, как правило, социально одобряемые качества (справедливость, честность, благородство и т.д.), а оппоненту — исключительно негативные (подхалимство, ябедничество, нахальство и т.д.).

При этом, если даже ввиду несомненной очевидности приходится признать положительные качества оппонента, то возникают ошибки, связанные с каузальной атрибуцией.

Каузальная атрибуция

Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации, могут быть представлены следующим образом:

мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов

Эмоциональное реагирование