Арт-терапия как метод специальной психологической коррекции

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым или ребенком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.

Понятие арт-терапия ввел в употребление художник А. Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (рисунок, скульптура) выражает его неосознаваемые психические процессы. Обращение к психоаналитической теории позволило зарубежным арт-терапевтам обосновать механизмы терапевтической экспрессии, а также роль отношений клиента со специалистом. М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что терапия искусством является наиболее подходящим методом коррекции для работы с несовершеннолетними. Основы

для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как В. Ловенфельд и Е. Кейн. Эти авторы рассматривают творческую деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики.

Отечественный опыт применения арт-терапии отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной. М.Ю. Алексеева рассматривает различные варианты использования арт-терапии педагогами. Она приводит включение элементов арт-терапии в конкретный урок в качестве развивающего средства обучения. Работы Л.Д. Лебедевой посвящены некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Она приводит широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования. А.В. Гришина предложила программу развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается в работах Е. А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой и Т.А. Добровольской. Они попытались обобщить опыт применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии

17 стр., 8303 слов

Курсовая работа креативность и творческие способности личности

... общего ответа, ибо творческие способности человека, как и интеллект, нельзя рассматривать изолированно от содержания деятельности, которая существенно изменяется с возрастом. [4] По Кону И.С., творческий потенциал личности не сводится к ...

Арт-терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества.

Основные цели арт-терапии:

  • выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем;
  • активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
  • повышение адаптивности и гибкости в постоянно меняющемся мире.

Рассмотрим существующие формы арт-терапии:

  • пассивная клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения;

Арт-терапия применяется:

  • при психологических травмах, потерях, посттравматическом стрессовом расстройстве, что является актуальным в послевоенное время;
  • кризисных состояниях;
  • внутри — и межличностных конфликтах;
  • при развитии целостности личности;
  • в работе с детьми и взрослыми с ОВЗ.

Спектр возможностей арт-терапии очень широк:

  • направлена на решение психологических проблем;
  • может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего пола, возраста, социального статуса;
  • помогает устанавливать отношения между людьми, т.к. с помощью искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других;
  • позволяет познавать себя и окружающий мир в творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты;
  • все это происходит на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового;
  • развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты, реализовать свой внутренний потенциал;
  • является хорошим способом социальной адаптации: наибольшее значение это имеет для лиц с ОВЗ, т.к. чаще всего они дезадаптированы;
  • в арт-терапии, в основном, используются средства невербального общения, это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Существует два основных подхода в арт-терапии:

1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала. Психолог стимулирует клиентов доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью других.

23 стр., 11242 слов

Совершенствование организации акушерско-гинекологической помощи

... определенной территории учреждении. 2 Особенности организации акушерско-гинекологической помощи Перед сетью учреждений, оказывающих стационарную акушерско-гинекологическую помощь, стоят следующие задачи: оказание стационарной квалифицированной медицинской помощи женщинам в период беременности, в ...

2. На первом месте терапевтические цели, творческие цели вторичны. Арт-терапия служит дополнением к другим терапевтическим методам. Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию. Психологом поощряются свободные ассоциации клиентов и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ.

Рассмотрим самые распространеннее виды арт-терапии:

  • Музыкотерапия
  • Библиотерапия
  • Драмотерапия
  • Игротерапия
  • Изотерапия
  • Маскотерапия
  • Коллаж
  • Песочная терапия
  • Цветотерапия
  • Сказкотерапия
  • Фототерапия
  • Глинотерапия

Разберем каждый вид подробнее.

Музыкотерапия, Библиотерапия –, Драмотерапия, Игротерапия, Изотерапия –

В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге., Монотипии., Техника раздувания краски., Маскотерапия

Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия, Цветотерапия, Сказкотерапия, Фототерапия –, Глинотерапия.

Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и , создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с людьми с ОВЗ. Арт-терапия— это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.

Список используемой литературы

70 стр., 34739 слов

Телесно-ориентированная терапия в работе с тревожностью

... методами телесно-ориентированной терапии. 2. Его можно уменьшить при проведении коррекционных работ на основе методов телесно-ориентированной терапии. В ... психического здоровья человека в стрессовых и социально дезадаптивных ситуациях. Практическая значимость – в возможности применения ... Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном ...

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/esse/osnovnyie-mehanizmyi-psihoterapevticheskogo-vozdeystviya-iskusstva/

  • Грабенко Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры: методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Т.Н.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. ‑ СПб. : Детство-пресс, 2004. ‑ 64 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Златоуст, 1998 355 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2000. 310 с.
  • Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / И.Ю. Левченко M.: Академия, 2001. 248 с.
  • Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. СПб. : Речь, 2007. – 168 с.