Урок по ОРКСЭ «Дружба»

Сочинение

Модуль « Светская этика», Тема: « Дружба»

Учитель: Низамова Светлана Валентиновна

с. Краснохолмский СОШ № 1

Тема: Дружба.

Цель: Формировать представление о дружбе, как важнейшем факторе нравственной ценности.

Задачи:

выявить и углубить представление о дружбе, и каким должен быть настоящий друг,

  • развивать умения анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями,
  • воспитывать чувство доброжелательности, коллективизма, взаимовыручки, взаимоуважения.

Оборудование:

Предварительно с детьми прочитать книги о дружбе, составить стенгазету по пословицам и поговоркам о дружбе, написать сочинение на тему « Мой друг», оформить выставку с сочинениями.

Данный урок помогает детям понять, что такое «дружба» и какова ее ценность.

Ход урока.

Дети входят в класс под песню В. Шаинского « Дружба».

Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.

1.Организационный момент:

  • Дорогие, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке, и думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.

2. Введение в новую тему:

— Прослушайте стихотворение и определите тему урока

Кто в дружбу верит горячо,, Кто рядом чувствует плечо,, Тот никогда не упадет,, В любой беде не пропадет., А если и споткнется вдруг,, То встать ему поможет друг,, Всегда ему надежный друг, В беде протянет руку.

3. Сообщение новой темы:

  • Молодцы! Тема нашего урока « Дружба».
  • Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? ( Ответы детей записываем на доске и выбираем основные после обсуждения).

  • Сегодня нам необходимо выяснить:

Что такое дружба?

Настоящий друг — кто он?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Почему важно дружелюбно относится друг к другу?

Почему дружелюбие важно для всего нашего класса?

4. Работа над понятием « дружба».

а) беседа

— Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем ее ценность. Издавна народ слагал пословицы и поговорки, поэты сочиняли стихи, писатели издавали рассказы. Дружба в нашей жизни встречается постоянно: название населенных пунктов, лагерей отдыха, горные переходы, название фонтанов, памятников, существует даже орден Дружбы народов.

2 стр., 981 слов

«Начальник. Друг или враг?» глава седьмая - 10 (Этикет «Руководитель ...

... они являются первым примером для подражания. «Друг ты мне или не друг?» В дружбе с руководством есть некоторые плюсы: «защищенный ... рабочему процессу как бы семейную атмосферу. Минусы в дружбе с руководством: друга труднее заставить делать работу как следует и еще ... Почему так происходит? Что мешает подчиненному и руководителю понять друг друга? Как часто руководители видят в сотруднике личность, а не ...

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

б) работа со словарем

  • Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите слово « дружба» и узнайте его значение.

( Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – это тот, кто связан с кем- нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)

  • Владимир Иванович Даль в своем « Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: « Дружба –это взаимная, бескорыстная стойкая приязнь». Я хотела бы сконцентрировать ваше внимание на слове бескорыстная .

Что хотел нам показать знаменитый ученый? ( ответы детей)

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что- нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с ним потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

в) работа с карточками на доске

  • Дети, давайте попробуем разложить данные слова на два столбика: Что помогает дружбе и что мешает дружбе.

( Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность).

  • Прочитайте слова первого столбика. Есть желание добавить свои слова? ( Учитель дописывает слова детей).

5. Работа над понятием « друг».

а) беседа

  • В ходе подготовки к уроку вы писали сочинение на тему « Мой друг».
  • Какими качествами должен обладать человек умеющий дружить?
  • Каждый ли человек может быть другом?
  • А может ли дружба распасться? По каким причинам?

б) проблемная ситуация

  • Послушайте стихотворение и скажите, можно ли данного героя назвать настоящим другом?

Друг напомнил мне вчера,, Сколько делал мне добра:, Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,, Обо мне упоминал., Я упал и весь промок-, Он мне высохнуть помог., Он для милого дружка, Не жалел и пирожка:, Откусить мне дал когда- то,, А теперь представил счет., Не влечет меня, ребята,, Больше к другу не влечет.

  • Каким не должен быть настоящий друг?
  • Как думаете, ребята, дружба может избавить человека от недостатков?

в) работа в парах

« Собери пословицу».

  • У каждого из вас на стульях прикреплены половинки листочков. Ваша задача найти вторую половинку и соединить их. Должна получиться пословица о дружбе. А затем прикрепить целый листочек на дерево дружбы.

( Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Друга- ищи, а нашел- береги. Человек без друзей, что дерево без корня. Друг за друга держаться – ничего не бояться. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Верный друг лучше сотни слуг. Дружба заботой да подмогой крепка.)

4 стр., 1977 слов

Человек как творец культуры

... распространяться на отношение человека и к явлениям природы, и к его собственным творениям – таково эстетическое отношение как особый род "незаинтересованного наслаждения", по определениям И. Канта, или "бескорыстной любви", по дефиниции Н. Чернышевского. ...

г) работа в группах

  • Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте одно правила дружбы.

( Каждая группа записывает свое правило на цветной полоске и прикрепляет на ствол «дерева Дружбы)

  • Теперь если у вас с друзьями что – то разладилось, можно будет подойти к дереву прочитать и поработать над собой.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Каких друзей нам хотелось бы иметь?
  • А каким другом является каждый из вас?
  • Что в дружбе важно, о чем необходимо помнить?
  • А теперь, кого бы вы хотели поблагодарить за работу на уроке?

7. Домашнее задание.

  • Взять интервью у родителей на тему « Что такое настоящая дружба?».

( Урок заканчивается песней В. Шаинского «Дружба»).