УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ. ЮУрГУ ВКР

Дипломная работа

Управление — непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений. В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий — спонтанный и сознательный. Причем, на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным. Спонтанный механизм управления социальной инфраструктурой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) — систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне — соответствующие органы управления, на местном — городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные 4

5 процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации. В условиях социальных проблем вопросы управления социальной инрфраструктурой имеют большую актуальность и важность. Целью дипломной работы является изучение механизма управления социальной инфраструктурой территории. Объект исследования — система государственного управления. Предмет исследования управление социальной инфраструктурой. Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются аспекты сущности социальной инфраструктуры, во второй главе анализируется предмет управления социальной инфраструктурой, в третьей главе рассматриваются предложения по совершенствованию данной отрасли. 5

4 стр., 1659 слов

Социальная политика и социальное управление

... субъектами управления социальной сферы являются хозяйствующие субъекты, выполняющие социальные функции, и общественные организации, играющие роль сторонних наблюдателей и контролеров. Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего ...

6 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ТЕРРИТОРИИ 1.1 Содержание понятия социальная инфраструктура Одними из главных характеристик современного этапа развития России являются повышение значимости и совершенствование инфраструктуры. Трактовка понятия инфраструктуры исходит от латинского «infra» ниже, под; structura расположение, строение. В обществе, несмотря на достаточно обширное использование термина «инфраструктура» существует множество его описаний. Рассмотрим подробно данное понятие. Первым фактом является то, что под инфраструктурой предполагается целостная концепция системы обслуживания, главная цель которой состоит в обеспечении деятельности производства и предоставлении разных услуг обществу. Второй факт состоит в том, что собственно под инфраструктурой подразумевается комплекс единиц, действие которых ориентировано на обеспечение правильного функционирования государственной экономики. Ключевые функции инфраструктуры муниципального образования заключаются в следующем: 1) обеспечение и максимально возможное возмещение инфраструктурных нужд жителей муниципальных образований; 2) обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования. Инфраструктура обладает огромной ролью в факторе функционирования государственной экономики, представляя собой обязательную ее составляющую. На современной стадии формирования российской экономики, значимость инфраструктуры возрастает, и продолжается процесс ее улучшения. Принято классифицировать инфраструктуру, согласно последующим основным показателям (рисунок 1).

6

7 Рисунок 1 Классификация инфраструктуры Рассматривая классификацию инфраструктуры необходимо отметить, что в национальной экономике выделяются следующие главные ее виды: 1) производственная инфраструктура; 2) рыночная инфраструктура; 3) социальная инфраструктура. Производственная инфраструктура, это непосредственно те сферы, которые обслуживают материальное производство, однако, их структура изменяется в ходе развития производства. Производственная инфраструктура обеспечивает формирование полноценных условий для функционирования материального производства, данная инфраструктура разделяется на инфраструктуру общего назначения и внутрипроизводственную. Инфраструктура общего назначения, ее базовой составляющей является материально-снабженческая база, содержащая в себе финансовую систему, связь, услуги ЖКХ, транспорт, информационные и 7

8 финансовые услуги и т.д., обслуживающие ведущие отрасли производства и обеспечивающие движение средств производства, трудовых ресурсов, капитала. Внутрипроизводственная инфраструктура предназначена для обеспечения производственной деятельности непосредственно внутри организации. По принципу предоставляемых услуг и изготавливаемого продукта производственная инфраструктура подразделяется на техникокоммуникационную, включающую в себя: транспорт (сами транспортные средства и необходимые для их функционирования объекты подъездные пути, взлетные полосы, станции, порты и т.п.); средства коммуникации; электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение; инженерные устройства и сооружения и т.п и материально-снабженческую, к которой относятся: складское хозяйство, оптовая торговля, сервисные службы по обслуживанию и ремонту, заготовительные объекты и т.п. К ключевым признакам развитости производственной инфраструктуры можно относить насыщенность дорогами, средствами связи, энергоснабжением и топливоснабжением, водоснабжением и т.п. Непроизводственная социальная инфраструктура имеет своей целью удовлетворение потребностей населения в услугах непроизводственного вида, к таковым относятся культурные, социальные, духовные. Непроизводственная инфраструктура организовывает воспроизводство рабочей силы посредством предоставления услуг в области образования, науки, здравоохранения и культуры. Особенность производственной инфраструктуры была рассмотрена выше, в ее основе лежат определенные компоненты, характер которых, сущность их взаимодействия друг с другом зависят от их целей, которые определяются интересами всей государственной экономики, ее нуждами. Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению от производственной сферы. 8

11 стр., 5254 слов

Финансы деньги и налоги : Финансы организаций социальной сферы

... сферы материального производства. Таким образом, социально-бытовая инфраструктура -- это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство. Социально-бытовая инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное ...

9 К непроизводственной институциональной инфраструктуре, относят услуги научного, управленческого, правового, маркетингового, инвестиционного и инновационного характера, а также безопасность. [1] По масштабу действий инфраструктуру подразделяют на несколько уровней: 1) международная инфраструктура (мегауровень); 2) национальная инфраструктура в рамках отдельной страны (макроуровень); 3) инфраструктура отдельного региона или отрасли (мезоуровень); 4) инфраструктура организации (микроуровень).

Рыночная инфраструктура это совокупность элементов национальной экономики, деятельность которых направлена на организацию благополучной деятельности рынка и его всестороннее развитие. Ее основу составляет система разных учреждений и организаций, которые обеспечивают полноценную работу различных сфер сектора экономики. Рыночную инфраструктуру составляют следующие компоненты: 1. Торговые организации. Данные организации не производят материальный продукт, основная их цель заключается в обеспечении торговли уже созданными продуктами. Торговые организации реализуют произведенный предприятиями производственной сферы товар. Также они удовлетворяют нужды населения в тех или иных товарах. Значимость торговых организаций заключается в том, что они активно определяют объемы производства, выпуск новых видов продукции и т. д.; 2. Биржевая торговля, которая имеет большую роль для нормальной деятельности рынка. Биржа это целостный и постоянно действующий рынок, где происходит торговля крупными партиями товаров, валюты и т. д.; 3. Банковская система. Это система учреждений, которые обеспечивают денежновалютные отношения между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике. 4. Небанковские учреждения, организации, осуществляющие свою деятельность с денежными средствами, однако которые не имеют статуса банков. Таковыми 9

10 являются страховые кампании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т. д. 5. Транспортная система, которая является важнейшей инфраструктурой рынка. Она обеспечивает правильный товарооборот его скорость и эффективность. От данной системы зависит функционирование производственного сектора экономики, доставка ресурсов и готовых товаров. Итак, перейдем к рассмотрению социальной инфраструктуры, неотъемлемой части современного общества. Для того чтобы в полной мере раскрыть суть социальной инфраструктуры, необходимо начать с определения понятия. Социальная инфраструктура это совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей населения, обеспечение полноценной жизнедеятельности, и интеллектуального развития населения. Она является механизмом, обеспечивающим нормальную, комфортную жизнь человека в обществе. Объектом социального обслуживания является население. [2] Социальная инфраструктура организовывает различные условия с целью удовлетворения общественных и личных, духовных и материальных нужд, путем обеспечения разного вида услуг. Социальная инфраструктура обеспечивает необходимую степень и качество жизни населения, подготовку профессиональных кадров, а также воспроизводство трудовых ресурсов. В социальной инфраструктуре объединены сферы согласно общему признаку выполняемых функций — удовлетворение различных нужд жителей муниципального образования, вне зависимости от их материально-вещественного выражения. Объектами социальной инфраструктуры являются учреждения осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность, различные сооружения спортивного характера, организации в сфере культуры и искусства, объекты бытового обслуживания населения, жилищно-коммунальное хозяйство, 10

6 стр., 2650 слов

Социальная инфраструктура региона: сущность, особенности функционирования ...

... населения в услугах. Сущность социальной инфраструктуры, на наш взгляд, есть отношения по поводу удовлетворения потребностей населения в особом социально-экономическом продукте – услугах. Таким образом, общим для всех элементов социальной инфраструктуры, ... экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. Как сущность, так и классификация социальной инфраструктуры в работах ...

11 транспортные услуги и услуги связи для жителей, объекты розничной торговли, общественного питания. По признаку функционального назначения классифицируют социальнокультурную и социально-бытовую инфраструктуру. К первой группе относятся элементы, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы и развитие населения, таковыми являются сферы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, спорт, туризм. Объектами данной сферы являются также образовательные и медицинские учреждения, спортивные сооружения, учреждения культуры и искусства. Во вторую группу относят объекты, обеспечивающие общественные бытовые условия жизнедеятельности работника и всего населения территории. К таковым относят жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, услуги транспорта и связи для населения. Также к данной сфере относятся жилые дома, кафе, магазины, бани, химчистки, парикмахерские, ремонтные мастерские и т.п. К признакам развитости социальной инфраструктуры территории относятся такие показатели как продолжительность жизни, доля пенсионеров среди населения, среднемесячный доход граждан, а также стоимость набора основных продуктов питания, прожиточный уровень и т.д. Социальной инфраструктуре по своей природе присуще двойственный характер: во-первых, она является материальной составляющей для обеспечения и реализации контрольных функций социальной политики, также в ее структуре существуют материально-вещественные элементы, без которых социальная политика не сможет реализовываться. Во-вторых, усовершенствование социальной инфраструктуры — это одна из главных задач осуществления социальной политики, которая проводится государством. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что усовершенствованная, развитая и соотносящаяся с определенным периодом развития общества, социальная инфраструктура — это результат, конечный продукт социальной политики, критерий её правильного осуществления. 11

24 стр., 11826 слов

Проблемы социальной защиты населения (на примере Управления социальной ...

... отечественного опыта социальной защиты и проблем в данной сфере следует признать недостаточно разработанной, что и предопределило выбор темы дипломного исследования "Проблемы социальной защиты населения. Роль органов местной власти (на примере Управления социальной защиты населения Администрации ...

12 Основная цель социальной инфраструктуры — это полноценное формирование человеческой личности в ходе воплощения его духовных, культурных и бытовых нужд. Социальная инфраструктура это особенная сфера, которая учитывает и взаимодействует с приоритетными задачами и целями общественной политики, которая направлена на увеличение качества уровня жизни населения, а также улучшение их благосостояния и длительности жизни, помимо всего, она ставит целью формирование здорового и активное поколения. Также, к элементам относится разрешение жилищных проблем, возмещение нужд жителей в качественном жилье, а также улучшение качества жизни населения в целом. Кроме всего, нужно учитывать экологические условия жизни и труда, гарантировать социальную защищенность для населения, удовлетворять нужды общества в определенных продуктах и услугах, вместе с этим повышать платежеспособность населения. Воздействие социальной инфраструктуры на государственную экономику заключается в том, что она дает возможность организовать воспроизводство трудовых ресурсов главного составляющего национальной экономики, ее роль в развитии государства очень велика. Социальная инфраструктура осуществляет ряд функций, которые определяются задачами экономического развития всего общества: достижение равноправия в обществе и духовного формирования человеческой личности. Итак, функциями являются: 1) Обеспечение условий для прогрессивных тенденций в обществе, развитие его потенциала, а также полноценное повышение качества жизни; 2) Производство рабочей силы, в задачи которой входит качественное удовлетворение потребностей населения и производства; 3) Полноценное применение ресурсов труда; 4) Предоставление комфортных условий для жизнедеятельности населения; 5) Улучшение, а также сохранение текущего уровня здоровья населения 6) Продуктивное использование свободного времени граждан. 12

13 Социальная инфраструктура нацелена на территориального потребителя, в данной роли выступает население региона, района, города, поселка, деревни, т.е. определенная социально-территориальная общность людей. Таким образом, нужды в оптимальной организации среды становятся в этом случае основными. Элементы социальной инфраструктуры не обеспечивают создание конечного продукта, они организуют условия для правильного и полноценного формирования производственного процесса. Элементы социальной инфраструктуры демонстрируют существующую действительность, с помощью которой обозначается стабильная система вещественных компонентов, которые обеспечивают условия для рациональной деятельности человека во всех областях жизнедеятельности. Объекты социальной инфраструктуры это прежде всего учреждения жилищнокоммунального хозяйства, организации в сфере медицины, учреждения для детей дошкольного возраста, высшие учебные заведения, школы, места общественного питания, учреждения культуры, различные городские службы, организации спортивно-оздоровительного характера, транспорт, занимающийся обслуживанием рабочих и служащих, услуги связи и информационных служб территории. Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую действительность, благодаря которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Вместе с этим, подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение. Структура социальной инфраструктуры представлена следующим образом. (рисунок 2) 13

13 стр., 6342 слов

Социальное программирование в системе социального управления

... и превращение его в действительное условие развития человека. Выдвижение социальных результатов в качестве системообразующего фактора управления означает пересмотр ключевых принципов его организации, ... "давление" общества, его важнейших социальных и политических институтов на общественное производство, расширяется сфера регулирования и социального контроля за его организацией, предпосылками, ...

14 Социальная инфраструктура Комплекс услуг, направленных на развитие человеческого потенциала Услуги, способствующие созданию социальных условий жизнедеятельности людей Услуги здравоохранения и соц. обеспечения Жилищные услуги Услуги образования и науки Услуги коммунальной инфраструктуры Услуги в сфере культуры и искусства Услуги инфраструктуры общественного транспорта Услуги в сфере спорта и физической культуры Услуги в сфере туризма и рекреации Услуги розничной торговли и общественного питания Социально-бытовое обслуживание населения Рисунок 2 — структура социальной инфраструктуры Рассмотренные сферы социальной инфраструктуры имеют как организационное подкрепление, так и юридическое: в их структуре находится материальновещественное выражение в виде комплекса различных строений, сооружений, специализированных зон и участков, коммуникаций, сетей и т.п., сооружений для полноценного осуществления своей основной социальной функции. Итак, подводя итог, социальная инфраструктура предполагает собой рационально сформированную материально пространственную сферу, необходимым требованием существования которой является максимальная доступность и пространственно-временная приближенность её областей к сферам социальной и индивидуальной активности человека. 14

15 1.2 Управление развитием социальной инфраструктурой территории Деятельность органов местного самоуправления в области развития социальной инфраструктуры муниципальных образований подкреплена конституционными правами, в соответствии с которыми определены характеристики, функции и полномочия местного самоуправления и его органов. Следовательно, важную роль для деятельности органов местного самоуправления по реализации задач в сфере формирования социальной инфраструктуры территории играют решения местных представительных и исполнительных органов специальной компетенции. Эти органы создают и одобряют соответствующие нормативные правовые документы, а также реализуют другие важные для развития социальной инфраструктуры функции и задачи, при этом нацеливаются, в большей степени, на отраслевые установки. Социальная функция считается основной, приоритетной для муниципального управления. Её целью является последовательное увеличение качества жизни населения и сокращение социального неравенства, а также организация всеобщей доступности ключевых социальных благ и качественного предоставления услуг, как в сфере медицинского обслуживания населения, так и в области образования, а также социального обслуживания. Под социальной политикой принято понимать организацию работы субъектов управления разного уровня, ориентированную на управление социальным развитием муниципального образования, а также на обеспечение удовлетворения потребностей, как в материальном плане, так и духовном. Управление социальным развитием подразумевает под собою управление комплексом систем в различных отраслях. К таковым относятся: образование, здравоохранение, бытовые и культурные услуги, транспортное обслуживание населения. Конечным результатом социальной сферы считаются условия жизни населения, уровень и качество их жизнедеятельности. Социальная сфера содержит социальную инфраструктуру и производимые ею продукты 15

59 стр., 29232 слов

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ГОРОДА ...

... дипломной работы. Цель дипломной работы заключается в исследовании и анализе системы стратегического управления на предприятии и разработке рекомендаций по совершенствованию стратегического управления в органах государственного управления. Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи : 1. Изучить теоретические и организационные основы стратегического управления на предприятии ...

16 потребления, к которым относятся услуги в самых различных областях: образование, здравоохранение, социальное и бытовое обслуживание, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования социального поведения населения. Отличительной чертой сферы социального регулирования считается то, что в ней преобладают учреждения, которые финансируются за счет средств местного бюджета, при этом выделяется два участника управления — субъект и объект, которые взаимосвязанные между собой. Особенность управления социальной сферой состоит в реализации государственными органами управленческой деятельности, ориентированной на поддержание и развитие ключевых отраслей социальной сферы муниципального образования. Ключевая роль в создании и осуществлению программ развития социальной сферы отводится органам исполнительной власти. Базой для принятия решений является сравнение показателей развития социальной инфраструктуры с нормативными или установление фактического показателя, принятого для описания определенной сферы социальной сферы. Взаимозависимость социальной сферы и системы производства и потребления требует изменения принимаемых решений в соответствии с производственными и финансовыми возможностями. Следовательно, программа развития социальной сферы муниципального образования должна совмещать в себе как социальные аспекты, так и экономические. Для выполнения задач стратегического развития социальной инфраструктуры обычно следует увеличивать составляющую часть бюджета, включающую расходы на такие сферы жизни как образовательную, здравоохранение, культурную, обустройство территории, развитие улично-дорожной сети, вместе с этим, улучшение системы финансирования услуг в данных сферах экономики. Особенность управления социальной сферой региона состоит в создании такой сложной подсистемы, в которой все действия скоординированы, а все её 16

17 элементы полноценно взаимодействуют. Сложность состава социальной сферы предполагает необходимость формирования достаточно развитой системы управления, при которой ключевым субъектом управления социальной сферой региона являются государственные органы власти и органы общественного самоуправления. Данные органы реализовывают управление социальной сферой с целью достижения положительных изменений, это достигается посредством формирования оптимального состава региональных органов управления и использованием на всех уровнях законов в социальной сфере. На региональном уровне социальная сфера является объектом управления для всех государственных органов власти, которые функционируют в регионе, в первую очередь для ведомств и министерств, деятельность которых осуществляется в социальной сфере, к таковым относятся: министерства и государственные комитеты, ведающие вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, а также физической культуры. На муниципальном уровне, это различные отделы и управления органов местного самоуправления. Следовательно, на каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои задачи, в соответствии с предоставленными полномочиями. Управление социальной сферой региона связано с исполнением большого количества функций, решением различных управленческих и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Так как социальная сфера предполагает собой особую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизни, управление должно реализовываться, учитывая условия и факторы, которые обеспечивают воспроизводство, развитие, а также совершенствование различных общественных групп. Приоритетными направлениями управления развитием компонентов социальной инфраструктуры, являются формирование элементов социальной области и сферы услуг. 17

8 стр., 3523 слов

Социальная инфраструктура

... социальной инфраструктуры [3]. Предстояло продумать иной путь решения задачи, отыскать новые, более точные понятия, характеризующие условия развития производства и жизнедеятельности населения. Дальнейшая разработка проблем инфраструктуры, ... только на производстве, но и во всех основных сферах общества. В то же время социальная инфраструктура не есть механическое собрание учреждений и объектов ...

18 Ключевое значение для управления развитием социальной инфраструктуры отводят различным программам социально-экономического развития территорий и конкретных муниципальных образований, целевые социальные программы и проекты. Их значимость для органов местного самоуправления определена как целевым финансированием, так и тем, что в данных документах показаны главные направления, показатели и индикаторы, которые позволяют определять приоритеты, методику выбора деятельности, показатели для оценки эффективности деятельности в сфере развития социальной инфраструктуры и ее отдельных элементов. Сильную социальную политику, правильное управление социальной инфраструктурой характеризует, прежде всего, такие показатели как организация и реализация концепции, принципов и мер по реализации поставленных задач, которые ориентированы на позитивное и устойчивое формирование социальной сферы в направлении реального усовершенствования условий жизни населения. Эффективная социальная политика ориентирована на достижение существенных результатов. Кроме того, результативная региональная социальная политика связана с достаточно основательной и всесторонней реализацией программ и проектов, которые направлены на защиту всех компонентов социальной структуры региона. Следовательно, региональная социальная политика и управление социальной инфраструктурой считаются эффективными, когда меры, направленные на достижение социально значимых задач, согласуются с факторами общественного развития, к которым относятся как духовные, экономические, культурные, экологические, так и демографическим факторы. Управление социальной сферой должно быть нацелено на достижение следующих приоритетных задач: 1) Формирование необходимых условий для достижения всеобщей доступности и получения качественных социальных благ, базовыми являются — медицинское обслуживание и общее образование для населения; 18

19 2) Увеличение защиты социально ослабленных хозяйств, которые не могут самостоятельно решить возникшие социальные проблемы, и нуждаются в поддержке государства; 3) Формирование условий в экономической сфере, для трудоспособного населения, которые позволят гражданам обеспечить наиболее высокий уровень социального потребления; 4) Создание организационно-правовой базы, для развития различных институтов, включая социально-культурную сферу, которая позволит создать возможность максимально полноценной мобилизации средств населения и предприятий, позитивного использования этих средств, и организации на данной основе хорошего качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых благ и услуг. Итак, подводя итог управления развитием социальной сферы, которая напрямую зависит от эффективности проведения социальной политики, перейдем к рассмотрению теоретических аспектов управления развитием социальной инфраструктуры территории. Практика управления развитием инфраструктуры всё больше использует методы управления, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится к созданию временных рабочих групп, к долгосрочному планированию, к передаче полномочий, к методикам управления организационной культурой. Политика управления инфраструктурой основывается на планировании, которое учитывает, как изменение социальных и экономических факторов, так и дополняет спрос на элементы инфраструктуры и сферу коммунальных услуг, связи с общественностью, должна быть организована рациональная система управления инфраструктурой, обеспечивающая эффективность получения информации сверху вниз и обратно, а также строгую отчетность и контроль всех объектов этой системы. Программы социального развития предполагают системный характер для решения отраслевых и региональных проблем в социальной инфраструктуре. 19

7 стр., 3274 слов

Совершенствование системы управления социально-экономического ...

... промышленного производства), базирующуюся на социальной инфраструктуре, формирующей трудовой потенциал территории. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований должно сводиться к формированию нормального уровня жизни сельского населения как в экономическом плане (высокая заработная ...

20 Приоритетные национальные проекты, которые направлены на увеличение эффективности различных областей инфраструктуры включают систему мероприятий по управлению социальной инфраструктурой жилищнокоммунального хозяйства, медицинской и образовательной сферы, которые финансируются, в основной, части из средств федерального бюджета. Наибольшее распространение, в качестве инструмента в управлении развитием социальной инфраструктурой получают современные информационные технологии, которые основываются на управленческих и финансовых показателях, технология организации команд, которые ориентированы на формирование нового или усовершенствование старого продукта. Формирование инновационных возможностей в рамках управления инфраструктурой становится залогом эффективной работы. Для создания таких инновационных возможностей следует на каждом уровне управления инфраструктурой развивать инновационные стратегии, которые ориентированы на социальную сферу. Управление реализацией приоритетных национальных проектов в социальной инфраструктуре подразумевает полноценное взаимодействие администраций, правительств регионов с соответствующими федеральными министерствами (образования и науки, регионального развития, здравоохранения и социального развития), а также подведомственными им федеральными агентствами для проведения всех намеченных мероприятий по приоритетным направлениям национальных проектов и получению выделяемых объемов финансирования. Управление развитием социальной инфраструктуры территории имеет характерные особенности государственного управления, которые выражаются, в первую очередь, в общих методиках оценки результатов, целях, задачах, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Усовершенствование каждой функции управления социальной инфраструктурой имеет свои особенности: 20

21 1) Планирование и прогноз в управлении социальной инфраструктурой как правило исходят из задач, которые устанавливают федеральные органы власти, а также непосредственно население, на основе демократического выбора; 2) Организация государственного управления в области социальной инфраструктуры имеет иерархическую структуру и соответствующие данной иерархии административные процедуры. В связи с этим в рамках органов государственного управления инфраструктурой сформирован особенный административный характер управления, который имеет много общего с характером управления в крупных иерархических коммерческих организациях; 3) Контроль и оценка результатов в рамках системы управления инфраструктурой исполняются федеральными органами власти и одновременно населением территории, как непосредственным образом, так и с помощью СМИ и различных общественных организаций. Однако стоит отметить, что контроль в управлении развитием инфраструктурой территории носит более широкий и всеобъемлющий характер, чем в коммерческой организации. Подводя итог, необходимо отметить, что в данное время происходит постепенный переход управления развитием социальной инфраструктуры к модернизированной, усовершенствованной, более гибкой модели, основанной на современных управленческих технологиях, в том числе, используемых в условиях коммерческих организаций. Функционирование государственных учреждений социальной инфраструктуры все в большей мере становится связанным с частными организациями. Увеличивается практика создания городских государственных агентств специализированных отраслей, которые, действуя наподобие частных организаций, осуществляют большинство функций городского управления развитием инфраструктуры. 1.3 Методический подход к анализу управления развитием социальной инфраструктурой 21

22 Для эффективной организации работы социальной инфраструктуры территории необходима выработка методической системы и системы индикаторов, которые характеризуют степень обеспеченности населения элементами социальной инфраструктуры. Система показателей положения и степени развития социальной инфраструктуры считается своего рода базой, для системного анализа степени развития, и результативности деятельности элементов социальной инфраструктуры, а также для полноценного прогнозирования развития, как на краткосрочную, так и стратегическую перспективу. Анализ уровня развития социальной инфраструктуры подразумевает качественное и количественное установление характеристик элементов инфраструктуры, которые оцениваются по специальной заранее определенной методике и сопоставляются с образцовыми показателями, посредством, которых предоставляются услуги населению, которые формируют качественную жизнь и воспроизводство рабочей силы. При анализе социальной инфраструктуры одной из ключевых проблем является неоднородность обрабатываемой информации. В связи с этим С. П. Федулов предлагает использовать в основе методологической базы для её анализа такие параметры как статистические показатели общего вида, расчётные статистические показатели, социальные нормативы и ориентиры, а также социальные оценки. [3] Занимаясь исследованием методологических основ анализа уровня развития социальной инфраструктуры, С. П. Федулов пришёл к выводу, что базовой методикой является социально-экономический мониторинг. Организации и учреждения социальной инфраструктуры нацелены на возмещение личных нужд населения, обеспечение жизнедеятельности и всестороннего развития, на полноценное воспроизводство рабочей силы, деятельность администрации должна быть нацелена на удовлетворение нужд потребителей услуг, для достижения данного результата, следует знать данные нужды. Информация, 22

23 полученная вследствие социально-экономического мониторинга позволяет реализовывать более рациональные управленческие решений. В целом, индикаторы развития элементов инфраструктуры, по которым анализируется степень развитости инфраструктуры, делятся на четыре главные группы: 1) стоимостные, они подразумевают оценку эксплуатационных затрат, оценку основных фондов, объёмы предоставляемых услуг; 2) натуральные, которые показывают, к примеру, протяжённость сетей коммуникаций, торговая площадь; 3) трудовые, к ним относится численность рабочих, служащих, общее демографическое состояние населения; 4) качественные, которые подразумевают техническое состояние объектов, степ ень их износа. Следующую методику для анализа социальной инфраструктуры предлагает Н. И. Ларионова, по ее мнению всё множество существующих индикаторов, которые характеризуют деятельность социальной инфраструктуры, необходимо объединить в три основные группы: детерминирующие, фиксирующие, конечные [4].

Индикатор подразумевает под собою различный характер обширного и сложного явления, каким является социальное развитие территории. Индикаторы получают конкретное количественное выражение через систему показателей, которые в зависимости от их набора характеризуют определённый «блок-аспект» с большим или меньшим уровнем развитости, в различных величинах: абсолютных, стоимостных или натуральных. Детерминирующие индикаторы и показатели определяют ресурсную обеспеченность социального развития, они дают конкретную характеристику производительности территории как основного ресурсного источника его социального развития. Фиксирующие индикаторы предоставляют детальную 23

24 характеристику социальных процессов и явлений, а конечные показывают результат, в качественном выражении. В детерминирующих индикаторах также отражается и объём средств, выделяемых на выполнение целей и задач социального развития территории, а также использование данных средств, которое характеризуется определенными показателями, к примеру, ввод в действие жилищного фонда, объектов образовательной деятельности, учреждений здравоохранения, культуры, торговли и бытового обслуживания, объектов газификации, электрификации, услуг связи и других объектов социальной и инженерной инфраструктуры территории. Также, в группу детерминирующих показателей необходимо включить и объём государственного участия, как в форме льгот и компенсаций форме, так и в форме прямых социальных инвестиций. В таблице 1 систематизированы индикаторы, характеризующие социальные процессы, по методике Н.И. Ларионова Таблица 1 — Показатели, характеризующие социальные процессы Блок показателей Характеристика 1. Сфера населения Количественные показатели численности населения, плотности расселения, половозрастной структуры, брачного и репродуктивного поведения. 2. Сфера занятости Показатели уровня и интенсивности занятости, отраслевая и демографическая структура занятых. 3. Сфера условий труда Уровень механизации и безопасности труда. 4. Уровень жизни населения 5. Социальная инфраструктура 6. Временной ресурс населения Включает доходы и расходы населения, развитие потребительского рынка, определяет масштабы бедности. Обеспеченность населения жильем, социально-культурными и торгово-бытовыми объектами, благоустройство жилого фонда. Годовой фонд рабочего времени, недельный фонд рабочего времени. Далее следует система конечных индикаторов и показателей, которые обобщают результаты детерминирующих и фиксирующих индикаторов и дают 24

25 ключевую информацию о состоянии здоровья, уровне образования, стабильности института семьи, они включают главные аспекты социального благополучия: 1) уровень мотивации труда, определяемый по доле заработной платы в доходах семьи; 2) материальное благосостояние населения, определяемый по доле расходов на питание; 3) уровень здоровья населения, который определяется по показателям продолжительности жизни; 4) уровень образования населения; 5) стабильность института семьи, определяемая по соотношению количества разводов и браков; 6) уровень развития процессов общественной деградации, который определяется по заболеваемости наркологическими и психическими расстройствами, венерическими болезнями, количеству самоубийств и умственно отсталых; 7) степень социальной безопасности, определяемая по количеству правонарушений. Огромная роль при изучении вопросов функционирования элементов социальной инфраструктуры отводится объёму предоставляемых населению услуг, их качеству, и степени удовлетворения населения в этих услугах. Для количественного анализа уровня удовлетворения населения в услугах социальной сферы следует сопоставлять фактический показатель, предполагаемый для описания уровня развития определенной отрасли социальной сферы, с его нормативным значением, выражается это следующей формулой (1): P S = ; (1) N где S — уровень удовлетворения населения услугами социальной сферы; Р — фактическая обеспеченность услугами; N — нормативная обеспеченность услугами [5].

25

26 Полученный в результате расчетов показатель имеет огромное теоретическое и практическое значение, его следует принимать во внимание при распределении капитальных ресурсов, которые предназначены для развития социальной сферы, кроме того расходов по их содержанию. Подробное рассмотрение вопрос о методике анализа социальной инфраструктуры и показателях состояния и развития социальной инфраструктуры получил в работах Л. В. Бондаренко и И. Т. Шаяхметова. Обобщая собранные показатели анализа степени и уровня развития социальной инфраструктуры, предлагается классифицировать их по следующей схеме: 1) Классификация по форме, к таковым относятся стоимостные и натуральные индикаторы; 2) По характеру затрат труда, связанного с формированием и функционированием инфраструктуры, включающие различные показатели кадрового потенциала; 3) По характеру информации, которую они несут; 4) По воспроизводственному критерию, к таковым относятся факторные, ресурсные, эксплуатационно-затратные и результирующие индикаторы развития социальной инфраструктуры. [6].

Большая роль отводится показателям последней классификационной группы, объединённые по воспроизводственному критерию, так как они дают возможность получить полноценное, системное представление о социальной инфраструктуре как об объекте управления. В данной группе, факторные индикаторы показывают финансовоэкономическую, материально-техническую и трудовую базу развития социальной инфраструктуры. В свою очередь ресурсный блок индикаторов описывает состояние материально-вещественного и кадрового потенциала социальной инфраструктуры. Он имеет количественные и качественные оценки. Количественно оценить материально-вещественный потенциал социальной 26

27 инфраструктуры можно на основе показателей. К таковым относится стоимостная оценка основных фондов объектов социальной инфраструктуры; наличие объектов социальной инфраструктуры по количеству и их мощность; показатели территориальной доступности элементов социальной инфраструктуры. Далее следует группа эксплуатационно-затратных индикаторов, которые включают: расходы материально-технических средств на содержание объектов социальной инфраструктуры, а также расходы на оплату труда персоналу. Группа результирующих показателей описывает результат затрат на формирование и функционирование социальной сферы. Результат в данном случае определяется путём сопоставления затрат с достигнутыми социальными, социально-экономическими и экономическими показателями. В свою очередь, особую методику для анализа управления социальной инфраструктуры территории предлагает Организация Объединенных Наций, по ее мнению, необходимо использовать универсальный, комплексный, системный показатель, обозначаемый термином — индекс развития человеческого потенциала. Для его расчёта применяется три показателя экономического развития: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; интеллектуальный потенциал, величина душевого дохода с учётом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода. Индекс рассчитывался как средняя арифметическая этих трёх показателей. Как правило, данный индекс используется для характеристики социально-экономического положения страны или крупного региона. Рассмотренные методики показателей анализа состояния и уровня развития инфраструктуры территории дают возможность исследовать её с самых разнообразных сторон. Применение определенных из них на практике определено разными обстоятельствами: качеством проводимого исследования, его направленностью, спецификой, ожидаемыми результатами и другими факторами. Наиболее полной системой показателей и методикой для анализа социальной инфраструктуры территории является следующая система — методика оценки 27

28 управления развитием социальной инфраструктуры территории, проводящая анализ путем определения количественных и качественных индикаторов. Данная методика включает 2 этапа, на первом этапе, необходимо проанализировать первичные индикаторы, представленные в таблице 2. Таблица 2 Первичные индикаторы социальной сферы Индикаторы Отрасль Показатели Первичные Жилищнокоммунальное хозяйство 1) площадь жилого фонда территории; 2) средняя обеспеченность населения жильем. Здравоохранение 1) число больничных учреждений; 2) численность персонала; 3) число родившихся и умерших. Образование 1) число детских дошкольных учреждений; 2) численность учителей и учащихся; 3) количество учреждений начального, среднего и высшего образования. Культура 1) количество учреждений культуры; 2) число проведенных мероприятий. Спорт 1) количество учреждений спортивного характера 2) число проведенных мероприятий. Второй этап методики предполагает расчет факторных индикаторов, которые предусмотрены для установления как наиболее, так и наименее «депрессивных» участков исследуемой территории: в данную группу относится необходимость определения территориальной остроты ситуации исследуемой территории и на основе анализа, необходимо определить приоритетные направления совершенствования социальной инфраструктуры территории. 28

29 На третьем, завершающем этапе необходимо провести анализ управления развитием социальной инфраструктуры в разрезе муниципальных образований. Данная система позволяет провести наиболее полноценный и многосторонний анализ уровня развития социальной инфраструктуры территории, определить необходимый объём финансирования и направления приоритетного вложения средств, тем самым становится методологической основой для анализа управления развития социальной инфраструктурой 29

30 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 Анализ развития социальной сферы в Челябинской области Ключевыми, приоритетными отраслями, на которые направлена деятельность органов социальной сферы, являются создание полноценной системы ее организации, управления и контроля для максимального удовлетворения социальных нужд населения области, а также осуществление и контроль приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и культуры, реализация целого ряда социально-ориентированных федеральных и областных законов Челябинской области. Челябинская область на сегодняшний день имеет довольно развитую и организованную социальную сферу, включающую абсолютно все объекты и субъекты данной отрасли. Для проведения анализа социальной сферы отметим ключевые группы, которые в последующем будем характеризовать количественными показателями. Социальную сферу региона составляют отрасли, которые оказывают услуги населению в областях образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, а также физической культуры и спорта. Для проведения полноценного анализа социальной сферы региона, используем методику описанную выше. Система образования Челябинской области одна из самых масштабных и объемных сфер региона. В таблице 3 рассчитаны первичные индикаторы отрасли образования, а также темпы роста показателей за года. 30

31 Таблица 3 Анализ отрасли образования Челябинской области число детских учреждений, ед. Показатель дошкольных общее количество работающих и обучающихся в системе образования, чел. количество учреждений высшего профессионального образования, ед Общая характери стика (положите льная/отр ицательна я) Положите льная Положите льная Положите льная количество учреждений среднего образования, ед Положите льная В составе занятости населения по видам экономической деятельности, согласно данным статистики Челябинской области, отрасль образования составляет 8,5 %. Общее количество работающих и обучающихся в системе образования составляет треть населения области [6].

Обеспеченность местами в учреждениях образования в Челябинской области представлена в таблице 4. Таблица 4 — Обеспеченность местами в учреждениях образования за 2016 г. N п/п Наименование показателя 1. Количество мест в общеобразовательных учреждениях на 1000 человек 2. Количество мест в детских дошкольных учреждениях на 1000 человек Нормативная обеспеченность на 1000 человек, мест Фактическая обеспеченность на 1000 человек, мест , ,3 78,8 % обеспеченности 31

32 Суммарное увеличение мощности сети организаций, реализующих программы дошкольного образования, составило 4611 мест, включая группы, открытые на базе общеобразовательных школ, подробно данная статистика представлена в таблице 5. Таблица 5 организации, реализующие программы дошкольного образования Число общеобразовательных учреждений, в состав которых входят подразделения (группы), осуществляющие деятельность по программам дошкольного образования, уход и присмотр за детьми Численность детей в них Данные показатели в целом характеризуют достаточно хорошее состояние системы образования Челябинской области. Подводя итог анализа отрасли образования области следует отметить что социальная политика в данной отрасли ведется вполне успешно, статистика наблюдений показывает что сфера образования в Челябинской области стала доступной для населения и в полной мере удовлетворяет потребности жителей области. Первичные индикаторы отрасли здравоохранения Челябинской области представлены в таблице 6. 32

33 Таблица 6 Анализ отрасли здравоохранения Челябинской области Показатель ) число больнич ных учреждений, ед. 2) численность персонала, чел. 3) рождаемость (число родившихся на 1000 населения).

4) смертность от всех причин (число умерших на 1000 населения) Общая характеристика (положительная/ отрицательная) Отрицательная Положительная 14,6 14,3 14, ,2 14,2 13, Отрицательная Отрицательная В регионе в 2016 году функционировало 544 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (в том числе 1 научноисследовательский институт, 89 больниц, 455 амбулаторно-поликлинических учреждений).

Для оказания стационарной медицинской помощи было развёрнуто 26,5 тыс. коек. Численность персонала, работающих в сфере медицинского обслуживания с каждым годом возрастает, на 1 января 2016 года она составляет порядка 9 тысяч человек по области, средняя заработная плата которых, составляет 25 тысяч рублей. На основе анализа индикаторов и показателей, можно сделать вывод, что в рассматриваемый период сфера здравоохранения имеет отрицательную динамику развития, что предусматривает разработку некоторых действий и мероприятий, для ее стабилизации. Министерством здравоохранения Челябинской области в 2016 году реализованы в пределах полномочий основные направления государственной политики в сфере здравоохранения региона в соответствии с 33