Постмодернизм. Современная религиозная философия

Контрольная работа
Содержание скрыть

Западная философия конца XIX-XX вв. обусловлена особенностями развития в это время культуры, науки, техники и всей человеческой деятельности. Рассматриваемый этап человеческой деятельности – это предельно противоречивое время, когда происходят революционные изменения в самых различных областях жизни людей:

  • возникновение единого мирового рынка, транснациональных объединений и вместе с тем глубокая социально-экономическая дифференциация, как между странами, так и внутри них;
  • понимание недопустимости и разрушительности мировых войн и их развязывание;
  • интернационализация культуры и культурной жизни и вместе с тем межнациональные и межконфессиональные конфликты;
  • демонстрация силы и мощи человеческого разума, сумевшего проникнуть в микро- и мега — миры, и неспособность его справиться с плодами своей собственной деятельности.

Философия этого периода представлена разнообразными философскими направлениями, концепциями и школами: материалистическими и идеалистическими, рационалистическими и иррационалистическими, религиозными и атеистическими и т.д.

В это время в философии появляются новые концепции и теории: философия жизни, философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и многие другие.

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Будучи, прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества, он вместе с тем выходит за ее рамки и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Наиболее ярко выразив себя в искусстве, он существует и как вполне определенное направление в философии. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается.

I . Основные положения и принципы постмодернизма.

Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает «послесовременность» (или «постсовременность»).

Однако нужно иметь в виду, что само понятие современность (модерн) является при этом несовсем определенным. Одни обозначают им духовную ситуацию Нового времени, утвердившего безграничную веру в силу человеческого разума и написавшего на своем духовном знамени знаменитое декартовское «cogitoergosum» (мыслю, следовательно, существую).

4 стр., 1578 слов

Философия жизни: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше

... философии жизни считаются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Философия жизни - подчеркнуто антирациональное направление в философии, в центре внимания которого находится инстинктивно узнаваемая целостная реальность, не тождественна ни духу, ни материи, которая была названа «жизнью». ...

Другие этап «современности» связывают с эпохой Просвещения, апофеозом которого явились наука, разум и социальный прогресс.

Но в любом случае модернистское мышление характеризуют некоторые общие черты, с критикой которых и связано возникновение постмодернизма.

1) Становление и сущность постмодернизма.

В качестве теоретического понятия «постмодернизм» начинает употребляться лишь в 80-е годы XX столетия, прежде всего благодаря работам Ж. Ф. Лиотара. Именно в это время постмодернизм приобрел свою концептуальную оформленность и самостоятельность. Наибольшее и самое непосредственное влияние на возникновение «ситуации постмодерна» оказало философское направление, связанное с анализом языка. Исторически становление этого стиля мышления связано с исследованиями следующих мыслителей:

Фердинанда де Соссюра, Людвиг Витгенштейн, Мартин Хайдеггер, Мишель Фуко

деконструкцией

Таким образом, оказывается, что культура является не чем иным, как системой текстов, которые имеют уже самодовлеющее значение, которые живут своей жизнью и выступают в качестве демиургов реальности.

2) Общие черты постмодернизма:

— Плюрализм, отсутствие какого-либо единого начала и универсальных предпосылок. Ни в познании, ни в культуре, ни в человеческом мире нет никаких интегрирующих идей. Всякое единство носит «репрессивный» характер и связано с тоталитаризмом, любая форма которого должна быть отвергнута.

  • Неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей. Любые наши проекты и преобразования действительности обречены на провал.
  • Отказ от попыток привести мир в систему, ибо он не поддается никакой систематизации и не вмещается ни в какие схемы. События всегда идут впереди теории.
  • Отказ от модернистского способа мышления посредством оппозиций и утверждение мышления «вне оппозиций»: субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее, центр – периферия, власть – подчинение и т.

д.

  • Распад субъекта как центра познания и утверждение децентрации, то есть отрицание центра как такового.
  • Поскольку отрицается оппозиция «субъект — объект» и субъект перестает быть центром познания, то становится возможным говорить о «философствовании без субъекта», что в рамках классического философского мышления является нонсенсом.
  • Представление мира и культуры как совокупности текстов.

Текст как репрезентация реальности. А поскольку ни одно истолкование текста не может претендовать на признание всеми, то и «истинность» смысла текста быть в принципе не может.

  • Отказ от понятия «прогресс» как в знании, так и в социальной жизни.

Таким образом, для постмодернизма не может быть и речи о какой-то истине или прогрессе. Наше знание — это результат исторически обусловленной языковой и социальной практики. Эти языковые структуры не связаны с какой-либо независимой реальностью, а социальная практика всегда ограничена локальными формами бытия.

Важная черта «ситуации постмодерна» в том, что он принципиально не может существовать как какое-либо целостное и общее мировоззрение или философия. Ибо, согласно ему самому, «хаосу жизни» нельзя навязывать никакую теорию. Так как в основе этой мыслительной парадигмы лежит утверждение плюралистичности, локальности, временности (темпоральности) и децентрации бытия, то постмодернизм выступает разрушителем всех и всяческих философских и мировоззренческих течений, школ и направлений. Пессимизм, отчаяние и недоверие к действительности – также характерные черты этого мышления.

4 стр., 1937 слов

Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее. Проблемы происхождения ...

... теорией. Однако теория пространственных аномалий признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией. Мне бы в своем реферате ... 650 см3) они не превосходили современных человекообразных обезьян. Свободные верхние конечности ... стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие ...

основных положений

  • Вера в мощь человеческого разума, утверждение рационализма как способа познания и основы организации общественной жизни. Вера в то, что бытие во всех его проявления

проницаемо для мысли и укладывается в систему, обозначаемую логическими

категориями и понятиями.

  • Развитие объективной науки и объективного знания. Стремление к однозначным ответам на любой вопрос. Единообразие и унификация в методах научного познания.
  • Стремление к организации научного знания и общественной жизни из одного

центра.

  • Попытка освобождения философии, науки и культуры от иррациональности (мифологии, религии и предрассудков).

  • Утверждение идеи прогресса в познании и в различных областях общественной жизни.
  • Стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества.
  • Провозглашение универсальных норм морали и права и стремление к выработке общих критериев и эстетических норм в искусстве.

постмодернизм

II . Главные направления современной религиозной философии.

В годы догматизации марксизма всякая религиозная философия в связи с воинствующим атеизмом рассматривалась как реакционная. Конечно же, критики марксизма со стороны представителей этой философии не оставались в долгу и наряду с обоснованными претензиями к диалектическому и историческому материализму допускали искажения и вульгаризацию, хотя уже в те времена наметился и диалог марксизма с религиозными философами. Сейчас настало время по возможности непредвзятого изложения и оценки религиозно-философских школ.

Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека.

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались мировые религии: буддизм, ислам и христианство. Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их.

В современной религиозной философии выделяют несколько отдельных направлений: неотомизм, буддизм, исламская философия и неопротестанство.

1) Неотомизм.

Это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви, ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, И. Бохенский,

6 стр., 2583 слов

Проблема эксплуатации человека человеком в современном мире: философский анализ

... не умаляют аморальности эксплуатации, низконравственного эгоцентризма. «Эгоцентризм есть первородный грех человека, нарушение истинного отношения между «я» и его другим, Богом, миром с людьми, между личностью и ... порабощающей его силы».2 Н.А.Бердяев, «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии». // Рабство человека у самого себя и прельщение индивидуализма. Так рабство является ...

Г. Веттер и др. Основой для развития неотомизма послужило возрожденное церковью учение Фомы Аквинского (1225—1274), приспособившего философию Аристотеля к нуждам и потребностям католической религии. Благодаря синтезирующему и компромиссному характеру творчества этого мыслителя, основные положения его философии продолжают существовать с определенными изменениями и поныне. Прежде всего, это принцип гармонии веры и разума. Фома Аквинский выдвигает его в борьбе с доктриной «двойственной истины», по которой научные истины и истины теологии имеют разные предметы и поэтому не касаются друг друга и не противоречат друг другу. Бог, по этому принципу, постигается двумя путями. Путь вниз — это откровение, вера и путь вверх — от исследования сотворенной природы к познанию его творца.

Ф. Аквинский выдвигает пять доказательств существования Бога. В разных вариациях они и сейчас проводятся в неотомистской литературе.

Большую роль в неотомизме играет понятие аналогии бытия, идущее еще от Августина Блаженного. Утверждается, что творение Бога аналогично ему. В то же время оно подобно и не подобно ему. Уподобление толкуется как высшее сходство. Творение сопричастно Богу, сходно с ним и различно от него. Католическая схоластика уже с Фомы Аквинского занимает достаточно четкую позицию по отношению связи Бога и мира. Она выступает против отождествления мира и Бога, против пантеизма. Именно поэтому Ватикан запрещал печатать труды известного мыслителя Тейяра де Шардена, ученого католика, члена ордена иезуитов, который, по существу, обожествлял природу. Но она отвергает и полное противопоставление сотворенного Богом мира его творцу.

Для неотомизма характерна своеобразная диалектика, проявляющаяся, прежде всего в соотношении различных областей бытия: формы и материи, субстанции и атрибута, божественного и сотворенного, бесконечного и конечного. Любое знание о Боге толкуется как несовершенное. Бог всегда остается таинством и постигается человеком не в адекватном, а только в аналогическом познании.

Неотомизм использует учение Ф. Аквинского о материи и форме, заимствованное им у Аристотеля. В отличие от Аристотеля, он не считал материю вечной. В соответствии с Библией он считает материю сотворенной Богом из ничего. Каждое качественно определенное материальное образование трактуется как единство материи, и формы. При этом материя мыслится пассивной, в качестве лишь возможности. Форма считается активной и духовной. Как во Вселенной, так и в микромире, мире элементарных частиц все обладает материей и формой. Характерны для неотомистов, как и для Фомы Аквинского, представления об иерархическом устройстве мира. Ступенями в этой иерархии являются первоматерия, неорганическая природа, мир растений, животный мир, человек и мир чистых духов, ангелов.

Во второй половине XX в. наметилась антропоцентрическая направленность неотомизма, т. е. усиление роли человека в современном мире. При этом используются методологические средства философии Канта и современного экзистенциализма. Основание социокультурной активности личности неотомисты видят в ее устремленности к Богу. Общество рассматривается как объединение личностей и как сверхличность. Отвергается и буржуазный индивидуализм с его эгоизмом, и социалистический коллективизм, унифицирующий людей. Подчеркивается их общность, основанная на солидарности всех индивидов, устремленных к общему благу, пропагандируется идея социального мира.

4 стр., 1912 слов

Философия религии Г. Гегеля

... является в человеке его высшим назначением. Философ конструировал и развивал понятие религии по модели “истинной религии” - христианства: постижение религии включает познание Бога, анализ религиозного отношения, исследование культа. Гегель давал ...

2) Неопротестанство.

В отличие от католицизма в протестантстве нет официальной философской

доктрины. В начале XX в. после Первой мировой войны возникло течение

неоортодоксального протестантства как реакция на «либеральное христианство»

XIX в., отличающееся оптимистическими взглядами на человека, на его

исторические перспективы, на общественный прогресс.

Для философии протестантства характерна социально-этическая

проблематика. Обсуждаются проблемы смысла бытия человека в его отношениях с

миром и Богом. Главные представители неоортодоксализма: К. Барт (обычно

возникновение этого течения связывают с появлением в 1918 г. комментариев

К. Барта к «Посланиям к римлянам» апостола Павла), Э. Брукнер, Рейнольд и

Ричард Нибуры, Я. Тимих и др. Они претендуют на возрождение

подлинного наследия Реформации.

Либеральное протестантство

обоснованный оптимизм. Они не считают возможным общественный прогресс уже в

силу отсутствия какого-либо его критерия. К. Барт отвергает понимание

человека как автономного индивида, способного преобразовать мир и создать в

конечном итоге идеальный мировой порядок. Такое убеждение рассматривается

им как заблуждение и тяжкий грех, как отрицание одной из главных

религиозных истин:«Никакой мост», никакая преемственность не связывает гончара и глину, творца и его творение. Они несоизмеримы. Различие между ними качественное и

абсолютное».

Об этом же говорит и Рейнольд Нибур. Он утверждает, что «… идеал

самодовлеющего индивида, так превозносимый в нашей либеральной литературе,

признается в христианской мысли как одна из форм первородного греха».

Многие проблемы, рассматриваемые неоортодоксами по-своему, являются

заимствованиями из концепций экзистенциализма, особенно из философии М.

Хайдеггера, явно оказавшего влияние на протестантских мыслителей. Это

проблемы свободы и отчуждения, подлинного и неподлинного существования,

вины, тревоги, совести. Человеческое бытие разбивается на два вида:

социально ориентированное и бытие с полной отдачей на милость Бога. Вся

сфера исторического, социального бытия оказывается отчужденной, отходом от

Бога, выражением греховности. П. Тиллих утверждает, что любые действия

людей остаются в области гражданской справедливости, моральных и правовых

норм, где принципиально невозможно спасение. Человек способен к достижениям

в политической организации общества, в научной деятельности, он может

самосовершенствоваться и т.п., но это нисколько не приближает его к

«подлинности», не уменьшает его разрыва с Богом. Тиллих считает даже, что

все эти достижения только увеличивают отчуждение и греховность.

У религиозного человека всегда присутствует неустранимое чувство вины

за свою ограниченность и греховность. И это чувство, по мнению

неоортодоксов, побуждает к критике любых человеческих достижений. За

религией закрепляется функция духовного критицизма, поскольку она является

самым беспощадным критиком общества, признавая лишь один высший

4 стр., 1618 слов

Истоки Древнегреческой философии. Ранняя Древнегреческая философия. ...

... как осмыслением жизненного опыта людей. 3. Учение Парменида о бытие ПАРМЕНИД (ок.515-ок.445 до н. э.), древнегреческий мыслитель, основоположник элейской (элеатской) школы. С Парменида "началась философия в собственном смысле этого ... друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир ...

потусторонний идеал, стоящий над историей. Религиозный человек постоянно в

тревоге, так как, осознавая свою греховность, он в то же время не знает

никаких объективных критериев правильности или неправильности своих

поступков. Воля Бога абсолютно свободна и всякий раз иная в момент ее

проявления. У человека нет и критерия для ее познания.

В XX в. в протестантстве оформилась и так называемая радикальная, или

новая теология. У ее истоков стоит лютеранский пастор Л. Банхоффер. Он

отвергает основной тезис традиционного христианства о противоположности и

несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного. Такое

противопоставление искажает-де подлинный смысл христианства, так как

Христос, будучи богочеловеком, воплощает в себе единство этих двух миров.

Название религии — не в том, чтобы обращаться с надеждой к потустороннему

миру, а чтобы повернуть человека лицом к миру, в котором он живет.

Радикальная теология

противопоставлением Бога и человека. Банхоффер убежден в том, что движение

за «человеческую автономию», появившееся в эпоху Возрождения, находится в

полном своем расцвете. Он говорит, что «… человек сам научился

справляться со всеми важными вопросами, не прибегая к помощи «рабочей

гипотезы», именуемой «Богом». Бог был выдан на заклание, поэтому Он слабый

и беспомощный в мире, и это как раз тот единственный путь, благодаря

которому Он с нами и помогает нам… благодаря своей слабости и страданию»

Книга англиканского епископа Дж. Робинсона «Честность перед Богом»

явилась манифестом радикальной теологии. Он полагает, что «… в теологии

необходима коперниковская революция», которая должна устранить христианскую

идею Бога как высшего существа, пребывающего вне нас. По Робинсону, Бог не

может быть определен, он «нечто», которое не имманентно миру, не

трансцендентно. Он не в нем и не вне его. Бога нужно понимать как тайну, а

теологию — как «положения о человеческом существовании», «о глубинах

человеческого опыта в свете любви».

Большое влияние приобрела радикальная теология среди протестантских

философов в США, где возникло даже учение о мертвом Боге. «Мы должны

признать, — пишет один из них, — что смерть Бога есть исторический факт:

Бог умер в наше время, в нашей истории, в нашем существовании».

Представители этого направления утверждают, что умерший Бог однажды

воскреснет и предстанет перед людьми в новой форме. А до тех пор нужно

служить ближнему и любить его.

3) Исламская философия

Исламская философия — совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком (реже — персидским языком).

Позднее начинают всё чаще появляться труды на национальных языках исламских стран (турецкий, урду и др.).

Иногда в рамках исламской философии рассматриваются также труды средневековых еврейских философов, написанные на арабском языке и испытавшие явное влияние исламской религиозной доктрины.

14 стр., 6972 слов

Философия как тип мировоззрения

... философия мировоззрение сознание материализм Основные разделы философии Онтология (учение о бытии) Гносеология (учение о познании) Антропология (учение о человеке) Социальная философия (учение об обществе) Философия истории (учение ... Философия религии», «Философия морали», «Философия ... философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. (Справка: флогистон на греч. ...

Современные исламские философы нередко также пишут на английском языке, поскольку их труды ориентированы на знакомую с английским языком элиту арабских стран, Пакистана (где английский является официальным), а также мусульманскую диаспору в странах Запада.

В наши дни исламская философия претерпела значительные изменения, в том числе под влиянием западной цивилизации и философии. Термин «арабская философия» — не единственный, который употребляется в этом значении. Философы и историки философии говорят также об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и т. п.

Ввиду того, что ислам в мусульманских странах является обязательной доктриной, в этих странах существуют своеобразные гибриды традиционных направлений философии с исламской теологией (политическая концепция М. Каддафи, политико-эпистемологическая концепция «исламской демократии» А. Соруша и др.).

При этом в настоящее время арабоязычная философия оказывает значительное влияние на философскую мысль Ирана, тогда как обратная тенденция не наблюдается — работы иранских философов в арабском мире малоизвестны.

Основные направления:

1) Калам (араб. الكلام‎‎ — слово, речь) — исламская теология, теоретическое исламское богословие. Оформилось в VIII веке. Мусульманская теология, дисциплина, изучающая догматы исламской веры с опорой на Коран и сунну, то есть предметом её исследования являются вопросы о сущностных атрибутах Всевышнего Аллаха, пророчестве, Судном дне и пр.

2) Фальсафа — основное течение светской философии в классическом исламе, развивавшее античные модели философствования, преимущественно аристотелевскую. В средневековой мусульманской литературе термин «фальсафа», являющийся арабской транскрипцией др.-греч. φιλοσοφία, обозначал как саму античную философию, так и творчество её представителей и продолжателей (фалясифа, ед.ч. файлясуф (араб. فيلسوف‎‎ — философ).

Исламский либерализм

4) Буддизм

Как философия буддизм представляет собой философское толкование основных положении религии буддизма. Так же, как христианство и ислам, буддизм является мировой религией.

Он возник в 6 веке до нашей эры в Индии, а затем распространился на многие страны Востока и Запада. Провести какую-либо четкую линию между религиозными и философскими доктринами в буддизме труднее, чем во всех других индийских школах. Он включает в себя два учения: о природе вещей и о пути познания.

учения о природе

Буддисты в основном отвергают отдельно существующую душу, или Атман, вне пяти групп элементов, образующих человеческую личность. Это сознание, представления, чувства, кармические силы, т. е. силы, которые определяют следующие перерождение личности, хорошее или плохое, и материальную оболочку личности. Видимое бытие представляет собой мир иллюзорный. Истинным миром является нирвана , или «пустота». О нирване мудрец ничего не может сказать, кроме того, что она существует. В этом буддизм оказывается агностицизмом. Существует также множество сознательных духовных личностей, которые постоянно перерождаются. Основатель буддизма Будда Шакья-Муни вспоминал о сотнях своих прежних перерождений. Окончание перерождений означает слияние с нирваной.

5 стр., 2453 слов

Понятие «духовность» и его интерпретация в истории философии и религии

... мы постараемся ответить в нашем реферате. Наша задача определить интерпретацию духовности в истории философии и религии. Понятие "духовность" Верное понимание духовности имеет определяющее значение для решения ... публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а ...

рационализация

III . Выразите свое отношение к философии постмодернизма. Дайте свою оценку высказыванию К. Маркса: «Религия — есть опиум для народа»

Постмодернизм возник в 80-е годы 20 века, в эпоху Возрождения и Посвящения. На мой взгляд, постмодернизм обладает своей самостоятельностью, оформленностью и является результатом отрицания. Философия постмодернизма, вместе с ее внутренней противоречивостью, пытается аппелировать к разуму и доказать свои положения посредством его.

Высказывание К. Маркса: «Религия – есть опиум для народа» для меня имеет неоднозначный характер.В наши времена, опиум – это дурман трава. В те времена, восприятие слова «опиум» отличалось от нынешнего. Тогда опиум считался лекарством, обезболивающим средством, приносящим пациенту облегчение.

На мой взгляд, религия, с одной стороны, по мысли Маркса, призвана преодолеть гнет природы и общества, под которым находится человек, преодолеть его беспомощность в сложившихся условиях. Или хотя бы создать видимость этого преодоления, ведь наркотик не лечит болезнь, а только снимает боль.

А с другой стороны, религия, а точнее – вера, для некоторых людей является пристрастием, без которого они не видят смысла в жизни. В прошлом, в Средневековье, эта страсть переходила в своего рода фанатизм, когда народ отстаивал каждый свою веру, ценой которой нередко становились казни, гонения и инквизиция. Таким образом они совершали свой «религиозный долг».

Заключение.

После постмодернизма уже, видимо, нельзя отрицать равноправ­ную многозначность объективной реальности, человеческого духа и человеческого опыта. Понимание всеми этого равноправного много­образия мира создает предпосылки для его интеграции и синтеза в единую систему. И если человечество не осознает тех возможностей и импульсов, которые содержатся в этой интегративной тенденции, если оно не вырабатывает для себя объединяющих идей, то в XXI веке оно столкнется уже не с «деконструкцией», а с «деструкцией», причем не в теоретическом, а практическом «контексте».

Исторические факты свидетельствуют, что религия оказывала и на личность, и на общество двойственное влияние – как подавляющее, регрессивное, так и освобождающее, гуманное, прогрессивное. Эта двойственность присуща не только религиям мистического склада, устремленным к созданию некоего сверхчувственного единства человека и божества (например, индуизм и буддизм), но и религиям профетическим, зародившимся на Ближнем Востоке, — иудаизму, христианству и исламу.

В наши дни положение в религиозной жизни характеризуется одновременным конфликтным сосуществованием разновременных парадигм в рамках различных церквей и вероисповеданий.

Приложение.

Определения:

Постмодернизм, Агностицизм, Антропология

4. Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Онтология, Антропоцентризм, Гносеология, Гносеологический оптимизм, Гносеологический пессимизм, Детерминизм

11. Теология (от греч. theos – Бог и logos – учение) – богословие, учение о Боге. Совокупность основанных на текстах, принимаемых как божественное откровение, религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

12 стр., 5983 слов

Философия религии И. Канта

... Кант И . Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. Указания по тексту сформулированы следующим образом: [3-1. Т.3. С.363]. Проблемы религии в учении о познании Согласно Канту, ... мир и, более того, положительно определяет этот мир, и позволяет нечто познать о ... учение теоретически не доказано. В "рациональной космологии" философ обнаруживает антиномии (греч. ; от - против и ...

12. Томизм – одно из ведущих направлений католической философии. Возник под влиянием схоластических идей Фомы Аквинского, от имени которого и получил свое название (по латыни «Фома» – Thomas).

Для томизма характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к возможностям и правам человеческого рассудка и здравого смысла.

13. Этика (от греч. ethos – нрав, обычай) – одна из древнейших философских дисциплин, возникшая как неотъемлемая и важнейшая часть философии. Следовательно, мораль, нравственность – явления социальной жизни, а этика – их теоретический анализ. Она призвана теоретически решать проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (справедливое и несправедливое, дурное и благое, честное и бесчестное и др.), но главные категории этического анализа – добро и зло, их происхождение, их взаимодействие, их борьба. Этика сосредотачивает свое внимание на двух группах проблем: идее должного (анализ нравственных идеалов, желание и возможность творить добро) и анализ конкретных норм поведения – поступков и нравов (нормативная этика).

14. Эстетика (от греч. аisthetikós – чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном, его сущностях, законах, формах и нормах.

15. Идеализм (от лат. idea – идея) – воззрение, определяющее объективную действительность как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа. Это философское направление исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.

Объективный идеализм -, Субъективный идеализм, Методология, Космология, Креационизм, Материализм, Натурализм, Натурфилософия

24. Пантеизм (от греч. pan – все и theos – Бог) – философское учение, отождествляющее Бога и мир, обожествляющее Вселенную, природу; учение о том, что «все есть Бог». В пантеистических концепциях подчас скрывались натуралистические тенденции, растворявшие Бога в природе, и поэтому эти учения нередко выступали в форме оппозиции по отношению к господствующему теистическому религиозному мировоззрению, где Бог понимался как личность, возвышающаяся над природой и человеком.

Провиденциализм, Эпикуреизм

27. Эмпиризм – (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственного опыта (эмпирии).

Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.

Экзистенциали́зм, Восприятие, Филосо́фия

31. Мышление — наиболее обобщенная и опосредствованная форма психологического отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мировоззре́ние

33. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

Трансценде́нтность

35. Познание — совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание — умственная деятельность, результатом которой является осведомлённость о реальном мире, а также об идеях и фантазиях, отражающих реальный мир.

36. Ве́ра — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.

Деконструкция

38. Апатия (греч. араtheia — бесстрастие) — состояние безразличия, отсутствие побуждений к каким -либо действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности).

В этических учениях стоиков под Апатией понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума.

Оккультизм, Абсолют -, Консенсус, Ассоциация (, Плюрализм, Самосознание -, Сенсуализм, Семиотика

47. «я»( в философии)—духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным «я» обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе.

48. Дедукция (лат. deductio — выведение) — один из осн. способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Деонтология, Индуктивное умозаключение

Персоналии:

Жан-Франсуа Лиотар, Фердина́нд де Соссю́р, Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн, Ма́ртин Ха́йдеггер

Мише́ль Поль Фуко́

Жак Деррида́, Этье́н Жильсо́н, Жак Маритен

Карл Барт

Пауль Йоханнес Ти́ллих, Джоан Вайолет Робинсон

Гаута́ма Бу́дда

13. Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

14. Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени.

Аристо́тель, Фома Аквинский, Августин Блаженный, Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Фараби́, Махмуд Кашгари, Николай Кузанский, Томмазо Кампанелла

Фрэ́нсис Бэ́кон

Рене́ Дека́рт

Бенедикт Спиноза, Джордж Бе́ркли

Джон Локк

Томас Гоббс

Жан-Жак Руссо́

Иммануи́л Кант

Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг, Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель, Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х, Эдмунд Гу́ссерль, Сёрен Обю́ Кьеркего́р, Арту́р Шопенга́уэр

Зи́гмунд Фрейд

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше, Влади́мир Серге́евич Соловьёв

Бе́ртран А́ртур Уи́льям Ра́ссел

АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола

Карл Гу́став Юнг

Ма́ртин Ха́йдеггер

САРТР Жан Поль (

КАМЮ Альбер, ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд, ЯСПЕРС (Jaspers) Карл

ДЕЛЕЗ (Deleuze) Жиль

ДИДРО (Diderot) Дени

ФЕДОРОВ Николай Федорович, Список литературы:

1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677 с.

2. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

3. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.

4. Философия: Учебник/ Под ред. проф В. Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 520 с.

5. Религия. История и современность. Учебник для вузов/ Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 264 с.