Роль интуиции и логики в процессе мыслительной (аналитической) деятельности

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эссе по предмету Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации

На тему: «Роль интуиции и логики в процессе мыслительной (аналитической) деятельности»

Подготовил: студент 4 курса группы 1-7-1

ИМО и СПН (кафедра теории и истории международных отношений)

Данилина Анастасия Станиславовна

Проверил: д.п.н. Лесников

Геннадий Павлович

Дата:15.12.2013

В современном мире логика и интуиция играют немаловажные роли во всех сферах деятельности, в том числе и в политике. Чаще всего эти термины рассматривают с философской точки зрения, но сегодня мы посмотрим на них со стороны политики и международных отношений. Для начала, стоит отметить значение данных терминов, их концепцию, их отношение политическим процессам принятия решений. Также, нужно дать пример исторического события события, на которое повлияла интуиция, а так же персоналию, имеющую это чутьё.

ЛОГИКА – нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка. Поскольку формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности исследуются не только в логике, но и в других науках (напр., психологии, эпистемологии, психолингвистике), то логику часто определяют более узко как теоретическую науку о правильных рассуждениях, когда основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания.

Основными формами, в которых фиксируется результат интеллектуальной познавательной деятельности, являются понятие, суждение и теория. Понятие – это мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет их из универсума и собирает в класс (обобщает) все предметы, обладающие этим признаком. Суждение – мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности некоторого положения дел. Суждения выражаются в языке с помощью повествовательных предложений, выражающих суждения о присущности или неприсущности свойств предметам («Снег бел», «Ртуть электропроводна»), о наличии или отсутствии отношений между предметами («Москва южнее Пскова», «Дездемона не любит Яго»), о связях между ситуациями («При нагревании твердые тела расширяются»).

Поскольку одно и то же суждение может быть выражено в языке с помощью различных предложений, а одно и то же предложение в различных ситуациях его употребления может иметь разные смыслы, то необходимо точно фиксировать его смысл (ту информацию о действительности, которую предложение несет).

46 стр., 22956 слов

Динамика аналитико-синтетичекой деятельности младших школьников с ЗПР

... аналитико-синтетической деятельности в процессе коррекционно-развивающей работы младшего школьника будет эффективным, если: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления; выявлены особенности аналитико-синтетической деятельности ... мышлением. Мышление - это вид деятельности, с помощью которого человек трансформирует другие познавательные ...

Это делается с помощью высказываний – предложений, выражающих определенное суждение, то есть выражающих мысль о наличии определенного положения дел. При этом высказывание может быть истинным или ложным – оно истинно тогда и только тогда, когда описываемое в нем положение дел имеет место в действительности, в противном случае оно ложно. Наконец, теория представляет систему связанных между собой понятий и высказываний, относящихся к некоторой предметной области.

К числу приемов (процедур) интеллектуальной деятельности, изучаемых логикой, относятся: определение, классификация, научное объяснение, выдвижение и проверка гипотез, постановка и решение задач, научная полемика. Центральное место среди них занимает рассуждение, представляющее собой процедуру обоснования некоторого высказывания путем пошагового выведения его из других высказываний. Простейшим видом рассуждения является умозаключение – непосредственный переход от одного или нескольких высказываний A1, A2,…, An (n і 1) (посылок) к высказыванию B (заключению).

Логика нормативна, поскольку она является наукой о том, как мы должны мыслить, если хотим достичь цели. Она вырабатывает нормы, критерии правильности осуществления интеллектуальных процедур, формируя некий канон, стандарт, идеал, следование которому является необходимым условием успешного осуществления научной и вообще любой рациональной деятельности. Принимая на себя такие обязательства, логика при анализе рассуждений отвлекается от конкретного содержания языкового контекста и фиксирует только ту часть содержания, называемую логической формой, которая остается в результате отвлечения от конкретных содержаний нелогических терминов или же от содержаний простых высказываний, входящих в данный контекст. Это позволяет сформулировать критерий правильности умозаключений: логическая форма умозаключения должна гарантировать, что при истинности посылок мы обязательно получим истинное заключение (рассуждение неправильно, если оно ведет от истинных посылок к ложному заключению).

Поскольку в процессе умозаключения мы переходим от высказываний (посылок) к высказыванию (заключению), то между высказываниями возникает отношение, называемое отношением логического следования: если при любой конкретизации (интерпретации) содержаний нелогических терминов, входящих в состав посылок и заключения, истинности посылок всегда отвечает истинность заключения, то заключение логически следует из посылок.

Логика построения учебного курса тесно связана и с логикой развертывания политологии как научной дисциплины, и с логикой развития самой политики как объективного предмета. В то же время в ряде случаев логика учебного изложения может быть обратна логике научного познания политики, поскольку последняя двигается нередко от поверхности к сущности, а в учебной дисциплине уместно было бы начать с сущностных характеристик, например, с политической субстанции — феномена власти. В этом движении присутствуют ‘закономерные моменты истинного отражения и закономерные ‘перевертывания’ в сознании тех или иных сторон, отношений познаваемого’.

9 стр., 4207 слов

Что изучает логика

... логика - особая наука о мышлении. Она возникла еще в античности. История логики насчитывает около двух с половиной тысяч лет. Раньше логики возникли, пожалуй, только математика, философия и ... два высказывания - это посылки ... деятельности нашего мышления? Над этими вопросами человек задумался очень давно. Из этих раздумий выросла особая наука о мышлении - логика. Сфера конкретных интересов логики ...

Аналитическое мышление предназначено для развития способности к аналитическому мышлению и формированию аналитического склада ума. Аналитическое мышление — способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление — это: разбиение информации на отдельные составляющие; всесторонний анализ этих составляющих, а также начальной информации в целом; восстановление недостающей информации посредством логических выводов и умозаключений; если это задача, то на основе предыдущих шагов необходимо наметить несколько вариантов ее решения далее нужно проанализировать каждый вариант в отдельности, объективно оценив все его плюсы и минусы в итоге необходимо выбрать самый оптимальный вариант.

Несомненно, способность мыслить аналитически будет полезна каждому, но более всего она пригодиться тем, кто хочет добиться успеха и стать первым в своем деле. Человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он может эффективнее и быстрее решать сложные задачи (жизненные, профессиональные и др.); он делает верные, логически обоснованные выводы даже в случае недостатка сведений; он смотрит на проблему с разных точек зрения, поэтому способен найти оптимальный вариант ее решения; о таком человеке говорят, что он сначала думает, а потом делает.

ИНТУИЦИЯ. «Интуиция пролезает там, где логика застревает.» Александров Г.

Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. Философы определяют интуицию как непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение (от лат. Intueri – пристально, внимательно смотреть) истины.

В зависимости от сферы применения различают интуицию:

  • в повседневной жизни («здравый смысл»),
  • в науке,
  • философии,
  • искусстве (художественная интуиция),
  • в изобретательской деятельности (техническая интуиция),
  • профессиональную интуицию (врачей, следователей, педагогов и др.).

Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля («чувственная интуиция»)) и интеллекта, логического мышления («интеллектуальная интуиция»).

В актах художественного творчества, не говоря уже о научном и техническом творчестве, на неосознаваемом уровне наряду с чувственностью, образами активно работает понятийное, логическое мышление. Интуитивный творческий акт предполагает сжатие во времени, свертывание и переход в подсознание некоторых алгоритмов. Здесь есть нечто общее с закономерностями внутренней речи, где мысль выражается сокращенно. Логика интуиции похожа структурно на алгоритмическое сознательное мышление. Точно так же все формы интуитивной чувственности сохраняют структурное сходство (но в сокращенном виде) с формами сознания. Интуиция – это специфическая человеческая способность, производная от сознания. В этом ее коренное отличие от неосознаваемой психической деятельности животных, от «звериного чутья», имеющего инстинктивную природу. Чутье животных не поднимается до уровня сознания, сознание человека «опускается» на подсознательный уровень «чутья».

4 стр., 1592 слов

Интуиция и логика в науке

... процедуры, ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном реферате мы коснулись некоторых исторических аспектов достаточно сложной проблемы соотношения интуиции и логики в науке. Выбранный нами угол зрения на развитие этих средств познавательной деятельности в естествознании ...

Интуиция обычно проявляется в неразрывной связи с особым состоянием подъема духовных и физических сил. В интуитивном творчестве это состояние известно как вдохновение. В процессе интуитивного постижения происходит повышение функциональной активности всех анализаторов (органов чувств), вследствие чего улучшается память. Это перекликается с известным призывом «мыслить в сторону», содержащимся в высказываниях таких крупных ученых, как Лагранж, Пуанкаре, Адамар, Эйнштейн, Вертгаймер и др. Заслуживает внимание тот факт, что интуитивное понимание нередко свойственно природно одаренным, но еще недостаточно эрудированным людям. Это свидетельствует о том, что интуиция может совершаться при неполноте предварительного сознательного анализа. Осуществление интуитивного акта стимулирует самосовершенствование, стремление к творческой деятельности.

Хотя «озарение» произвольно вызвать нельзя, на опыте установлены условия, способствующие, приближающие преодоление порога сознания. Можно назвать несколько таких условий.

Фиксация и повторение условий задачи, которую надо решить. Сконцентрировать на них внимание. Закрепить рамки, в которых должна двигаться мысль. В результате растет подпороговая вероятность искомого результата. Счастливая случайность, как последняя капля, переполнившая чашу, одним толчком, скачком может привести к озарению. Важно умение ждать, терпение. Время, проведенное в разумном бездействии – а разумность заключается в том, чтобы не мешать бессознательному процессу – работает на интуитивное озарение. В этой связи полезной может оказаться техника медитации с ее приемами концентрации внимания и преодоления отвлекающих факторов.

Отсутствие стереотипов, предрассудков, предубеждений и других «вредных привычек» – другое важное условие преодоления порога. Иногда для получения принципиально нового решения полезно пригласить не опытного профессионала с устоявшимися взглядами, а свободного от стереотипов новичка.

Периодическое переключение на другую, в особенности контрастную деятельность. За время «отключения», отдыха, порог может снизиться настолько, что возвращение к задаче сразу приводит к ее решению.

Устранение отвлекающих факторов, действующих не в перерывах, а в процессе работы над задачей. Наличие таких факторов во время работы повышает порог принятия решения и препятствует его появлению на свет.

Уменьшение энергетических затрат за счет устранений всех излишних, необязательных факторов, не помогающих решению. «Ядро» задачи должно быть представлено в наиболее экономной, компактной и наглядной форме (четкий почерк, размещение на меньшем пространстве, хорошее освещение, удобная поза и т.п.).

Станиславский подчеркивал, что для того, чтобы «выманить» вдохновение, нужны приемы, иногда до смешного простые и рутинные.

Определяющим для подъема, которое называют вдохновением, является мобилизация и концентрация энергетики. Утомление, истощение, голод, кислородное голодание (гипоксия), отравление, болезнь и т.п. не благоприятствуют работе интуиции. Напротив, отдых, избыток сил, здоровье способствуют творческим успехам. Поэты и художники, да и люди других профессий нередко обращаются в поисках духовного подъема к искусственным стимуляторам: кофе, табак, а нередко и кокаин, ЛСД. Все эти средства подстегивают мозговую энергетику. Но имеются и сугубо индивидуальные приемы, усиливающие приток крови к голове в ущерб остальным органам тела. Шиллер ставил ноги в лед, Мильтон и Декарт опрокидывались головою на диван, Лейбниц мыслил, как правило, в горизонтальном положении, Россини работал, лежа в постели, Руссо обдумывал свои произведения под ярким полуденным солнцем с открытой головой. Определенное влияние оказывает погода, особенно температура. Замечено особенно благоприятное действие знойных месяцев. Известно, что все давние великие цивилизации, когда были получены многие творческие достижения, возникли в широтах с оптимальной среднегодовой температурой – около +20 С°.

6 стр., 2885 слов

Профессиональная интуиция

... эффективных приемов расследования. Эффективность принятия интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. интуиция сотрудник профессиональная Большую роль играет также ...

Но это сейчас не суть, ведь мы хотим сопоставить интуицию, логику и политические решения во время международных процессов.

ИНТУИЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — результативное постижение и осознание смысла, сущности политического явления без предварительного анализа и логического обоснования, хорошо и нередко основательно дополняющее информацию. Различают чувственную и интеллектуальную интуицию, но в любом случае интуитивное знание бывает опосредовано опытом практической и теоретической деятельности властвующей персоны, политика, что позволяет говорить о профессиональной интуиции. Можно привести несколько примеров. Один из них — с В. Черчиллем.

В 1941 году Уинстон Черчилль после очередной проверки батарей ПВО вернулся к своей машине и хотел сесть на свое привычное место на переднем сиденье, но его словно что-то остановило, и он сел сзади. Буквально через час, когда машина ехала по улице, впереди взорвалась бомба. Когда его расспрашивали об этом случае, он объяснил: «Я словно услышал «стоп», когда собрался сесть на свое привычное место». В другой раз, когда Черчилль принимал у себя трех своих министров, начался воздушный налет, но обед продолжался. Неожиданно для всех сэр Уинстон резко встал, прошел на кухню, попросил дворецкого отнести обед в столовую, а всем поварам дал команду спуститься в бомбоубежище. Через несколько минут, когда Черчилль уже вернулся к гостям, кухню полностью разрушила упавшая авиабомба.

Эти случаи показывают высокий инстинкт самосохранения, или чутьё, что можно называть интуицией, но не логикой, ибо он не спасал свою жизнь из-за интеллектуального напряжения, а только, в общем, осторожности и осмотрительности.