психологическая ориентация в высшей школе
Профессиональная ориентация (профориентация) —
Для выявления склонности человека к определенному виду деятельности, профессии широко используются специальные тесты, которые часто проводятся в старших классах системы среднего образования. Центры занятости также проводят собственные тесты. Профориентация включает в себя целый ряд мероприятий, призванных помочь человеку сделать личный и профессиональный выбор, построить профессиональный и образовательный путь.
Роль практической профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и важность. Эти услуги становятся все более востребованными населением, и тому есть ряд причин. Во-первых, мир профессий стал разнообразнее, значительно увеличилось количество вузов и направлений работы. Поэтому для многих делать выбор карьеры становится все труднее, в результате возросла актуальность помощи в этом. Во-вторых, у населения постепенно растет уверенность в профессиональной ориентации и психологических услугах, понимание необходимости их завершения в молодом и взрослом возрасте и осознание важности этого этапа профессионального самоопределения.
Профориентацию школьников чаще всего инициируют родители, которые сталкиваются с проблемой высшего образования своих детей. Сами взрослые чаще обращаются за профессиональным решением проблем, перепрофилированием, перевоспитанием и профессиональным консультированием.
Старшеклассникам нужна конкретная психологическая помощь в их профессиональном самоопределении, создании условий, стимулирующих рост ученика, в результате чего он сам может взять на себя ответственность за тот или иной выбор карьеры.
Актуальность: Профессиональное самосознание — одна из важнейших составляющих самосознания человека как предмета деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентационной работы детей подросткового возраста в образовательных учреждениях стало наиболее актуальным в настоящее время.
Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:
Домашнее задание:
1) Определите понятие профессии и ее истоки
2) Выявить особенности подросткового возраста и их связь с профессией
3) Определите понятие профессионального самоопределения
4) Обозначьте основные этапы профессионального самоопределения
5) На основе теоретического анализа материалов, содержащихся в литературных источниках, определить исследование профессионального самоопределения старшеклассников
Профессиональное самоопределение старшеклассников
... которых он может самоутвердиться. Актуальность исследования профессионального самоопределения, как процесса выбора личностью профессии и ... исследования: исследование проводилось с учащимися 10-х классов средней школы № 31 г. Владивосток 30 человек в возрасте 15-16 лет. Структура работы: курсовая работа ... большинства обучающихся является ориентация на результат. Основным предметом учебной деятельности ...
6) Проведите диагностическое исследование
7) Разработать рекомендации по психологической поддержке старшеклассников
Гипотеза исследования:, Методы исследования:, База исследования:, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ, .1 Понятие профессия и ее истоки
Профессия — (лат. PROFESSION — официально указанная профессия, специальность, от PROFITEOR — декларирую свою деятельность), вид трудовой деятельности (занятия) человека, обладающего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальных обучение, опыт работы. [52]
Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может управлять кто угодно. Но не менее верно и то, что в какой-то момент человек может сделать что-то одно. А поскольку жизнь ограничена, она может делать лишь несколько отдельных вещей. Чтобы «стать активным», человек должен отделить себя от бесконечности, которой он обладал только в возможности, поскольку в действительности он не может делать все, а только что-то. Возникает проблема выбора будущей профессии [45]
Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной избранной профессии [54]
По мнению И. Конца, профессиональное самоопределение человека во многом начинается в детстве, когда в детской игре ребенок берет на себя разные профессиональные роли и теряет связанное с ним поведение. Если присмотреться к этим играм, легко увидеть, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические подмены реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул — «прилавок», бумага — «деньги»).
Профессиональное самоопределение заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
Приступая к своей профессиональной деятельности, психолог-консультант должен иметь чёткое представление о закономерностях психологического развития, о тех новообразованиях которые присутствуют в том или ином возрасте. Это знание позволяет более осознанно оценить уровень психологического развития учащегося, построить взаимодействие с учётом возрастных особенностей клиента. К тому же, построение перспективы профессионального роста, без знаний особенностей возраста, — очень затруднительное занятие. Рассмотрим психологические особенности формирования личности подросткового и юношеского возраста.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Это время большой «перестройки» не только организма, но и личности.
«Подростковый возраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость».[38,c.25]
Роль взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста
... о взрослом в дошкольном детстве мы имеем в виду близкого взрослого- родителя, ведь именно родитель является для ребенком самым значимым человеком в его жизни. Целью курсовой работы было исследование роли взрослого на психическое развитие детей дошкольного возраста. В ...
Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная. В ведущем типе деятельности ярче всего раскрывается личность подростка. Интересы выступают огромной побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, а так же в расширении кругозора. Критерием наличия тех или иных интересов и степени их активности является деятельность, в которой они появляются и формируются.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
Старший подростковый возраст характеризуется как период, в который происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную динамическую позицию “изнутри”. Критерии самооценки приобретают другие формы. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих возможностях и способностях.
Отвечая самому себе на вопросы “Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?”, молодой человек формирует: 1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно — теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить всё окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п.
« Именно в старшем школьном возрасте дети особенно часто начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку, в связи с этим в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям к себе.
В связи с этим подросток в известной степени эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, и его поведение, а тем самым и развитие начинает всё больше и больше определяться внутренними условиями: ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые ориентируется, сформировавшейся самооценкой.»[3, с.54]
Социология профессий и изучение проблем эволюции профессиональных ...
... пор привычка рассматривать профессиональную деятельность в терминах функционального содержания и трудовых навыков [1; 245]. Это существенно отличается от сложившихся международных подходов в рамках социологии профессий. Другая отличительная черта ...
Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности учебно — профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это ещё в большей степени определяет как бы подчинение учебной деятельности более важной цели — будущей деятельности. Человек учится не ради самого учения, а для чего — то значимого для него в будущем.
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность — это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.[50] По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
Психологической особенностью 8-9 классов возраста является интенсивная социализация. В процессе социализации важным процессом становится самоопределение. Для этого возраста характерно стремление проектировать себя в будущей профессии, что стимулирует учащихся к развитию. Они легче включаются в процесс самовоспитания, усиливается значимость собственных ценностей. У учащихся постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к самоопределению.
Типичными ожиданиями учащихся 8-9 классов являются проблема «Куда пойти учиться» после 9 класса. У учеников проявляется более конкретный интерес к профессиям, появляется интерес к профессиональным учебным заведениям. Старшеклассниками производится выбор факультативов, интерес к своей профпригодности.
1.2.1 Жизненный план
Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах.[41] Жизненный план — понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения — моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.[41]
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того — сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии — его главная и постоянная забота.
жизненный план
Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии — мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.[2]
По предмету: «Психология и педагогика» : «Профессия и профессиональное ...
... содержательная, Личностная Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной ... выбор школьниками пусть даже необходимых обществу профессий и т. д.), не может выступать конечной целью профориентации. Таковой является всестороннее развитие самого субъекта как личности. ... и собственно консультации. Однако для более четкого выявления ...
По мнению Н.С. Пряжникова, у старшеклассников постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей, что может стать основой для готовности к подлинному самоопределению. «Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни).
Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор».[29, с.33]
« То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом».[20, с.322]
3 Отношение подростка к будущей профессии
Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше — в десятый класс, ПТУ, техникум?
Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности — определенные цели, задачи, мотивы.[22]
В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями, о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.
Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности — лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо «приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами.[22]
Для многих подростков время обучения в 8-9 классах — период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые — собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.[22]
Перспективы рассмотрения проблемы активизации профессионального самоопределения
... активизации, активности и самоактивизации Если исходить из главной цели, основных задач профессионального самоопределения и уровней их решения, то сам смысл профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. ... отмечает: «Из арсенала внутренних характеристик личности особую роль в росте активности играют ее мотивы... Деятельность, которая охватывает вся сфера социально- ...
Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о своем будущем.
1.4 Профессиональное самоопределение как процесс
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования.[45] Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора — то, что выбирают. [45]
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.
Выбор профессии — это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение — процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Этапы, предшествующие самоопределению.
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:
Первичный выбор профессии
малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
Этап профессионального самоопределения
- возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
Профессиональное обучение:
- осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;
Профессиональная адаптация:
- формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
Самореализация в труде:
- выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.[45]
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.
Профессиональное самоопределение личности
... деятельности, дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, самосознание правильности выбора, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, развитие ПВК, специальных способностей, эмоционально-волевых качеств, значимых черт личности профессионала; 4) ...
А) Предпосылки профессионального самоопределения:
— Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение — существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой — система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.[17] Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.
Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна.[17] А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…».
Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.
В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.
Б) Предпосылки профессионального самоопределения.
Личностные предпосылки самоопределения.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам [17]:
особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования.[17] Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.
Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.
1.5 Прошлое, настоящее и будущее профориентации
Профессиональной ориентации более ста лет. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, и она имеет свою историю и предысторию.
История появления некоторых элементов профпригодности человека уходит в глубокое прошлое. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Так например, в Древнем Вавилоне, в середине III тысячелетия до н. э. проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов.
1.5.1 Развитие профориентации в зарубежных странах
началом профориентации
Первая мировая война (1914-1918гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности.
Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие новой техники, в том числе военной, актуализировали проблему «человек-техника». В США был создан первый вариант группового теста по выявлению пригодности призывников к военной службе в различных родах войск. Для целей профориентации начали использоваться специальные тесты и психодиагностические методики. Опыт американских психологов показал эффективность профессионально-психологического отбора в профессию. В тех учебных заведениях, где при отборе кандидатов на обучение применялся профотбор, отсев в процессе обучения снижался на 25-30 процентов, а аварийность на предприятиях на 40-70 процентов.
В настоящее время проблемами профориентации в Европе и США занимаются крупные университеты, научно-исследовательские и консультативные центры.
5.2 Отечественный опыт профориентации
Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус)».[29, с.12] В дореволюционной России издавались журналы с информацией о профессиональных учебных заведениях. В условиях сильного ограничения свобод профориентации в дореволюционной России как таковой не было, но предпосылки для этого вызревали.
« В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921году по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации».[29, с.13]
В мае 1924г. появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная А.Ф. Кларком при Ленинградском институте по изучению мозга. В апреле 1927г. при поддержке В.М. Бехтерева при институте мозга было открыто первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927-1928гг. было обследовано 2700 подростков, за 1929-1939гг.- 7 млн.600тыс. человек.
За период с 1930 по 1933 гг. открыто 47 Бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации занимались педагоги. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации».[29, с.13]
В 1937 году отменили трудовое обучение в школе и стали резко сворачивать профориентационную работу. Таким образом, в эпоху сталинского тоталитаризма — профориентацию, связанную со свободой выбора, просто запретили. Лидер советской психотехники И.Н. Шпильрейн, занимающийся проблемами профотбора и профориентации был арестован и расстрелян в 1937 году.
Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР под руководством А.Н. Волковского, организован НИИ Трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР под руководством А.М. Голомшток.
С середины 60-х до середины 80-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок понизился и в этот период профориентация стала деградировать.
С середины 80-х гг., в период «горбачевской» перестройки, было создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах множество пунктов профконсультаций.
На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов. В школе ввели курс «Основы производства. Выбор профессии».
В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации.
И в 1991г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию фактически перевели в службы занятости. С 1992г. школьная профориентация была почти разрушена, лишившись государственной поддержки. И на Втором съезде школьных психологов в 1995 г. в Перми в программных материалах не было ни одного упоминания о профессиональном самоопределении, и о профориентации.
В связи с переходом на рыночную экономику появилась безработица, была создана государственная служба занятости, где основное внимание отведено трудоустройству. Появилась острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации психологической поддержке взрослых людей.
Командой Санкт — Петербургской городской службы занятости под руководством М. А. Бендюкова и И.Л. Соломина была создана современная система профориентации молодежи и взрослых людей, а также разработаны новые эффективные методики профессиональной психодиагностики, индивидуального и группового консультирования; написаны книги «Азбука профориентации», «Ищу работу», «Как стать профессионалом», « Ты и твоя профессия», «Дорога в будущее» и другие, а также сняты видеофильмы для профориентации молодежи.
В то же время получили широкое распространение активные игровые профориентационные методики, разработанные учеником Е.А.Климова, известным психологом Николаем Сергеевичем Пряжниковым, сотрудником факультета психологии МГУ, профессора МГППУ и научным консультантом Московской областной службы занятости. Книги Н.С. Пряжникова, такие как «Профессиональное и личностное самоопределение», «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники», содержащие оригинальные теоретические и методические разработки в области профконсультирования, стали бестселлерами среди профконсультантов.
В конце XX века отмечался теоретический и методический прогресс в российской профориентации. Но практическая профориентация в нашей стране к концу XX века находилась в критическом состоянии, так как для миллионов молодых и взрослых людей она была не доступна.
5.3 Профориентация сегодня, проблемы и перспективы
В конце 2003года было прекращено бюджетное финансирование центров профориентации. В 2004году было ликвидировано Министерство труда и социального развития РФ, в которое входила Федеральная государственная служба занятости населения. Сегодня эта служба подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития и работа по профориентации сворачивается. В 2005 году психолого-педагогические и медико-социальные центры перестают получать в необходимом объеме бюджетное финансирование и активизируют коммерческую деятельность. Приходится признать, что современное российское государство снимает с себя ответственность за профориентацию, и на первый план выходит коммерческая система профориентации в форме работы специалистов и центров, оказывающих подобные услуги на платной основе.
А как обстоят дела с профориентацией за рубежом? На Западе профориентация заменена термином «развитие карьеры». Курс Career Development включен в американскую систему образования и проводится для детей в возрасте от 5 до 14 лет и направлен на самопознание, знакомство с возможностями образования, профессиями и планирование карьеры. А каждый колледж или университет имеет в своей структуре отдел или центр Career Development.
В соответствии с принятым Конгрессом США Актом «Shool-to-Work»(Школа — Работе), главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры.
В качестве базовой теории в Career Development используется популярная на Западе методика Джона Голланда, основанная на выделении шести типов профессиональной направленности личности: реалистичного, интеллектуального, артистического, социального, предпринимательского и конвенциального. А ведущим направлением психологического профконсультирования является конструктивизм.
К сожалению, сравнение не в нашу пользу, так как профориентация в нашей стране пока еще не выступает одним из факторов общественного развития.
6 Психологическое сопровождение при выборе профессии
Прежде всего, определим, что же такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого».[25,с.689]
Отсюда психологическое сопровождение профессионального самоопределения — это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости — помощь и поддержка.
Кто же осуществляет это сопровождение? Сопровождающих много: это родители, родственники, учителя, друзья. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять — психолог-профконсультант. Психолог оказывает человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, не навязывая ему своего мнения, а помогая наметить ориентиры. Именно о таком сопровождении и идет речь.
Цель такого психологического сопровождения
Одна из важных задач психологического сопровождения профессионального становления личности не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными жизненными переменами, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами.
Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности.
Остановимся на особенностях психологического сопровождения на стадии оптации, т.е. на подготовке старшеклассников к сознательному выбору профессионального пути.
Здесь важное значение приобретает профессиональное консультирование, которое осуществляет школьный психолог. Основная задача профориетационной и профконсультанционной работы со старшеклассниками — всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека.
При выборе профессии необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии и квалификации;
- требования, которые предъявляет профессия к состоянию здоровья, психофизиологическим свойствами, психологическим качествам человека;
- профессионально-образовательные возможности оптанта;
- перспективы профессионального роста, карьеры, повышения квалификации;
- противопоказания и ограничения по возрасту и полу.
ошибочного выбора профессии:
«
- отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз в течение жизни менять специальность и профессию;
- предрассудки чести — необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»;
- выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых;
- перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию;
- увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
К таким привлекательным профессиям относятся профессии менеджера, топ-модели, летчика, актера и др.;
- отождествление учебного предмета в школе с профессией;
- незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о нем».[14, с.164-168]
<li-незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;
Психологическая помощь при выборе профессии осуществляется психологом преимущественно двумя способами: путем индивидуальной психологической консультации и через работу в группах.
«При индивидуальной работе взаимодействие с оптантом ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др. При групповой работе значительно большую роль играют процессы идентификации эмоционального заражения, внушения, т.е. неосознаваемые процессы. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинги, психологические практикумы и др.»[10, c.108-109] Индивидуальные формы проведения консультации занимают много времени, но обеспечивают доверительность, конфиденциальность. Групповые формы профконсультации позволяют за менее продолжительное время оказать помощь большему количеству людей. Эффективность групповых технологий консультирования для решения проблем профессионального самоопределения убедительно показал Н.С.Пряжников. Им разработаны активизирующие профконсультационные методики, адекватные целям профессионального самоопределения.
Старшеклассникам требуется конкретная психологическая помощь в их профессиональном самоопределении, создание условий, стимулирующих рост ученика в результате которой он сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологической особенностью старшеклассников является возрастающий интерес к собственному «Я». Процесс формирования профессиональной направленности у школьника на основе интереса к конкретной профессии осуществляется значительно интенсивнее, чем в предыдущие годы обучения в школе. Этому способствует социальная позиция старшеклассников связанная с близкой перспективой выбора профессии. В этом возрасте получает дальнейшее развитие основная движущая сила формирования профессиональной направленности — потребность в выборе профессии, которая с одной стороны приводит в движение сферы разнообразных потребностей и интересов личности. С другой — диапазон интересов обеспечивает определенный уровень способностей, потребностей и умений, широту предметно — практического и теоретического опыта личности.
Становление субъекта профессионального самоопределения проходит три этапа. В процессе системной трехэтапной профориентационной работы ученик — из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения. Этому способствуют общие активизирующие формы работы (Например: ярмарка вакансий, неделя профориентации, деловые игры, и т.д.)
Так же важно проведение таких активизирующих программ способствующих расширению профессиональных компетенций учащихся, обращенных к личностным механизмам регулирующим активность субъекта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям, способность видеть альтернативы, принятие на себя ответственности, ориентацию на самостоятельный выбор.
Системная профориентационная работа постепенно формирует у учащихся готовность самостоятельно решать профориентационные проблемы, формируется внутренняя активность, т.е. ученик становится субъектом профессионального самоопределения.
ГЛАВА 2. ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, .1 Организация исследования и описание методик
Нередко психологические тесты помогают нам осознать в нашем внутреннем мире то, в чем мы не даем себе отчета. Мы можем не подозревать о некоторых своих чувствах/мотивах поведения, особенностях личности и темперамента, способах своего общения с другими людьми и самим собой, задатках и способностях к тому или иному делу, профессии. Они могут помочь человеку не только тем, что он узнает о себе то, чего не осознавал, но и тем, что они помогут ему выразить в словах то, что он о себе знает.
При выборе профессии важно учитывать свои интересы и склонности. А потому что, если вам будет нравиться содержание труда, то вы охотнее будете работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Вы будете крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет гораздо меньше поводов для вашего увольнения.
Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
2.1.1 Организация исследования, Цель исследования:, Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа материалов, содержащихся в литературных источниках, определить исследование профессионального самоопределение старшеклассников
2. Выбрать и обосновать методы исследования
- Провести диагностическое исследование
4. Разработать рекомендации по психологическому сопровождению старшеклассников
5. Провести повторное исследование профессионального самоопределения старшеклассников, для анализа эффективности разработанной программы
Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:
2.1.2 База исследования
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 120 Выборгского административного района Санкт-Петербурга. Находится по адресу г. Санкт- Петербург, Художников проспект дом 24 корпус 2. Директор школы Рымша Валентина Ивановна. Школа основана в 1975 году. Сейчас в школе 576 учащихся, которые учатся в 33 классах. Средняя наполняемость классов 22 человека. С 2005 — 2006 учебного года в школе введены элективные курсы по следующим направлениям:
- активная физика
учитель физики Козлова Галина Ильинична;
- дизайн в интерьере и одежде
учитель трудового обучения Кучина Любовь Ивановна;
- офисные технологии
учитель биологии Зверева Ирина Викторовна;
- вещи и вещества
учитель химии Бровина Галина Эрнестовна;
- начала теории вероятностей с элементами комбинаторики
учитель математики Яковлева Елена Юрьевна;
- разговорный английский
учитель английского языка Петрова Любовь Ивановна;
- компьютерная графика
учитель информатики Козлов Дмитрий Сергеевич;
- дизайнер для себя
учитель ИЗО и черчения Чайка Ольга Венедиктовна;
- права человека
учитель истории Смирнова Елена Михайловна.
2.1.3 Методы исследования
Профориентационный урок, имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе. На профориентационных уроках рассматривают теоретические и практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии. На уроках используют разные методы: беседу, рассказ, объяснение.
рассказ. Его используют для сообщения данных о содержании труда представителей разных профессий; о требованиях, которые ставила профессия к психофизиологическим качествам личности и т.д.;
- профориентационная беседа — наиболее распространенный метод. Она должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учеников, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Эмоциональной расцвет беседе добавляют цитирования известных ученых, изобретателей, писателей, которые отвечают теме беседы, применения наглядных методов профориентационной работы. Тематика профориентационных бесед должна отвечать вековым особенностям школьников и охватывать круг интересов учеников;
- поговорить с детьми, поставить пред ними вопросы, на которые они должны найти ответы, в процессе урока.
2.1.4 Характеристика испытуемых
Респондентами нашего исследования являлись подростки возрастом 14(25%) и 15(75%) лет. В группе приняло участие 28(100%) человек, из них 11(39,3%) мальчиков и 17(60,7%) девочек. Все респонденты являются учениками 9- го класса общеобразовательного учреждения № 120 выборгского района г. Санкт — Петербурга.
2.2 Анализ результатов диагностики
Для описания первичных данных, полученных по итогам проведённых методик, было использованы графические изображения (диаграммы) и таблицы.
2.2.1
Авторская анкета была разработана для определения социально-психологических характеристик респондентов, а так же для выявления желаний, знаний и планов респондентов в сфере профориентации. Она содержит 24 вопроса.
Подробнее ознакомиться с данной анкетой можно в приложении 1.
Социально-психологические характеристики выборки представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Социально-психологические характеристики |
Группа испытуемых 28 (100%) |
Дальнейшее обучение: собираюсь пойти в 10 класс собираетесь пойти в колледж собираюсь работать |
23 (82,1%) 5 (17,9%) 0 (0%) |
Выбрали ли вы профессию? выбрал (а) не выбрал (а) |
23 (82,1%) 5 (17,9%) |
Знания о будущей профессии: содержание и условия труда профессионально важные качества где можно получить эту профессию востребованность на рынке труда |
8 (28,6%) 9 (32,1%) 8 (28,6%) 9 (32,1%) |
плохо знаю мир профессий |
6 (21,4%) |
плохо знаю свои возможности |
5 (17,8%) |
не могу выбрать из нескольких вариантов |
10 (35,7%) |
не знаю, как выбирать профессию |
8 (28,6%) |
На выбор профессии влияют семья, родители школа, учителя наследственные задатки консультация психолога художественная литература сверстники, друзья средства массовой информации случайные обстоятельства |
11 (39,3%) 4 (14,3%) 11 (39,3%) 2 (7,2%) 3 (10,8%) 7 (25%) 5 (17,8%) 16 (57,1%) |
Я легко смогу трудоустроиться по выбранной профессии |
10 (35,7%) |
Как видно из Таблицы №1, среди испытуемых 82,1%собираются пойти в 10 класс, 17,9% собираются пойти учиться в колледж. С выбором профессии определились 82,1% испытуемых, оставшиеся 17,9% пока не выбрали профессию. Каковы условия труда будущей профессии знают 28,6% респондентов, 32,1% знают профессионально важные качества. Где можно получить выбранную профессию знают 28,6%, а о востребованности данной профессии на рынке труда знают 32,1% испытуемых. Несмотря на это, 21,4% утверждают, что плохо знают мир профессий; 17,8%, что плохо знают свои возможности; 35,7% не могут выбрать из нескольких вариантов, а 28,6% вообще не знают как выбирать профессию. Так же они отметили, что на выбор профессии влияют: семья, родители на 39,3% опрошенных; школа, учителя на 14,3%; наследственные задатки на 39,3%; консультация психолога на 7,2%; художественная литература на 10,8%; сверстники, друзья на 25%; средства массовой информации на17,8% и 57,1%испытуемых полагаются на случайные обстоятельства. При этом 35,7% подростков считают, что легко смогут трудоустроиться по выбранной профессии.
2.2.2 Карта интересов А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной
Краткая интерпретация:
Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования, как подростков, так и взрослых. Также рекомендуется этот тест для лиц, меняющих профессию.
Методика А.Е. Голомштока содержит 174 вопроса. После редакции Г.В. Резапкиной в методике осталось 50 вопросов, обработав которые можно узнать о преобладании одной или нескольких сфер интересов из представленных десяти. Такими являются: физика и математика, химия и биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, география и геология, литература и искусство, история и политика, педагогика и медицина, предпринимательство и домоводство, спорт и военное дело.
При выборе профессии важно учитывать свои интересы и склонности. А потому что, если вам будет нравиться содержание труда, то вы охотнее будете работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Вы будете крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет гораздо меньше поводов для вашего увольнения
Подробнее ознакомиться с методикой можно в приложении 2.
Результаты, полученные по методике «Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной представлены в Таблице№2.
Таблица №2.
ФИО возраст |
физика и математика |
химия и биология |
радиотехника и электроника |
механика и консультирование |
география и геология |
литература и искусство [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/psihologicheskoe-soprovojdenie-starshih-shkolnikov/ |
история и политика |
педагогика и медицина |
предпринимательство и домоводство |
Спорт и военное дело |
Алексеев Роман 15 лет |
3 |
2 |
0 |
1 |
2 |
5 |
0 |
3 |
0 |
4 |
Антипин Стас 14 лет |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
0 |
5 |
Ветренников Женя 14 лет |
2 |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Газизова Камилла 14 лет |
0 |
5 |
0 |
0 |
4 |
5 |
2 |
4 |
4 |
4 |
Гутча Елена 14 лет |
4 |
0 |
4 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
Енькина Татьяна 15 лет |
0 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Екатеринчева Катя 14 лет |
0 |
2 |
0 |
1 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
|
Камович Маша 15 лет |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
4 |
1 |
4 |
4 |
1 |
Колокольцев Ваня 14 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
1 |
0 |
0 |
4 |
Коршунов Женя 15 лет |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Кузнецова Аня 14 лет |
1 |
4 |
4 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
0 |
2 |
Макарова Оксана 14 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5 |
5 |
2 |
3 |
0 |
Мелихава Анна 14 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
5 |
2 |
5 |
0 |
Машкова Катя 14 лет |
1 |
4 |
0 |
1 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
Медведева Лена 15 лет |
0 |
4 |
1 |
0 |
5 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
Ожиганов Леша 14 лет |
3 |
1 |
5 |
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Палеха Настя 14 лет |
0 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
0 |
5 |
5 |
3 |
Рязанов Андрей 14 лет |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
4 |
Савина Вероника 14 лет |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
5 |
5 |
4 |
2 |
2 |
Соколова Галя 14 лет |
0 |
4 |
0 |
0 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
Соколов Саша 14 лет |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
5 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Степанова Надя 14 лет |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
4 |
0 |
2 |
2 |
2 |
Струкова Маша 14 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
5 |
2 |
5 |
0 |
Сулиманова Лиза 14 лет |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
4 |
0 |
5 |
2 |
0 |
Филиппов Андрей 14 лет |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
0 |
3 |
3 |
Чебулаева Кира 15 лет |
2 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
1 |
5 |
4 |
5 |
Чугуев Виталик 14 лет |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
2 |
3 |
2 |
Шкилёв Артем 15 лет |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
5 |
2 |
2 |
4 |
Исходя из Таблицы №2, можно сделать вывод, что ярко выраженный интерес в одной сфере был выявлен у 28,6% испытуемых, в двух сферах у 32,1 %, в трёх сферах у 7,1% и в пяти сферах у 3,6%. Построим диаграмму 1.
Так же следует обратить внимание на то, что у 35,7% опрошенных, выявлен яркий интерес в сфере «Литература и Искусство», 25% интересуются историей и политикой, а 21,4% предпринимательством и домоводством. Педагогика и медицина интересна 17,8%, спорт и военное дело 10,8%. Химия и биология заинтересовала 7,1%. Радиотехникой и электротехникой интересуются 3,6% опрошенных, такие же результаты у сферы механики и конструирования (3,6%).
Никого из респондентов не заинтересовала сфера физики и математики, а так же сфера геологии и географии.
2.2.3 Диагностика профессиональных предпочтений
Краткая интерпретация:
При первоначальном исследовании склонностей и профессиональных интересов может быть использован диагностический опросник «Я предпочту».
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов в соответствии с предметами или объектами, с которыми работает человек в процессе своей трудовой деятельности (человек — человек, человек — природа, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — техника).
Методика содержит 20 пар вопросов. Результаты будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Следует говорить о том, что результаты данной методики лишь в какой-то мере характеризуют способности учеников на данный момент.
Подробнее ознакомиться с методикой можно в приложении 3.
По итогам проведенной методики были получены результаты, указанные в Таблице №3.
Таблица №3
ФИО Возраст |
Человек-Природа |
Человек-Техника |
Человек-Человек |
Человек-Знаковая сстема |
Человек-Художественный образ |
Алексеев Роман 15 лет |
3 |
1 |
6 |
3 |
7 |
Антипин Стас 14 лет |
1 |
8 |
4 |
3 |
4 |
Ветренников Женя 14 лет |
3 |
4 |
3 |
4 |
6 |
Газизова Камилла 14 лет |
6 |
2 |
4 |
4 |
4 |
Гутча Елена 14 лет |
2 |
7 |
4 |
4 |
3 |
Енькина Татьяна 15 лет |
2 |
5 |
7 |
1 |
5 |
Екатеринчева Катя 14 лет |
3 |
3 |
5 |
1 |
8 |
Камович Маша 15 лет |
5 |
2 |
2 |
4 |
6 |
Колокольцев Ваня 14 лет |
2 |
5 |
6 |
1 |
6 |
Коршунов Женя 15 лет |
1 |
6 |
5 |
2 |
6 |
Кузнецова Аня 14 лет |
1 |
5 |
3 |
4 |
7 |
Макарова Оксана 14 лет |
3 |
2 |
5 |
3 |
7 |
Мелихава Анна 14 лет |
2 |
5 |
3 |
5 |
6 |
Машкова Катя 14 лет |
3 |
2 |
5 |
4 |
6 |
Медведева Лена 15 лет |
4 |
5 |
4 |
0 |
7 |
Ожиганов Леша 14 лет |
0 |
8 |
3 |
6 |
3 |
Палеха Настя 14 лет |
5 |
2 |
5 |
6 |
3 |
Рязанов Андрей 14 лет |
8 |
4 |
5 |
1 |
|
Савина Вероника 14 лет |
5 |
0 |
5 |
2 |
8 |
Соколова Галя 14 лет |
6 |
3 |
3 |
2 |
6 |
Соколов Саша 14 лет |
2 |
2 |
4 |
4 |
7 |
Степанова Надя 14 лет |
4 |
2 |
4 |
2 |
8 |
Струкова Маша 14 лет |
2 |
4 |
6 |
2 |
6 |
Сулиманова Лиза 14 лет |
4 |
2 |
5 |
4 |
5 |
Филиппов Андрей 14 лет |
2 |
5 |
3 |
4 |
6 |
Чебулаева Кира 15 лет |
4 |
2 |
4 |
2 |
8 |
Чугуев Виталик 14 лет |
0 |
5 |
5 |
2 |
7 |
Шкилёв Артем 15 лет |
1 |
5 |
5 |
6 |
3 |
На основе таблицы выстроим диаграмму 2.
Исходя из диаграммы 2 можно сделать вывод, что в профессиональной сфере «Человек-Природа» профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени у 50% опрошенных и у оставшихся 50% выражен в слабой степени. У 14,3% испытуемых ярко, у 46,4% в средней степени и у 39,3% в слабой степени выражена профессиональная направленность и интерес в сфере «Человек-Техника». В средней степени выражен интерес у 92,8% в сфере «Человек-Человек», нет интереса к данной сфере у 3,6% и у 3,6% интерес ярко выражен. Интерес не проявляется или проявляется в крайне малой степени у 39,3% опрошенных в сфере «Человек-Знаковая сстема» и 60,7% интересуются данной сферой в средней степени. Отчетливая профессиональная направленность в сфере «Человек-Художественный образ» выявлена у 35,7% респондентов, у 60,7% выявлена средняя степень, а 3,6% совершенно не интересуются этой сферой.
2.2.4 Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра
Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время. Тест интеллекта и одновременно тест профориентационный может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени.
Данная методика помогает нам определить способности испытуемых исход из их уровня IQ. Так же результаты помогут определить направленность способностей в профессиональной сфере.
Подробнее ознакомиться с методикой можно в приложении 4.
Результаты, полученные по методике «Тест структуры интеллекта» представлены в Таблице №4, №5, №6.
Таблица №4
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест |
5 субтест |
6 субтест |
7 субтест |
8 субтест |
9 субтест |
Сумма баллов |
|
ФИО Возраст |
IQ |
IQ |
IQ |
IQ |
IQ |
IQ |
IQ |
IQ |
IQ |
Средний IQ |
Алексеев Роман 15 лет |
8 101 |
13 116 |
10 110 |
16 129 |
3 85 |
14 121 |
5 95 |
5 90 |
10 116 |
84 107 |
Антипин Стас 14 лет |
12 118 |
10 108 |
9 107 |
7 100 |
10 110 |
11 116 |
14 124 |
15 123 |
16 129 |
104 115 |
Ветренников Женя 14 лет |
10 110 |
10 108 |
7 103 |
10 102 |
0 79 |
0 75 |
5 97 |
0 75 |
12 115 |
54 96 |
Газизова Камилла 14 лет |
6 95 |
5 89 |
5 96 |
10 102 |
1 82 |
4 90 |
3 91 |
2 81 |
17 132 |
53 95 |
Гутча Елена 14 лет |
10 110 |
9 104 |
10 113 |
5 105 |
5 94 |
5 93 |
6 100 |
0 75 |
8 100 |
58 99 |
Енькина Татьяна 15 лет |
9 104 |
9 102 |
8 104 |
4 89 |
2 82 |
9 106 |
3 90 |
9 102 |
11 110 |
64 99 |
Екатеринчева Катя 14 лет |
9 106 |
11 112 |
11 117 |
4 88 |
1 82 |
2 82 |
4 94 |
0 75 |
9 104 |
51 96 |
Камович Маша 15 лет |
7 97 |
5 88 |
5 96 |
3 87 |
8 103 |
8 105 |
9 106 |
8 104 |
11 110 |
64 100 |
Колокольцев Ваня 14 лет |
5 91 |
6 86 |
9 110 |
6 92 |
8 103 |
5 93 |
8 106 |
2 81 |
9 104 |
58 96 |
Коршунов Женя 15 лет |
13 118 |
12 113 |
10 110 |
12 104 |
5 90 |
5 94 |
8 103 |
2 83 |
8 100 |
75 102 |
Кузнецова Аня 14 лет |
8 102 |
4 86 |
12 120 |
3 85 |
0 79 |
4 90 |
6 100 |
1 78 |
14 122 |
52 96 |
Макарова Оксана 14 лет |
11 114 |
6 93 |
12 120 |
10 102 |
1 82 |
6 97 |
6 100 |
5 91 |
4 87 |
61 98 |
Мелихава Анна 14 лет |
10 110 |
9 104 |
9 110 |
7 95 |
6 97 |
8 105 |
5 97 |
0 75 |
14 122 |
68 102 |
Машкова Катя 14 лет |
7 98 |
8 100 |
5 90 |
12 115 |
14 126 |
8 105 |
3 91 |
2 81 |
7 97 |
66 100 |
Медведева Лена 15 лет |
12 114 |
8 99 |
5 94 |
4 89 |
6 92 |
6 97 |
3 90 |
6 93 |
6 93 |
56 96 |
Ожиганов Леша 14 лет |
8 102 |
10 108 |
6 100 |
5 85 |
10 110 |
7 101 |
2 88 |
0 75 |
15 125 |
63 99 |
Палеха Настя 14 лет |
11 114 |
12 115 |
2 85 |
10 102 |
10 110 |
4 90 |
4 94 |
6 94 |
4 87 |
63 99 |
Рязанов Андрей 14 лет |
14 125 |
11 112 |
7 103 |
10 102 |
4 92 |
3 86 |
5 97 |
0 75 |
19 139 |
73 103 |
Савина Вероника 14 лет |
11 114 |
11 112 |
9 110 |
6 92 |
7 100 |
1 78 |
1 85 |
2 81 |
10 108 |
58 98 |
Соколова Галя 14 лет |
10 110 |
12 115 |
10 113 |
8 97 |
10 110 |
14 126 |
7 103 |
7 97 |
10 108 |
88 109 |
Соколов Саша 14 лет |
11 114 |
8 100 |
15 130 |
7 95 |
10 110 |
0 75 |
6 100 |
4 87 |
18 132 |
79 105 |
Степанова Надя 14 лет |
7 98 |
6 93 |
5 96 |
5 90 |
9 106 |
7 101 |
8 106 |
8 100 |
7 97 |
62 99 |
Струкова Маша 14 лет |
15 129 |
16 130 |
12 120 |
5 95 |
10 110 |
0 75 |
7 103 |
8 100 |
20 142 |
93 123 |
Сулиманова Лиза 14 лет |
8 102 |
6 93 |
0 78 |
8 103 |
6 97 |
10 112 |
2 81 |
8 100 |
53 96 |
|
Филиппов Андрей 14 лет |
10 110 |
12 115 |
12 120 |
6 92 |
7 100 |
12 118 |
8 100 |
5 91 |
15 125 |
87 108 |
Чебулаева Кира 15 лет |
13 118 |
12 113 |
12 116 |
15 108 |
4 87 |
10 109 |
5 95 |
0 77 |
12 113 |
83 104 |
Чугуев Виталик 14 лет |
16 133 |
15 127 |
6 100 |
13 109 |
1 82 |
12 119 |
0 82 |
2 81 |
5 90 |
70 103 |
Шкилёв Артем 15 лет |
16 128 |
11 109 |
11 113 |
4 89 |
5 90 |
7 100 |
0 81 |
0 77 |
15 124 |
69 101 |
В итоге проведенной методики мы получили баллы по девяти субтестам у каждого из респондентов. эти сырые баллы были преведены в баллы IQ с помощью нормативной таблицы Векслера. (Приложение 5)
На основе полученных данных построим график 1.
Данная График 1помогает нам рассчитать средний показатель IQ для группы опрошенных нами респондентов. Средний IQ=102. При стандартном отклонении на 10 норма(N) будет составлять от 92до 112.
Исходя из таблицы№4 видно, что в область нормы входят 92,9% респондентов и 7,1% превышают её.
Следующая таблица №5 поможет определить однородную и неоднородную структуру интеллекта, выявив различия между показателями (Однородная — все показатели близки, мало различаются между собой: либо все показатели в норме(Н.), либо все выше нормы (В.н.), либо все ниже нормы(Н.н.).
Неоднородная — есть показатели и в норме, и выше нормы, и ниже нормы. Умеренно неоднородная — есть показатели в норме и выше нормы; или в норме и ниже нормы.)
Таблица №5
ФИО Возраст |
1 субтест |
2 убтест |
3 субтест |
4 субтест |
5 субтест |
6 субтест |
7 субтест |
8 субтест |
9 субтест |
Структура |
Алексеев Роман 15 лет |
Н. |
В.н. |
Н. |
В.н. |
Н.н. |
В.н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Антипин Стас 14 лет |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
В.н. |
В.н. |
В.н. |
В.н. |
Умеренно однородная |
Ветренников Женя 14 лет |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Газизова Камилла 14 лет |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Гутча Елена 14 лет |
Н. |
Н. |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Не однородная |
Енькина Татьяна 15 лет |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Умеренно однородная |
Екатеринчева Катя 14 лет |
Н. |
Н. |
В.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Не однородная |
Камович Маша 15 лет |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Умеренно однородная |
Колокольцев Ваня 14 лет |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Умеренно однородная |
Коршунов Женя 15 лет |
В.н. |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Не однородная |
Кузнецова Аня 14 лет |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Макарова Оксана 14 лет |
В.н. |
Н. |
В.н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
Не однородная |
Мелихава Анна 14 лет |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Машкова Катя 14 лет |
Н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
В.н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Не однородная |
Медведева Лена 15 лет |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Не однородная |
Ожиганов Леша 14 лет |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Палеха Настя 14 лет |
В.н. |
В.н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Не однородная |
Рязанов Андрей 14 лет |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Савина Вероника 14 лет |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Не однородная |
Соколова Галя 14 лет |
Н. |
В.н. |
В.н. |
Н. |
Н. |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Умеренно однородная |
Соколов Саша 14 лет |
В.н. |
Н. |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Степанова Надя 14 лет |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Умеренно однородная |
Струкова Маша 14 лет |
В.н. |
В.н. |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
В.н. |
Не однородная |
Сулиманова Лиза 14 лет |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Умеренно однородная |
Филиппов Андрей 14 лет |
Н. |
В.н. |
В.н. |
Н. |
Н. |
В.н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Чебулаева Кира 15 лет |
В.н. |
В.н. |
В.н. |
Н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
|
Чугуев Виталик 14 лет |
В.н. |
В.н. |
Н. |
Н. |
Н.н. |
В.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Не однородная |
Шкилёв Артем 15 лет |
В.н. |
Н. |
В.н. |
Н.н. |
Н.н. |
Н. |
Н.н. |
Н.н. |
В.н. |
Не однородная |
Выводы по Таблице №5 можно выразить в диаграмме 3.
Посмотрев на диаграмму 3 можно сделать вывод, что структура интеллекта определена как неоднородная у 75% опрошенных. Умеренно однородная структура у 25% опрошенных — это свидетельствует об их ориентации и способностях в социально-экономической области.
Благодаря субтестовой структуре интеллекта тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития интеллекта. Отдельные субтесты можно объединить в группы указанные в Таблице №6.
Таблица №6
ФИО Возраст |
Вербальный IQ |
Математический IQ |
Пространственный IQ |
Естественно-научный IQ |
Алексеев Роман 15 лет |
114 |
103 |
93 |
98 |
Антипин Стас 14 лет |
112 |
113 |
124 |
107 |
Ветренников Женя 14 лет |
108 |
77 |
86 |
82 |
Газизова Камилла 14 лет |
102 |
86 |
86 |
86 |
Гутча Елена 14 лет |
106 |
93 |
88 |
90 |
Енькина Татьяна 15 лет |
102 |
94 |
96 |
95 |
Екатеринчева Катя 14 лет |
105 |
82 |
85 |
84 |
Камович Маша 15 лет |
96 |
104 |
105 |
105 |
Колокольцев Ваня 14 лет |
97 |
98 |
94 |
96 |
Коршунов Женя 15 лет |
109 |
92 |
93 |
93 |
Кузнецова Аня 14 лет |
103 |
85 |
89 |
87 |
Макарова Оксана 14 лет |
103 |
90 |
96 |
93 |
Мелихава Анна 14 лет |
108 |
101 |
86 |
94 |
Машкова Катя 14 лет |
100 |
116 |
86 |
101 |
Медведева Лена 15 лет |
98 |
95 |
92 |
94 |
Ожиганов Леша 14 лет |
103 |
106 |
82 |
94 |
Палеха Настя 14 лет |
101 |
89 |
83 |
86 |
Рязанов Андрей 14 лет |
116 |
89 |
86 |
88 |
Савина Вероника 14 лет |
107 |
89 |
83 |
86 |
Соколова Галя 14 лет |
109 |
118 |
100 |
109 |
Соколов Саша 14 лет |
114 |
93 |
94 |
94 |
Степанова Надя 14 лет |
95 |
104 |
103 |
104 |
Струкова Маша 14 лет |
123 |
93 |
102 |
98 |
Сулиманова Лиза 14 лет |
94 |
100 |
97 |
99 |
Филиппов Андрей 14 лет |
112 |
109 |
96 |
103 |
Чебулаева Кира 15 лет |
114 |
98 |
86 |
92 |
Чугуев Виталик 14 лет |
112 |
101 |
82 |
92 |
Шкилёв Артем 15 лет |
113 |
95 |
79 |
87 |
По результатам Таблицы №6 видно, что 92,9% опрошенных имеют по одной направленности, а 7,1% имеют по 2 направленности.
Отобразим полученные в Таблице №6 данные на диаграмме 4.
Диаграмма 4 дает нам возможность сделать вывод, что в группе испытуемых превалирует вербальный интеллект: выражены вербальные способности у 71,4% опрошенных; физико-математические способности у 21,4%; 7.1% опрошенных обладают технические способности и 7,1% обладают ориентацией и способностями в естественнонаучной области.
2.2.5 Корреляционный анализ
Корреляционный анализ представляет собой статистическую процедуру, позволяющую выявлять взаимосвязи между переменными и производить их количественную оценку.
Для выявления связей между полученными показателями нами применялся коэффициент корреляции Спирмена.
Выявлено, что имеются следующие связи между показателями методик и социальными характеристиками в группе:
- положительные умеренные связи между:
- сильные положительные связи между:
отрицательные умеренные связи между:
Изобразим на рисунке сильно положительные связи корреляционной плеяды для более детального изучения.
Рисунок 5. Корреляционная плеяда для экспериментальной выборки — ученики 9 класса. Сильно положительные корреляционные связи.
Из рисунка 5 видно, что: не знание как выбирать профессию напрямую зависит от плохого знания мира профессий; чем выше заинтересованность подростков в сфере механика и конструирование, тем сильнее связь со сферами радиотехника и электроника, физика и математика, Человек-Техника; чем выше заинтересованность подростков в сфере радиотехника и электроника, тем сильнее связь со сферами механика и конструирование, физика и математика, Человек-Техника; чем больше заинтересованность в сфере педагогика и медицина, тем сильнее связь со сферой Человек-Природа.
2.3 Выводы по результатам исследования
По результатам анкетирования 82,1% испытуемых собираются пойти в 10 класс, что говорит об их ближайших планах на образование. Признались что плохо знают мир профессий 21,4% опрошенных, а 28,6% вообще не знают как выбирать профессии. Так же 57,1% опрошенных полагаются на случайные обстоятельства при выборе профессии. Данные результаты говорят о том, что ученикам требуется психологическое сопровождение при профессиональном самоопределении. На выбор профессии 39,3% старшеклассников влияют семья и родители. Это ещё раз подтверждает то, что ученикам 9-ого класса требуется психологическое сопровождение не только со стороны психолога, но и со стороны родителей.
При диагностике профессиональных предпочтений, нами было выявлено, что 35,7% старшеклассников имеют отчетливую профессиональную направленность в сфере «Человек — Художественный образ». Из этого можно сделать вывод, что испытуемые нами ученики 9-ого класса обладают развитым художественным вкусом, высокой эстетической чувствительностью, богатым и ярким воображением, а так же им свойственны любовь к искусству и способности к творчеству. Карта интересов Голомштока в модификации Резапкиной подтверждает эти данные, поскольку и по ней большинство опрошенных 35,7% относятся к литературе и искусству, как направлению профессиональной деятельности. Им подойдут такие профессии как актриса, директор теле- и радио, ведущий, музыкант, писатель, режиссер, фотограф, модельер, парикмахер, хореограф, художник и т.д.
Средний балл IQ среди опрошенных = 102 балла. Из всех респондентов 92,9% входят в область нормы, а 7,1 % превышают её. Так же благодаря тесту Амтхауэра было выявлено, что у 71,4% испытуемых преобладают вербальные способности.
При проведении корреляционного анализа была выявлена связь между не знанием как выбирать профессию и плохим знанием мира профессий. Эти данные показывают необходимость расширения знаний в области разнообразии профессий и востребованности этих профессий на рынке труда. Данные результаты ещё раз доказывают, что ученикам требуется помощь при выборе профессии.
Изучив полученные результаты можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.
На основе данных выводов, были разработаны рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников, которые представлены в главе 3.