Особенности мифологического мировоззрения
Для того, чтобы разобраться с особенностями мифологического мировоззрения, необходимо сначала дать определение основных понятий. Итак, миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Сначала к слову «миф» близким по смыслу было слово «логос». Но постепенно оно приобрело значение аналитического подхода, рационализированного, осознанного понятия и даже закона, в то время как «миф» отсылало к более расплывчатому полю смыслов, насыщенному интуитивным, иррациональным и мистическим содержанием.
Мировоззрение (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Мифологическое же мировоззрение — это видение и понимание мира как основанного на мистических, иррациональных явлениях.
Вундт считал важнейшими механизмами мифологического мышления и поведения «аффекты страха и надежды, желания и страсти, любви и ненависти», а значит, «всякое мифотворчество происходит из аффекта и из вытекающих из него волевых действий». Однако его ошибкой явилось чрезмерное сближение мифологии и религии, т.к. объектом исследований Вундта были поздние этапы развития мифологического сознания и собственно религиозная мифология.
Мировоззрение также выступает как способ практического духовного освоения мира. Среди таких способов мы видим мифологию, религию, философию, науку. Миф является первичным способом освоения мира, появившимся ещё в первобытных обществах, затем ярко выраженный в период античности и использующийся как основа произведений культуры и искусства по сей день. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития первобытнообщинного строя и доклассового общества.
По мнению В.М. Пивоева, распространенной ошибкой многих исследователей мифа является представление о том, что «первобытный человек верит в миф как в реальность». Это не совсем правильно, говорит он, поскольку феномен веры возникает только на этапе разложения архаического мифологического сознания, когда накопившийся практический опыт освоения окружающего мира получает рационально-понятийную интерпретацию и все более противоречит мифологическому тождеству субъекта и объекта, происходит кризис мифологических ценностей, возникают сомнения в непротиворечивости мифологической ценностной картины мира. А до того мифологическое сознание имеет характер инстинктивного, некритического отношения к достоверности отражения мира в сознании человека. То есть, веры как таковой тут ещё нет.
Картины мира: философская, религиозная и научная
... постановки и решения касающихся его философских проблем. В отечественной философии, начиная со второй половины XX века, одной из сторон выяснения сущности научной картины мира являлись работы о соотношении научной картины мира, мировоззрения и отдельных ...
Другая ошибка связана с отождествлением терминов «миф» и «обман». Действительно, в разговорной речи, обыденном сознании часто не различают значений этих двух слов. У К. Леви-Строса под мифом понимается иллюзорное представление о мире, принимаемое кем-то за истину. Но тогда мифом можно назвать любую ложь, в которую кто-то верит. Древний же миф — это не обман, а групповая (общинная) эмоционально-ценностная картина мира, в ее основе лежит идея общего блага. В основе обмана (лжи) — корысть, эгоизм индивида или социальной группы. Миф и обман сближаются, когда миф конструируется сознательно для успокоения страстей масс.
Миф сам по себе, будучи сложным явлением, не может быть адекватно зафиксирован в какой-либо из знаковых систем. Миф, выраженный в слове, уже не совсем миф. Подлинный миф — это субъективная реальность мифологического сознания. Адекватное представление о мифе (точнее, приближение к нему) даст лишь совокупность знаковых систем. Иначе сам миф, как живое эмоциональное явление, ускользает из рук исследователя. Поэтому нужно различать миф сам по себе как субъективное явление, существующее в сознании древнего человека, и миф, выраженный в одной из знаковых систем. Говоря о первом, употребляется термин «мифологическое сознание или мировоззрение».
Миф — это явление иррациональное. Под рациональным понимают, во-первых, однозначную причинную обусловленность; во-вторых, осознанность, подотчетность разуму, рассудку. Рациональное — это, прежде всего, логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное знание предмета, дискурсивные мысли о котором выражены строго в понятиях. Соответственно, иррациональное обозначает: отсутствие однозначной причинной обусловленности или ее невыявленность, а также принципиальная или временная неподконтрольность сознанию, рассудку.
Именно иррациональность была основным элементом знаний о мире в первобытных обществах. Появление мифологических сюжетов и собственно мифологии как системы мифов, связаны с процессом объединения родовых общин в племена и народности, при котором происходит взаимодействие духовных ценностей. Тотемы родов превращаются в богов-первопредков, героев-демиургов. Остатки такого отождествления можно обнаружить у Гомера, в карельском эпосе и скандинавских сагах. Правда, здесь же начинается расслоение на высшую и низшую мифологию, на племенных и домашних богов, последние вырождаются в суеверия.
Мифологическое знание сводится на начальном этапе к знанию имен или происхождения вещей. Я.Э. Голосовкер называет его «энигматическим», возникшим на основе воображения и фантазии, комбинирующей мифологические образы из элементов предшествующего опыта. В мифологическом сознании особенное значение имеют топографическое и хронографическое знания, их, в первую очередь, выделяет эмоциональная рефлексия, а затем уже причинное и телеологическое знания. Мифологическое знание родовой общины — это преимущественно знание, полученное в результате эмоционального осмысления эмпирического опыта, когда процесс его теоретического осмысления еще не начался, или только начался. Можно говорить лишь о самых первых шагах интуитивного обобщения, осмысления на первых ступенях чувственно-эмоциональной абстракции.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
... на здоровье человека. Литература [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/ohrana-zdorovya-detey/ Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских ... радиационные поражения и поражения ОВ. Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. Издательство ... практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие - 3-е изд. переработанное и ...
Л.С. Выготский выделял в процессе становления понятийного мышления этапы синкретического и комплексного мышления. Для синкретического этапа характерна неспособность вычленить специфические признаки предметов, их смешение, попытки путем проб и ошибок пользоваться словами для определения окружающих человека предметов. На втором этапе предметы группируются в комплексы по случайным внешним признакам. Существенный момент в поиске различия между мышлением первобытного и современного человека заключается в навыке абстрактно-логического мышления и степени осознанности логических операций. Древний человек совершал операции осмысления явлений внешнего мира большей частью интуитивно, нуждался в конкретно-наглядной опоре, в определенных предметах, являющихся носителями обобщенных, абстрактных значений. Процесс взаимодействия человека с природой в тот период носил относительно непосредственный характер. Цепь опосредований нарастает постепенно. Если у животного — непосредственное потребление с одним-двумя звеньями опосредования, то у человека потребление опосредуется проектом-замыслом, основанным на социальном опыте и навыках создания орудий труда, наконец, социальной организацией совместных действий по добыче предметов потребления, а позднее — по разделению труда, обмену и распределению произведенных продуктов. Опосредование — это культура способов деятельности, надстраивающаяся над непосредственным потреблением в виде иерархии звеньев опосредования способов удовлетворения потребностей.
Необходимо также сказать о символическом опосредовании деятельности первобытного человека и мифологического мировоззрения. Особенностью мифологического мышления является то, что эмоциональные обобщения, появляющиеся в результате эмоциональной рефлексии, осознаются в конкретной, предметно-символической форме. Таким общим символом социальной общности является, к примеру, тотем. Символизация — это установление ассоциативной связи между предметами или явлениями, осознание и переживание этой связи. Однако при этом необходимы оговорки и уточнения, без которых применение термина «символ» для характеристики мифологического сознания встречает серьезные возражения. Так, В. Вундт писал: «Миф и символ не тождественны, но они — образования, стоящие на противоположных концах религиозного развития: миф — в начале, символ — в конце. Между ними располагаются, разумеется, разные промежуточные образования, в которых представление может быть одновременно и действительностью и символом.
Первобытные люди жили в общинах и племенах, ведь так было легче добывать себе пищу, защищаться от животных да и вообще выполнять любую работу. Естественно, не было индивидуализма, отделения от своей общины, формировалось коллективное сознание и мировоззрение. Формировалась и коллективная самооценка, сложившаяся в родовой общине на основе эмоционального осмысления опыта практического освоения и присвоения мира, и в рамках собственно освоения как воображаемого познавательно-ценностного самоутверждения древней родовой общины. С этого и начинается мифологическое сознание. Зародыш мифа заключается в обобщенных эмоциональных представлениях о целостном освоенном мире (в отличие от находящегося за его пределами чужого мира).
Эстетическое отношение человека к миру
... эстетического отношения человека к миру. Задачи: 1) Рассмотрение сущности эстетики, ее взаимосвязи с философией; 2) Характеристика эстетики как науки; 3) Перечислить особенности эстетического сознания. ... в мифологическом сознании ... Связи формируются при помощи олицетворения и антропоморфизации. Человек и род мы видим в натуроморфном виде – зооморфизм, фитоморфизм и пр. Но на данном этапе мышление ...
Мифологическая интерпретация характерна именно для коллективных форм деятельности, индивидуальные действия получали ее редко, лишь в том случае, если осмысливались в отношении к коллективу. Индивидуального мифа в древнем обществе не могло возникнуть, его общественный характер проявлялся в абсолютном авторитете общего опыта по сравнению с индивидуальным. Община и территория обитания, освоенная ею, отражается в мифологическом сознании как «этот» мир или просто мир (космос), «правый» мир — в противовес «иному», «левому», потустороннему миру. В фольклорном сознании это часто подземный мир или иноземное тридесятое государство. Чужой мир начинался за границами освоенной территории.
Большое значение для социальной регуляции жизни архаического общества имели интердиктивные (запретительные) нормы отношений, различные табу. Они опутывали поведение древнего человека множеством ограничений. Социально-регулятивную функцию выполняли эмоции, коллективные эмоциональные переживания, для организации которых возник обряд.
Многократно повторяемые некоторые устойчивые социальные отношения, получив отражение в сознании человека, приобретали аксиоматический характер. То есть, они не требовали доказательств, не требовали веры в религиозном смысле этого слова, они существовали априорно. К.-Г. Юнг назвал их архетипами. С.С. Аверинцев определяет понятие архетипа у Юнга как «первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, в снах и бредовых фантазиях». Архетипы не являются образами, это лишь «схемы образов, их психологические предпосылки, их возможности». Архетип — всего только форма, наполняющаяся содержанием в сознании. Юнговский архетип можно соотнести с понятием мифологемы (сюжетно-мотивационной единицы мифа), появляющейся в мифологическом сознании в результате эмоциональной рефлексии, оценочного осмысления устойчивых условных рефлексов и возникающих типичных социальных отношений. Механизм эмоциональной рефлексии по поводу социальных отношений можно считать одним из важнейших элементов мифологического сознания.
В рамках мифологического сознания мыслью можно считать ценностное суждение, заключение о ценности предмета или явления, хотя бы они совершались без оформления в вербальные знаки. Мышление образами, по словам Голосовкера, есть мышление смыслами и значениями. Таким образом, можно считать, что мифологическое сознание — порождение «правополушарного» человека. По мере развития вербальной речи и общения на основе звукового языка доминантность перешла к левому полушарию головного мозга, которое опередило правое в своем развитии, что повлекло за собой перестройку сознания и его более интенсивное развитие. Рациональное стало преобладать в сознании, иррациональное было подчинено и в значительной степени вытеснено в подсознание, что хорошо показал З. Фрейд.
Миф и его место в первобытной культуре
... человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Основные характеристики мифологического сознания, отражающие суть первобытной культуры Первобытную культуру лучше рассматривать через характеристику сознания первобытного человека, ... роли слиты с самою сущностью человека. Представление о предмете (каким бы фантастическим ...
Мифологическое сознание не допускает критической рефлексии, а лишь рефлексию положительную (по типу самовосхваления).
Тем самым оно обречено на застой, доминирование традиционности. Запрещение критической рефлексии вполне закономерно, что носит название «когнитивной рационализации» применительно к индивидуальному сознанию. По отношению к мифологическому сознанию использование его не вполне корректно, хотя закономерность имеет здесь аналогичный характер. Это объясняется тем, что критический анализ — дело левого полушария, которое еще не развито.
Основываясь на всём вышесказанном, можно выделить несколько основных характеристик мифологического мировоззрения.
антропоморфизм
отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью
универсальном типе родственной связи
Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм.
Тотемизм был мировоззрением рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме — животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее. Происхождение тотемизма можно объяснить по теории Выготского о комплексном мышлении, или мышлении комплексами. Какие-то черты сходства у себя и какого-то животного (или растения) становились толчком для возникновения комплекса. Но необходима еще потребность самосознания и самоидентификации через внешний объект. Позднее это осмысливается как происхождение от этого тотема-первопредка.
Когда это происходит, на смену мировоззрению рода — тотемизму — приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы.
Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи. Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма — анимизм .
Мифология и философия
... картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., ...
Таким образом, мифология — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей, табуированность. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире. Древний человек совершал операции осмысления явлений внешнего мира большей частью интуитивно, нуждался в конкретно-наглядной опоре, в определенных предметах, являющихся носителями обобщенных, абстрактных значений. Процесс взаимодействия человека с природой в тот период носил относительно непосредственный характер. Зародыш мифа заключается в обобщенных эмоциональных представлениях о целостном освоенном мире (в отличие от находящегося за его пределами чужого мира).
Характерным для мифологического мировоззрения является как раз разделение на свой мир и чужой мир, традиционность, единение с природой и наделение её иррациональной сверхъестественной силой, что выразилось в анимизме, тотемизме и т.д.
Итальянский философ Д. Вико остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, человек соотносил свой личный опыт с опытом коллектива. Мифы в условиях своей бесписьменной эпохи были своеобразной «живой памятью», сохранявшей всю совокупность знаний, умений, опыта, накопленных поколениями людей. Утратив свое господствующее положение, мифология продолжала играть особую роль в более поздние периоды в жизни общества, сохранившись в наибольшей степени в сфере художественного освоения действительности. Большое влияние оказали мифологические представления на развитие различных областей культуры — литературу, изобразительное, хореографическое искусство и др. Поэтому без знания мифологии невозможно как следует понимать живопись, поэзию, музыку. Мифология служит также одним из источников изучения истории. Неслучайно она продолжает привлекать к себе внимание ученых во всем мире.
мифологический мировоззрение мышление рефлексия