Сделать обобщающие выводы по итогам проделанной работы. Обзор и анализ литературных источников

Контрольная работа

При написании данной контрольной работы были использованы труды как отечественных, так и зарубежных ученых-психологов.

Монография известных американских психологов-исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера «Теории личности. Основные положения, исследования и применение»1 адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни и многие другие. Теме «Эго-психология» посвящена пятая глава монографии, в которой подробно рассматривается эго-психология и связанные с ней направления в теории личности. Здесь представлен краткий биографический очерк о жизни и профессиональной деятельности Э. Эриксона, анализ эго-психологии как результата развития психоанализа, сущность эпигенетического принципа и т.д. Кроме того, в конце каждой главы представлен обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме.

, опубликованной в 1950 году,

При изучении заданной темы также была использована работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис»3 . Книга посвящена проблемам юношеского возраста, связанным с социальным становлением личности. Автор прослеживает индивидуальные жизненные циклы, последовательность поколений и структуру общества. Основным понятием, разработанным Эриксоном в этой работе, является понятие идентичности. Оно обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии отношений личности к окружающему миру. Эта книга позволяет более детально изучить стадии развития личности, предложенные в теории Эриксона.

В книге А.А. Шияна «Руководство по социальным технологиям»4 отдельный раздел посвящен изучению проблемы взаимосвязи теории личности Эриксона и социальных технологий. Автор стремится найти причины и способы преодоления стадий психосоциального развития. Для выполнения поставленной задачи, А. Шиян делает сравнительный анализ теоретических основ эго-психологии и классического психоанализа, выделяя четыре пункта различий. Также в работе представлена краткая характеристика главных постулатов изучаемой теории. Далее автор дает характеристику современным областям практического применения эго-психологии, а именно дошкольное обучение, профессиональное консультирование, социальная служба и др. В качестве примера автор предлагает рассмотреть психосоциальный кризис подросткового периода, который занимает протяжение от 12-13 до 19-20 лет. В своей работе А. Шиян освещает именно психолого-педагогическое практическое применение изучаемой теории.

3 стр., 1041 слов

Основные понятия теории Эриксона

... неудовлетворенность прожитой жизнью Целостность эго Отчаяние Основные понятия теории Эриксона Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах «Детство и ... направление и содержание развития. Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности) Э. Эриксона Основной предмет исследования Возрастное развитие личности, стадии жизни, характерные ...

Также при написании контрольной работы использовались литературные источники более общего характера, такие как «Психологическая энциклопедия»5 под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха, работа А.Г. Асмолова «Психология личности: Принципы общепсихологического анализа»6 и известная книга М.Г. Ярошевского «Психология в ХХ столетии: теоретические проблемы развития психологической науки»7 . Названные выше источники помогли с поиском основной, наиболее емкой информации по теме.

Теоретическая основа эго-психологии

Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя сам ученый всегда утверждал, что его идеи есть не более чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии личности в свете новых открытий в социальных и биологических науках. С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Психосоциальные задачи развития в разных культурах имеют сходный характер, они универсальны для всего человечества (например, выработка трудолюбия), хотя способы их решения могут значительно различаться.

Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем.8

Центральное положение эго-теории состоит в том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон, как психолог и психоаналитик, понимает

1) личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2) общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.9

По мнению Эриксона, жизнь человека делится на восемь последовательных этапов (ступеней).

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, то есть поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иными словами, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы эволюционной задачей (проблемой в социальном развитии).

34 стр., 16890 слов

Психоаналитические теории развития личности ребенка

... открытия в психологии личности, сделанные в других направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в теориях социального ... развитии мотивации в течении всей жизни человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей привели Эриксона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постулатов глубинной психологии, ... культуре, и отношениями между родителями и детьми в семье. Это уже было отмечено ...

Но проблема не обязательно находит свое разрешение, что вызывает те или иные нарушения (невроз, депрессия, тревоги, страхи).

Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.10

Эриксон, как практикующий и эффективный психотерапевт, выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.11

Этапы развития личности и соответствующие им кризисы:

  1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие . Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у младенца развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, недоверие к нему.

2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение

Второй кризис (1-3 года) связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

3. Возраст игры: инициативность – вина

Третий кризис соответствует второму детству (3-6 лет).

В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые строит ребенок, и которые взрослые позволяют ему осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте (6-12 лет).

В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению в будущем более сложных задач. В зависимости от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

5. Юность: самотождественность Я – ролевое смешение

2 стр., 799 слов

Переливание крови детям

... переливания крови и кровезаменителей в лечебных учреждениях, проводят большую работу по специальной подготовке и усовершенствованию врачебных кадров. Республиканские, краевые, областные и городские станции переливания крови осуществляют организационно-методическое руководство делом заготовки и переливании крови ... старшим детям; у очень маленьких детей это может привести к образованию некроза. Зуд и ...

Пятый кризис (12-19 лет) переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей).

Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта, потенциальных возможностей подростка и того выбора, который он должен сделать. Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

6. Ранняя зрелость: близость – изоляция

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям (20-25 лет).

Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым им предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — покой», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.