По работе З. Фрейда — Бессознательное (1915 г.)

Эссе

По работе З. Фрейда - Бессознательное (1915 г.) 1

Прежде, чем размышлять о ключевых вопросах и идеях, изложенных Фрейдом в работе «Бессознательное», мне хочется обратить внимание на время, в которое был написан и опубликован данный метапсихологический текст, а также на предпосылки его создания.

Я не ставлю своей задачей в данном эссе в полной мере проследить историю становления метапсихологии в работах , однако, считаю необходимым указать на некоторые ключевые периоды, предшествующие написанию работы «Бессознательное» как некоторой кульминации многолетнего вопрошания и поиска автором психоанализа стройных идей и представлений о природе и особенностях протекания психических процессов.

Еще с 1894 г. начинает работу над «Проектом одной психологии», который так и не был опубликован при жизни автора. Фрейд частями пересылает его своему другу и врачу-отоларингологу В. Флиссу. В 1896 г., так же в переписке с Флиссом, он неоднократно затрагивает тему «метапсихологических проблем», говоря о том, что ни медицина, ни философия, к которой он стремился в юношеские годы, − не могут дать полной картины понимания природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов.

В 1900 г. в своей работе «Толкование Сновидений» он впервые знакомит читателя с моделью психического аппарата (первая топика).

Сам термин «метапсихология» вводится Фрейдом в тексте «Психопатология обыденной жизни» уже в 1901 г.

На протяжении последующих более десяти лет в работах З. Фрейда не встречался термин «метапсихология».

Однако в 1915 г. Фрейд начинает интенсивную работу по обобщению своих психоаналитических наработок и идей, и предпринимает попытку создания общей теории невротической и нормальной психической деятельности человека. Фрейд собирается написать книгу под названием «Введение в метапсихологию» или «Вводные эссе по метапсихологии».

Итак, в относительно короткий срок (1915 – 1917 гг.) Фрейд публикует несколько важнейших теоретических сочинений, а именно: «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» и «Печаль и меланхолия». Позже он пишет еще семь материалов к задуманной книге, но они не будут опубликованы, а их рукописи не дойдут до наших дней.

Если рассматривать эти, по крайней мере, пять опубликованных метапсихологических текстов, дошедших до читателя,­ − хочется сделать смелое предположение, что именно работа «Бессознательное» является важнейшим пунктом на пути эволюции психоаналитической мысли того времени и всей истории становления психоаналитической теории в целом.

6 стр., 2587 слов

Философия бессознательного Фрейда и Юнга

... реферата является анализ социальной философии фрейдизма и неофрейдизма. Задачи: 1. Провести отбор литературы по данной тематике. 2. Рассмотреть концепцию бессознательного Зигмунда Фрейда и структуры личности. 3. Проанализировать концепцию архетипа Карла Густава Юнга, ... - оборотня". Ели бы не это свойство бессознательного психического проявляться в виде символических образов сознания, давно уже ...

Сегодня, даже у человека, не вовлеченного в психоаналитический дискурс, со словом «психоанализ» рождается примерно следующий ассоциативный ряд: – Фрейд – Бессознательное.

Действительно, гипотеза Фрейда о наличии бессознательных психических процессов является основополагающей и фундаментальной для психоаналитической теории.

Безусловно, размышлениями о бессознательном были пронизаны все теоретические искания Фрейда и до 1915 года, однако именно в тексте «Бессознательное» он создает наиболее полную картину о бессознательных процессах в разных аспектах (топика, динамика, экономика), или, как минимум, очерчивает ряд важнейших вопросов, ответы на которые значительно продвинут вперед все психоаналитическое движение того времени.

Невозможно не заметить, как много в этом тексте вопрошает сам Фрейд! Перед нами работа автора-первопроходца, не строго утверждающего, но осторожно увлекающего читателя за ходом своих собственных поисков и размышлений. Фрейд как бы заведомо работает с потенциальным критическим возражением разного толка, что, на мой взгляд, и позволяет ему сделать свои обоснования цельными.

Уже в коротком вступлении Фрейд обращает внимание читателя на соотношение бессознательного и вытесненного, напоминая о том, что вытесненное представление не уничтожается, а лишь не допускается до сознания и уже из инстанции бессознательного продолжает оказывать воздействия, порой, достигающие сознания субъекта. Итак, «…вытесненное составляет часть бессознательного», однако «…вытесненное не покрывает собою всего бессознательного».

Далее возникает закономерный вопрос: если вытесненное не составляет всего бессознательного, — из чего же еще оно состоит, и каким образом это познать? И на данный вопрос Фрейд как, к тому времени, уже много лет практикующий, небезосновательно заявляет нам, что как раз психоаналитическая работа и дает убедиться в том, что перевод вытесненного в форму, доступную сознанию, вполне возможен через преодоления сопротивлений, «…которые в свое время превратили бессознательное в вытесненное, удалив его из сознания».

Очевидно, что данный вопрос является ключевым для всего текста, и всё последующее повествование и рассуждения автора призваны ответить на него наиболее ёмко.

Отвечая на вопрос о закономерности оперирования понятием «бессознательное», автор приводит в пример уже известные читателю того времени ошибочные действия или сновидения «здоровых» и симптомы или навязчивые действия у «больных» людей. Автор акцентирует внимание на том, что «… наш личный ежедневный опыт знакомит нас с мыслями, которые приходят нам в голову, но происхождение которых нам неизвестно, и с результатами мыслительной деятельности, о разработке которой мы ничего не знаем».

В повседневной жизни мы сталкиваемся с забыванием имен или названий, неожиданным для себя образом реагируем на то или иное событие или человека. Порой мы обнаруживаем в сознании мысль, которую сложно определить как свою собственную, которая кажется чуждой. Так, мы уже в сознании наблюдаем некую прерывистость психических актов, − что-то, что мы не в силах развернуто и всецело объяснить. А потому, необходимо допустить, что кроме сознания есть и иная инстанция, и в рамках этого допущения − ввести понятие «бессознательное».

8 стр., 3929 слов

Сознание и бессознательное в психике

... работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение. I. Сознание, ... Обратимся к структуре сознания. Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура ... сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов. С. Л. Рубинштейн в своей книге “Бытие и сознание” пишет, что “сознание, ...

Еще одним доказательством наличия бессознательных психических актов является факт того, что сознание охватывает «…только очень небольшое содержание, благодаря чему большая часть того, что мы называем сознательным знанием, и без того должна продолжительное время находиться в состоянии латентности, следовательно, психической бессознательности». Латентные процессы не только сокрыты от сознания, но и могут находиться вне всякой зависимости друг от друга. Так, латентные воспоминания, будучи частично или полностью обнаруженными в сознании, порой кажутся нам чуждыми, как говорит Фрейд, «лишенными сознания» .

Рассуждая о многозначности бессознательного, Фрейд пишет: «…Мы установим тот важный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его». На мой взгляд, данным заявлением автор сообщает читателю о неоднозначности оперирования понятием «бессознательный» в отношении психического акта. Из дальнейших пояснений автора мы выносим, что бессознательность может рассматриваться как признак, однако так же указывает на место, в котором психический акт существует.

То есть, все психические акты априори бессознательные. Часть из них – латентные, то есть «временно бессознательные», в этом смысле они ничем качественно не отличны от сознательных, однако пока они не пребывают в сознании, мы по праву именуем их бессознательными. Есть и те, что не допущены цензурой до сознания, то есть вытеснены – в данном случае, эти психические акты разительно отличны от сознательных.

Таким образом, автор сообщает нам, что помимо динамического аспекта важно учитывать и психическую топику, то есть рассматривать психические акты в их отношении к системам психики.

Топическая модель психики (первая топика) разрабатывалась Фрейдом еще с 1896 года. Уже в 7 главе «Толкования сновидений» (1900 г.) автор психоанализа предлагает читателю различать три области (системы) психического аппарата: Сознание (Сз) – Предсознание (Псз) – Бессознательное (Бсз).

В работе «Бессознательное» Фрейд определяет сознательность как «исходный пункт» всех исследований. То есть психический акт характеризуется с точки зрения того, достиг ли он системы Сз или был исключен из нее и перешел в разряд вытесненных.

Автор акцентирует внимание читателя на наличии двух фаз, которые проходит психический акт, продвигаясь от системы Бсз к системе ПСз, и далее – к Сз, преодолевая на своем пути две ступени цензуры.

Одним из важнейших вопросов, поднятых Фрейдом в данном тексте в связи с рассуждением о топических системах, на мой взгляд, является вопрос о том, что же происходит с психическим актом при переходе из системы Бсз в систему Сз (Псз), а именно происходит ли «…новая фиксация, как бы вторичная запись означенного представления, которая, следовательно, может иметь место в новой психической локальности, и первоначальная бессознательная запись сохраняется наряду с этой новой?» Как мы узнаем позже, окончательный ответ на этот вопрос обретается в конце текста в рассуждениях о различии бессознательных и сознательных представлений.

4 стр., 1590 слов

По работе Зигмунда Фрейда «Бессознательное»

... ученые ставили под сомнение само его существование. Фрейд продолжает утверждать, что предположение о бессознательном является необходимым и законным и что у ... представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием. Успех достигается только тогда, когда именно это последнее становится сознательным ». Из учения о вытеснении Фрейд приобретает понятие бессознательного, ...

А на данном этапе рассуждений автор приводит пример из собственной практики, заверяя читателя, что если сообщить пациенту о вытесненном им представлении, − то, вопреки ожидаемому результату, произойдет новое отвержение, не смотря на то, что теперь у пациента есть два представления – вытесненное в системе Бсз и сообщенное аналитиком. Вытеснение может быть устранено только в том случае, когда «…сознательное представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием. Успех достигается только тогда, когда именно это последнее становится сознательным».

Обратим внимание на цитату: «То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание». Данное размышление, пожалуй, о том, что тождественность топически разнесенных представлений (одно из них в Сз, другое − в БСз) – только кажущаяся. Так, например, сообщение аналитиком представления, даже если оно гипотетически совпадает с имеющимся в бессознательном анализанта, не поспособствует устранению вытеснения.

В III главе Фрейд твердо заявляет, что понятие «бессознательный» не применимо к влечениям или аффектам, поясняя, что «…влечение никогда не может стать объектом сознания, им может быть только представление, которое его репрезентирует». Так, и понятие «бессознательный аффект» также является недопустимым, поскольку аффект проживается и присоединяется к представлению, которое впоследствии и может быть подвергнуто вытеснению.

Теперь зададимся вопросом: а что значит вытесненное представление и как происходит вытеснение?

В IV главе Фрейд подходит к описанию процесса вытеснения с точки зрения экономического подхода, «стремящегося проследить судьбы величин возбуждения и получить сравнительную их оценку». Читая размышления автора о противонагрузке, которую система Псз призвана противопоставлять натиску бессознательного представления, невольно возникает ассоциация с третьим законом Ньютона, который в упрощенном виде звучит, как «сила действия равна силе противодействия». Таким образом, чтобы вытеснение происходило, − противодействующая сила должна действовать непрерывно, и, как замечает автор, «…представляет собой постоянное усилие, создающее первичное вытеснение и обеспечивающее длительность этого вытеснения».

Размышляя о свойствах бессознательного, Фрейд предостерегает нас от предвзятого отношения к этой системе как к чему-то неясному, тайному, мешающему или даже ненужному. Он говорит: «Неверно представлять себе, что Бсз остается в покое, тогда как вся психическая работа совершается в Псз, что Бсз − это нечто, с чем уже было покончено, рудиментарный орган, остаточное явление развития».

К важнейшему свойству Бсз так же следует отнести отсутствие линейного времени, то есть в Бсз нет прошлого или будущего. То, что было в этой системе раньше – существует и теперь.

Если сознание принимает во внимание реальность, то Бсз – подчиняется принципу удовольствия.

10 стр., 4507 слов

Психика, сознание и бессознательное

... отказ от изучения психики (рефлексология), «изучение» психики через психическое же (описательная психология) и познание психики через бессознательное (Фрейд). Как ... попытки составить себе хотя бы смутное и отдаленное представление о переживаниях животного. Иначе говоря, Павлов ... вопрос, проводит аналогию между проблемой бессознательного в психологии и проблемой наличия сознания у животных. На основании ...

Бсз «продолжает свое существование в так называемых продуктах, оно доступно воздействиям жизни, влияет на Псз и даже подвергается влияниям со стороны Псз». Именно продукты бессознательного делают возможной психоаналитическую работу.

Так, вытесненные представления, оказываясь в Бсз стремятся вернуться, и, оказываясь в Псз, могут проявлять себя, чаще искаженно, в виде сновидений, фантазий, ошибочных действий, оговорок, «чуждых» мыслей, симптомов и т.п

«Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие «шизофренические» речи или новообразования слов». Известно, что речи шизофреников характеризуются несвязностью, сгущением и смещением, что позволяет нам сравнить их со сновидениями. Слова не связываются напрямую с представлением о предмете. Одно слово может заменить целую цепь превращения представлений.

Позволю себе смелое предположение. Этот пассаж Фрейда видится мне как некое послание-инструкция практикующим аналитикам, по крайней мере в работе над анализом сновидений как продуктов бессознательного − слышать слова, а не манифесты, привычные сознанию, т.е. не наделять слова анализанта собственными представлениями.

После рассуждений о речи шизофреников автор возвращается к вопросу о разнице сознательных и бессознательных представлений, который обозначался выше. Итак, сознательные и бессознательные представления являются разными записями одного и того же содержания, но в различных инстанциях психики. Если сознательное представление это связка предметного и соответствующего ему словесного представлений, то бессознательное состоит лишь из предметного.

Очень импонирует, что автор не претендует в данной работе изложить универсальную «безукоризненную теорию», однако важнейшей задачей своей видит «перевести в теорию результаты наблюдений».

В. Лейбин. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010.

_______________________________

больше моих публикаций здесь: