Эмоции и темперамент в деловом общении

Контрольная работа

В деловом общении особое значение имеют эстетические чувства. Они проявляются в создании деловыми партнерами собственного привлекательного имиджа, имиджа представляемой ими фирмы, а также в создании привлекательного дизайна внешнего интерьера деловой ситуации. Учет всех этих компонентов позволяет сформировать своеобразное «эстетическое поле» делового общения, в котором деловые партнеры будут чувствовать себя комфортно и уютно.

3. Темперамент.

Темперамент деловых партнеров. К числу собственно индивидуальных эмоциональных характеристик деловых партнеров относится темперамент. Он отражает соотношение различных сторон динамики психической деятельности делового партнера. Темперамент определяет индивидуальный темп и ритм психических процессов делового партнера, степень устойчивости его чувств, напряженность его волевых усилий. Свойства темперамента относятся к числу наиболее устойчивых и долговременных индивидуальных особенностей делового партнера. Впервые описание основных типов темперамента было дано древнегреческим врачом Гиппократом (VI век до н.э.).

Он связывал темперамент с соотношением содержания в организме человека крови, лимфы и желчи. На основе этого соотношения Гиппократ выделил четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Значительный вклад в обоснование зависимости темперамента от общего типа нервной системы внес Иван Петрович Павлов, выдающийся русский физиолог, лауреат Нобелевской премии. В современной психологии принято считать, что, хотя тип темперамента обусловлен генетически, врожденными анатомико-физиологическими особенностями, типом нервной системы, он может несколько видоизменяться под воздействием внешних условий и воспитания. Обстоятельное описание типов темперамента было дано И. Кантом в работе «Антропология с прагматической точки зрения». Он подразделяет темпераменты на «темпераменты чувства» и «темпераменты деятельности».

К темпераментам чувства Кант относил сангвинический и противоположный ему — меланхолический. Для сангвинического темперамента, по мнению Канта, характерно проявление быстрых, сильных, но не глубоких ощущений. В межличностном общении человек сангвинического темперамента — хороший, добродушный, веселый собеседник, все люди ему друзья, но он, как правило, не держит своего слова, обещаний и однообразная работа его быстро утомляет.

4 стр., 1670 слов

Психологические характеристики деловых партнёров

... делового партнёра определяется многоаспектностью самого делового общения, позволяющеговыявить все главные психологические характеристики личности партнера: его особый способности, интеллект, характер, темперамент, ... чувства, и темперамент (определяет индивидуальный ритм и темп психических процессов делового партнера, уровень устойчивости его чувств, ... особому типу психологических феноменов, ...

Человек, расположенный к меланхолии, придает всему, что его касается, большое значение и обращает внимание прежде всего на трудности. В межличностном общении он озабочен, недоверчив, полон сомнений, с трудом дает обещания и мало восприимчив к веселью.

К темпераментам деятельности Кант относит холерический и флегматический.

Холерический темперамент, по мнению Канта, характеризует быстрого, порывистого, вспыльчивого человека, у которого нет выдержки. В деловых отношениях он стремится к руководству делами и одержим честолюбием. Кант считает, что холерический темперамент «самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе».

Флегматический темперамент — это темперамент хладнокровного человека, обладающего непреклонной, но благоразумной волей. В межличностном общении он не задевает тщеславия других и его трудно вывести из равновесия. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом.

Кант считал, что сложных, смешанных темпераментов не существует, поскольку, соединяясь друг с другом, темпераменты либо «противодействуют» друг другу, либо «нейтрализуются».

Таким образом, сам по себе темперамент не предопределяет социально-нравственной ценности человека как личности. Так, личности с разным темпераментом могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью и, наоборот, личности к одинаковым темпераментом могут резко отличаться по своим социально-нравственным качествам. Однако от темперамента во многом зависят особенности характера личности, формирование ее отдельных черт. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие, напротив, препятствуют их же формированию.

В деловом общении существует тесная взаимосвязь темперамента деловых партнеров и свойств их характера. Темперамент деловых партнеров определяет динамику проявления свойств их характера. Например, коммуникативность делового партнера с сангвиническим типом темперамента проявляется в легком и быстром установлении психологического контакта с другими партнерами, поддержании активного диалога с ними. Коммуникативность делового партнера — флегматика не так ярко выражена вначале, как у партнера-сангвиника, но она более длительна, устойчива и проявляется в стремлении поддерживать уже существующие привычные деловые отношения с прежними давними партнерами.

Коммуникативность делового партнера — меланхолика всегда сдержанна, ограниченна. Он испытывает трудности в общении, поэтому очень важно другим партнерам поддерживать у него уверенность в своих силах, высказывать там, где это возможно, одобрение его когнитивным и поведенческим стратегиям. Психологически сложной в межличностном общении является коммуникативность партнера-холерика. Его вспыльчивость, несдержанность не способствует установлению хорошего и долговременного психологического контакта, а его постоянное стремление к лидерству в межличностных отношениях вызывает противодействие со стороны других партнеров.

Свойства темперамента так или иначе проявляются в профессиональной деятельности деловых партнеров. Хотя сам по себе темперамент не определяет уровня общих и профессиональных способностей, те или иные свойства темперамента могут способствовать достижению успеха в профессиональной деятельности или, напротив, мешать ему. Если требования профессиональной деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента делового партнера, он вырабатывает свой собственный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, опираясь на те способы и приемы, которые наиболее соответствуют его темпераменту. Следует иметь в виду и то, что и характер делового партнера может сдерживать нежелательные для профессиональной деятельности проявления темперамента. Однако существуют и такие виды профессиональной деятельности, где предъявляются очень высокие требования к определенным свойствам темперамента. Например, требования к менеджеру по работе с персоналом включают наличие у него сдержанности, самообладания, высокой коммуникативности.

7 стр., 3345 слов

Влияние темперамента на практическую деятельность человека

... человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности. Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, ... него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, ...

Немаловажное значение в деловом общении имеют и такие свойства психических процессов, связанные с темпераментом деловых партнеров, как переключаемость и продуктивность. При быстрой смене фаз делового общения, переходе от одного вида совместной деятельности к другой возрастает роль переключаемости деловых партнеров. Она предполагает мобильность партнеров, быструю смену их поведенческих стратегий и когнитивных ориентации. Продуктивность характеризует уровень интенсивности психических процессов в деловом общении. Деловые партнеры, обладающие значительным психофизиологическим ресурсом и повышенной эмоциональной активностью, способны сообщать, воспринимать, осмысливать и перерабатывать большой объем информации за единицу времени делового общения (минуту, час).

Будучи динамической основой характера деловых партнеров, темперамент определяет и такие их психические свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Впечатлительный деловой партнер наиболее подвержен воздействию ответных психических реакций со стороны других партнеров как вербальных, так и невербальных. Он дольше сохраняет следы воздействия этих реакций. Например, хотя бы однажды проявленная агрессивная психическая реакция со стороны других деловых партнеров по отношению к нему надолго определит его настороженность и осторожность в деловых отношениях с ними.

Эмоциональность делового партнера проявляется в глубине скорости его психических реакций на высказывания других деловых партнеров и их поведенческие стратегии. Внутреннее психическое состояние эмоционального партнера практически всегда определяется значительным воздействием каких-либо эмоций, положительных или отрицательных. И если такой партнер находится в состоянии тоски, подавленности, уныния, это незамедлительно скажется в возникновении в целом неблагоприятного психоэмоционального фона делового общения.

Импульсивному деловому партнеру присущи спонтанность и несдержанность в высказываниях и поведенческих актах. Его решение деловой проблемы отличается поспешностью, преждевременностью и непродуманностью. Деловое общение с таким партнером крайне затруднено из-за возможности возникновения его спонтанных психических решений как в вербальной, так и в невербальной коммуникации.

10 стр., 4594 слов

Контрольная работа: Психическая структура личности и практика делового общения

... обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а ...

Тревожность делового партнера чаще всего проявляется в излишнем беспокойстве, опасениях, страхе, боязни, которые возникают по любому поводу. Такой деловой партнер в любых высказываниях, действиях и поведенческих актах других деловых партнеров усматривает прежде всего угрозу для своей личности, для собственного «Я». Более всего его пугают неопределенные неожиданные и новые ситуации, ему трудно адаптироваться к ним из-за излишней тревоги и опасений. Партнер с таким динамическим проявлением темперамента не склонен к деловому риску и предпринимательской деятельности. А в межличностном общении с ним необходимо постоянно доказывать искренность и доверительность деловых намерений и стремлений.

Высокие значения коммуникативных характеристик более характерны для партнеров-сангвиников и холериков. Низкие значения коммуникативных характеристик у меланхоликов и флегматиков.

Заключение.

В целом же все эмоциональные проявления (собственно эмоции, аффекты, чувства, темперамент) обеспечивают избирательное отношение деловых партнеров к тем или иным социально значимым компонентам деловой ситуации и способствуют либо мобилизации, либо торможению их когнитивной ориентации и поведенческих актов.

Однако существуют деловые ситуации, когда избыточные эмоции неуместны: их проявление может дезорганизовать деятельность деловых партнеров. В таких ситуациях контролирование деловыми партнерами внешнего проявления своих эмоций,управление эмоциями настоятельно необходимы. Это может быть реализовано при наличии деловых партнеров сильного характера и волевых качеств.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/emotsii-v-jizni-delovogo-cheloveka/

1. Антология мировой философии. — Т. 1. — М.: Мысль, 2005. — С. 459.

2. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд «Правовая культур. 2006.

3. Буренко В.И. Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российского общества / В.И. Буренко, В.В. Меркулов, Д.Д. Пеньковский, Л.Е. Раков. — М.: Национальный институт бизнеса, 2006.— С. 140.

4. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. — М.: Мысль, 2005- С. 501- 541

5. Титова Л. Г. «Деловое общение» : М. – 2005 г.