Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, Родины, вольности и т.д. Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /Средь бурь пустых томится юность наша…» («Монолог» 1829 г.) и заканчивая лирикой последних лет: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» («И скучно, и грустно» 1840).
Истоки мотива одиночества
Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).
Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:
«… всегда один, Высокой башни мрачный властелин, Он возвещает миру все, но сам – Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).
Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:
«О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья…» (1829).
8 стр., 3601 словФилософская лирика в творчестве А. С. Пушкина
... Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге; у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек. 3. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ... творчества. отсюда «охота к перемене мест»; отсюда мотивы одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом « ... Дж. Байроном. «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско—одесский период далек от подчинения эстетике Байрона. Он ...
Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».
Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).
Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.
Сочинение на тему «Тема одиночества в поэзии Лермонтова».
Тема одиночества в писательском наследии Михаила Юрьевича Лермонтова является ведущей. Этот факт можно легко объяснить: поэт рано потерял мать, был лишён общения с отцом. Чувствуя с юности себя ненужным, он не видел перспективы собственного развития, как, впрочем, и представители прогрессивной интеллигенции в период тридцатых годов 19 века, то есть после воодушевившего всех декабристского восстания. Очень ярко и остро эти чувства показаны в стихотворениях поэта.
Их лирический герой жаждет получить воссоединение с родной природой, национальной историей, социумом, вселенной, но у него, к сожалению, не получается. Он чужой для окружающей среды и целого мира, он понимает это и ощущает данный факт очень остро. Одиночество… В ранних стихах лирический герой наслаждался им, принимал его за дар небес, а уже в лирике позднего периода он устаёт от этой награды, потом и вовсе страдает, будучи одиноким и гонимым среди людей.
Проблема тоскливого одиночества в обществе поднимается в произведении «Как часто пёстрою толпою окружён…». На балу его герой чувствует себя неуютно и одиноко: чтобы пережить тоску, он переносится мыслями в детство. После и вовсе ему хочется совершить что-то дерзкое, чтобы привести в смятение веселящихся вокруг него людей.
Тема уныния, пустоты, скуки также рассматривается в стихотворении «И скучно и грустно». Лирический герой его является типическим: самые яркие представители тогдашней молодёжи ощущали скуку, неудовлетворённость и разочарование: «А годы проходят — все лучшие годы!»
Одиночество пожилых людей как социальная проблема
... молодых членов семьи. Нелегко в пожилом возрасте пережить и смерть одного из супругов. В российском варианте одной из причин одиночества и изоляции старых людей ... психологической литературы освещающей основные возрастные потребности и специфические проблемы людей пожилого возраста. Изучение особенностей социальной ситуации одиночества в которой проживает пожилой человек. Анализ опыта практической ...
Если в предыдущих примерах герой показан одиночкой внутри общества, то в произведении «Выхожу один я на дорогу» он уже тоскливо стоит перед природой и вселенной. Он странствует, опустошённый, отчаявшийся, но даже родная природа отвергает его, не хочет дать ему успокоения.
Каждый знает, казалось бы, лёгкое произведение «Тучи». А ведь в нём тоже поднимается проблема одиночества: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Известно, что его строчки поэт придумал перед ссылкой, и вполне понятно, что щемящее чувство тоски и безысходности испытывал и сам Михаил Юрьевич.
Следовательно, можно утверждать, что рассматриваемая проблема показана в лирике поэта обширно и многосторонне, он переживал одиночество как личную катастрофу, чувствуя собственную несостоятельность, неудовлетворённость своей судьбой и обществом в целом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.