Модуль « Светская этика», Тема: « Дружба»
Учитель: Низамова Светлана Валентиновна
с. Краснохолмский СОШ № 1
Тема: Дружба.
Цель: Формировать представление о дружбе, как важнейшем факторе нравственной ценности.
Задачи:
— выявить и углубить представление о дружбе, и каким должен быть настоящий друг,
- развивать умения анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями,
- воспитывать чувство доброжелательности, коллективизма, взаимовыручки, взаимоуважения.
Оборудование:
Предварительно с детьми прочитать книги о дружбе, составить стенгазету по пословицам и поговоркам о дружбе, написать сочинение на тему « Мой друг», оформить выставку с сочинениями.
Данный урок помогает детям понять, что такое «дружба» и какова ее ценность.
Ход урока.
Дети входят в класс под песню В. Шаинского « Дружба».
Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.
1.Организационный момент:
- Дорогие, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке, и думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.
2. Введение в новую тему:
— Прослушайте стихотворение и определите тему урока
Кто в дружбу верит горячо,, Кто рядом чувствует плечо,, Тот никогда не упадет,, В любой беде не пропадет., А если и споткнется вдруг,, То встать ему поможет друг,, Всегда ему надежный друг, В беде протянет руку.
3. Сообщение новой темы:
- Молодцы! Тема нашего урока « Дружба».
- Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? ( Ответы детей записываем на доске и выбираем основные после обсуждения).
- Сегодня нам необходимо выяснить:
Что такое дружба?
Настоящий друг — кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относится друг к другу?
Почему дружелюбие важно для всего нашего класса?
4. Работа над понятием « дружба».
а) беседа
— Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем ее ценность. Издавна народ слагал пословицы и поговорки, поэты сочиняли стихи, писатели издавали рассказы. Дружба в нашей жизни встречается постоянно: название населенных пунктов, лагерей отдыха, горные переходы, название фонтанов, памятников, существует даже орден Дружбы народов.
Реферат философия дружбы
... более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижаeт эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень ... как они в идеале должны были бы соблюдаться всеми. Настоящий друг, Морально-этические стороны дружбы. неписанные правила дружбы Обмен Делиться новостями о своих успехах Выказывать эмоциональную ...
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
б) работа со словарем
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите слово « дружба» и узнайте его значение.
( Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем- нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
- Владимир Иванович Даль в своем « Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: « Дружба –это взаимная, бескорыстная стойкая приязнь». Я хотела бы сконцентрировать ваше внимание на слове бескорыстная .
Что хотел нам показать знаменитый ученый? ( ответы детей)
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что- нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с ним потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
в) работа с карточками на доске
- Дети, давайте попробуем разложить данные слова на два столбика: Что помогает дружбе и что мешает дружбе.
( Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность).
- Прочитайте слова первого столбика. Есть желание добавить свои слова? ( Учитель дописывает слова детей).
5. Работа над понятием « друг».
а) беседа
- В ходе подготовки к уроку вы писали сочинение на тему « Мой друг».
- Какими качествами должен обладать человек умеющий дружить?
- Каждый ли человек может быть другом?
- А может ли дружба распасться? По каким причинам?
б) проблемная ситуация
- Послушайте стихотворение и скажите, можно ли данного героя назвать настоящим другом?
Друг напомнил мне вчера,, Сколько делал мне добра:, Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,, Обо мне упоминал., Я упал и весь промок-, Он мне высохнуть помог., Он для милого дружка, Не жалел и пирожка:, Откусить мне дал когда- то,, А теперь представил счет., Не влечет меня, ребята,, Больше к другу не влечет.
- Каким не должен быть настоящий друг?
- Как думаете, ребята, дружба может избавить человека от недостатков?
в) работа в парах
« Собери пословицу».
- У каждого из вас на стульях прикреплены половинки листочков. Ваша задача найти вторую половинку и соединить их. Должна получиться пословица о дружбе. А затем прикрепить целый листочек на дерево дружбы.
( Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Друга- ищи, а нашел- береги. Человек без друзей, что дерево без корня. Друг за друга держаться – ничего не бояться. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Верный друг лучше сотни слуг. Дружба заботой да подмогой крепка.)
Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
... определяют выбор темы: внеклассная работа по русскому языку в начальной школе. Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, ... внеклассной работы по русскому языку. К сожалению, в настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне. "Родной язык - величайший наставник", - звучат непреложной истиной слова ...
г) работа в группах
- Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте одно правила дружбы.
( Каждая группа записывает свое правило на цветной полоске и прикрепляет на ствол «дерева Дружбы)
- Теперь если у вас с друзьями что – то разладилось, можно будет подойти к дереву прочитать и поработать над собой.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас?
- Что в дружбе важно, о чем необходимо помнить?
- А теперь, кого бы вы хотели поблагодарить за работу на уроке?
7. Домашнее задание.
- Взять интервью у родителей на тему « Что такое настоящая дружба?».
( Урок заканчивается песней В. Шаинского «Дружба»).