По работе З. Фрейда — Бессознательное (1915 г.)

По работе З. Фрейда - Бессознательное (1915 г.) 1

Прежде, чем размышлять о ключевых вопросах и идеях, изложенных Фрейдом в работе «Бессознательное», мне хочется обратить внимание на время, в которое был написан и опубликован данный метапсихологический текст, а также на предпосылки его создания.

Я не ставлю своей задачей в данном эссе в полной мере проследить историю становления метапсихологии в работах , однако, считаю необходимым указать на некоторые ключевые периоды, предшествующие написанию работы «Бессознательное» как некоторой кульминации многолетнего вопрошания и поиска автором психоанализа стройных идей и представлений о природе и особенностях протекания психических процессов.

Еще с 1894 г. начинает работу над «Проектом одной психологии», который так и не был опубликован при жизни автора. Фрейд частями пересылает его своему другу и врачу-отоларингологу В. Флиссу. В 1896 г., так же в переписке с Флиссом, он неоднократно затрагивает тему «метапсихологических проблем», говоря о том, что ни медицина, ни философия, к которой он стремился в юношеские годы, − не могут дать полной картины понимания природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов.

В 1900 г. в своей работе «Толкование Сновидений» он впервые знакомит читателя с моделью психического аппарата (первая топика).

Сам термин «метапсихология» вводится Фрейдом в тексте «Психопатология обыденной жизни» уже в 1901 г.

На протяжении последующих более десяти лет в работах З. Фрейда не встречался термин «метапсихология».

Однако в 1915 г. Фрейд начинает интенсивную работу по обобщению своих психоаналитических наработок и идей, и предпринимает попытку создания общей теории невротической и нормальной психической деятельности человека. Фрейд собирается написать книгу под названием «Введение в метапсихологию» или «Вводные эссе по метапсихологии».

Итак, в относительно короткий срок (1915 – 1917 гг.) Фрейд публикует несколько важнейших теоретических сочинений, а именно: «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» и «Печаль и меланхолия». Позже он пишет еще семь материалов к задуманной книге, но они не будут опубликованы, а их рукописи не дойдут до наших дней.

4 стр., 1590 слов

По работе Зигмунда Фрейда «Бессознательное»

... Фрейд продолжает исследовать «бессознательное», где эти идеи и многие другие аффекты продолжают существовать. Однако он сталкивается с неизбежной проблемой - как можно узнать о бессознательном, ... время находиться в состоянии латентности, следовательно, психической бессознательности ». Фрейд продолжает утверждать, что предположение о наличии бессознательных содержаний в человеческой психике – и ...

Если рассматривать эти, по крайней мере, пять опубликованных метапсихологических текстов, дошедших до читателя,­ − хочется сделать смелое предположение, что именно работа «Бессознательное» является важнейшим пунктом на пути эволюции психоаналитической мысли того времени и всей истории становления психоаналитической теории в целом.

Сегодня, даже у человека, не вовлеченного в психоаналитический дискурс, со словом «психоанализ» рождается примерно следующий ассоциативный ряд: – Фрейд – Бессознательное.

Действительно, гипотеза Фрейда о наличии бессознательных психических процессов является основополагающей и фундаментальной для психоаналитической теории.

Безусловно, размышлениями о бессознательном были пронизаны все теоретические искания Фрейда и до 1915 года, однако именно в тексте «Бессознательное» он создает наиболее полную картину о бессознательных процессах в разных аспектах (топика, динамика, экономика), или, как минимум, очерчивает ряд важнейших вопросов, ответы на которые значительно продвинут вперед все психоаналитическое движение того времени.

Невозможно не заметить, как много в этом тексте вопрошает сам Фрейд! Перед нами работа автора-первопроходца, не строго утверждающего, но осторожно увлекающего читателя за ходом своих собственных поисков и размышлений. Фрейд как бы заведомо работает с потенциальным критическим возражением разного толка, что, на мой взгляд, и позволяет ему сделать свои обоснования цельными.

Уже в коротком вступлении Фрейд обращает внимание читателя на соотношение бессознательного и вытесненного, напоминая о том, что вытесненное представление не уничтожается, а лишь не допускается до сознания и уже из инстанции бессознательного продолжает оказывать воздействия, порой, достигающие сознания субъекта. Итак, «…вытесненное составляет часть бессознательного», однако «…вытесненное не покрывает собою всего бессознательного».

Далее возникает закономерный вопрос: если вытесненное не составляет всего бессознательного, — из чего же еще оно состоит, и каким образом это познать? И на данный вопрос Фрейд как, к тому времени, уже много лет практикующий, небезосновательно заявляет нам, что как раз психоаналитическая работа и дает убедиться в том, что перевод вытесненного в форму, доступную сознанию, вполне возможен через преодоления сопротивлений, «…которые в свое время превратили бессознательное в вытесненное, удалив его из сознания».

Очевидно, что данный вопрос является ключевым для всего текста, и всё последующее повествование и рассуждения автора призваны ответить на него наиболее ёмко.

Отвечая на вопрос о закономерности оперирования понятием «бессознательное», автор приводит в пример уже известные читателю того времени ошибочные действия или сновидения «здоровых» и симптомы или навязчивые действия у «больных» людей. Автор акцентирует внимание на том, что «… наш личный ежедневный опыт знакомит нас с мыслями, которые приходят нам в голову, но происхождение которых нам неизвестно, и с результатами мыслительной деятельности, о разработке которой мы ничего не знаем».

В повседневной жизни мы сталкиваемся с забыванием имен или названий, неожиданным для себя образом реагируем на то или иное событие или человека. Порой мы обнаруживаем в сознании мысль, которую сложно определить как свою собственную, которая кажется чуждой. Так, мы уже в сознании наблюдаем некую прерывистость психических актов, − что-то, что мы не в силах развернуто и всецело объяснить. А потому, необходимо допустить, что кроме сознания есть и иная инстанция, и в рамках этого допущения − ввести понятие «бессознательное».

5 стр., 2251 слов

Философия Зигмунда Фрейда

... сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о своих бессознательных представлениях. Если последние не являются предметом сознания, не ... совместно с известным психиатром Брейером начинает исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отходит от Брейера, который настороженно ...

Еще одним доказательством наличия бессознательных психических актов является факт того, что сознание охватывает «…только очень небольшое содержание, благодаря чему большая часть того, что мы называем сознательным знанием, и без того должна продолжительное время находиться в состоянии латентности, следовательно, психической бессознательности». Латентные процессы не только сокрыты от сознания, но и могут находиться вне всякой зависимости друг от друга. Так, латентные воспоминания, будучи частично или полностью обнаруженными в сознании, порой кажутся нам чуждыми, как говорит Фрейд, «лишенными сознания» .

Рассуждая о многозначности бессознательного, Фрейд пишет: «…Мы установим тот важный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его». На мой взгляд, данным заявлением автор сообщает читателю о неоднозначности оперирования понятием «бессознательный» в отношении психического акта. Из дальнейших пояснений автора мы выносим, что бессознательность может рассматриваться как признак, однако так же указывает на место, в котором психический акт существует.

То есть, все психические акты априори бессознательные. Часть из них – латентные, то есть «временно бессознательные», в этом смысле они ничем качественно не отличны от сознательных, однако пока они не пребывают в сознании, мы по праву именуем их бессознательными. Есть и те, что не допущены цензурой до сознания, то есть вытеснены – в данном случае, эти психические акты разительно отличны от сознательных.

Таким образом, автор сообщает нам, что помимо динамического аспекта важно учитывать и психическую топику, то есть рассматривать психические акты в их отношении к системам психики.

Топическая модель психики (первая топика) разрабатывалась Фрейдом еще с 1896 года. Уже в 7 главе «Толкования сновидений» (1900 г.) автор психоанализа предлагает читателю различать три области (системы) психического аппарата: Сознание (Сз) – Предсознание (Псз) – Бессознательное (Бсз).

В работе «Бессознательное» Фрейд определяет сознательность как «исходный пункт» всех исследований. То есть психический акт характеризуется с точки зрения того, достиг ли он системы Сз или был исключен из нее и перешел в разряд вытесненных.

Автор акцентирует внимание читателя на наличии двух фаз, которые проходит психический акт, продвигаясь от системы Бсз к системе ПСз, и далее – к Сз, преодолевая на своем пути две ступени цензуры.

Одним из важнейших вопросов, поднятых Фрейдом в данном тексте в связи с рассуждением о топических системах, на мой взгляд, является вопрос о том, что же происходит с психическим актом при переходе из системы Бсз в систему Сз (Псз), а именно происходит ли «…новая фиксация, как бы вторичная запись означенного представления, которая, следовательно, может иметь место в новой психической локальности, и первоначальная бессознательная запись сохраняется наряду с этой новой?» Как мы узнаем позже, окончательный ответ на этот вопрос обретается в конце текста в рассуждениях о различии бессознательных и сознательных представлений.

4 стр., 1854 слов

Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней

... БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО З.ФРЕЙДА Бессознательное — это огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Впервые бессознательное в начале века было открыто австрийским психиатром З. Фрейдом. Категория бессознательного ... в дальнейшем исследовании проблем психики человека. Объект исследования: концепция З. Фрейда о структуре психики человека. Предмет исследования: ...

А на данном этапе рассуждений автор приводит пример из собственной практики, заверяя читателя, что если сообщить пациенту о вытесненном им представлении, − то, вопреки ожидаемому результату, произойдет новое отвержение, не смотря на то, что теперь у пациента есть два представления – вытесненное в системе Бсз и сообщенное аналитиком. Вытеснение может быть устранено только в том случае, когда «…сознательное представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием. Успех достигается только тогда, когда именно это последнее становится сознательным».

Обратим внимание на цитату: «То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание». Данное размышление, пожалуй, о том, что тождественность топически разнесенных представлений (одно из них в Сз, другое − в БСз) – только кажущаяся. Так, например, сообщение аналитиком представления, даже если оно гипотетически совпадает с имеющимся в бессознательном анализанта, не поспособствует устранению вытеснения.

В III главе Фрейд твердо заявляет, что понятие «бессознательный» не применимо к влечениям или аффектам, поясняя, что «…влечение никогда не может стать объектом сознания, им может быть только представление, которое его репрезентирует». Так, и понятие «бессознательный аффект» также является недопустимым, поскольку аффект проживается и присоединяется к представлению, которое впоследствии и может быть подвергнуто вытеснению.

Теперь зададимся вопросом: а что значит вытесненное представление и как происходит вытеснение?

В IV главе Фрейд подходит к описанию процесса вытеснения с точки зрения экономического подхода, «стремящегося проследить судьбы величин возбуждения и получить сравнительную их оценку». Читая размышления автора о противонагрузке, которую система Псз призвана противопоставлять натиску бессознательного представления, невольно возникает ассоциация с третьим законом Ньютона, который в упрощенном виде звучит, как «сила действия равна силе противодействия». Таким образом, чтобы вытеснение происходило, − противодействующая сила должна действовать непрерывно, и, как замечает автор, «…представляет собой постоянное усилие, создающее первичное вытеснение и обеспечивающее длительность этого вытеснения».

Размышляя о свойствах бессознательного, Фрейд предостерегает нас от предвзятого отношения к этой системе как к чему-то неясному, тайному, мешающему или даже ненужному. Он говорит: «Неверно представлять себе, что Бсз остается в покое, тогда как вся психическая работа совершается в Псз, что Бсз − это нечто, с чем уже было покончено, рудиментарный орган, остаточное явление развития».

К важнейшему свойству Бсз так же следует отнести отсутствие линейного времени, то есть в Бсз нет прошлого или будущего. То, что было в этой системе раньше – существует и теперь.

Если сознание принимает во внимание реальность, то Бсз – подчиняется принципу удовольствия.

25 стр., 12084 слов

Современные представления о переживании

... т.д. Авторы, интересы которых конкретно не связаны с этим вопросом, при выборе концепции стресса, конфликта, разочарования или кризиса исходят ... терминологии. Р. Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от ... является установка на здесь-и-теперь удовлетворение. Фрустрация Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений ...

Бсз «продолжает свое существование в так называемых продуктах, оно доступно воздействиям жизни, влияет на Псз и даже подвергается влияниям со стороны Псз». Именно продукты бессознательного делают возможной психоаналитическую работу.

Так, вытесненные представления, оказываясь в Бсз стремятся вернуться, и, оказываясь в Псз, могут проявлять себя, чаще искаженно, в виде сновидений, фантазий, ошибочных действий, оговорок, «чуждых» мыслей, симптомов и т.п

«Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие «шизофренические» речи или новообразования слов». Известно, что речи шизофреников характеризуются несвязностью, сгущением и смещением, что позволяет нам сравнить их со сновидениями. Слова не связываются напрямую с представлением о предмете. Одно слово может заменить целую цепь превращения представлений.

Позволю себе смелое предположение. Этот пассаж Фрейда видится мне как некое послание-инструкция практикующим аналитикам, по крайней мере в работе над анализом сновидений как продуктов бессознательного − слышать слова, а не манифесты, привычные сознанию, т.е. не наделять слова анализанта собственными представлениями.

После рассуждений о речи шизофреников автор возвращается к вопросу о разнице сознательных и бессознательных представлений, который обозначался выше. Итак, сознательные и бессознательные представления являются разными записями одного и того же содержания, но в различных инстанциях психики. Если сознательное представление это связка предметного и соответствующего ему словесного представлений, то бессознательное состоит лишь из предметного.

Очень импонирует, что автор не претендует в данной работе изложить универсальную «безукоризненную теорию», однако важнейшей задачей своей видит «перевести в теорию результаты наблюдений».

В. Лейбин. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010.

_______________________________

больше моих публикаций здесь: