В семье у ребенка формируются личностные качества, в семье он приобретает те черты характера, которые будут сопровождать всю его жизнь. Связи с этим изучение принципов и методов семейного воспитания являются актуальными во все времена.
Цель исследования заключается в исследование принципов и методов семейного воспитания, ее основных психологических аспектов; определить роль каждого родителя в процессе воспитания, а также их роль в формирование личности ребенка.
На пути достижения поставленных целей перед исследованием ставятся следующие задачи:
- Проанализировать виды принципов и методов семейного воспитания ребенка;
- Дать общую характеристику принципам и методам семейного воспитания через призму психологии;
- Изучить максимальное количество трудов касающихся учение о семье, её типах и функциях;
- Ознакомится с методами семейного воспитания;
- Подготовить практическое предложения, на основе изученных материалов, которое можно будет использовать в дальнейшем совершенствование системы семейного воспитания.
В ходе эмпирического исследования были проверены следующие гипотезы: принципы и методы семейного воспитания оказывают влияние на формирование акцентуаций характера ребенка по-разному в зависимости от окружающей среды.
Методы исследования. В ходе написания курсовой работы были использованы методы исторического подхода к изучению семейного воспитания; а также исследования базировалась на методах наблюдение, анкетирование и беседы.
Выборка исследования – выборке участвовали 6 человек в частности 2 семьи, проживающие в городе.
Степень изученности проблемы. Изучение проблемы семейного воспитания всегда были актуальны, и в нашей стране её изучают широкого круга исследователей. Вопросами семейного воспитания занимаются ученые разных дисциплин – педагогики, социологии, юриспруденции, ювенологии а также этнологи и психологи. Среди выдающихся исследователей психологов занимающихся данной темы можно отметить — В.А. Аверин[1], А. Адлер[2], Т. Бауэр[3].
, К Виникот[4], В.А. Ковалев[5], К. Роджерс[6], Б. Уайт[7], Б.Д. Эльконин[8], Э. Эрикссон[9].
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, а также заключение и списка использованной литературы.
Стили, принципы и методы семейного воспитания в свете зарубежных и отечественных источников
Семейное воспитание представляет собой многогранную систему, которая основана на многие факторы не только на традиции и национальные устои. С психологической точки зрения на данную систему в первую очередь влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т. д.
Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье
... незаменимым средством воспитания в семье. Цель реферата – определить задачи и содержание музыкального воспитания в семье. Задачи: Подобрать и изучить литературу по данной теме. Рассмотреть содержание музыкального воспитания детей в семье. Определить условия для музыкального развития ребенка в семье. Выделить задачи, формы и методы музыкального воспитания в семье. Актуальность ...
Все это органично переплетается и по-разному проявляется в каждом конкретном случае. Таким образом, семейное воспитание можно охарактеризовать как систему воспитания и образования, складывающуюся в условиях конкретной семьи.
Проблемами семейного воспитания как уже выше отмечалось, интересовались многие ученые, например один из передовых философов отечественной науки И.А.Ильин даёт следующую трактовку понятию семейного воспитания — «взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями таинственной связью кровной любви».
Также И.А.Ильин считал основной задачей семейного воспитания это необходимость — «заложить основы духовного характера ребенка и довести его до способности самовоспитания». Философ полагал при симбиозе этих двух основ из ребенка может вырасти счастливый человек, который будет работать во благо общественного благополучия. Анализирую данный труд И.А.Ильина можно сделать вывод, что он под семейным воспитанием ребенка подразумевал – любовь и уважение родителей друг к другу, наличия понятие «МЫ» в семье, духовно-нравственный уровень родителей, признание супругами семьи и детей подлинными жизненными ценностями, сохранение единства в жизни семьи. И.А.Ильин жил и работал в середине прошлого столетия, но его труд и заключенный в нем смысл до сих пор остаётся актуальным в современном мире.
Чтобы разобраться в сущности стилей, принципов и методов семейного воспитания нужно более тщательно изучить труды как отечественных, так и зарубежных ученых — психологов.
Д.М. Болдуин американский психолог на основе существующих в США критериев семейного воспитания выделил два стиля семейного воспитания:
- Демократический стиль — когда ребенок привлекается в решение семейных проблем, когда родители дают свободу ребенку во многих вопросах, а также данный стиль проявляется высоком вербальном общений родителей с детьми;
- Контролирующий стиль — данный стиль предполагает жесткий контроль над поведением детей, когда изначально ребенку разъясняются понятие чего можно делать чего нельзя. Этот стиль предполагает отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Один из ярчайших представителей отечественной психологии А.В.Петровский в своей статье «Пять тактик семейного воспитания» особо отметил что – «Психологическая атмосфера в семье — главный фактор семейного воспитания[13]». Так же в данной статье стили семейного воспитания разделены на пять тактических модулей:
Особенности воспитания единственного ребенка в семье
... в семейном воспитании, учитывая возрастные особенности, изменить положение ребенка в семье (от пассивного к активному участию в жизни семьи) и непременно способы воздействия на него [32, c. 47]. Организация совместных с родителями ...
- Родительский диктат;
- Чрезмерная опека;
- Конфронтация, семейные войны;
- Невмешательство — путь формирования индивидуалиста;
- Сотрудничество — оптимальный вид семейного воспитания.
А.В.Петровский к важнейшим принципам современного семейного воспитания относил в первую очередь: целенаправленность, научность, гуманизм, уважения к личности ребенка, планомерность, последовательность, непрерывность, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.
Значительный интерес представляет собой работа А.С.Макаренко – «Книга для родителей» В данной работе говорится о том, что семейное воспитание и школьное воспитание должны дополнять друг друга. И воспитание ребенка в семье представляет собой придаток-продолжение школьного воспитания.
Но анализ реальной жизни и семейного воспитания показывает, что личный пример родителей, образ жизни семьи, взаимоотношения в ней старших и младших поколений имеют глубокое качественное своеобразие, которое не может быть заменено никакой школой и другими институтами общественного воспитания даже при самом высоком уровне педагогического мастерства. Жизнь нам доказывает и показывает, что дети оставленные родителями не всегда справляются с жизненными проблемами и это травма и недостаток любви и внимания перерастает в серьезные жизненные проблемы.
Упомянув А.С. Макаренко как мне кажется нужно, и отметить и труды выдающегося педагога XX века — В.А.Сухомлинского (1918-1970).
Он является одним из талантливейших практиков – теоретиков педагогической дисциплины в целом. Сухомлинский особо уделял внимание – гражданственности, воспитание у подрастающего поколения чувства любви уважении к родине. Сухомлинский вводит новые понятия – «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса» [17] . Кроме методики и рекомендации преподавателям Сухомлинский призывает родителей плотнее заниматься воспитание ребенка в семье и в первую очередь призывает изучать внутренний мир ребенка, узнавать, что ребенок хочет, о чем думает, чем живет. Чем глубже будут познания, тем легче будет найти и удержать контакт между ребенком и родителям. Ребенок – это человек со своими интересами, переживаниями, эмоциями. Дети все разные, у каждого свой характер. Необходимо быть для каждого ребенка не только родителям, но еще и другом, тогда ребенок будет больше привязан к семье и сможет пережить многие трудности которые будут встречаться на его пути.
О важности любви семейного воспитания и внимание так же пишет Грейс Крайг в своей нашумевшей книге «Психология развития». В данной книге говорится о том что сразу же после рождения между ребенком и матерью с отцом (если тот присутствовал при родах) начинается процесс бондинга [19] . И если укрепить с помощью любви и внимания в семье данный метод напрямую влияет на стиль жизни ребенка, и повзрослев, он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности является залогом успеха формирование в будущем успешной личности.
Принцип согласованности в воспитании освещены в трудах Т.А. Куликовой. Она считает для развития интеллекта ребенка его должны окружать два типа мышления это – мужской и женский. Только в этом случаи увидев на примере своих родителей оба вида мышления и поведения может выработать свое мировоззрения. Таким образом по Т.А.Куликовой если ребенок воспитывается матерью одиночкой в неполной семье, в этом случай у ребенка развивается и быстрее формируется языковые способности. При этом у ребенка могут возникнуть проблемы с точными науками. Но я считаю, данный фактор не особо влияет на интеллект ребенка, так как если мать сама склонна точным или же естественным наукам на основе генетика и окружающих факторов у ребенка может развиваться интерес к этим дисциплинам. Становление и развитие мировоззрения ребенка представляет собой сложный функционный механизм, который требует отдельного исследования.
Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье
... общественном состоянии. Объект исследования: социальные проблемы детей-сирот в приемной семье. Предмет исследования: социальные условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот. Цель работы: рассмотреть проблемы социальной адаптации детейсирот в приемной семье. Задачи работы: рассмотреть понятие сиротства; определить ...
Таким образом, можно говорить о том, что отец и мать играют большую роль в развитии и воспитании детей, они берегут их жизнь, любят их, и тем самым являются источником для их становления. Изучая труды не только области психологии, но и также работы представителей таких сфер как педагогика, философия мы можем сделать вывод что принципы и методы семейного воспитания в целом толкуются и определяются, одинакова через какую бы призму мы не смотрели.
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, основывается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
На основе полученных сведений можно суммировать в практические рекомендации и свести их к принципам семейного воспитания. По своей сути принципы семейного воспитания представляют собой практические рекомендации. Они позволяют родителям грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности не нанося психологические травмы ребенку. Систему принципов семейного воспитания можно выстроит следующим образом:
- Детей необходимо, воспитывать в атмосфере любви взаимоуважение и доброжелательности;
- Родители должны понимать, что ребенок уже личность и его сущность нельзя подавлять, и должны принимать его таким какой он есть;
- Воспитательный процесс должен основываться на последовательности, строиться с учетов возраста ребенка, и других индивидуальных особенностях;
- В основу семейного воспитания должно быть положено уважения к личности, высокая требовательность в духовно-нравственном плане;
- Не следует забывать, что для ребенка личность родителей для ребенка это идеальная модель для подражания;
- Семейное воспитание должно строиться на развитие положительных качеств ребенка;
- Деятельность, которая ведется в семье должно быть ориентирована на возрасте ребенка, и оно должны преподноситься на основе его возраста;
- Родители должны дать ребенка чувства защищенности и стабильности.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.
Семейное воспитание и его особенности (2)
... следствие, наблюдаются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм ... ” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). ... новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых ...