Философия, выполняя методологическую функцию, обобщает результаты конкретных наук, разрабатывая для них общие методы исследования.
Влияние философии на развитие конкретных наук в наши дни обычно осуществляется через научную картину мира, методологию и ценностные ориентации.
Философы и в прошлом, и наши дни являются интеллектуальными представителями человечества, задачей которых является защита культуры от мировоззренческого шарлатанства.
Философия и искусство
Однако, хотя искусство, и философия порой очень тесно сближаются, они не тождественны друг другу. Способом существования искусства является художественный образ и эстетическая эмоция. В отличие от искусства, философия- не образная и эмоциональная, а понятийная форма миропостижения.
Философия-сфера мысли, предельно общих понятий, а искусство- мир чувственно- конкретного постижения общих свойств мира и человека.
Философия и религия
Философская рефлексия о Боге привела к возникновению: деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, и мир развивается по собственным законам); пантеизма (отождествления Бога и природы, мира; Бог имманентно присутствует во всем), а также атеизма(мировоззрения, в котором отрицается существования Бога, сверхъестественных сил).
6.Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии
Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Египте) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов, в результате которого Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации. Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно- конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Многовековые наблюдения за движением небесных тел, используемые в строительстве и навигации, знания в области механики и математики, а также необходимые в сельском хозяйстве биологические сведения и древняя медицина стали основой философии, которая позволила систематизировать накопленные сведения и придать им форму теоретических знаний о естественных причинах и началах космоса.
Философия и искусство
... будет следующим президентом и т.п.). Цель исследования: проанализировать отношение философии и искусства к миру Задачи исследования: 1. Дать описание специфики философии. 2. Определить понятие искусство. 3. Выявить сходства и различия - философии и искусства. Объектом исследования ...
Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления. Обе эти концепции отражают крайние полюсы реального становления философского мировоззрения. Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. Познание было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа – объективация коллективно-бессознательных, родовых эмоций и переживаний. Начало философии связано с преодолением мифологического синкретизма. Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания, стремится отмежеваться от характерных для мифологии особенностей мышления и языка, противопоставить им иные, рационально-логические принципы объяснения. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь. Философия возникает не случайно, ее генезис не может быть адекватно проанализирован без выяснения комплекса объективных социально-исторических и культурных условий ее возникновения.
Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, можно выделить ряд общих параметров, отражающих переход архаических обществ к цивилизованному состоянию. Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда, которые к VI – V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег (первоначально в виде монетной формы) – развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию логического мышления даже на уровне обыденного сознания, что существенно изменяло характер духовной культуры.
Произошли радикальные изменения в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального светского мировоззрения. Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. Такие характерные для него признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую территорию проживания, институт подданства, а также право, превращали население в формально-юридическую общность – совокупность граждан государства. В результате разрыва кровнородственных связей, установления абстрактных, политико-правовых отношений между людьми произошла автономизация индивидов. Была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени).
Древнеиндийская философия настика
... (чарваков — в древнеиндийской философии) искажали их учения. Мыслители ... философия, культура, менталитет и особенности индийского народа. Глава 1. Возникновение философии в Древней Индии — одна из наиболее древних в мире: ... высокоразвитая цивилизация, которая получила в научной литературе название цивилизации ... предопределения многие особенности индийского мышления. Важнейшей темой теоретических ...
Он могпретендовать на свою уникальную точку зрения и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией. К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Оно было ориентировано на свободных граждан рабовладельческого социума и являлось качественно отличным от традиции институтом социализации личности. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной културы мышления, логики, эристики, диалектики. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.
Философия
И Рассел, и Франк верно подметили, что в философии есть нечто родственное с религией — претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. К тому же многие философы-идеалисты (Дж. Беркли, Гегель, В.С. Соловьев) прямо ориентируют свое учение на теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жизни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все-таки нужно видеть то, что различает философию и религию: апелляция к разуму, знанию, логике, действию — с одной стороны, и возвышение веры, фантазии, догмы, смирения — с другой.
функция искусства
Часто философии отказывают в претензии на научность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некая мыслительная деятельность, просто «философствование». Так, швейцарский ученый Д. Мерсье считает, что «философствовать — значит задавать себе вопросы, на которые невозможно ответить, даже если они осмыслены». Современный немецкий мыслитель М. Хайдеггер пишет, что «философия — ни наука, ни мировоззренческая проповедь», а «есть философствование…». «Философия — последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно». Здесь верно подмечено, что уже на уровне обыденного сознания у людей возникает потребность в размышлениях над вопросами мировоззренческого характера. Такое «философствование», однако, ограничено обычно рамками здравого рассудка и сформировавшимися предрассудками. Между тем подлинная и глубокая рефлексия (размышление) над философской проблематикой облегчается использованием наработанных в истории познания понятий, концептуальных схем и методологии.
Шеллинг. Философия искусства
... этом труде есть целый ряд интересных моментов. Философия искусства “Философия искусства” возникла тогда, когда в философском развитии Шеллинга явно обозначился поворот к религиозно-мистическим идеям, ... из которых появляются человек и его сознание. Это положение было направлено против субъективно-идеалистической философии Фихте, которой Шеллинг первоначально увлекался. Заслуга Шеллинга состояла в ...
признаков научного знания
позитивизмом.
Позитивизм, конечно, прав в критике претензий натурфилософии на обладание абсолютной истиной и на роль высшего судьи науки. Но равно неразумно вытеснять философию вообще за рамки научного знания. Ведь в процессе развития философии накапливались понятия, идеи, концепции и обобщения, подтверждаемые общественно-исторической практикой человечества и обладающие, следовательно, объективной истинностью. Таковы, например, выводы о бесконечном многообразии и единстве материального мира, взаимопревращении противоположностей, закономерном движении материи, противоречивости развития и др.
Выработка научного знания осуществляется не только в рамках материалистического миропонимания. Многие важные философские открытия сделаны мыслителями-идеалистами. Кант первым исследовал специфику и структуру познающего субъекта. Гегель наиболее четко сформулировал основные законы диалектики. Русские ученые Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и другие разрабатывали концепцию космизма. Ее огромное значение стало ясным только теперь, когда обострились проблемы отношения человека с природой и все более очевидны космические масштабы человеческой деятельности.
философия
В наши дни, как и в прошлом, наблюдается многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Западные мыслители разрабатывают существенные аспекты философского понимания действительности. Среди современных учений выделяются экзистенциализм, неопозитивизм, различные философско-религиозные концепции, прагматизм, структурализм, постмодернизм, герменевтика, критический рационализм, неофрейдизм и многие другие. В них прослеживается давняя традиция пытливого исследования бытия, жизни человека, его ценностей и познания, действий в мире культуры. Результаты и достижения подобных философских исканий обогащают наше знание. Несомненной заслугой экзистенциалистов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) является, например, анализ сознания индивида, свободы его действий и ответственности в условиях социального отчуждения, в кризисных пограничных ситуациях. В последующем изложении курса еще будут краткие экскурсы в анализ современными учениями отдельных проблем философии. Здесь же отметим, что необходимость восприятия ценных идей, содержащихся в различных типах мировоззрения, не означает их слияния в какую-то единую «синкретическую» философию. Взаимоотрицание материализма и идеализма — вопреки возобновляющимся периодически заявлениям об «устарелости» их противопоставления — сохраняется и в двадцать первом столетии. В многоаспектном диалоге и плюрализме мнений, что свойственны философским размышлениям, путь к адекватному восприятию действительности лежит, как считают авторы, в конечном счете, в ее материалистическом понимании при диалектическом воззрении на мир. Именно таково содержание философии диалектического материализма как одного из наиболее влиятельных типов современного мировоззрения.
Место и роль философии в культуре
... и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру. Философия зародилась около 2500 лет назад в ... жизненными потребностями отношение, а отношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку), это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это ...
Диалектический материализм –
Подобное учение, равно как и другие формы теоретического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую доктрину лишает ее качества быть «живой душой» культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объективную истинность и оптимально выполнять свое предназначение. Например, социально-политическая философия тесно связана с идеологией современного белорусского государства, являясь ее мировоззренческой и методологической основой.
экспликации
Онтологическую, Гносеологическая, Аксиологическая, Праксеологическая
В большей или меньшей мере эти функции с разным их акцентированием и содержанием выполняют все философские учения. Усиливающийся ныне плюрализм общественного сознания придает особую значимость способности и умению верно ориентироваться в сложном конгломерате взаимоисключающих часто друг друга идей и взглядов. Это тем более важно, что в XIX и XX веках фокус философского умозрения все очевиднее смещался с объективного мира на воспринимающего, переживающего субъекта. В прежние времена, обращаясь к философии, ожидали от нее помощи в осмыслении вселенского бытия. Неважно при этом, как трактовалась философия: как царица наук или как служанка религии; как обслуга политики или же вообще как фундаментальное событие в человеческом существовании, или же просто как самоценность пытливого духа.
И сейчас, конечно, философия в целом продолжает выполнять свои функции «дозорного культуры» и «честного брокера» (Р. Рорти), опосредующего отношения между мировоззренческими ориентациями различных поколений, стран и цивилизаций.
Для студентов и в первую очередь для будущих инженеров, специалистов в сфере новейших и высоких технологий, творцов компьютерно-информационной цивилизации сегодня предлагается широкий спектр философских размышлений. По нашему убеждению, им должно помочь в выборе личной мировоззренческой позиции глубокое изучение философии, дающей системный взгляд на мир, формирующей культуру рационально-критического мышления и отстаивающей гуманистические ценности мировой культуры.
Философия существует более 2500 лет. Согласно укрепившейся в европейском сознании традиции, основными периодами развития мировой философии являются:
философия Древнего мира, философия Средневековья, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, немецкая классическая философия, философия эпохи Просвещения, Постклассическая философия, современная философия, отечественная и русская философия (табл. 7).
Взаимные связи искусства с этикой, философией, религией не могут быть сведены к какой-либо единой формуле. Исторический контекст взаимодействия искусства с ценностными формами общественного сознания показывает, что эти сферы духовной деятельности то максимально сближались, то развивались в оппозиции, но никогда не поглощались друг другом. Этические доктрины, политические движения, религиозные конфессии в стремлении распространить и утвердить свои идеи всегда так или иначе старались заполучить в союзники искусство. Художественное творчество, в свою очередь, также проявляло внимание к этическим концепциям, находило питательную почву в религиозном, философском содержании. В целом внимание к искусству со стороны политики, этики, философии, религии было гораздо более заинтересованным, чем обратное отношение. Максимальное сближение искусства с религией в эпоху Средневековья, с этикой в период Просвещения, с философией в XX в. не приводило к растворению в иных духовных сферах. Причина этого заключается в том, что сама природа искусства не позволяет использовать его язык для «ретрансляции» уже готовых философских или этических идей.
Эстетическое сознание и философия искусства
... людей, и Ф.М. Достоевский, подчеркивавший религиозное значение красоты. Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство -- это просветленное чувство наслаждения красотой мира. «Эмоции искусства ... эстетической теории «чистого искусства», т.е. искусства ради искусства. Красота здесь ставится выше и Истины, и Добра. Искусство, согласно Б. Кроче, само по ...
Способы художественного претворения сильны иносказанием, опосредованностью, неоднозначностью, когда та или иная идея предстает в произведении искусства как данная идея и вместе с тем как нечто большее. Какой бы освоенностью не отличался предмет, к которому обращается художественное творчество, многоплановость языка искусства позволяет создавать нечто принципиально новое. Воспроизводимые в искусстве каноны, безусловно, имеют соответствующие эквиваленты в иных сферах духовной деятельности, однако не тождественны им. Живой процесс духовных поисков эпохи разворачивается в форме динамичного взаимного стимулирования разных областей культуры, охваченных стремлением найти решения актуальных смысложизненных проблем. Даже произведение большого масштаба, оказавшее сильное воздействие на интеллектуальные поиски современников, не оставляет после себя какой-либо точной меры и незыблемой нормы.
свободного
В этом отношении в истории не раз противопоставляли творчество Шекспира и Шиллера, отмечая, что персонажи Шиллера зачастую выступают рупорами идей автора и потому обладают не столь большим художественным потенциалом. В противовес этому в пьесах английского драматурга разворачивается такое богатство действительной жизни с переплетением множества ее оттенков, которое освобождает их (пьесы) от всякой назидательности, зрителю предстоит самому сделать вывод. Художественная ткань пьес
Шекспира не подводит ни к какому однозначному итогу; такого рода художественное воздействие и оказывается наиболее сильным.
Как отмечалось, синтаксис искусства — это не синтаксис чистой мысли. Художественные способы выражения эксплуатируют все виды тропа: метафоры, сравнения, символы, иносказания и т.п. Художественная целостность возникает из напряжения смысловой и композиционной энергии, сталкивающихся и пересекающихся образов. Музыкальные, словесные, живописные образы, взаимодействуя, упраздняют изначальный смысл друг друга. Именно эти свойства художественной реальности, сплошь и рядом сталкивающей и разводящей тему произведения и его идею, использующей любое жизненное содержание в целях достижения художественного совершенства, давали повод с большим сомнением судить о воспитательных возможностях искусства. «Разве у формы не два лика? — вопрошал Т. Манн. — Ведь она одновременно нравственна и безнравственна. Нравственна как результат и выражение самодисциплины, безнравственна же, более того, антинравственна, поскольку в силу самой ее природы в ней заключено моральное безразличие и она всеми способами стремится склонить моральное начало под свой гордый самодержавный скипетр» .
Философия мировых религий
... занёс в Коран. Коран - священная книга мусульман. Вторая священная книга - Сунна. философия мировой религия космополитизм Догматика ислама довольно проста. Мусульманин должен осознавать и верить, есть только ... возможным хорошим качествам. Если вдуматься, то по большому счёту нет разницы, во что верить, ведь если человек доверится любой из религий и будет делать всё так, ...
Художественная притягательность не может быть объяснена присутствием в произведении сколь угодно больших и глубоких идей. Много писалось об уникальном строении художественной формы, всякий раз выступающей источником властной магии, захватывающего чувственного воздействия произведения искусства. Вместе с тем, оценивая возможности художественного творчества, необходимо видеть ряд их существенных особенностей. Не случайно сложилось сочетание «литература и искусство». Если семья искусств (живопись, музыка, театр, скульптура) может быть понята (и понималась до XIX в.) как сфера «изящных искусств», то литература, помимо чисто эстетического воздействия, всегда расценивалась как творчество, обладающее особыми возможностями воплощения глубокого смысложизненного содержания. К произведениям литературы человек приобщается не только в надежде испытать чувство необыкновенного эмоционального подъема, но и желая обрести основы жизненной устойчивости. Восприятие и оценка претворенных в литературном произведении моделей поведения, способов решения конфликтов могут способствовать расширению границ индивидуального опыта, оттачиванию нравственных принципов. Человеку, попавшему в трудную житейскую ситуацию, вполне серьезно могут сказать: «Ты действовал так, будто не знаком с произведениями М. Е. Салтыкова-Щедрина или А. Н. Островского».
Тем не менее художественное содержание невозможно перевести сколько-нибудь полно на язык понятий. Диалог, связывающий общекультурное (жизненное) и художественное содержание, в значительной мере косвенный, подспудный, оставляет значительное пространство для невыразимых состояний, смыслов, являющихся не сразу и не путем «прямой речи». И. А. Бродский, в частности, считал, что человек, сумевший выработать у себя твердый художественный вкус, может быть не более счастливым, но более свободным: он владеет внутренним критерием, помогающим распознавать подлинное и неподлинное, истинную и ложную интонацию, что в конечном счете позволяет человеку сохранить и развить свою индивидуальность.
- Манн Т. Новеллы. Л., 1984. С. 103.
Духовная культура
Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.
Принципы морали:
Гуманизма
Патриотизма
Оптимизма
Толерантность
Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.
Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.
Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.
Мораль – должное, а нравственность — сущее
Философия религии Г. Гегеля
... ее, она есть синтез и раскрытие истин, содержащихся в искусстве и религии. Философия, по мнению Гегеля, делая предметом рассмотрения религию, не находится в раздвоении с последней, у них общее ... Дух свидетельствует о духе, и это свидетельство есть собственная внутренняя природа духа. Поэтому религия не является механическим привнесением, воздействием извне, он находится в самом человеке, его разуме, ...
Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.
Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.
Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.
Религиоведение
Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам
Национальные религии: Конфуцианство(Китай), Иудоизм(Полестина), Синтаизм.
Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
- МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве «неписаного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.
— РЕЛИГИЯ (благочестие, набожность, святыня) — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами) . Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религтя раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.
Философия и наука.
Сходства:
Научный характер философии проявляется в том, что она, как и другие науки, имеет свой предмет, специфический язык, методы познания. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами могут входить в содержание науки в качестве ее идеалов, норм, принципов и т.
Опираются на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.
Высоко ценят истину как нормативный и регулятивный идеал познания.
Наука всегда вычленяет ее предметный аспект, философия же в принципе не может абстрагироваться от этого человеческого или субъективного контекста познания. Философия- особая мировоззренческая наука, которая может иметь и личностный характер, в отличие от научного знания, которое объективно, безличностно с точки зрения полученного результата.
Наука отражает и воспроизводит мир таким, каким он существует в своей онтологической данности, философия не только отражает существующее, но и формирует представления о ценных для человека и общества формах природного, социального и духовного бытия.
Философия плюралистична, в ней, в отличие от конкретной науки, обычно существует множество идей, учений, систем, взглядов.
Философия религия атеизм
... таки отличается религия и атеизм. За основу своего реферата я взяла книгу Л.Н. Митрохина «Философия религии». В этой ... то - а особенно религию - что принижает человека. Во-вторых, «человек создал религию, а не религия человека». Религия есть самосознание человеческого ... образованием, отсутствием знаний о передовых достижениях естественных наук и техники. Совершенно иная ситуация в развивающихся ...
В то же время Философия, выполняя методологическую функцию, обобщает результаты конкретных наук, разрабатывая для них общие методы исследования.
Философия и искусство.
Сходства:
Одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира и образно-эмоциональной сферы сознания. Философия во многом близка искусству. Глубокими и оригинальными философскими идеями проникнуты многие художественные произведения писателей, композиторов, музыкантов. Ряд философов излагали свои идеи в виде диалогов(Платон), бесед и суждений (Конфуций), афоризмов (Шопенгауэр, Ницше), философских эссе и т. д.
Философские тракты, как и произведения искусства, многозначны и полисемантичны.
‒ Способом существования искусства является художественный образ и эстетическая эмоция. В отличие от искусства, философия- не образная и эмоциональная, а понятийная форма миропостижения.
‒ Философия-сфера мысли, предельно общих понятий, а искусство- мир чувственно- конкретного постижения общих свойств мира и человека.
Философия и религия.
Сходства:
Формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия в мире.
Религия содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией.
Философское мышление стремится доказать и обосновать в актах рефлексивно-теоретической деятельности.
В отличие от философии религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом.
Специфика религии по отношению к философии состоит в том, что она, являясь ярко выраженной формой духовно- практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальных поступкам человека, его нравственной жизненной позиции.
Традиционно философия как мировоззрение всегда взаимодействовала с религией. С одной стороны, понятие Бога во многих философских системах является центральным, с другой – философия и религия по методам познания и аргументации- существенно разные типы мировоззрения.
Философская рефлексия о Боге привела к возникновению: деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, и мир развивается по собственным законам); пантеизма (отождествления Бога и природы, мира; Бог имманентно присутствует во всем), а также атеизма(мировоззрения, в котором отрицается существования Бога, сверхъестественных сил).
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
- 5.Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
- 1. Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как особый вид знания: отличия философии от религии, науки и искусства.
- 2. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии и искусства.
- 52. Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции науки. Соотношение науки, религии и философии.
- Философия и основные формообразования культуры:наука, искусство, мораль, религия
- 6. Предмет и метод истории философии. Соотношение истории философии с историей других областей знания (мифологией, религией, искусством), с историей наук.
- ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ