Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения

В странах мирового сообщества интеграция детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные школы понимается единообразно. Это процесс, создающий оптимальные условия для общения детей с проблемами в развитии со здоровыми детьми. При очевидной простоте определения понятия сам процесс интеграции является весьма сложным. Необходимо менять законы, политику просвещения, организационные структуры, учебные программы, подготовку учителей; изыскать финансовую поддержку. Этот процесс должен охватить тесное сотрудничество учителей с родителями, ассоциациями, медиками, социальными учреждениями.

В 1987 г. интеграция детей с особыми нуждами стала официальной политикой просвещения стран Европейского сообщества.

Интеграция лиц с нарушенным зрением в общество представляет собой сложный, многоэтапный социальный процесс. Условно можно выделить три основных уровня:

1 уровень – ранняя интеграция ребенка

2 уровень – интегрированное (совместно с нормальными) обучение и воспитание. Интегрированное обучение рассматривается как средство достижения интеграции в обществе.

3 уровень – подготовка к трудовой деятельности в коллективе.

Успешность интеграции в значительной мере определяется социально значимыми личностными качествами инвалида, рациональной реорганизацией системы обучения и воспитания детей со специальными потребностями, а также позитивными изменениями взглядов общества на инвалидность для преодоления отчуждения инвалида в социальной среде.

Полная интеграция. Полная интеграция детей с нарушением зрения предполагает возможность выполнения ребенком требований педагога и учителя без скидки на его зрительную недостаточность. Модель полной интеграции рассчитана, как правило, на детей со снижением зрения, компенсирующимся оптикой, и способных работать, используя зрение в течение учебного дня, и получать учебную информацию на основе зрительного восприятия. Однако даже при полной интеграции дети с нарушением зрения в процессе воспитания и обучения нуждаются в специализированной поддержке и организации условий зрительной работы: освещенность, специфический дидактический материал и учебники, тифлотехнические и оптические средства. Для этих детей необходим постоянный контроль за состоянием зрения и осуществление режима посильной зрительной нагрузки. Помимо школьных занятий каждый ребенок с нарушением зрения должен быть обеспечен коррекционными занятиями по развитию зрительного восприятия в офтальмологических кабинетах или кабинетах развития зрения не менее чем 1 часа в неделю. Первый опыт интегрированного обучения слепых учащихся старших классов в массовой средней образовательной школе показал, что проблемы, возникшие в процессе учебы и общения, – это проблемы не только учащихся с нарушением зрения, но и проблемы их нормально видящих сверстников, учителей и всей общеобразовательной системы в целом.

31 стр., 15323 слов

По логопедии «ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ СТЕПЕНЬЮ ...

... коррекции дизартрии у детей с различными вариантами дизонтогенеза. Цель настоящей дипломной работы является разработка и опробирование экспериментальной программы по преодолению дизартрии у детей с тяжёлой степенью нарушения ... периферического паралича: нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия ...

Дети с нарушениями зрения испытывают не только эмоциональный дискомфорт, но и проблемы физической ориентировки в пространстве класса, школы. Им требуется гораздо больше времени на то, чтобы познакомиться со, своими сверстниками. Переход из закрытого специализированного учебного заведения, где все дети имеют те или иные нарушения зрения, в среду нормально видящих сверстников требует личного мужества от ученика с нарушениями зрения, поскольку подобный переход оказывает стрессовое воздействие на него. Ему должна быть оказана квалифицированная психологическая помощь как перед интеграцией, так и в ее процессе. Опыт интеграции старших школьников показал, что темп работы учащегося с нарушениями зрения более замедлен и они не успевают за темпом урока в массовой школе. Это приводит к тому, что даже при наличии записывающей аппаратуры незрячим школьникам приходится дважды изучать материал, проходимый в классе. Учителя часто забывают проговорить то, что пишут на доске, и синхронизировать речевые объяснения того, что представлено на уроке в зрительной модальности. Тактичное и корректное отношение к ученику с нарушением зрения должно начинаться с учителя. Особое место в полной интеграции детей с нарушением зрения дошкольного возраста занимают создаваемые консультативные группы, которые дают специфические навыки и знания детям, не посещающим специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения, или детям, воспитывающимся в массовых дошкольных учреждениях. В условиях интеграции детей с нарушениями зрения особенно важно не допустить снижения остроты зрения, обострения текущих глазных заболеваний.

Временная (эпизодическая) интеграция связана с подготовкой детей к полной или частичной интеграции в массовое учреждение. Одно из основных направлений работы с детьми в этом периоде – формирование умений общаться со своими зрячими сверстниками, преодолевая боязнь общения и стеснение из-за своего дефекта. Особое место в осуществлении временной, или эпизодической, интеграции детей с нарушением зрения занимают летние лагеря. Жизнь детей с нарушением зрения вместе со зрячими позволяет им лучше усваивать социальные нормы поведения, культуру поведения зрячих, спокойно принимать в необходимых случаях их помощь. Однако и временная интеграция требует помощи тифлопедагога или тифло-психолога. Это необходимо, так как нормально видящие дети часто избегают общения со слепыми, смеются нал ними или боятся их, испытывая нездоровый интерес.

Частичная (фрагментарная) интеграция. Частичная, или фрагментарная, интеграция детей с нарушением зрения осуществляется в случаях, когда ребенок способен посещать все или некоторые занятия, уроки в массовом учреждении, в то же время продолжая находиться в специализированном. Так, опыт интеграции детей московской школы слепых в старших классах показал, что учащиеся могут посещать общеобразовательные занятия в массовой школе, но коррекционные занятия и выполнение домашних заданий, т.е. самоподготовка, осуществляются в условиях специальной школы-интерната для слепых или слабовидящих под руководством и при контроле специалистов-тифлопедагогов.

10 стр., 4723 слов

Нарушения зрения детей

... работы не случаен. Я работаю в городском «Центре охраны зрения детей и подростков» и ежедневно сталкиваюсь с сотнями детей с нарушениями зрения. Мне очень близка эта проблема. Цель данной курсовой работы ...

Социализация.

Родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Прежде всего его положение в семье не такое же, как здо¬рового ребенка. Уже в младенчестве с ним обращаются не как с социально равным его зрячим братьям и сестрам. Такое особое положение вызывает, соответственно, неадекватные социальные реакции, которые могут остать-ся с ним на всю жизнь. Ребенок, который растет пассивно и без разбора принимает помощь, очень скоро привыкает к этому. Причем, сначала он принимает помощь, затем ожидает ее и, наконец, требует. Очень важным условием воспитания ребенка с нарушением зрения является активное включение его в домашнюю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что у него есть определенные обязанности перед другими и что к нему предъявляются такие же требования, как и к другим. Например, незрячий Денис С., 10 лет, отвечает за санитарное состояние территории дачи. В его обязанности входит уборка двора, сжигание сухих веток, рас¬пилка дров. По дому мальчик умеет делать практически все: моет посуду, полы, вытирает пыль, пытается ремонтировать мебель. Денис чувствует себя полноправным членом семьи. С другой стороны, существует много примеров, когда родители, жа¬лея своих детей, имеющих нарушения зрения, не дают им ничего делать, выполняют за них практически все. Но это неправильно, ни в коем случае нельзя стараться сделать жизнь незрячих легче. Задачей родителей являет¬ся только создание таких условий, которые обеспечивали бы естественное развитие детей со зрительной патологией. Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отноше¬ний, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение).

От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Уровень притязаний незрячих несколько ниже, чем у их зрячих свер-стников. Это говорит о неблагоприятном личностном развитии людей с нарушением зрения, их неуверенности в себе. Причем, комплекс неполно¬ценности у слабовидящих более выражен, чем у тотально слепых. Так, они испытывают больший дискомфорт, чем незрячие, когда вынуждены обра¬щаться за помощью к окружающим. С одной стороны, они считают себя зрячими, с другой, их неполноценное зрение не дает им возможности чув¬ствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях. Необходимо объяснить детям, что не надо стесняться обращаться за помощью к людям. Для этого надо научить их, как вежливо обратиться с просьбой, объяснить, что иногда человек может ответить не совсем при¬ветливо не из-за того, что не хочет общаться с инвалидом по зрению, а по¬тому, что устал, у него плохое настроение или, может быть, что-то случи¬лось в семье. Воспитание детей с нарушением зрения связано с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих. Эти специальные навыки помогут не¬зрячим и слабовидящим научиться без зрительного контроля или под кон¬тролем дефектного зрения качественно, эстетично быстро выполнять свои действия, используя все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение.

76 стр., 37502 слов

Психологические особенности страхов у детей с нарушениями зрения

... и закрепляются потребности и интересы. Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения нашли отражение в работах Л.И. Солнцевой [60], С.А. Тимофеева [63], А.Г. Литвак ... могут быть использованы педагогами и психологами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Этапы исследования: 1 этап (февраль - сентябрь 2012 г.): анализ ...

Социализация предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствова¬нию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоя¬тельная деятельность при зрительной недостаточности формируется пре¬имущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ре¬бенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками — необходи¬мое условие социализации детей с нарушением зрения. Таким образом, воспитание ребенка со зрительной недостаточностью представляет собой комплекс психологических, педагогических, коррек¬ционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков и, в конце концов, на его социальную реабилитацию.