метки: Работа, Дипломный, Степень, Написание, Самостоятельность, Вывод, Определение, ОбъектНазвание работы, программа исследования и выводы должны соответствовать друг другу.
Тема исследования определяется в поле объектов психологического познания. Тема формулируется в соответствии с ее актуальностью в современной психологии и профессиональными интересами исследователя. |
2. |
Постановка проблемы |
Корректность формулировкиНаличие выделенных противоречий, групп противоречий, порождающих проблему исследования |
Проблема исследования определяется на основе выявленных противоречий в уже существующих эмпирических и теоретических исследованиях. |
3. |
Обоснование актуальности темы |
АргументированностьКраткость (полнота и достаточность) |
По возможности следует привести статистические данные, иллюстрирующие актуальность темы |
4. |
Определение объекта и предмета исследования |
КорректностьСоответствие принятому в научном сообществе принципу разделения объекта и предмета исследованияАдекватность проведенной методологической рефлексии теме и проблеме исследования |
Объект психологического исследования – область , определяющая ряд психологических феноменов и явлений, внутри которой находятся различные предметы исследования, в то числе и по теме вашего исследования. Это часть научного знания.Предмет исследования – отдельный изучаемый в вашей работе феномен (система или совокупность, влияние, взаимосвязь и т.п. феноменов, факторов, явлений), входящий в эту область.Объектом исследования является поле исследования, предметом – его часть , проблемой – направление изучения предмета на основе имеющихся уже данных в теории и практике психологии.
Существуют разные подходы к определению объекта и предмета исследования.
Объектом исследования может быть также изучаемая группа.
На защите автор дипломной работы должен быть готов к доказательному комментарию того, как было проведено определение понятий ОБЪЕКТА и ПРЕДМЕТА исследования. Чем руководствовался автор дипломной работы?
|
5. |
Определение цели и задач |
1.Соответствие проблеме, выделенному предмету исследования, планируемому результату исследования и его составляющим2.Диагностируемость поставленных целей и задач.3.Конкретность и реалистичность.
4.Соответствие задач поставленной цели (достаточность задач для достижения обозначенной цели исследования)
|
Цель исследования – основное направление исследования, решаемое поставленными далее задачами.Среди задач должны быть как теоретические, так и эмпирические, причем последние должны иметь очень конкретную, содержательную формулировку. Например, «статистический анализ данных» осуществляют все студенты, и такая формулировка ничего не говорит о сути данной дипломной работы. |
6. |
Выдвижение гипотезы |
Корректность формулировкиЧеткостьОбоснованность выдвижения |
Гипотеза исследования – это проверяемое теоретическим и эмпирическим путем предположение исследователя |
7. |
Определение ключевых понятий и категорий работы, интерпретация их содержания |
Обзор различных подходов к интерпретации содержания ключевых понятий и категорий исследования |
Важно, чтобы студент обосновал и выделил именно ту трактовку ключевых понятий, которая выбрана им из всего множества и будет использоваться в данной работе. |
8. |
Методологическая база исследования |
Научность изложенияСистемностьАнализ ключевых идей, теорий, концепций, парадигм, методов исследования проблемы |
Необходимо, чтобы студент помнил о методологической базе не только при написании введения и теоретической части, но и при обсуждении эмпирических результатов. |
9. |
Оценка состояния изученности вопроса в теоретических источниках |
1.Наличие авторской позиции студента при написании теоретического обзора, анализ литературы должен содержать либо сравнение сильных и слабых сторон рассмотренных подходов, либо их обобщение.2.Системность анализа.3.Логичность изложения. |
|
10. |
Планирование работы (содержание работы, оглавление) |
Логичность.Соответствие содержанию работы.Адекватность объёма плана характеру этого раздела (краткость, четкость, достаточность).
|
|
11. |
Наличие выводов (промежуточных, итоговых) |
Выводы включают интерпретацию полученных результатов на двух уровнях – на эмпирическом и теоретическом, демонстрируя соответствие теоретического анализа литературы и выполненного эмпирического исследования. |
|
12. |
Разработка программы исследования (эмпирическое, экспериментальное) |
Соответствие теории и эмпирики – проведенный литературный анализ обосновывает эмпирическую базу исследования, а интерпретация полученных результатов проводится в рамках определенной теории, выбранного методологического обоснования, определяющего программу исследования. |
|
13. |
Выбор методов исследования, обоснование применяемых методик исследования |
Соответствие целям и задачам исследования, методологическому обоснованию.Взаимосвязь методов, взаимодополняемость.Стандартный характер методик.
Надежность, валидность, адаптированность.
|
Методики должны быть описаны подробно, – следует указывать назначение каждой из них, процедуру применения, инструкцию, приводить стимульный материал и алгоритм обработки данных. |
14. |
Владение практическими методами социально-психологического исследования (математическими и др.) |
Обязательным требованием является и использование статистических методов в эмпирическом исследовании, но как средства анализа, целью обязательно остается психологическая интерпретация. |
|
15. |
Описание и анализ достигнутых результатов исследования |
Статистическая обработка результатов исследованияКачественное описание полученных результатов исследованияОценка адекватности поставленным целям и задачам |
Важно сопоставить полученные данные с литературными, обсудить выявленные совпадения и расхождения, подчеркнуть новизну дипломного исследования. |
16. |
Содержание раздела «Заключение» |
Соответствие поставленным целям и задачам исследованияОпределение направлений дальнейших исследований проблемы, темы |
|
17. |
Структура дипломной работы |
Соответствие нормативным требованиям к структуре итоговой квалификационной работы |
|
18. |
Оформление дипломной работы |
Соответствие нормативным требованиям к оформлению работы.Соблюдение принципа единообразия в оформлении (нумерация страниц, оформление ссылок, шрифт, заголовки, интервал, сокращения, оформление таблиц, рисунков, диаграмм, пр.).Соответствие текста нормам русского языка (стилистика, орфография, пунктуация и пр.).
Научный стиль изложения.
|
|
19. |
Список литературы |
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/stepen-samostoyatelnosti-pri-napisanii-diplomnoy-rabotyi/
1.Соответствие нормативным требованиям к описанию выходных данных источников.2.Разнообразие жанров (словари, монографии, научные публикации, авторефераты диссертационных исследований и пр.).3.Включение в список литературы, помимо иных изданий, источников, опубликованных в течение последних 5 лет. |
Категорически недопустимы расхождения между сносками в тексте и списком литературы (например, в тексте приведены ссылки на 42 источника, а список литературы включает 60 пунктов).
|
20. |
Приложения |
Соответствие нормативным требованиям к оформлению приложений:
- наименование приложений;
- нумерация приложений;
– адекватное оформление таблиц, графиков, рисунков, таблиц, протоколов и пр.
|
|
21. |
Новизна исследования |
Объективность оценки.Реалистичность оценки. |
|
22. |
Практическая значимость работы |
Объективность оценки.Реалистичность оценки.Конкретность.
Технологичность материалов.
Адресный характер рекомендаций по конкретным вопросам.
Обоснованность оценки (наличие критериев).
|
|
23. |
Содержание выступления студента-автора дипломной работы |
1.Четкое, ясное изложение содержания.2.Умение анализировать результаты, давать их психологическую интерпретацию, т.е. объяснять выявленные факты на языке научных понятий, а не только на языке зафиксированных проявлений или языке количественных характеристик.3.Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы, к которой работа относится. |
Типичные ошибки выступающего: 1.Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования. Лучше исходить из того, что выступление слушают и оценивают специалисты, которым это понятно и без длительных объяснений.2.Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы. Достаточно кратко оценить состояние проблемы.
3.В докладе отсутствуют выводы или они изложены излишне кратко. Выводы – это, по сути, то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе считать, что поставленная в работе цель не достигнута.
Доклад существенно выигрывает, если он проиллюстрирован раздаточными материалами или презентацией.
|
24. |
Участие в дискуссии в процессе обсуждения работы, ответы на вопросы членов комиссии |
Доказательность суждений.Адекватность ответов поставленным вопросам.Свободное владение материалом исследования.
Самостоятельность суждений.
Готовность к диалогу, к полемике.
Профессиональная речь.
|
Студент должен быть готов к ответам на замечания и вопросы рецензента. |
25. |
Рецензия на дипломную работу |
Характер замечаний и рекомендаций рецензента.Вывод рецензента о степени соответствия работы основным нормативным требованиям, предъявляемым к дипломному исследованию |
Рецензентам рекомендуется при наличии малейшего сомнения в самостоятельности работы использовать «Антиплагиат» самим или хотя бы проверять наиболее спорные места с помощью поисковых систем Интернета. |
26. |
Отзыв научного руководителя на дипломную работу |
Характер содержания отзыва.Оценка готовности автора дипломной работы к проведению самостоятельного исследования (сформированность исследовательских умений, готовность к планированию исследовательской работы, критичность суждений, соответствие этике научного исследования, самостоятельность выводов, ответственность и др.).
|
|
27. |
Другое |
|
|