Типологические особенности личности в профессиональной среде

p align=»left»>Ч-Т: слесарь, токарь.

Ч-Ч: учитель, психолог.

Ч-З: чертежник, бухгалтер.

Ч-Х: цветовод-декоратор, художник-оформитель.

Третий ярус классификации. Отделы профессий.

Класс профессий в свою очередь подразделяется на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

1. Профессии ручного труда (Р).

Примеры: фельдшер-лаборант, слесарь, картограф.

2. Профессии машинно-ручного труда (М).

Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем: оператор станков, машинист котельной, аппаратчик.

4. Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда (Ф).

Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мыслительные эталоны: певец, учитель, актер.

Четвертый ярус классификации. Группы профессий.

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

1. Работав условиях микроклимата, близких бытовым «комнатным» (Б).

Лаборанты, бухгалтера, операторы.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О).

Агроном, монтажник, инспектор ГАИ.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.д. (Н).

Водолаз, пожарный, шахтер.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (М).

Учитель, следователь.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а так же составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии — мечте.

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.264-270]

Описательные психологические характеристики типов профессионалов.

(по Е.А. Климову)

1. Представители профессий типа «»Человек-природа».

В профессиях данного типа мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны имеющих место биотических и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Профессионалы выделят и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях «судьбы» чего-либо живого.

24 стр., 11869 слов

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Внеурочная работа по географии как способ реализации ...

... и всей планеты, подпитка детских умов и чувств - основная задача внеклассной работы по географии [20]. Внеучебные занятия являются важной составляющей содержания образования, повышая его ... должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами; деятельности ...

Цивилизация, культура человечества — это прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства и т.п. Люди — потребители «даров» природы и производители продукции, истоки которых находятся в природе же. Международные отношения — это то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использование ее «даров» и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.

Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда.

Умения, которые должны быть развиты: способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты, умение предугадывать события в каким-то сложном биологическом процессе, должен быть необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания; знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства.

Исполнительно-двигательная активность: разнообразна от навыков рисования до управления машинами и их комплексами, иногда бережные движения, иногда — многократно повторяющиеся ручные усилия и значительные физические нагрузки.

Познавательные процессы: хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение.

Личные качества: настойчивость в достижении отсроченных целей, бережность и аккуратность, любовь к природе, нестандартность мышления, терпение.

Противопоказания: слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, серьезные дефекты зрения, отсутствие интереса и уважительного отношения к «живому».

2. Представители типа «Человек-Техника».

Мир видится, усматривается прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой.

Цивилизация, культура, история — это достижения научно-технической революции. Создание придумок указанного рода — электродвигателей, радио, ЭВМ.

Условия существования и развития человека — это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией.

Деятельность людей — это научно-технические расчеты, автоматизация технологией производства. Создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.


Представители этого типа производят вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы.

2 стр., 965 слов

«Значение психофизической подготовки человека к профессиональной ...

... человека в отдельности и отдельных популяций. Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями ... Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в ... к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог А.Ц. Пуни установил, что у представителей ...

Исполнительно-двигательная активность:: монтаж, сборка, наладка, регулировка, ремонт, демонтаж — т.е. ручной труд.

Знание, умение: умение разбираться в чертежах и схемах, умение мысленно представлять устройство механизма, процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих, кругозор в области естественных наук: физике, математике, химии, знать устройство и функции приборов, машин, инструментов.

Познавательные процессы: сосредоточенность, распределение и переключение внимания, хорошее зрение, линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве, способность быстро принимать решения.

Личные качества: эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к технике, находчивость, дисциплина, осторожность, решительность в сложных ситуациях.

Противопоказания: нарушение опорно-двигательного аппарата, органов чувств, слабое физическое здоровье.

3. Представители типа «Человек — Человек».

Мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями.

Цивилизация, культура, история человечества — это народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Международные отношения — это политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различимыми социальными системами.

Деятельность человечества, людей — это приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями.

Представители этого типа умеют руководить группами, коллективами, учить и воспитывать людей, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей.

Исполнительно-двигательная активность: речевые действия, выразительные движения (мимика, пантомимика), точность и координация движений (в медицине).

Умения, знания — умение слушать и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, кругозор в области гуманитарного знания, знание психологии человека, четкость, связность и ясность речи.

Познавательные процессы: наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир.

Личные качества: способность сопереживать другому человеку, наблюдательность, отзывчивость, доброжелательность, терпение, снисходительность, творческий склад ума, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами стремительного движения, развития, выдержка, способность «не выходить из себя», принципиальная требовательность к себе и другим.

3 стр., 1172 слов

Психологические особенности образа «Я» у людей с социофобией

... за идентичность. Образ «Я» у людей с социофобией" имеет свои психологические особенности. Под социальной фобией понимают широко распространенное ... концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте ( ... чтобы определить их соответствие действительному положению вещей. По возможности они трансформируются в более реалистичные и ...

Противопоказания: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, медлительность, равнодушие к людям.

4. Представители профессий типа «Человек-Знание».

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих.

Цивилизация, культура, история человечества — это прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь, формулировки правовых норм.

Международные отношения — это информационно-технические связи.

Деятельность человека — автоматизация связи, документопроизводства, обеспечение законности и правопорядка, совершенствование измерений, систем единиц измерения величин, совершенствование средств фиксации фактов, информационного обеспечения жизни общества.

Представители профессий умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах, они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги, чертежи, карты.

Исполнительно-двигательная активность: обычно сильно свернута, важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, хороший четкий и красивый почерк.

Познавательные процессы: вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию большого объема, важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала, хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность.

Личные качества: эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста, важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, находчивость, интеллектуальная инициатива, способность контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение.

5. Представители профессии типа «Человек-Художественный образ».

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и принести в нее красоту, удобство.

Цивилизация, культура, история человечества — это достижения художественного толка, причем часто вполне конкретные.

Условия существования и развития человека — это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия.

Профессионально важные качества: всестороннее знание предметной области и мира прошлой и современной культуры, жизнь общества, развитое цветоощущение (изобразительное искусство), яркие слуховые представления, тонкое различие качеств звуков (музыка), умение чувствовать и изображать личность героя (актер), важны нестандартный ум, мышление, неограниченное шаблонами, эстетическое чувство, чувство красивого, художественный такт, непринужденность, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.

Личные качества: умение подчинять авторские амбиции общим целям, исполнительская четкость и самодисциплина, усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного.

3 стр., 1307 слов

Учет национально–психологических особенностей в воспитательной ...

... в качестве подспорья в этой деятельности. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе Учет национально-психологических особенностей предполагает особое построение воспитательной деятельности в коллективе. Национально-психологические особенности, с одной стороны, определяют своеобразие форм и ...

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.289-324]

Часть II Исследование типологических особенностей личности для определения согласованности результатов используемых методик

1.1 Описание методик, используемых для выявления типологических особенностей личности.

В своей теоретической части мы раскрыли сущность профессионального самоопределения, которое заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполненной работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Так мы раскрыли этапы профессионального становления человека, факторы выбора профессии и рассмотрели два подхода к типологизации личности в профессиональной сфере: концепцию американского профессора Дж. Холланда и отечественную классификацию академика Е.А. Климова.

Важным аспектом профессионального самоопределения является учет особенностей личности, ее темперамента, характерологических особенностей. Одним из направлений профориентационной работы является диагностика интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей школьников. Поэтому для диагностической цели мы взяли группу учащихся, состоящую из 30 человек. Все они являются учениками 9 класса школы-гимназии №5 г. Камень-на-Оби. 9 класс считается выпускным и поэтому перед некоторыми учащимися уже сейчас встает вопрос: какую профессию выбрать и куда пойти учиться. Одна из ошибок, которая может совершаться учениками и привести к неверно выбранной профессии — это незнание своих личностных особенностей. По мнению Е.И. Пряжниковой основная задача профориентационной работы с выпускниками школы — помощь в конкретном выборе. Один из видов помощи предусматривает выявление мотивов и степени осознанности выбора, интересов и склонностей, личностных особенностей, способностей. Поэтому, изучение, в том числе и личностных особенностей, позволяет в некоторой степени избежать ошибок и сделать правильный выбор. Для диагностики личности существует достаточно большое количество всевозможных методик. Для исследования мы выбрали следующие: тест Айзенка, измеряющий интроверсию-экстраверсию и нейротизм; опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду в разработке А. Баранова) и опросник Дж. Холланда. Нас интересует характер сочетания результатов по этим трем методикам, насколько согласуются результаты методик непосредственно направленных на выявление типа темперамента и выраженности черт характера с результатами типологической методики Дж. Холланда.

Итак, рассмотрим более подробно методики, используемые в работе.

1. Тест Айзенка.

Данный тест разработан Г.Ю. Айзенком, являющимся представителем теории черт, или диспозиционной теории. Изучая работы К. Юнга, Р. Вудворса, И.П. Павлова, Э. Кречшера и других психологов Айзенк предположил существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма.

1. Психотизм. Черты: агрессивный, холодный, эгоистичный, бесстрастный и несдержанный).

Привычки: антисоциальные, не содержащие эмпатии.

2. Экстраверсия-интроверсия — это биполярный фактор. Черты — социальные: оживленный, активный, самоуверенный, ищущий новизны. Привычки: беззаботный, склонный к доминированию, авантюрный.

12 стр., 5695 слов

Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

... тема курсовой работы, раскрываются причины, по которым семья попадает в группу риска, особенности работы социального педагога с этими семьями в микрорайоне. В третьей главе разработан вариант работы с семьями из группы риска. 1. Профессиональный портрет социального педагога 1.1 ...

3. Нейротизм. Черты: тревожный, депрессивный, испытывающий чувство вины, с низким уровнем самоуважения, напряженный.

Привычки: застенчивый, легко поддается плохому настроению и эмоциям.

[Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь-справочник по психодиагностике». Киев — Наукова Думка, 1989 г. Стр. 8-11]

Айзенк считает их реальными параметрами, характеризующими личность. Айзенк связывает экстраверсию и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рассматривая этот факт как некий результат баланса процессов возбуждения и торможения, являющийся в значительной мере — врожденным. Основываясь на гипотезе Павлова, он , что экстравертивное поведение определяется возникновением сильных тормозных потенциалов и слабых потенциалов возбуждения, в то время как поведение интровертов есть результат слабости тормозных потенциалов и силы потенциалов возбуждения.

По Айзенку: экстраверт общителен, любит вечеринки, имеет много друзей, он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит каверзные шутки, не лезет в карман за словом, обычно любит перемены. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго контролируются и на него не всегда можно положиться.

В противоположность экстраверту интроверт спокоен, застенчив, отсутствует уверенность в отношении правильности своего поведения. Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения, озабочены личными проблемами, сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе и своих переживаниях, а переживаниями других людей не интересуются, книги предпочитают людям. Любят строить планы на будущее, тщательно обдумывают свои поступки, не доверяют побуждениям и увлечениям, строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанны и возбудимы.

Фактор нейротизма свидетельствует, по Айзеку, об эмоционально-психологической устойчивости или неустойчивости, стабильности или нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. Фактор нейротизм представляет собой параметр, в соответствии с которым всех индивидов можно расположить в ряд «на одном полюсе которого находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип; нормальные люди располагаются в интервале между этими типами».

Ниже приведен «Круг Айзенка». Размещая по горизонтальной шкале цифровые значения фактора экстраверсии-интроверсии, а по вертикальной — нейротизма, можно графически представить основные параметры личности и увидеть, к какому типу относится человек.

[Комплект №1 «Психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации», Барнаул, 1996 г., С. 4-9]

Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Немов Р.С. определяет темперамент, как совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, учение о которой разработал И.П. Павлов, по его мнению, тип высшей нервной деятельности — прирожденная, природная особенность нервной системы, представляющая собой те или другие комплексы основных свойств нервной системы.

14 стр., 6957 слов

«Развитие личности дошкольника в процессе трудовой деятельности

... и т.п. Цель курсовой работы – изучить теоретические основы развития личности дошкольника в процессе трудовой деятельности Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи : Изучить сущность трудового воспитания дошкольников Рассмотреть виды трудового воспитания дошкольников Проанализировать значение труда ...

45

Причины индивидуальных особенностей поведения обусловлена характером проявления и взаимоотношения двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Среди особенностей высшей нервной деятельности И.П. Павлов выделил как основные следующие: силу процессов возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность этих процессов. Намеченные типы нервных систем И.П. Павлов связал с темпераментом. Он соотнес слабую нервную систему (с преобладанием торможения).

Меланхолическим типом, сильную, неуравновешенную с холерическим, две формы центрального типа спокойную и оживленную с флегматическим и сангвиническим.

При выборе профессии следует учитывать тип темперамента. Зная особенности каждого типа мы попытались их применить к профессиональной тематике и для каждого определили тип профессиональной самореализации.

Холерик: сильный, подвижный, неуравновешенный. Отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью, доминированием в общественной и профессиональной деятельности. Для этого типа в работе характерна цикличность, работоспособность зависит от интереса к работе. Холерик способен эффективно работать в условиях риска; соревнования, трудности активизируют на их преодоление. Общительны, имеют широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием берут на себя решения проблем других людей, ответственность. В борьбе упорны, настойчивы, не боятся сильного противника. Чрезвычайно ценят признание их заслуг окружающими. В обучении стремятся к признанию, лидерству. Учится не всегда ровно, часто отношение к предмету зависит от отношений с преподавателем, для успеха в обучении важна конкуренция, эмоциональность, разнообразие учебного материала. На уроке не всегда дисциплинирован, но быстрее остальных усваивает, соображает, запоминает; ориентирован на все новое, необычное.

Профориентация: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность быстро переключаться, работать динамично, одновременно заниматься несколькими делами, работать в условиях соревнования, дефицита времени и ресурсов, с ориентацией на дело, результат. Стремится к постоянному решению новых задач, стремиться к административным постам.

Типы профессиональной самореализации: чаще всего холерик — это социальный, предприимчивый или артистичный тип личности. Поэтому ему подходят соответствующие профессиональные сферы труда. Холерик может быть политическим деятелем, чиновником, предпринимателем, руководителем в административных структурах, так же ему подходят профессии коммерсанта, брокера, репортера, милиционера, военного, преподавателя и специальности, где необходимо быстро переключаться в соответствии с быстро меняющимися целями, может работать в условиях конфликтов.

Сангвиник: сильный, подвижный, уравновешенный. Сильный, деятельный, предприимчивый, продуктивный в работе, живой, подвижный, любознательный. Ведет себя спокойно и смело, открыт для любых проблем, любит точность, основательность и объективность. Умеет рассчитывать силы, ничего не доводит до крайности, умеет чередовать работу и отдых. Инициативен, способен эффективно работать в условиях риска, соревнования, трудности его не пугают, однако редко идет «на пролом», предпочитает компромисс или обойти препятствие.

Общителен, имеет широкий круг друзей и знакомых, стремиться к лидерству, с удовольствием помогает другим людям решать их проблемы, жизнерадостен, открыт, хороший лидер, во многом определяет эмоциональный настрой группы.

Обучение: гибкий ум, быстро схватывает новое, легко переключает внимание, способен внести игровой момент даже в рутинную работу. Часто отличается поверхностностью знаний. Преобладает гуманитарная направленность, отсутствие узкой специализации, многообразие интересов.

Типы профессиональной самореализации: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать продуктивно при динамичной и разнообразной работе, там, где требуется быстрая реакция, а вместе с тем — уравновешенность, ловкость, живость, подвижность. Весьма эффективен в работе с людьми — обучение, воспитание, обслуживание клиентов, руководство, предпринимательская деятельность. Плохо переносит монотонный труд, рутину, формализованные отношения. Могут выбирать и такие профессии, как бухгалтер, экономист, банковский работник, но в этом случае стремятся либо быть руководителями, организаторами, лидерами, либо работать в предпринимательских структурах. Таким образом, сангвинику ближе всего социальная, предприимчивая, реже артистическая и реалистическая профессиональные среды.

Флегматик: сильный, инертный, уравновешенный. Спокойный, уравновешенный, настойчивый и упорный труженик жизни. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но только если это ему выгодно или в этой работе он видит смысл. Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Склонен к длительной «раскачке», с трудом переключается с одного вида работы на другой. Лучше всего выполняет работы, ориентированные на дальнюю перспективу, требующие равной затраты сил, длительного и методичного усилия. Работа и отдых хорошо уравновешены, но предпочитает пассивные виды отдыха. Малообщителен, обычно имеет одного, максимум двух-трех друзей, с которыми объединяет общность интересов. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Не разговорчив, разговор сводит к выяснению сути вопроса, проблемы; малоэмоционален. Не склонен ссорится по пустякам, при возникновении конфликта обычно занимает выжидательную позицию в ожидании, что конфликт разрешится сам по себе или его разрешит кто-то другой. Не любит лезть в душу к другим, но и не допускает этого по отношению к себе. Мнение окружающих на его действия и позицию волнуют его мало, да если и волнуют, то опосредованно. Сам помощь предлагать не склонен, но отзывчив на просьбы. Убедить его можно только доводами, логикой и фактами. Его терпение кажется беспредельным, но если воздействие чрезмерно, способен на аффективные поступки.

В обучении предпочитает больше размышлять, чем действовать. Легко подчиняется установленному распорядку, вырабатывает систему в работе, устойчив, трудолюбив, но ему мешает инертность там, где нужно быстро переключиться. Способен глубоко анализировать, ориентироваться на весьма отдаленный результат.

Типы профессиональной самореализации: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать настойчиво и упорно, строго следовать определенному распорядку, системе, там, где необходима равная затрата сил, длительное и методическое напряжение (усидчивость, устойчивость, внимание, терпение).

Хорошие исследователи, аналитики, плановики, конструкторы, ремонтники, наладчики, эксперты, врачи, инженеры, социологи, т.е. специалисты таких профессиональных сфер, как: реалистичная, интеллектуальная и конвенциональная профессиональные сферы.

Меланхолик: слабый инертный, неуравновешенный. Эмоционально чувствительный, ранимый, глубоко все переживает, помнит, постоянно возвращаясь к своим впечатлениям и ощущениям, радостям и огорчениям; глубокая, мечтательная, постоянная натура. Верен свои привычкам, не любит перемен. Предпочитает одиночество. Трудолюбив, особенно в условиях благоприятного психологического климата, но решения принимает с трудом. Творческая натура, склонен к интеллектуальным занятиям в гуманитарной сфере — искусство, музыка, литература.

Меланхоликам трудно адаптироваться в социальном окружении, они крайне нерешительны в трудных ситуациях, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, отличаются индивидуализмом, богатством внутреннего мира, необщительны, только в узком кругу близких друзей.

В обучении предпочитает больше размышлять, чем действовать. дисциплинирован, добродушен, ответственен, способен глубоко анализировать, работать на отдельный результат. Процесс обучения связан с эмоциями. Его мотивация в учебе может быть только внутренней, внешние побудительные стимулы имеют гораздо меньшее значение.

Типы профессиональной самореализации: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность видеть нюансы в явлениях, событиях, глубоко проникать в суть явлений, способен к творческой, художественной, эстетической деятельности, профессии артистической сферы. Художник, писатель, музыкант, критик, дизайнер, модельер, матер народных промыслов и т.д. Профессии интеллектуальной сферы: аналитик, исследователь, эксперт.

2. Опросник акцентуации личности (по К Леонарду) в разработке А.А. Баранова.

Данный опросник направлен на изучение акцентуаций характера.

Характер — совокупность устойчивых особенностей человека как личности, определяющих его поступки, действия и реакции в различных социальных ситуациях.

Акцентуация характера — чрезмерно сильное развитие, явное выделение каких-либо черт характера человека на фоне остальных.

Акцентуации характера часто наблюдаются во время болезней, в подростковом, юношеском и старческом возрасте, а так же в критические периоды жизни человека. Акцентуации характера, как черты личности занимают промежуточное положение между нормой (состояние психологически вполне здорового человека) и патологией (психологическое состояние душевнобольного).

[Немов Р.С. «Практическая психология. Пособие для учащихся» — М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998 г., Стр. 262]

Немецкий ученый К.Леонард предложил типологию характеров, основанную на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров.

1. Гипертивный тип.

Его характеризует чрезмерная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические контакты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем, они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип.

Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистичное настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Привлекательные черты: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отталкивающие: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип.

Свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

4. Возбудимый тип.

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип.

Его характеризуют умеренность общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиваться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип.

В конфликты вступает редко, вступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем охотно уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие — формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип.

Людям свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. В следствии своей беззащитности также нередко служат «козлами для отпущения».

8. Эмотивный тип.

Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают с «полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демократичный тип.

Этот тип характеризуется легкостью, установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой похвалы и власти. Он демонстрирует высокую приспособленность к людям и вместе с тем склонен к интригам. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью, высокими претензиями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты: артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления, поступков. Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастливость, отлынивание от работы.

10.

Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых кнфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип.

Отличаются высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтовни, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находится в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно слушать другого, сделать о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип.

Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, резко вступают в конфликтные ситуации с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных эгоистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям.

Для учащихся мы использовали опросник акцентуации личности в разработке А.Баранова, в нем несколько изменены названия некоторых акцентуаций (застревающий тип — злопамятный, гипертимный тип — оптимист, циклоидный тип — циклический, дистимный тип — пессимист, эмотивный тип — мягкосердечный).

Опросник состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять «ДА» или отвергнуть «НЕТ», как соответствующие или несоответствующие его поведению.

3. Опросник Дж. Холланда.

В своей теоретической части мы описали суть теории американского исследования Дж. Холланда, которая заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность своим трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, т.к. поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но так же и окружением, т.е. той социальной среды, в которой он проявляет свою активность. Чтобы помочь человеку выбрать профессию, необходимо определить тип его личности. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью опросника Дж. Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности». Опросник состоит из 42 пар различных профессий. Каждая профессия состоит в паре с относящейся к другому типу одинаковое количество раз. В результате необходимо выбрать 42 профессии. Далее подсчитывается, сколько из избранных профессий относится к каждому типу личности. Можно составить формулу в виде шести букв (соответствующих названиям: Конвенционный — К, Реалистичный — Р, интеллектуальный — И, Артистичный — А, Социальный — С, Предприимчивый — П), ранжируемых в порядке значимости. Основное внимание нужно уделять, по мнению Холланда, 2-3 типам, которые набрали наибольшее количество профессий. На первом месте стоит самая большая буква, соответствующая наиболее ярко выраженному типу и отражающая существенные значения определенных характеристик личности. На втором и третьем месте — следующие по значению, хотя и менее значимы, чем первая, но учитываемые при интерпретации результатов.

Теория Дж. Холланда позволяет оценить совместимость личности с определенным профессиональным окружением, средой. Он разработал шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника. Кроме того, взаимосвязь между типами личности и типами профессиональных сфер можно отразить в таблице:

Тип личности

Тип профессиональной среды

Р

И

С

К

П

А

Р

+ +

+

— —

+

_

И

+

+ +

— —

+

С

— —

+ +

+

+

К

+

+ +

+

П

— —

+

+

+ +

А

+

+

_ _

+ +

+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;

  • + тип личности хорошо приспособленный;
  • тип личности недостаточно приспособлен;
  • тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

Из таблицы видно, что например, реалистичному типу личности наиболее подходит реалистичная профессиональная среда, в меньшей степени интеллектуальная и конвенционная, и совсем не подходит социальная, предприимчивая и артистичная профессиональные среды.

1.2 Анализ результатов исследовательской работы.

Результаты исследований

1 — результаты исследования темперамента по методике Айзеика.

2 — результаты исследования акцентуации характера по К. Леонарду.

3 — результаты исследования по методике Дж. Холланда.

№ п/п

1

2

3

1

2

3

4

1

сангвиник

педантичный

интеллектуальный,

артистичный

2

холерик

возбудимый, оптимист

артистичный

3

сангвиник

педантичный, оптимист

социальный, предприимчивый

4

холерик

возбудимый, циклический

артистичный

5

сангвиник

тревожный

интеллектуальный

6

меланхолик

интроверт

артистичный

7

сангвиник

мягкосердечный, оптимист

конвенциональный

8

холерик

злопамятный, тревожный

предприимчивый

9

сангвиник

циклический

интеллектуальный, артистичный

10

холерик

циклический, мягкосердечный

предприимчивый

11

холерик

возбудимый

артистичный

12

сангвиник

оптимист

конвенциональный

13

холерик

демонстративный, возбудимый

реалистичный, конвенциональный

14

холерик

интроверт

реалистичный, предприимчивый

1

2

3

4

15

сангвиник

тревожный

социальный

16

сангвиник

злопамятный

предприимчивый

17

холерик

экстраверт

социальный

18

холерик

циклический

социальный

19

сангвиник

мягкосердечный

социальный, артистичный

20

меланхолик

пессимист

артистичный

21

холерик

экзальтированный

интеллектуальный

22

сангвиник

демонстративный

предприимчивый

23

холерик

злопамятный

реалистичный, интеллектуальный, предприимчивый

24

флегматик

экстраверт

реалистичный, интеллектуальный, артистичный

25

холерик

оптимист

предприимчивый

26

сангвиник

циклический

интеллектуальный, артистичный

27

холерик

педантичный

интеллектуальный, предприимчивый

28

холерик

циклический

реалистичный

29

холерик

злопамятный

интеллектуальный, предприимчивый

30

холерик

демонстративный, оптимист

артистичный

Ответы на опросник Айзенка, состоящий из 57 вопросов, позволили отнести испытуемых к соответствующим типам темперамента. О 37% опро ………..

Страницы: | [2] | 3 |