Изучение и профилактика проявлений агрессвиности у подростков является актуальным, так как определяется социальной и практической значимостью вопросов коррекции и профилактики враждебных агрессивных форм поведения в подростковом возрасте, решения задач формирования здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности, а так же возросшей потребностью профилактики и коррекции ранних форм девиации у подростков. Именно поэтому данная дипломная работа посвящена теме: «Диагностика агрессивности в подростковом возрасте».
Целью экспериментальной части
Учет гендерного фактора при анализе подростковой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.
Гипотезой, Основные задачи экспериментального исследования
- 1. Отбор и апробация диагностического инструментария для исследования проявлений агрессивности у подростков.
- 2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
- 3. Сделать сравнительный анализ уровней проявления агрессивности у мальчиков и девочек.
три этапа
Первый этап: определение теоретической и методологической основы исследования, проблемы, объекта, предмета, гипотезы и задач с целью определения методики экспериментальной работы; теоретический анализ по проблеме исследования.
Второй этап: организация и проведение экспериментального исследования с целью диагностики проявлений агрессивности у подростков.
Третий этап: систематизация полученных данных, анализ и интерпретация результатов.
Экспериментальная база исследования: группу испытуемых составили подростки общеобразовательной школы 1-3 ступени № 23: учащиеся 9-х и 10-х классов в составе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек, возрастом от 13 до 16 лет.
Для достижения поставленной цели, задач и подтверждения гипотезы в работе были применены следующие методы исследования: теоретические методы (изучение литературы по проблеме исследования, её анализ и синтез); эмпирические методы — наблюдение, анкетирование, констатирующий эксперимент; интерпретационно-описательные методы — количественный и качественный анализ полученных данных.
Психологический анализ опыта переживания подростками критических ...
... исследование опыта переживания подростками критических ситуаций; Описать результаты исследования; Разработать психолого-педагогические рекомендации. Для решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретические: теоретический анализ психологической, методической литературы по проблеме исследования, ... психологии. Отмечается, ... Эта работа направлена ...
В рамках психодиагностического метода были использованы следующие методики для диагностики проявлений агрессивности у девиантных подростков:
Диагностика агрессивности по тесту Басса — Дарки.
- 1. Использование физической силы против другого лица — физическая агрессия.
- 2. Выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) — вербальная агрессия .
- 3. Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.)- косвенная агрессия .
- 4. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, — негативизм.
- 5. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости — раздражение .
- 6. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, — подозрительность.
- 7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, — обида .
- 8. Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, — аутоагрессия, или чувство вины . [32,174]
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность».
Основные диагностируемые шкалы:
- 1. Шкала — вспыльчивость
- 2. Шкала — склонность к наступательности
- 3. Шкала — обидчивость
- 4. Шкала — склонность к неуступчивости
- 5. Шкала — бескомпромиссность
- 6. Шкала — мстительность
- 7. Шкала — нетерпимость к мнению других
- 8. Шкала — подозрительность
Кроме того, сумма баллов по шкалам — наступательность, неуступчивость — дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта . Сумма баллов по шкалам — нетерпимость к мнению других, мстительность — дает показатель негативной агрессивности. Сумма баллов по шкалам — бескомпромиссность, вспыльчивость, обидчивость, подозрительность — дает обобщенный показатель конфликтности . [10,142]
Тест Руки (Hand Test)
Стимульный материал — стандартные 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука и сказать, что способен выполнять человек рука, которого принимает такое положение. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуем держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Детская агрессия
... являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам. Чувства подростка ... и вымышленные действия. 6.) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через крик, визг, так и через содержания словесных ответов (проклятия, угрозы). 7.) Чувство вины ...
Оценка полученных данных ocуществляется по следующим 11 категориям:
- 1) агрессия — рука воспринимается доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет..
- 2) указания (директивность) — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми («учит», «объясняет», «останавливает», «показывает» и пр.);
- 3) страх и тревожность — рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе, также ответы по данной категории передают ощущение напряжения и дискомфорта («прячется», «прикрывает», «ругается, говорит: «Уходи!»», «нависает», «шлепает» и пр.);
- 4) привязанность — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;
- 5) коммуникация — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты, подразумевается, что рука имеет желание разделить трудности или потребности: «сочувствует», «хочет обнять» и пр.; данную категорию слудет уточнять дополнительными вопросами для того, чтобы дифференцировать ее от категорий «активность» и «директивность»;
- 6) зависимость — рука выражает подчинение другим лицам также категория включает ответы, где рука активно и пассивно ищет поддержки со стороны другого лица: «держится за руку», «просит денег», «умоляет о помощи», «защищается» и т.д.;
- 7) эксгибиционизм (демонстративность) — рука разными способами выставляет себя напоказ, самовыражается («все ОК», «делает зарядку», «играет на пианино» и т.д.);
- 8) увечность (физическая дефицитарность) — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям («сломана», «согнута», «берет таблетку» и т.д.);
- 9) активность: безличная — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия; личностно-ориентированная — указание, кто проявляет активность
- 10) пассивная безличность — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения («рука висит», «опущена», «ждет кого-нибудь», «устала» и т.п.); дети. Дающие большое кол-во пассивных ответов чаще всего демонстрируют низкую скорость реакции (латентное время) при даче ответа и эта величина является примерно постоянной;
- 11) описание — ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует. [39,310-327]