Импрессионизм и постимпрессионизм

Контрольная работа

Мир Сезанна отличается внешней незыблемостью и постоянством. Творя его, художник работает упорно и истово, «размышляя с кистью в руках» (А.Воллар).

Хотя различные жанры сближаются в его творчестве, эти черты особенно ясно проступают в натюрморте и пейзаже, в устойчивых предметах и явлениях, которые предстают в картинах Сезанна как «великие временные длительности» (В.Н.Прокофьев).

В то же время природа пронизана у него концентрированной энергией. В «сфероидном пространстве» его картин, которое то сжимается, то отступает в глубину, раскрываются скрытые от глаз, но неожиданно зримые космические силы.

Такие же силы действуют в полотнах

Ван Гог выражает на языке своего искусства те неразрешимые противоречия и трагические коллизии, от которых невозможно было никуда уйти и которые преследовали его, как и некоторых других наиболее чутких художников XIX и начала ХХ столетия, всю жизнь. Натюрморт у Ван Гога неотделим от пейзажа и жанра. Он не знает «мертвой» натуры, она выступает у него как продолжение вечного цветения природы (подсолнухи) или как своего рода овеществленный сгусток мыслей и страстей человека (плетеный стул, башмаки, трубка).

Потомок древнего аристократического рода Южной Франции Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) был тонким мастером психологической характеристики, писал прекрасные интимно-грустные портреты близких ему людей, был великолепным графиком, создателем островыразительных афиш. В своем отрицании современного общества он столь же последователен, как Дега, но идет гораздо дальше того. Его ирония беспощадна. Она поднимается до уровня гротеска и сатиры, когда показывает всю грязь, всю растлевающую человека изнанку «сладкой» жизни веселой столицы мира. «Лотреку, как его приятелю — знаменитому монмартрскому шансонье Аристиду Брюану, кажется, доставляло удовольствие осыпать ругательствами буржуазного зрителя, ткнуть ему прямо в нос его же собственное скотство» (В.Н.Прокофьев).

И все же Лотрек не стал ни певцом безобразия, ни создателем «антикрасоты». Силой своего искусства он преодолевал нравственное падение и распад общества того времени, и поэтому права Н.И.Воркунова, когда она пишет, что «в творчестве Лотрека не утрачивается, а лишь приобретает новую окраску европейская гуманистическая традиция».

Творчество

Уже в юные годы Пикассо в совершенстве овладел мастерством академического рисунка («В 14 лет я рисовал, как Рафаэль», — скажет он позднее).

5 стр., 2388 слов

Человек в информационном обществе

... и возможности проникновения в таинственные глубины человеческого размышления, в тайны творчества, тысячелетиями составлявшие главную загадку всякой серьезной философии. Человек в информационном обществе И все же, ... и рода человеческого в целом. Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в ...

Ранние, так называемые «голубой» (1901-1904) и «розовый» (1905-1906) периоды, хотя и не являются абсолютной вершиной его творчества, по-своему не менее интересны и значительны, чем дальнейшие взлеты художника, целиком лежащие в русле исканий ХХ века. Он с легкостью преодолевает внутренне чуждый ему импрессионизм , как бы мимоходом усваивает достижения Дега и Лотрека и постепенно переходит к созданию своей собственной «картины мира».

«Голубой» период художника пронизан чувством сострадания и милосердия. Его темы — слепые и нищие, девочка с голубем, двое, слившиеся в объятии и ищущие друг у друга защиты. Он плавно переходит в следующий, «розовый» период, может быть, самый счастливый и раскованный в творчестве Пикассо. Теперь гуманистическая тема единства людей находит выражение в своего рода истории семьи бродячих комедиантов. В это время возникают неожиданные реминисценции, например, святого семейства, а к концу периода (его иногда называют первым классическим) — античной Греции, к которой художник еще не раз вернется.

В 1907 году Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы». Это было началом перелома, прорывом в неведомое. Художник окончательно отказывается от ренессансной изобразительной традиции и переходит, в значительной мере под воздействием негритянской пластики, от искусства «воспроизводящего» к искусству «создающему» (Н.А.Дмитриева).

Может быть, именно здесь впервые обретает зримый смысл знаменитое высказывание Пикассо: «Я пишу не то, что вижу, а то, что знаю». Начинается период кубизма , сначала строгого и мощного — «аналитического», затем так называемого «синтетического», вплотную приближающегося к абстракционизму . Однако «поворот Пикассо к кубизму объективно не был изменой «человеческому», он был рожден потребностью дать плоть «человеческому» — переживанию мира человеком. Чувство ответственности перед миром не угасало» (Н.А.Дмитриева).

Заключение.

Как художественное течение импрессионизм довольно быстро исчерпал свои возможности, даже импрессионисты первого поколения ощутили на себе всю пагубность своего метода.

Если их самих объединял какой-то особенный стиль, вкус жизни и этому не вредили ни разность взглядов и характеров, ни общественное положение, ни даже личная вражда, то их поздние картины ясно свидетельствуют о глубоком кризисе.

По мнению М.Аплатова, “чистого импрессионизма, вероятно, не существовало… Импрессионизм – не доктрина, он не мог бы иметь канонизированных форм… Французским художникам-импрессионистам в различной степени присущи те или иные импрессионистические и неимпрессионистические черты, и если мы будем отсеивать тех, кто от импрессионизма отступал, останется только разве один Моне, да и у него далеко не все картины будут вполне импрессионистичными”.

4 стр., 1784 слов

Эстетика импрессионизма

... этих видах искусства импрессионизм не стал целостной художественной системой. Импрессионизм во Франции. Немного вообразить настолько осязаемо и поэтично, насколько представлена Франция в картинах импрессионистов. Их полотна ... пленэра. Создавая картины на открытом воздухе, они внесли в живопись солнечные лучи и яркие краски живой природы. Особым новаторством считалось такое живописное явление, как ...

Классический французский импрессионизм был слишком узок, и немногие всю жизнь оставались верными его принципам, возможно – Писсарро и эволюционировавший лишь внешне Ренуар.

Понятие “импрессионизм” намного шире названия течения французской живописи конца 19 века. Как творческий метод, система мироощущения и самовыражения художника импрессионизм, вероятно, всегда присутствовал в истории искусства задолго до появления этого слова.

О.Шпенглер в соей книге “Закат Европы” писал “…импрессионизм есть широкое выражение определенного мирочувствования, и этим объясняется тот факт, что им проникнута вся физиогномика нашей поздней культуры. Существует импрессионистическая математика… существует импрессионистическая физика… этика, трагедия, логика”. По мнению Шпенглера, импрессионизм – одна из характерных черт разрушения целостности мировоззрения, признак “заката Европы”.

И все же, после французских импрессионистов мир живописи стал иным. Художники уже не могли писать по старому. Однако изменения мировосприятия, сыгравшие столь роковую роль для всего развития искусства 20-го века, не были отрешением от условностей живописи.

Импрессионисты не стали писать ближе к природе, чем, скажем, художники-академисты, они лишь “ввели новые условности формы и цвета, от которых последующие поколения не могли отделаться… это был лишь новый эквивалент точности воспроизведения”.

В процессе развития импрессионистического метода субъективность живописного восприятия преодолевала предметность и поднималась на все более высокий формальный уровень, открывая пути всем течениям постимпрессионизма, в том числе символизму Гогена и экспрессионизму Ван Гога.

Верные своим принципам “старшие импрессионисты” неприязненно относились к опытам Гогена и Ван Гога, но именно последние, включая, конечно, Сезанна, открыли новые пути в живописи, а не Моне, Ренуар или Писсарро.

Список использованных источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/estetika-postimpressionizma/

  1. Материалы с сайта .com/pictures/impress/main.htm ;
  2. Материалы с сайта http://www.impressionism.ru/history.html ;
  3. Н.Е.Григоровича «Шедевры живописи музеев СССР»

    Альбом, выпуск 4 «Западноевропейское искусство XIX — начала XX века». Издательство «Госсзнак», Москва, 1980.

  4. Бернарда Денвира «Импрессионизм. Художники и картины.»

    Издательство «Искусство», Москва, 1994.

  5. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. Составитель Т.Г.Петровец. 320 с. Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. ISBN 5-224-01004-7
  6. История импрессионизма. Джон Ревалд. 416 с. Издательство «Республика», Москва, 2002.
  7. Анри Перрюшо. Книги из серии «Жизнь художников».

    Жизнь Ренуара, Жизнь Гогена, Жизнь Сезанна, Жизнь Тулуз-Лотрека, Жизнь Ван Гога, Жизнь Сёра, Таможенник Руссо.

    19 стр., 9119 слов

    Древние германцы: общественно-политическая, хозяйственная и культурная ...

    ... собственные выводы. 2. Общественно-политическая жизнь 1 Эволюция политического строя и военных навыков Варварское общество еще не делилось на ... Удальцов А.Д., Сказкин С.Д. История средних веков.; Хрестоматия по истории средних веков под ред. Грацианского Н.П. и Сказкина ... изданиях Вейса Г. и хрестоматии по истории средних веков более обобщенные сведения, так как данная литература содержит ...

    Издательство «Радуга»

  8. Ильина Т. В. И 46 История искусств. Западноевропейское искусство: