Значение и задачи экологического образования дошкольников.
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.
  Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и 
В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.
  Решение задач экологического образования 
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников
... и задачи экологического образования дошкольников. Проанализировать занятия как основную форму организации экологического воспитания в ДОУ. Изучить опыт взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников. Объект исследования, Предмет исследования Гипотеза - в основу дипломной работы положено предположение ...
Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука).
Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
- все связано со всем;
 - все куда-нибудь девается;
 - все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);
 - природа знает лучше.
 
  По мере развития общества 
В дошкольной педагогике пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова).
Воспитание гуманного отношения к животным у старших дошкольников
... в детском саду. Экологическое воспитание детей дошкольников предполагает, прежде всего, воспитание гуманного отношения к природе, к животному миру. Следует учесть возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. С помощью этих особенностей и формируется гуманное отношение к природе: ...
Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Предлагается понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
 - развитие познавательного интереса к миру природы;
 - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
 - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
 - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
 - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
 - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
 - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
 - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
 
  Цель дошкольного экологического 
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.
Экологическое воспитание и образование детей за рубежом
... быть интересным, осуществляться через деятельность и опыт детей. Ch. Mares обсуждает в статье постановку воспитания экологической ответственности в Великобритании. Оно должно пронизывать всю учебную программу ... взаимодействия человека с природой. Автор считает, что у молодых людей на базе усвоенного в предыдущие годы материала возможно формирование экологической этики, руководствуясь которой ...
  Один из путей повышения его 
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях
- экологические занятия;
 - экологические экскурсии;
 - уроки доброты;
 - уроки мышления;
 - экологические кружки;
 - экологические конкурсы;
 - КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
 - экологические акции;
 - обсуждение и проигрывание ситуаций;
 - трудовой десант;
 - зеленый патруль;
 - клуб исследователей природы;
 - лаборатория юного эколога;
 - составление экологических карт;
 - ведение «Панорамы добрых дел»;
 - ведение фенологических календарей природы;
 - коллекционирование;
 - экологические выставки и экспозиции;
 - экологические музеи;
 - день (неделя) экологического творчества;
 - экологические праздники и фестивали;
 - экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование экосистем; соревновательные, игры — путешествия и т. д.);
 - экологические сказки;
 - экологические тренинги;
 - инсценировки, театрализации и т. д.
 
Рассмотрим некоторые из них.
Уроки доброты
  Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное 
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).
Тематика уроков доброты
- «Что значит быть добрым?»;
 - «Когда я был добрым по отношению к природе»;
 - «Кто может считаться заботливым?»;
 - «Как заботиться о комнатных растениях?»;
 - «Что такое бережливость?»;
 - «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»;
 - «Что такое красота?»;
 - «Чем красив цветок?»;
 - «Красота человека»;
 - «Гармония красок»;
 - «Гармония звуков»;
 - «Что значит быть ответственным?»;
 - «Чем удивительна лягушка?»;
 - «Что такое
 - «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»;
 - «Когда они боятся?»;
 - «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»;
 - «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»;
 - «Как ты проявляешь любовь к животным?»;
 - «Любить — что это значит?»;
 - «Украшение Земли»;
 - «Нужны ли в жизни правила?»;
 - «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»;
 - «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»;
 - «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»;
 - «Что рассказала тебе природа?» и др.