Методика развития творческого мышления у подростков

Дипломная работа

педагогический творческий мышление подросток

Социальный мир несет много ограничений и правил. Система школьных оценок, замечания взрослых заставляют ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям. Побочные последствия этого — отказ от нового и шаблонность.

Именно поэтому возникает актуальность разработки и внедрения в учебный процесс новых методов, подходов и программ, направленных на развитие творческого мышления учащихся. Таким образом, перед педагогами и психологами встает задача более глубокого изучения особенностей творческого мышления и условий его развития в обучении. Психологические основы развития мышления в подростковом возрасте разработаны в исследованиях Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна.

К сожалению, в настоящее время недостаточно изучены такие вопросы, как особенности динамики творческого мышления в зависимости от специфики доминирующих мотивов, влияние мотивов на развитие вербального и невербального мышления, выявление возможностей целенаправленного формирования творческого мышления подростков посредством преобразования их мотивационной сферы.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для воспитания творческого потенциала школьников в процессе учебной деятельности.

Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на развитие креативного мышления в формировании учебной деятельности.

Каждый педагог должен понимать, что научить школьников творчески мыслить — это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности. Призвание школы — формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению.

Целью данной работы является рассмотрение педагогических условий формирования творческого мышления личности старшеклассника в современной школе.

Объект: творческое мышление подростков.

Предмет: психолого-педагогические способы формирования творческого мышления подростков.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • рассмотреть теоретические особенности творческого воспитания школьников-подростков;
  • выявить особенности развития и воспитания старших школьников;
  • изучить содержание творческого мышления;
  • исследовать педагогические условия формирования творческих способностей личности старшеклассника в современной школе.

Гипотеза исследования — предполагаем, что формирование и развитие творческого мышления наиболее успешно будет происходить в следующих условиях:

5 стр., 2406 слов

«Творческие задания как средства формирования креативности ...

... творческого потенциала дошкольника. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. Проблема развития креативности является наиболее значимой и ...

1. В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие развитию творческого мышления;

2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы развития творческого мышления;

  • Учитель личным примером будет способствовать развитию творческого мышления;

4. Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

Научная новизна исследования — состоит в том, что педагогические условия развития творческого мышления обеспечивают эффективность учебной деятельности старшеклассников, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования — заключается в том, что результаты исследования могут использоваться учителями и студентами в учебно-воспитательном процессе. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы исследования творческого мышления учащихся подросткового возраста, .1 Процесс личностного формирования подростков

Подростковый возраст является началом переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека.

В зависимости от культурных традиций, социально-экономического развития общества, внутрисемейных установок переход от детства к взрослости может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Общим является правило — ни в одном обществе от ребёнка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место.

В отечественной психологической литературе принято различать младший подростковый (10-12 лет) и старший подростковый (13-15 лет) возрасты.

Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребёнке» многие специалисты называют основным новообразованием этого возраста. Вследствие этого у подростка возникает потребность в изменении образа жизни.

Традиционно ведущей деятельностью в подростковом возрасте называются общение со сверстниками и общественно значимая деятельность.

Переход к подростничеству отмечен изменением отношения ребенка ко взрослым, резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил, появлением девиантного поведения. Но ребенок продолжает учиться в школе и формально большую часть времени он должен посвящать обучению. В традиционном обучении не получает удовлетворения специфическое для подростков «чувство взрослости». Кроме того, все исследователи отмечают особую роль общения ребенка со сверстниками для его полноценного психологического развития. Любимым времяпровождением подростка являются «вечеринки» в компании сверстников. Современные методы обучения никак не учитывают этой особенности детей. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно Д.Б. Эльконину, становится ведущим видом деятельности. В центр общения выходит сверстник.[1]

Характеризуя подростковый возраст, А.Е. Личко дает классификацию увлечений, которые в этом возрасте отличаются «запойным» характером: интеллектуально-эстетические, которые могут пересекаться с обучением; телесно-мануальные; эгоцентрические; накопительные; информативно-коммуникативные (самый примитивный вид увлечений).

8 стр., 3865 слов

Тема дипломной работы Художественно-эстетическое и творческое ...

... и творческое развитие детей дошкольного возраста. Предметом исследования являются особенности художественно-эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста средствами хореографии. Цель исследования: показать значение программы художественно-эстетической направленности в воспитании и творческом развитии дошкольников. Задачи ...

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков. По мнению Бине, человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. Эту точку зрения разделял и Векслер — ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть, короче говоря, успешно меряться силами с окружающим миром. Сегодня, отмечает Годфруа, большинство психологов согласно именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. 2

Но эти определения интеллекта не дают представления о том, что же можно и нужно развивать: интеллект характеризуется со стороны его функций (разумно действовать, адаптироваться к среде и т.д.).

Для педагога такого определения интеллекта недостаточно, так как невозможно поставить педагогические цели его развития. Действительно, что нужно развить в человеке, чтобы он успешно действовал в различных жизненных обстоятельствах? Ответить на данный вопрос можно, если выделить состав интеллектуальной сферы. [3]

Под сферой понимается область действия, пределы распространения чего-либо. В педагогическом смысле — область психики с определенными свойствами: когнитивными, мотивационными, аффективными и пр.

Интеллектуальная сфера — это область психики, характеризующаяся видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний. [4]

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Дети младшего подросткового возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом. Однако постепенно восприятие становится управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения. Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозных процессов. [5]

15 стр., 7366 слов

Психологические особенности мышления у детей среднего дошкольного возраста

... лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках. 2. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух ...

Память развивается в направлении усиления произвольности, сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.

В этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Воображение детей очень живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Но постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистичным, управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.

По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает трудности при самостоятельном владении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания. Более половины школьников этого возраста в качестве основного приема работы с книгой применяют чтение и пересказ. Они плохо умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным. [6]

К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества — преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).

[7]

1.2 Сущность понятий «творчество», «творческое мышление», «креативность» в психолого-педагогической литературе

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

34 стр., 16684 слов

Психолого-педагогические условия развития творческих способностей ...

... быть педагогические условия повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию творческих способностей детей с ЗПР младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования». Объект — развитие творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития. Предмет ...

Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

процесс создания субъективных ценностей[8]

Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Повышенный интерес к проблеме творческой одаренности (креативности) связан с социальной необходимостью общества в творческих кадрах, исполнителях, которые легко адаптируются к научным открытиям, изобретениям, быстро меняющемуся потоку информации.

Креативность (лат. creative — творческий, лат. creatio — создание) — способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Впервые понятие «креативность» использовал Д.Томпсон в 1922 году, обозначив этим термином способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Изучение творческой одаренности началось в 50-х годах ХХ века, когда понятие «креативность» было введено в психологическую науку. По Дж.Гилфорду, который одним из первых занялся исследованием творческой одаренности, креативность понимается как общая способность к творчеству; это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления[9].

В психологической энциклопедии дается такое определение: креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды[41].

По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Р. Клайном (R. Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека[10].

2.Методика развития и диагностика творческого мышления у школьников-подростков, .1 Организация и методика исследования уровня развития творческого мышления

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, я также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.)[11].

Первая методика развития креативного мышления была разработана Р. Крачфилдом. Он исходил из представлений, что творческие способности могут быть развиты через решение творческих задач. Своим ученикам он предлагал небольшие книжки (по 16-20 страниц в каждой), где рассказывалось о приключениях двух подростков, Джима и Лили, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях. Иногда на помощь детям приходил дядюшка Джон. В процессе поиска они выдвигали самые неожиданные версии, им приходилось неоднократно менять свои предположения о происшествии, прежде чем появлялась правильная версия. Книжки были разработаны таким образом, что внимательный читатель находил правильный ответ немного раньше своих героев. Кроме того, в рассказах содержалось много советов по развитию творческого мышления[12,С.329].

Проведенный Р. Крачфилдом эксперимент показал, что ученики из экспериментальной группы сумели решить в три раза больше задач, чем ученики контрольной группы, причем достигнутый эффект сохранялся в течение 6 месяцев[12,С. 330].

П. Торренс предложил поэтапную систему развития творческого мышления. На первом этапе испытуемому предлагаются задачи и анаграммы, и он должен максимально быстро выделить среди хаоса гипотез единственно верную, сформулировать правило, ведущее к разгадке проблемы. Затем испытуемому предлагаются картинки. Он должен назвать самые разные и невероятные обстоятельства, которые привели к данной ситуации, всевозможные ее последствия.

На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, имеющие определенное значение, и предлагается перечислить различные способы их применения.

Американский психолог Э. де Боно предложил программу развития креативного мышления исходя из пяти принципов.

Первый принцип заключается в том, что при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия ее решения. Если использовать все предложенные условия без доказательства их необходимости в данной ситуации, то можно усложнить процесс решения.

Второй принцип — необходимо выработать установку на отбрасывание своего прошлого опыта, полученного при решении подобных проблем. Очень часто подобие проблем оказывается только внешним.

Третий принцип — необходимо развивать умение видеть многофункциональность вещи.

Четвертый принцип — формирование умения соединять самые противоположные идеи из различных областей знания и использование таких соединений для решения проблемы.

Пятый принцип — развитие способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы.

Э. де Боно разработал набор приемов, способствующих развитию творческого мышления: функциональный и структурный анализ и др.[12, С.331].

В настоящее время предлагаются различные методы развития креативности. Н. А. Багдасарова отмечает роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении.

Н. В. Рождественская опробовала метод импровизации в действиях на сценической площадке. Через год занятий значительно улучшились результаты выполнения контрольного импровизационного упражнения и теста «Несуществующее животное».

Педагогами разработаны различные методы обучения школьников. Творческим подходом обладает метод проблемного обучения (М. И. Махмутов).

Его цель — усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познавательных задач — проблем и моделирования проблемных ситуаций[12,С.332].

Развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика.

Педагогическая инженерия (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.

Эвристическое обучение (А. В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний. Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития[12, С.332].

Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) показали различия между традиционным и креативным типами обучения:

Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования

Таблица 1

Линии анализа

Традиционный тип

Креативный тип

Ориентации

На стандарты

На вариативность

Вектор времени

Реконструкция прошлого

Созидание будущего

Мотивация

Приобретение знаний

Самореализация

Характер информации

Непрот., предлагается в «готовом» виде. Ман. чужими идеями

Альт., добывается самостоятельно. Продуцирование своих идей

Процесс познания

Усвоение стандартов, чужого опыта

Преобразование, открытие

Тип мышления

Конвергентное (логическое)

Конв. и дивергентное (творческое)

Результаты

Запланированы, известны

Вероятностны, неизвестны

Субъект-объек. Отн.

Человек — объект обучения

Человек — субъект познания и твор.

Технологии

Имитационные репродуктивные

Проблемные, когнитивно-эврис., креативные,арт-технологии

Функции педагога

Воздействие

Взаимодействие, сопровождение

Последействие

Тезаурус академических знаний, алгоритмы

Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы

Развитию воображения у детей посвящено большое количество публикаций. Используются различные способы: игры, чтение сказок, рассматривание картин (Хорошун М. Э., 2001), прослушивание и интерпретация музыкальных произведений (Логинова М. В., 2001).

Т. Н. Тихомирова (2008) предложила для развития креативности «обогащение образовательного пространства», или, что то же, — использование инновационных технологий по экологии и музейной педагогике, а еще проще — культурно-досуговую деятельность школьников, которая воздействует на эмоциональную сферу и опыт социального взаимодействия. А. Н. Мухина (2008) отмечает роль свободного общения детей в процессе внеурочной деятельности. Однако, читая об этих способах улучшения креативности, возникает естественный вопрос: это результат развития дивергентного мышления и других креативных способностей или «раскрепощение» креативного потенциала за счет увеличения социальной смелости в общении, устранение боязни высказать ту или иную мысль? В пользу последнего предположения могут свидетельствовать данные А. Е. Банюховой (2008), которая нашла, что креативность зависит от социального статуса человека в группе: у лидеров креативность была выше, чем у имеющих низкий статус.

По данным Майера (Mayer, 1983), применение различных способов развития креативности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении.

Говоря о методах формирования творческого мышления следует упомянуть и психолого-диагностические тренинги. Преимущество этой формы диагностики заключается в то, что применяемые методические приемы направлены не только на диагностику одаренности, но и на ее развитие. Это предполагает раскрытие потенциальных возможностей учащихся, стимуляцию и развитие их творческих способностей, познавательной мотивации, а также развитие процессов самопознания, саморегуляции, саморазвития и самообучения[12, С.332].

2.2 Организация и диагностика развития творческого мышления подростков

Для изучения уровня развития творческого мышления у подростков,мною была выбрана методика Гилфорда.

Тест Гилфорда (модифицированный).

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью

) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры — около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).

Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9-15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача.Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.

) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.

Б-беглость, n — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.

Категории ответов

. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

. Сдача в макулатуру.

. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).

За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

р = 5 k.

р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 -суммарный показатель первого субтеста, Б 1 -беглость по 1 субтесту, Г 1 -гибкость по 1 субтесту, Ор 1 -оригинальность по 1 субтесту, n-общее число уместных ответов, m-число категорий, k — число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя.

) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.

ответ (1 следствие) — 1 балл.

Б = n.

) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек).

оригинальный ответ — 5 баллов.

р = 5 k.

р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 — суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3а. Слова

Модификация для детей 5-8 лет. Субтест проводится индивидуально.

Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя.

) Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.

Б = n

Б — показатель беглости, n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек.

оригинальное слово — 5 баллов.

р = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных слов.

Т 3 = n + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5-8 лет).

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9-15 лет

Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

) Беглость — число придуманных предложений (n).

1 предложение — 1 балл.

Б = n.

) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело». 1 слово — 0,1 балла.

Г = 0,1 m.

Г — показатель гибкости, m — число слов, используемых один раз.

) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

) Беглость — суммарное число приведенных определений (n).

Одно определение — 1 балл.

Б = n.

Б — показатель беглости.

) Гибкость — число категорий ответов.

Одна категория — 3 балла.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

Категории ответов

. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория).

Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости, m — число категорий.

) Оригинальность — число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек.

Одно оригинальное определение — 5 баллов.

р = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 — суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Оценивание. Оценивание производится по двум показателям.

) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:1 — число изображенных элементов (деталей); n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4. Одна деталь — 0,1 балла. Один класс фигур — 1 балл. n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).

Однаошибка — 0,1 балла.

Б 4i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i )

Б — беглость, i — номер рисунка (от 1 до 4).

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

) Оригинальность1 — число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент — 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию).

Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек. k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

р 4i=1 = 5 k + k 1i .

Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста, Б — беглость, 0р — оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Оценивание. Проводится по трем показателям:

) Беглость — число адекватных задаче рисунков. Один рисунок — 1 балл.

Б = n

— число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория — 3 балла.

Г = 3m.

— число категорий.

Категории ответов

. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).

. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

. Игрушки, игры (любые).

. Космос (ракета, спутник, космонавт).

. Лицо (любое человеческое лицо).

. Люди (человек).

. Машины. Механизмы.

. Посуда.

. Предметы домашнего обихода.

. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).

. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

. Спортивные снаряды.

. Съедобные продукты (еда).

. Узоры, орнаменты.

. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек).

Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных рисунков.

6 = n + 3 m + 5 k.

Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

) Беглость — суммарное число ответов (n).

Один ответ — 1 балл.

Б = n.

) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек. Один оригинальный ответ — 5 баллов.

р = 5 k.

Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких ответов.

7 = n + 5 k.

Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

Анализ и интерпретация результатов исследования.

Мною была проведена методика диагностики творческого мышления в подгруппе 8 А класса СОШ №1 города Мензелинска.

Данный класс состоит и 24 человек.

Подгруппа, в которой проходило исследование состоит из 14 человек.

Я выбрала 8 класс, потому что именно в этом возрасте бурно протекает переходный возраст, когда дети уже не дети, но еще и не взрослые.

Таблица 2.2. Исследование творческого мышления в 8 классе

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

Б

Г

О

Б

Г

О

Б

Г

О

Б

Г

О

Ученик 1

6

6

0

2

3

0

8

3

35

10

15

10

Ученик 2

2

6

0

2

3

5

4

1,6

15

14

18

10

Ученик 3

3

12

0

1

3

0

1

0,4

5

5

6

0

6

12

15

1

0

5

6

2,4

25

5

6

15

Ученик 5

1

3

0

1

3

0

1

0,4

5

4

1

0

Ученик 6

2

6

5

2

6

5

7

3

0

8

4

5

Ученик 7

4

9

0

1

3

5

4

1,5

15

5

9

0

Ученик 8

3

9

0

3

3

5

3

12

10

9

15

0

Ученик 9

5

12

10

4

6

0

4

1,6

10

5

15

5

Ученик 10

4

6

0

3

9

5

7

2,4

10

9

6

10

Ученик 11

3

6

0

1

3

0

1

0,4

0

8

12

5

Ученик 12

4

6

0

1

3

0

3

1

0

10

15

5

Ученик 13

2

6

0

2

3

5

1

0,4

0

3

9

0

Ученик 14

7

12

5

3

9

15

6

2,3

15

11

15

5

Ученик 15

5

9

5

3

9

5

5

1,8

10

12

9

0

Таблица

Субтест 5

Субтест 6

Субтест 7

Общее количество баллов

Б

Б

Г

О

Б

О

Б

Г

О

Ученик 1

3,8

15

6

15

26

35

44,8

6

50

Ученик 2

0

9

15

0

11

10

20

15

10

Ученик 3

7,8

15

15

25

9

5

31,8

15

30

Ученик 4

8,1

15

15

10

12

15

35,1

15

25

Ученик 5

7,8

7

15

0

8

10

22,8

15

10

Ученик 6

3,8

12

7

10

11

10

26,8

7

20

Ученик 7

5

10

18

0

8

10

23

18

10

Ученик 8

11,8

15

24

5

11

5

37,8

24

10

Ученик 9

8,8

15

15

5

13

15

36,8

15

20

Ученик 10

7,4

15

10

10

13

20

35,4

10

30

Ученик 11

4

14

18

5

14

20

32

18

25

Ученик 12

11

15

11

0

11

15

37

11

15

Ученик 13

13,4

7

15

0

12

25

32,4

15

25

Ученик 14

9,2

15

24

10

11

5

35,2

24

15

Ученик 15

8,8

13

11

5

16

5

37,8

11

10

Таблица 2.2. Анализ результатов тестирования

Уровень

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Высокий

4 (26,5%)

2 (13%)

2 (13%)

Выше среднего

7 (47%)

5 (33%)

0

Средний

4 (26,5%)

7 (47%)

3 (20%)

Ниже среднего

0

1 (7%)

9 (60%)

Низкий

0

0

1 (7%)

. Показатель беглость не является специфическим для творческого мышления и полезен прежне всего тем, что позволяет понять другие показатели творческого мышления. Данные показывают, что большинство детей справляются с выполнением всех заданий.

. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Данные исследования говорят, что уровень развития гибкостии выше средних показателей. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

. Креативность в тесте оценивается по нескольким критериям. Наиболее показательный из них — оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. По результатам приведенного исследования, можно сказать, что уровень творческого мышления, в данной возрастной группе, соответствует показателю «ниже среднего».

Для того, чтобы охарактеризовать стройность, логичность творческого мышления, а также выбор адекватного решения, мною был проведен анализ такого показателя, как точность. Точность находится путем суммирования творческих компонентов. Таким образом, мы получили следующие данные.

Таблица 2.2. Нахождение показателя точность.

Общее количество баллов

Б

Г

О

Ученик 1

70,8

33

95

198,8

Ученик 2

42

43,6

40

125,6

Ученик 3

41,8

36,4

35

113,2

Ученик 4

53,1

35,4

85

173,5

Ученик 5

29,8

22,4

15

67,2

Ученик 6

45,8

26

35

106,8

Ученик 7

37

40,5

30

107,5

Ученик 8

55,8

63

25

143,8

Ученик 9

54,8

49,6

45

149,4

Ученик 10

58,4

33,4

55

146,8

Ученик 11

45

39,4

30

114,4

Ученик 12

55

36

20

111

Ученик 13

40,4

33,4

30

103,8

Ученик 14

62,2

62,3

55

179,5

Ученик 15

62,8

39,8

30

132,6

Таблица 2.2. Анализ показателя точность

Уровень

Точность

Высокий

3 (20%)

Выше среднего

5 (33%)

Средний

6 (40%)

Ниже среднего

1 (7%)

Низкий

0

 организация и диагностика развития творческого мышления подростков 1

Рис.

По результатам констатирующего эксперимента были выявлены учащиеся с разным уровнем развития творческого мышления: 40% учащихся 8 класса показали средний уровень развития творческого мышления, 7% школьников — ниже среднего. У 33% учащихся уровень развития мышления выше среднего и у 20 % — высокий уровень. Характерной особенностью развития творческого мышления подростков является неравномерность в развитии основных показателей.

Заключение

Творческое мышление — замечательная способность, которая может не только обогатить нашу жизнь, но и перенести нас в другую реальность или вооружить иным взглядом на мир. До недавнего времени многие считали ее сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной — во многом это дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества — преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Важным условием творческого воспитания учащихся подросткового возраста является готовность педагогов к реализации программы творческого развития школьников-подростков.

Итак, в результате проделанной работы были решены следующие задачи:

были рассмотрены теоретические особенности творческого воспитания школьников-подростков;

выявлены особенности развития и воспитания старших школьников;

— изучено содержание творческого мышления;

— исследованы педагогические условия формирования творческих способностей личности школьника-подростка в современной школе.

Таким образом, определение и реализация педагогических условий формирования творческого мышления подростка на основе его активной позиции, разработка адекватной современной образовательной ситуации и системы воспитательной работы является залогом успешной реализации творческого воспитания.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача. Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9-15 лет

Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого

Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).

Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста — 5 минут.

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Субтест 5. Составление изображений

Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.

Время выполнения всех рисунков — 8 минут.

Субтест 6. Эскизы

Задача. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Время выполнения задания — 10 минут.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого.

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Заключение 1

Рис.