Особенности этикета в социальной работе

Контрольная работа

Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий и со времен позднего Средневековья именуются этикетом. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формы, «технику» общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикой и этикетом.

Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять ближнего отражают стремление действовать в согласии с самыми высокими этическими стандартами, способствуя утверждению более нравственного поведения.

Поэтому учиться хорошим манерам приходится каждому из нас: стажеру в управленческом аппарате, которому надо уметь вести себя в деловых кругах; врачу социальному работнику, которым необходимо правильно обращаться с больными, клиентами социальных служб и т.д.

1. Сущность и содержание понятия «этикет»

1.1 Исторические аспекты становления этикета

Англию и Францию называют обыкновенно: «классическими странами этикета». Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.

Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

15 стр., 7012 слов

Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

... принятой в средневековой Европе, стало ученичество. 2 Философско-педагогическая мысль Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось ... И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, ...

родиной этикета.

1.2 Понятие об этикете

это свод правил поведения, принятых в обществе.

Этикет (от французского etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Этикет — составная часть внешней культуры общества. Иногда правила этикета определяются как:

  • правила поведения;
  • элементарные правила вежливости;
  • правила приличия;
  • культура поступков и манер.

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (должны соблюдаться) представителями всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития цивилизации.

Этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно — эстетическим потребностям людей.

1.3 Виды и нормы этикета

эстетическую форму проявления нравственной культуры.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические ,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

Придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения установленные при дворах монархов.

Дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах.

Воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

6 стр., 2808 слов

Работа по дошкольной педагогике: Этикет и воспитание речевой ...

... культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи). Цель контрольной работы – изучить формирование основ этикета и культуры поведения у детей в ДОУ. 1. Этикет как часть поведенческой культуры ... коллектива и для себя. Следовательно, неразумно перебивать сотрудника, что и является важным правилом речевого и делового этикета. Э. Фукс в основе любого поведенческого правила выделяет ...

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов ,способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один -на людях, другой — дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях переговорах.

Итак, Этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры Нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.

2. Принципы этикета в социальной работе

В деятельности специалистов этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами. В общении и взаимоотношениях с клиентами и их близкими, с коллегами представителями различных организаций социальный работник является официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство, от имени которых он действует. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствует общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.

Для того, чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его правилам этикета, необходимо следовать принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. На основе четырех принципов Л.С. Лихачева выделяют

4 стр., 1987 слов

Речевой этикет и вежливость врача

... другие. Овладение нормами речевого этикета является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетенции врача. Коммуникативная категория - это категория речевого общения, представляющая собой совокупность установок и правил речевого поведения в данном обществе ...

Общие принципы

Принцип гуманизма требует от социального работника уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного к нему отношения. Принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.

Вежливость

Всем известны выражения: «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.

Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.» Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще — обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения — там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали соответствуют им.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнега. «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться…. Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Тактичностью

Чуткость предполагает способность понимать и считаться с переживаниями другого человека, улавливать оттенки его настроения, способность как можно меньше доставлять человеку неприятностей и неудобств.

Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

14 стр., 6585 слов

Речь и коммуникативное поведение учителя

... она импровизируется. 1.2 ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя -- обеспечение полноценной ... тон речи. Именно здесь в речевом поведении проявится общая и педагогическая культура учителя (в том числе и культура речи), его нравственный опыт поведения, взаимоотношений ...

Уважение к другим — обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят:

«Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя». Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.

Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего, в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же — по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту — скромность.

Скромность

«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает — утверждает Д. Карнеги — А человек, который думает только о себе — безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был».

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Внимательность

Точность проявляется к верности данному слову. Социальный работник, к сожалению, не всегда может сделать для своего клиента, что хотел бы сделать, поэтому иногда вместо я сделаю , следует говорить я попытаюсь (постараюсь) сделать, объясняя при этом, чем вызваны сложности. Точность — это умение не бросать слов на ветер, обязательность.

Все эти качества должны быть для социального работника естественными. Если они являются результатом профессиональной тренировки, актерского мастерства, заучивание расхожих фраз, имитирующих вежливость, внимание и сочувствие, клиент сразу почувствует наигранность. Он может замкнуться в себе, почувствовать себя обиженным, обманутым и вообще прервать общение со специалистом, так и не получив помощи в решении своей проблемы.

Принцип целесообразности действий. Основные правила его содержат требования не доставлять своими действиями хлопот окружающему и самому себе.

Этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям.

7 стр., 3194 слов

Культура речи. Этические и эстетические нормы речи. Речевой этикет

... речевого этикета; Раскрыть принципы эстетических норм речи. Этические нормы речи Этика – это философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль и нравственность. Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные ...

Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения).

Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т.е. поведение и внешний вид человека, соответствовала его содержанию, т.е. душевным качествам личности, поэтому внешний вид специалиста должны быть эстетичными, привлекательными. Нельзя появляться перед клиентом небрежно одетым, в грязной обуви, с непричесанной головой; одежда может быть недорогой, но не мятой и грязной. Речь должна быть спокойной, плавной, понятной, без вульгаризмов и неологизмов (слова или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия).

Принцип учета народных обычаев и традиций. Социальному работнику следует изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает. Знание народных обычаев и традиций позволит социальному работнику правильно построить разговор с клиентом, получить ответ на интересующие его вопросы и предложить помощь.

Правила этикета в разных жизненных ситуациях различны, однако в целом они соответствуют приведенным принципам этикета. В повседневной деятельности социальный работник должен руководствоваться этими принципами, чтобы случайно не поставить своего клиента в неловкое положение.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это — одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, — вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

3. Требования этикета к внешнему виду, поведению и общению социального работника

3.1 Манеры и культура поведения социального работника

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим ,в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

9 стр., 4025 слов

Этико-социальные аспекты культуры речи. Речевой этикет

... Этикет - понятие консервативное, историческое. Некоторые его моменты принимаются людьми просто как данность, как нечто неоспоримое и обязательное. Первые попытки сформулировать правила поведения ... беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между собеседниками; социальная зона (1,2-4м.) обычно ... не поймет, о какой победе идет речь. И еще «V» означает во многих странах ...

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

Начинается же этикет с определенного порядка и правил приветствий, обращений, представлений и знакомств.

приветствиях.

Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На человека, с которым здороваешься, следует смотреть прямо, с улыбкой.

Требования этикета необходимо соблюдать независимо от желания, настроения, психологического состояния в данный момент.

Способность говорить, как и способность мыслить, является родовым качеством человека. Чтобы овладеть словом, научиться формировать мысли, выражать чувства, общаться с людьми, необходимы высокая культура речи, соблюдение правил речевого этикета и речевого поведения.

Культура речи — это совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком. Чтобы речевая деятельность была продуктивной, индивид в каждой конкретной речевой ситуации должен осознавать: кто — кому — о чем — где — когда — почему и зачем говорит.

Основные признаки культурной речи:

1. Правильность речи — соответствие ее структуры действующим языковым нормам.

2. Точность речи — это не просто умение выбирать и использовать нужные и подходящие слова. Чтобы четко говорить — надо четко мыслить (афоризм «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»).

3. Логичность требует от нас смысловой непротиворечивости частей одного высказывания и высказываний в одном тексте; это область несколько словоупотребления, сколько словосоединения (построения речи).

Здесь важны два условия: логичность мышления и логичность изложения. Платон: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить».

4. Чистота. В чистой речи нет места элементам, чуждым литературному языку или отвергаемым моральным нормам.

5. Выразительность, обеспечивающая и поддерживающая внимание и интерес слушателя.

4 стр., 1885 слов

Этический аспект культуры речи. Понятие «Речевой этикет»

... данном реферате, я бы хотела поговорить о третьем аспекте культуры речи - этическом. Правила речевого поведения, этические нормы речевой культуры являются одним из важнейших компонентов профессионального общения. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет: ...

6. Тон речи.

7. Богатство речи предполагает разнообразие речи, вариативность лексики, синтаксиса, интонаций.

8. Уместность, ее соответствие характеру процесса общения.

Правила речевого поведения (для говорящего, слушающего и для присутствующих):

Доброжелательность по отношению к адресату.

Не выпячивайте свое Я, приглушайте самомнение.

Умейте внушить партнеру по общению сознание его значимости.

Внимательно выслушивайте говорящего.

Слушать надо доброжелательно, терпеливо, не перебивайте собеседника и т.п.

3.2 Одежда и внешний вид социального работника

Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у человека мнение о вас.

Я думаю не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной. Социальный работник чаще всего имеет дело с клиентами малообеспеченными и поэтому показной шик в одежде и облике будет оскорблять клиентов, вызовет их негативное отношение к социальному работнику и системе социальной защиты вообще. Но не лучшее впечатление произведет и одежда неопрятная, небрежная, экстремальная. В любом случае одежда не должна привлекать внимание к себе или тем более переключать внимание на себя полностью — это отвлечет внимание клиента и сделает общение менее эффективным.

Выводы

Современный человек живет сложной насыщенной событиями и ситуативно богатой жизнью, вследствие чего невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение человеком не только буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения.

Культура поведения выступает как качество социально необходимое и ценное в силу ее нравственной основы. В деятельности специалиста этикет играет все более важную роль, соблюдение этикета способствует созданию творческой атмосферы в трудовом коллективе, развитию доброжелательных отношений с партнерами.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/etiket-sotsialnogo-rabotnika/

1. Гусейнов «Этика». — М.: Гардарики, 2000.

2. Курбатова В. И. «Социальная работа» — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

3. Медведева Г. П. «Этика социальной работы» — М.: Владос, 1999.

4. Медведева Г.П. Уч. Профессионально — этические основы соц.работы, М,2004.

5. Павленок П. Д. «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» — М.: «Дашков и К», 2006

6. Словарь по этике. М..,1981.

7. Фирсов М. В. «Теория социальной работы» — М.: Владос, 2001.

8. Холостова Е. А. «Социальная работа: теория и практика» — М.: Инфра-М, 2003.