Значение психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях ФГОС

В нашем современном обществе с развитием компьютерных технологий, прогресса в различных сферах деятельности нужны продвинутые, активные, компетентные и прежде всего талантливые, одаренные люди. Талант у людей развивается с детства. Понятие одарённости детей дошкольного и школьного возраста вызывает всё больший интерес. Исследователями ведутся разработки новых методов работы с одарёнными детьми. И это означает, что таких детей становится больше. Как же выявить и способствовать развитию одаренности у детей? И есть ли причины, влияющие на ее угасание? Что же делать нам, взрослым, если увидели в ребенке талант к какому-либо виду деятельности, но он не раскрыт, и как же это может повлиять на будущее ребенка? Многие из этих вопросов интересуют ученых всего мира.

Прежде всего, задатки талантливого ребенка «обнаруживают» сами родители. И главное – не упустить этот момент, последовательно и настойчиво развивать увиденные в ребенке способности. Конечно, для начала надо создать необходимые условия, чтобы у ребенка возник интерес к той деятельности, какую в нем необходимо развивать. В дошкольном возрасте это выявляется в игровой деятельности; в школьном – в учебной деятельности и дополнительном образовании (кружки, секции, выступления, олимпиады, конкурсы и т. д.).

Но бывают случаи, когда взрослые не замечают предрасположенность ребенка к какому-либо занятию или у них (как это существует в нашем современном обществе) нет свободного времени заниматься с ребенком и все это со временем угасает.

Когда ребенок идет в школу в первый класс для него важным человеком в раскрытии и развитии способностей является первый учитель. Поэтому при поступлении в школу необходимо задуматься родителям, в какую школу они отправят ребенка, и к какому учителю. Учитель, любящий свою профессию, своих учеников и нацеленный на повышение результатов своей работы в освоении и расширении учениками знаний должен найти индивидуальный подход для того, чтобы выявить способности, или наоборот, отставание в развитии. Поэтому я считаю, что эта тема очень актуальна и с каждым годом все более интересна.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одной из важнейших задач педагога. Первый учитель обязательно должен знать, как правильно направить ребенка в нужное «русло» для того, чтобы он вырос индивидуальной личностью, которой будут гордиться родители, ведь это очень важно для будущего ребенка. В начальной школе большая часть детей представляет собой одаренную личность. Это связано с тем, что дети имеют больше интеллектуальных способностей, чем взрослый, они восприимчивы к обучению и могут проявлять себя в любом творческом деле.

13 стр., 6029 слов

Морально-волевая подготовка детей к школе

... -волевой подготовки детей к обучению в школе 1.1 Понятие морально-волевой подготовки детей к обучению в школе Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к ... учитель, школьный режим, программа. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых ...

выбрать форму обучения с детьми, уже зная их склонности.

Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. Обязательным условием для развития из задатков способностей, является условие, при котором деятельность обеспечивается положительными эмоциями (радость, удовлетворение от работы).

В. А. Сухомлинский говорил, что «одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод». И, конечно, одаренные дети, как растения, которые необходимо посадить, ухаживать и внимательно следить за их развитием и ростом, чтобы в дальнейшем развить и получить результат всей деятельности ребенка. Для того чтобы внутренний потенциал одаренного ребенка был раскрыт максимально, нужно вести ежедневную, последовательную, индивидуальную работу на всех уровнях.И в результате, при создании определенных условий, форм и методов выявляются дети с определенными способностями, любознательные, отличающиеся от остальных повышенным вниманием, развитием логического мышления. Очень важно при работе с детьми создавать ситуацию познавательного затруднения, в которой самостоятельно дети должны справиться с несколькими мыслительными операциями. Следует ребенка вводить в ситуацию, в которой он будет чувствовать себя исследователем, первооткрывателем, эмоционально вовлечен в рассматриваемую ситуацию, и он всецело будет погружаться в дело. Роль педагога заключена в терпимости к критике и понимании каждого ребенка как личности, т. к. одаренные дети очень чувствительны к самооценке и оценке их деятельности окружающими.

,

В заключение можно сказать, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и постоянный процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует педагогической гибкости, умения искать инновационные варианты работы. В настоящее время созрела необходимость совершенствования методической системы работы с одаренными детьми.