ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

1.1. Психолого-педагогическое обоснование необходимости внеурочной работы для формирования математических способностей школьников

Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, сформировать мотивацию так, чтобы обучение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Общеизвестно, что учить «приятней и радостней» того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, «трудно» учить тех. кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на обучение, на школу как на «тяжелое бремя» и кто сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами [5].

56 стр., 27791 слов

«Формирование и развитие коммуникативных компетенций при ...

... личности, ее коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении родным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. ... формирование и развитие языковых основ глагольной работы в коммуникативных навыках; - определить понятия, раскрывающие сущность коммуникативных ...

На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не приникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности.

Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо саморазвитие ученика.

Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Относительная устойчивость познавательного интереса к определенной области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения еще не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренние побуждения интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влияние множества путей. Любое из этих обстоятельств может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьника.

Наконец, известную группу школьников каждого класса составляют учащиеся с четко выраженными доминирующими познавательными интересами. Подобный уровень познавательного интереса исследованиями зафиксирован уже с 5 класса, он достаточно стоек и сопровождает деятельность школьника за пределами урока.

Познавательные, доминирующие интересы лежат у основания склонностей, способностей учащихся, определяют будущую профессию и поэтому представляют собой большую ценность для личности.

В комплексе данных о познавательном интересе очень существенным является, и его осознанность Осознание мотива всегда сопряжено с более сильным влиянием его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.

55 стр., 27239 слов

Психологические особенности младших школьников

... уровень развития мышления младших школьников; Объект исследования: учащиеся 2-го и 3-го классов; Предмет исследования: словесно-логическое мышление младших школьников ... и на основе субъективно-эмпирической ассоциативной психологии. Психологический анализ мышления сводился в основном ... черты подлинного историзма и появились работы, систематизирующие накопленные прежде многочисленные этнографические ...

Чрезвычайно ценно и то, что осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе (например, домашних заданий), в естественной и экспериментальной ситуациях [7, 20].

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия).

Другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Вспомогательные формы организации учебной работы – это внеурочная работа, т.е. разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие формы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них перешли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы.

Факультативные занятия по математике проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных тем предмета.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи:

  • а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении математики как науки;
  • б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности учащихся по математике. В этом и состоит их важное педагогическое значение.

Факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных тем предмета с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих математических. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по математике, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий.

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников по математике, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний.

13 стр., 6146 слов

Особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных ...

... работы - исследовать особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале в ДОУ. Объект работы - воспитание детей дошкольного возраста. Предмет работы - особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале в ... Количественные показатели и требования к детям от возраста к возрасту постепенно увеличиваются. В работе с детьми до года большое ...

Редко практикуемой в школе, но довольно действенной формой организации педагогического процесса, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу математики и формированию математических способностей, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы.

Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов, учителя.

Необходимость включения внеурочной работы по математике в общеобразовательный процесс обучения обусловлена следующими требованиями:

1. пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

2. расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу математики;

3. оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;

4. воспитание высокой культуры математического мышления;

5. развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

6. расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении математики в технике и практике;

7. расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли математической школы в мировой науке;

8. воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной;

9. установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;

10. создание актива, способного создать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса [11].