Философия в системе научного знания — раздел Философия, Философия Философия Представляет Собой Специфическую Область Знания, Которую Нельзя Без…
Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя безоговорочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук. Предметом философии является всеобщее, поэтому она в равной степени исследует эти области действительности и играет большую роль в развитии как естественных, так и общественных наук. Объективной основой взаимосвязи философии и частных наук является единство общих и специфических законов развития объективного мира . Философия изучает объективный мир со стороны всеобщих его свойств, частные науки – со стороны особенного. Поскольку общее (всеобщее) и особенное присущи самому объекту познания и находятся во взаимосвязи, то и теории, изучающие общее и особенное должны находиться в органической связи. Это требуется для полного и всестороннего познания любого объекта. Именно этим, в конечном итоге, обуславливается необходимость глубокой связи философии и частных наук.
Эта связь особенно наглядно проявляется во взаимоотношениях между философией и естествознанием. Философия нуждается в союзе с естествознанием, поскольку развитие философии немыслимо без использования и обобщения его достижений. Но философские положения обосновываются со стороны науки не какой-то отдельной, ограниченной группой открытий, а всей совокупностью естественнонаучных и общественно-научных знаний. К. Маркс, вслед за Гегелем, называл философию »духовной квинтэссенцией эпохи», »духовным ее синтезом ».
теоретическое естествознание не может успешно развиваться без философских выводов и обобщений
История науки показывает, что чем крупнее естествоиспытатель, чем весомее его личный вклад в науку как теоретика, тем больше его интерес к философским проблемам. Философские представления, из которых исходит ученый, оказывают влияние на глубину понимания научной теории, ее интерпретацию и выводы. Об этом весьма красноречиво свидетельствует высказывания выдающихся ученых ХХ века. М. Планк писал: »Мировоззрение исследователя всегда будет определять направление его работы». М. Борн считал, что »физика, свободная от метафизических гипотез, невозможна». Наконец, согласно А. Эйнштейну, »наука без теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится примитивной и пустой ».
Находясь в зависимости от научного знания, философия сохраняет свою специфику и обладает относительной самостоятельностью, что дает возможность получать в ее рамках такие выводы, сделать которые не может ни одна частная наука. Философия часто предвосхищала целые области будущего развития науки самим фактом постановки новых теоретических проблем . Достаточно вспомнить атомистическую гипотезу Левкиппа – Демокрита выдвинутую еще в V веке до н.э., то есть за две с лишним тысячи лет до появления научной атомистики. Принцип сохранения количества движения Р. Декарта был сформулирован за 200лет до открытия закона сохранения и превращения энергии. Ф. Энгельс отверг идею о неделимости атома еще в первой половине 80-х годов Х1Х века, то есть тогда, когда она безраздельно господствовала в естествознании, предсказал, что именно на стыке наук следует ожидать наибольших достижений, что нашло блестящее подтверждение в дальнейшем развитии науки, и создании таких научных дисциплин, как биофизика, геохимия, кибернетика и т.д.
Роль философии в развитии современного научного знания возрастает
Наряду с дифференциацией, другой важнейшей закономерностью современной науки, является тенденция к интеграции, синтезу научных знаний. Она осуществляется путем взаимопроникновения наук, формирования так называемых »стыковых наук », таких как астрофизика, геохимия, биофизика, нейропсихология, кибернетика и т.д. Взаимопроникновение наук порождает принципиально новые проблемы. Возникают вопросы о структуре научных теорий, о природе и сущности принципов и понятий, лежащих в их основе, о взаимоотношении методов различных наук. Эти вопросы являются весьма важными для специалистов всех наук, но решить их оказывается не просто, поскольку эти вопросы особого рода, они относятся не к конкретному исследованию самих фактов, а к способу подхода к ним. Этими вопросами занимается философия. Усложнение наук, их взаимопроникновение, возможность различной интерпретации одних и тех же фактов требуют научную методологию с большей, чем до сих пор необходимостью.
Быстрый рост научного знания касается не только объема, но и глубины
Философия расширяет кругозор ученого, позволяет ему с более широких позиций взглянуть на изучаемый им объект, выяснить его место среди других объектов. Но философия дает не только широту взгляда, но и глубину мысли . Она позволяет научить человеческое мышление отделять существенное от несущественного, а это важнейший признак высокоразвитого мышления. Знание общих законов помогает глубже проникнуть в тайны частного , поскольку полное знание о какой–либо области исследования зависит не только от всестороннего изучения отдельных явлений, но не в меньшей мере от выявления связи их друг с другом и другими явлениями. В современных условиях особенно ясно, что только теоретически вооруженные специалисты, могут успешно решать научные вопросы. Успех дела во многом зависит от умения творчески мыслить и обобщать. Теоретическое мышление каждой эпохи – это исторический продукт, это результат гигантского труда и поиска человеческой мысли сконцентрировавшей свои наиболее гениальные открытия в законах теоретического мышления, в законах диалектики. Нельзя в полной мере овладеть научным мировоззрением, научной методологией, вообще духовной культурой, не обратившись к изучению философии, не познав хотя бы ее основ .
Все темы данного раздела:
Иваново 2005 Философия: Метод. материалы для самостоятельной работы студе
4.1. Предмет и функции социальной философии 51 4.2. Природа и общество. Глобальные проблемы современности 52 4.3. Исторические типы общества. Формации и цивилизации 55 4.
Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, она стоит у истоков научного знания и духовной культуры человечества. Возникла она в середине 1-го ты
Философия возникает в период формирования классового общества, она приходит на смену мифологическому сознанию, присущему первобытному обществу. Мифология явилась исторически пер
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от е
(метафизика, софистика, эклектика ) В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод находиться в тесной связи с теорией. Теория определяет мето
2.1. Античная философия. Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае, но наибольшего развития она получила в Древней Грец
Средневековая философия в Западной Европе – это христианская философия, которая начала складываться во II в. н.э. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из
Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Эта истина убедительно подтверждается историей формирования и развития русской философии. Русская философия имеет бо
Онтология – это учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом любой достаточно развитой фил
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие не следует понимать как разв
Возможность и действительность, таким образом, не сама материя, не само сущее, а способ бытия сущего. В качестве противоположностей возможность и действительность существуют как иное друг друга, он
Мир един и единство его состоит в материальности. Если мы будем рассматривать мир как целое, то в него войдет и мыслящая материя с её свойствами. Сознание и является свойством высокоорганизованной
Теория познания – часть философии, исследующая процесс взаимодействия субъекта и объекта, учение о сущности, путях и возможностях познания. В решении вопроса о познаваемости мира,
Социальная философия – это система теоретического знания о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития.Судьба человечества во многом зависи
В современной социологии получило распространение понятие – “типология общества“. Тип – это идеальная рациональная модель, заключающая в себе существенные признаки некоторой гру
1. Философия и мировоззрение, их соотношение. 2. Мифология, религия и философия. 3. Предмет и специфика философского знания. 4. Основной вопрос философии и две его сторон