Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания

Естественная предпосылка взаимосвязи различных сторон образования — единство физического и духовного развития человека — ярко раскрывается научной философией (принцип материалистического монизма) и фундаментальными конкретными исследованиями материальной основы психики. Но сама по себе эта посылка не обеспечивает органичной взаимосвязи всех факторов, влияющих на развитие человека в образовательном процессе. Реальный вклад любого отдельного типа образования в всестороннее развитие личности существенно зависит от того, насколько умело, последовательно и намеренно педагог использует это объективно существующее предположение для объединения различных аспектов образования для достижения единой цели. Другими словами, только в результате глобальных мер, которые намеренно устанавливают связи между различными аспектами образования, каждый из них приобретает действительно полноценную ценность для человека и общества, органично интегрируясь в общую систему образования.

уже доказано, что физическое воспитание объективно влияет не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, модели обучения движениям и воспитания физических способностей позволяют эффективно решать ряд задач, связанных с содержанием нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания. Но, опять же, эти возможности остаются только возможностями, если они не реализуются посредством должным образом направленных действий. Более того, его социальная направленность в решающей степени зависит от содержания нравственного воспитания, которое в наших условиях преследует цель формирования совести и поведения человека в духе нравственных принципов общества и общечеловеческих этических норм. [4]

На современном этапе особое значение придается формированию активной жизненной позиции ее членов на основе комплексного подхода, который предусматривает, прежде всего, органичное сочетание труда и нравственного воспитания во всех сферах воспитательной работы. Комплексный подход позволяет в полной мере использовать огромные возможности физической культуры и спорта для решения общеобразовательных задач, сделать физическую культуру и спорт более эффективным средством воздействия на общество на формирование духовно-нравственного облика человека. В то же время пора повысить их общую эффективность как факторов всестороннего гармоничного развития личности, подготовки к высокоактивной творческой работе и защиты Отечества. [6]

3 стр., 1423 слов

Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

... него основных жизненных позиций, убеждений, нравственных идеалов, ценностных ориентации. Становление мировоззрения, морального и профессионального самоопределения осуществляется, таким образом, в тесном переплетении друг с ... внутренних норм поведения человека с усилением сознательных мотивов на основе чувства долга, честности, и правдивости. В плане нравственного развития юность характеризуется и ...

Цель курсовой работы: проанализировать и обобщить информацию о взаимосвязи физического воспитания с другими аспектами обучения, средствах и методах его развития.

Цели курса :

1 раскрыть образовательные функции специалиста по физическому воспитанию и деятельность образованных;

2 раскрыть сущность нравственного, идеологического, политического и трудового воспитания;

3. Провести краткий анализ интеллектуального и эстетического воспитания;

4 раскрывают пути воспитания воли и самовоспитания в процессе физического воспитания.

физкультурно-физкультурный коллектив

Практическая

1. Ведущая роль воспитателя и деятельность воспитателя

1.1 Образовательные функции специалиста по физической культуре и требования к его личности

Как и любой педагог, учитель физкультуры, учитель физкультуры, тренер, инструктор, методист призван решать широкий круг задач для полного гармоничного развития образованной личности. Таким образом, образовательные функции специалиста по физическому воспитанию далеко не исчерпываются управлением физическим воспитанием и развитием физических навыков; несет ответственность перед обществом за воспитание полноправных членов общества — деятелей, активно участвующих в социальном развитии. Далее следуйте требованиям к личности самого специалиста по физической культуре.

Общие потребности педагога кратко выражены в известном афоризме: «Педагог сам должен быть тем, что он хочет делать с учеником или, по крайней мере, бороться изо всех сил!» В силу самой сути афоризма. Функции, которые выполняет один специалист по физической культуре и которые возлагает на него общество, он должен обладать, прежде всего, такими качествами личности и чертами характера, которые дают моральное право быть [педагогом]

Разумеется, чтобы «уметь воспитать своим предметом» (К — Д. Ушинский), специалисту физического воспитания необходимо досконально знать и любить свое дело, быть отлично теоретически, методически и физически подготовленным, обладать определенным спортивно-техническим мастерством. В принципе, чем выше квалификация специалиста и чем шире круг усвоенных им профессиональных знаний, тем больше у него возможностей для высококачественного решения воспитательных задач.

Н. И. Пирогов

Стремительно повышающийся уровень развития физической культуры и спорта в условиях научно-технического прогресса предъявляет все более высокие требования к специалисту физического воспитания, причем не только к его профессиональной подготовленности, но и в не меньшей мере к его личностным качествам. Это особенно отчетливо видно в области спорта высших достижений.

1.2 Активность воспитываемого как фактор формирования личности

Известно, что становление человека как личности невозможно без самоактивности, т. е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества. Неверно было бы поэтому рассматривать личность лишь как объект воспитания, в не меньшей мере она является и субъектом воспитания, особенно самовоспитания .

Преобразование общественных отношений способствует повышению активности личности во всех сферах жизнедеятельности, хотя у разных индивидов она и проявляется по-разному, что зависит как от особенностей индивидуального развития, так и от конкретно складывающихся условий жизни и воспитания. Сфера физической культуры и спорта в определенном отношении предоставляет особенно благоприятные условия для проявления жизненной активности. Сама природа средств физического воспитания, необходимость регулярного преодоления трудностей в процессе физического совершенствования, стимулирующая роль спортивных состязаний и достижений — все это и многое другое требует возрастающих проявлений активности личности и тем способствует ее развитию. [4]

22 стр., 10685 слов

Исследование психологической устойчивости личности студентов ...

... в работе с детьми. психологическая устойчивость личность педагогический Целью нашего исследования стало изучение уровня сформированности психологической устойчивости студентов - будущих специалистов дошкольного образования. Объект исследования - психологическая устойчивость личности. Предмет исследования - психологическая устойчивость личности студентов ...

Весьма существенное значение в этой связи имеет оптимальное соотношение ведущей роли воспитателя, самостоятельности и активности воспитываемых. Подчас его ведущая роль понимается слишком прямолинейно, упрощенно, и тогда процесс обучения и воспитания приобретает догматический характер, не совместимый с интересами формирования активной личности. Вместе с тем активность воспитываемых оправдана лишь постольку, поскольку она не исключает ведущей роли воспитателя во всем, что относится к достижению главной цели воспитания. Гармоническое соотношение направляющей роли воспитателя и сознательной активности воспитываемых ведет к постепенному перерастанию воспитания в самовоспитание. При этом в самовоспитании получает свое логическое завершение процесс становления личности, ее духовного созревания и самоутверждения.

1.3 Воспитывающая роль физкультурного коллектива

А. С. Макаренко

Внутри них образуются так называемые малые группы как формы особенно тесного общения. Именно в этих группах в первую очередь складываются начальные межличностные, групповые и более широкие социальные связи, существенно влияющие на поведение членов коллектива и их социальное формирование. Физкультурный коллектив может стать одним из решающих факторов усвоения социального опыта (социализации) и воспитания личности, если он хорошо организован, сплочен и добивается достижения целей, высокозначимых для всех членов коллектива. Понятно, что характер влияния коллектива на своих членов зависит от нравственных норм и отношений, на основе которых он возникает и функционирует. [8]

В формировании и жизни физкультурного коллектива велика роль самодеятельных начал, инициативы общественного актива, индивидуальных интересов и склонностей, что, однако, не исключает направляющих функций специалиста физического воспитания как при организации, так и в процессе функционирования коллектива. Проблема тут состоит в том, чтобы, не подавляя, а развивая самостоятельность коллектива и инициативу его членов, тактично управлять им, целесообразно меняя методы управления в зависимости от стадии его развития.

Воплощая принцип «воспитание в коллективе и через коллектив» (А.С. Макаренко), специалист физического воспитания призван умело оказывать свое влияние как на внутреннюю жизнь физкультурного коллектива, так и на его связи с более широкими формами коллективистских отношений, формирующих личность. Ведь физкультурник, спортсмен — член не только физкультурного (спортивного) коллектива, но одновременно и учебного или производственного коллектива, комсомольского, профсоюзного коллектива и т. д. Основные из них, как известно, непосредственно связаны с главными формами организации трудовой и общественно-политической активности. Ясно, что жизнь физкультурного коллектива должна гармонировать с жизнью основного коллектива и быть подчиненной ей в достижении главных целей. Причем роль физкультурного коллектива в социальном формировании личности возрастает в прямой зависимости от того, насколько органично он включен в общую систему воспитания и приобщен к основным интересам общественной жизни. [4]

2 стр., 935 слов

Сущность воспитания творческой личности

... задач современной школы. Объектом исследования является ученик в учебно-познавательном процессе. Предмет ¾ воспитание творческой личности в учебном процессе. Целью данного исследования является изучение воспитания творческой личности в педагогическом процессе. Поэтому наша задача ¾ определить, ...

2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания

2.1 Нравственное и трудовое воспитание

Задачи и пути формирования идейных основ поведения, этических норм к навыков. Определяющее значение нравственного воспитания в общей системе воспитания человека обусловлено, как известно, первостепенной значимостью моральных устоев личности во всех ее социально оправданных жизненных проявлениях, равно как и кровной заинтересованностью ведущих сил общества в упрочении принятых в нем нравственных норм. На специалистов физического воспитания, равно как на всех работников сферы воспитания, возлагаются ответственнейшие задачи по превращению принципов социалистической морали, включая их общечеловеческое содержание, в глубоко освоенные нормы жизни людей, по воспитанию активных деятелей общественного развития — строителей и защитников нового общества. [2]

Задачи . В комплексе этих задач предусматривается:

  • формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с идеалами высокой морали;
  • воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к своей Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма, общечеловеческой солидарности и т.

д. );

  • формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы, навыков общественно оправданного поведения, в том числе применительно к конкретным нормам физкультурной, спортивной этики.

Содержание и пути реализации . Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физической культурой и спортом, нередко, особенно у детей и подростков, бывают случайными или малосущественными с точки зрения их социальной значимости (желание развить мышечную силу ради повышения своего престижа среди сверстников, приобрести привлекательные формы тела, увлеченность внешней атрибутикой спорта, стремление к личному превосходству и т. д. ).

То, в каком направлении будут развиваться эти первоначальные мотивы, насколько содержательными и действенными они станут, во многом предопределяет общую результативность физкультурной, спортивной деятельности, ее подлинную роль в развитии личности, как и ее социальную полезность. Отсюда вытекает первостепенная важность задач специалиста физического воспитания по формированию, преобразованию и направленному развитию мотивов деятельности у начинающих заниматься физической культурой и спортом. [15]

Наиболее существенные из этих мотивов выражаются в осмысленном стремлении к всестороннему гармоническому развитию, приобретению и совершенствованию всего, что определяет ценность человека как активного участника общественного прогресса. В данных мотивах органически соединяются интересы личности и общие цели воспитания, выражающие социальные потребности, что является главной основой глубоко содержательной и высокодейственной мотивации. Именно на этой основе обеспечивается направленное формирование и развитие мотивов занятий физической культурой, спортом в советской системе физического воспитания. Раскрывая глубокий общественный и личностный смысл физкультурной и спортивной деятельности, пробуждая в связи с этим чувства высокой ответственности и нравственного долга за достижение намечаемых целей, воспитывая в этой же связи твердую целеустремленность, трудолюбие, другие высоконравственные чувства и качества, специалист физического воспитания и формирует у занимающихся ту саму мотивационную основу, которая является неисчерпаемым источником свершений области физической культуры и спорта. [18]

3 стр., 1466 слов

Воспитания культуры поведения и речи младших школьников

... экспериментально проверить педагогические условия воспитания культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности. Объект: исследования – внеурочная деятельность младших школьников. Предмет: исследования –культура поведения и речи учащихся ... но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется ...

Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В своих общечеловеческих началах она имеет гуманный характер, что выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания. Это справедливо, однако, тогда, когда формирование их исходит из основных нравственных принципов общества и «выводит» к ним. Иначе говоря, нормы спортивной этики, как и любые частные этические нормы, нельзя (неправомерно) рассматривать как нечто находящееся вне коренных принципов общественной морали или тем более над ними. Этика физкультурников и спортсменов должна быть подчинена в конечном счете высшим формам общечеловеческих нравственных норм.

Эти требования далеко выходят за рамки самой физкультурной и спортивной деятельности. Превращение их в побудительные мотивы и нормы поведения происходит на основе формирования идейных убеждений, нравственных чувств и общей направленности личности в результате соответствующего воспитания. Причем в социальной ориентации личности особое значение имеет воспитание. Оно помогает уяснить закономерности социального развития, место и призвание человека в обществе, раскрывает суть явлений общественной жизни и актуальных задач, на решении которых сконцентрирована энергия всего народа, формирует на этой основе чувства гражданственности и общественного долга, мобилизует на активное участие в общественной жизни. Интегральным результатом соединения нравственного, идейно-политического и других видов воспитания должна явиться активная жизненная позиция. Именно она главным образом определяет социальную ценность личности.

4 стр., 1633 слов

Семейное воспитание детей с умственной отсталостью

... неадекватные методы воспитания и нарушения поведения. В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись ... опору в родителях других детей с особенностями развития. Опыт других семей ... к матери готовит детей к будущей половой и семейной жизни, учит их ... физические наказаний, а во всем разбираться и пытаться понять причины плохого поведения. Не обвинять, вежливо и спокойно объяснить ребенку ...

В решении рассмотренных задач особенно необходим комплексный подход. Специалист физического воспитания должен ясно понимать, что сама природа нравственности, пронизывающей все стороны жизни человека и общества, такова, что ее нельзя воспитать лишь отдельными «воспитательными мероприятиями». Только системное соединение всех основных факторов, формирующих личность, и неразрывная связь воспитания с жизненной практикой могут обеспечить полноценное решение этих задач.

Для реализации их в процессе физического воспитания и в непосредственной связи с ним используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т. д. ), а также те специфические факторы и пути воздействия на формирование личности, какие предоставляют физическая культура и спорт. [17]

При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания, как и вообще в воспитании, важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса (необходимость соблюдать определенный режим нагрузок и отдыха, не допускать простоев и т. д. ) обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими бы совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Физическая культура и спорт предоставляют действенный материал для формирования нравственных представлений, чувств, навыков поведения. Не без основания физическую культуру и особенно спорт называют «школой эмоций», «школой воли», «школой воспитания». Но и здесь не следует забывать, что они сами по себе не воспитывают. Как и любые средства воспитания, физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания широко пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнение — приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Хорошо известно, сколь велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде и защите Родины. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания.

Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается, конечно, и личный пример самого воспитателя. [13]

Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Не секрет, что в разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а следовательно, и вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий физическими упражнениями и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила игр и состязаний и т. д. ).

2 стр., 832 слов

Виды эстетической деятельности

... поучаствовать в его развитии или создании. Дизайн как вид эстетической деятельности Дизайн представляет собой относительно новый вид эстетической деятельности, появившийся с возникновением массового производства, исключающего индивидуальное изготовления ... оказывается включен в искусственную реальность, которая создается в рамках игрового процесса, а с другой он отдает себе отчет в ее виртуальности. ...

Существенно при этом, что усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

Физкультурная и тем более спортивная деятельность вводит человека в сферу разнообразных межчеловеческих контактов, которые по мере накопления физкультурного опыта и роста спортивного мастерства расширяются и усложняются. Вначале это отношения главным образом между членами малых групп, составляющих низовые коллективы, затем — все более широкие отношения спортивного содружества и соперничества, отношения между большими спортивными коллективами, между спортсменами и судьями, спортсменами и болельщиками и т. д. Вместе с расширением и углублением таких контактов возрастает их роль в приобретении физкультурниками и спортсменами опыта нравственных отношений и в общем социальном формировании личности. На специалиста физического воспитания возлагаются весьма не простые задачи по регулированию этических отношений, возникающих на этой основе, направленному использованию их в целях воспитания. Очевидно, что эти задачи и усложняются пропорционально расширению сферы контактов. Успешно решить их можно лишь с опорой на коллектив и в единстве со всеми организациями, ответственными за воспитательную работу.

Эффективность нравственного воспитания определяется в конечном счете тем, насколько его результаты сказываются на поведении воспитываемых в реальных условиях жизненной практики. Этим объясняется важность систематического использования в процессе воспитания различных форм общественной активности, в том числе физкультурно-массовой и спортивной работы на общественных началах.

2.1.1 Единство трудового и физического воспитания

Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную часть воспитания, сколько главное прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность советской системы физического воспитания, как было уже показано, четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципах и программно-нормативных положениях. [20]

Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются, конкретнее говоря, следующими положениями.

1. Физическое воспитание имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. «Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т. д. ». Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются функциональные аналогичные возможности.

4 стр., 1663 слов

Физические качества человека и методы их воспитания

... нагрузки. Физические качества человека Физические качества человека. Средства и методы их воспитания. Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят ...

На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует Двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности (например, навыки лазанья и перелезания на высоте у монтажника-высотника, умение свободно ориентироваться и перемещаться в безопорном положении у летчика), то оно является в таком случае, по существу, одной из форм, практического трудового воспитания.

Вместе с тем физическое воспитание имеет и более широкое значение для трудовой деятельности. Всесторонне развивая физические способности и создавая богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений, оно гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда.

2. Путь к физическому совершенству — это путь многолетнего упорного труда по преобразованию самого себя, своей «природы» — он проходит через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации. В таком добровольном повседневном труде вырабатывается и отношение к труду вообще, особенно когда физическое воспитание неразрывно связано с нравственным и другими видами воспитания. Тогда оно является одним из основных факторов воспитания трудолюбия, формирующим привычку трудиться с полной отдачей сил и развивающим созидательные способности. [1]

Понятно, какое значение имеет все это для трудового воспитания. Ведь в итоге его предусматривается не просто труд, а «труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма» .

3. В советском физкультурном движении большое место отводится добровольному и безвозмездному участию физкультурных коллективов в общественной работе и общественно полезных делах, связанных с конкретными трудовыми операциями.

Существенно вместе с тем, что ряд видов физического труда как бы вливается в процесс физического воспитания, поскольку дает при соответствующей организации эффект, подобный эффекту физических упражнений: содействует развитию физических качеств и укреплению здоровья.

4. Трудовому воспитанию в процессе занятий физическими упражнениями содействует также систематическое выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением, экипировкой и т. д. ).

Отмеченные и другие каналы органического соединения физического и трудового воспитания приобретают действительно существенное значение в формировании личности, если они наполняются глубоким содержанием, исходящим из идейных начал и нравственных принципов поведения, т. е. если приобщение к труду исходит не только из внешних организующих акций, но и все более из внутренних побуждений, основанных на идейных убеждениях и нравственных нормах. В этом опять-таки выражается ведущая роль нравственного воспитания, его идейно-политической и гражданственной направленности. [3]

11 стр., 5378 слов

Эстетическое воспитание. . Эстетическое воспитание учащихся в ...

... личности школьника. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая учащихся к эстетической культуре, мы воспитываем высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Цель данной курсовой работы: проанализировать систему эстетического воспитания в ...

2.2 Интеллектуальное и эстетическое воспитание

2.2.1 Линии умственного воспитания

В аспекте задач умственного воспитания в процессе физического воспитания предусматривается:

обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

  • развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта.

Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана прежде всего с физическим образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.

Освоение их в конкретном приложении, т. е. в единстве с практическими навыками и умениями, составляет основную образовательную линию в физическом воспитании. Эта линия должна быть «тесно связана с воспитанием познавательной активности и качеств у ма, таких, как любознательность и пытливость, динамичность, гибкость и тонкость мыслительных операций (острота мышления), Для чего в процессе физического воспитания имеются немалые [5]

Передавая знании непосредственно и рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами, особенности которых обусловлены спецификой физического воспитания (лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и т. д. ).

Это придает динамичность познавательной деятельности обучаемых. Но лишь такими методами, естественно, невозможно обеспечить оптимальную передачу развернутой системы знаний. Для этого необходимы общие формы и методы умственного образования, дополняющие процесс физического воспитания (развернутые сообщения лекционного типа, эвристические беседы, просмотры учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой и т. д. ).

Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют рассмотренные ранее специальные методы и приемы активизации мыслительных операции, связанных с осмыслением двигательных задач, анализом и коррекциями при их выполнении: методы наглядного и логического выделения «опорных точек», использование тренажерных устройств с обратной связью и точной количественной информацией, моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы и др. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить с и с т е м, а постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, т. е. заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями.

Задания такого тина целесообразно вводить уже на ранних возрастных этапах физического воспитания. Первоначально они будут, естественно, сравнительно элементарны так называемые задания с частичным поиском (например, самостоятельно несколько видоизменить освоенный способ прыжка, успешно выполнить освоенное действие в необычных условиях, найти нестандартный прием обводки соперника в подвижной игре с мячом, составить из разученных движений новую комбинацию, самостоятельно разработать по заданным правилам новый комплекс упражнений утренней зарядки).

В дальнейшем, по мере овладения соответствующими знаниями, умениями, становятся доступными и задачи по изысканию новых форм спортивной техники и тактики, оптимизации методов тренировки и т. д. На высших ступенях спортивного совершенствования деятельность спортсмена нацеливается на поиск (в содружестве с тренером и другими специалистами) никем не изведанных путей к превышению абсолютных достижений, она приобретает эвристический характер в полном смысле слова. [10]

2.2.2 Линии эстетического воспитания

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма (А.А. Адаскина, 1999).

Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте (Н.С. Бервинова, 1977) (18, «https:// «).

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.

Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:

I. Воспитание эстетических потребностей, т. е. сознательного стремления к прекрасному.

2. Воспитание эстетического восприятия и чувства, т. е. способности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие эта своеобразный вид «живого созерцания» действительности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира.

3. Восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т. е. способности не только воспринимать, и оценивать и понимать прекрасное. Эстетический вкус предлагает и развитие способности создавать прекрасное.

4. Восприятие эстетических идеалов т. е. правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.

5. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.

В. С. Кузнецов, Столяров В. И.

Эстетическая подготовка — это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельности, которая протекает в связи с освоением специально подобранных физических упражнений.

В аспекте связей физического воспитания с эстетическим воспитанием основные задачи состоят в том, чтобы:

воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;

  • формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности, спортивной) деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях. [5]

Возможности, предоставляемые физической культурой для реализации этих задач, велики и многогранны.

Труд, направленный на самосовершенствование, в том числе физическое, несомненно, можно рассматривать как один из тех видов творческого труда, который К. Маркс назвал «творчеством по законам красоты». Физкультурная деятельность, когда она приобретает черты такого творчества, дает высшую форму эстетического удовлетворения. Основной путь эстетического воспитания в процессе физического воспитания проходит через формирование творческого отношения к физкультурной, спортивной деятельности, развитие эстетически осмысленной потребности в физическом совершенствовании, достижение все более высоких результатов в реализации этой потребности .

Все сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для реализации их требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия . Это достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущих явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.

В занятиях физическими упражнениями во многих случаях самым естественным образом могут быть использованы такие специальные факторы эстетического воспитания, как хореография, музыка, пение. Хореографию, эту школу выразительного движения, можно, пожалуй, с равным основанием считать средством как эстетического, так и физического воспитания. Она, как известно, давно органично вошла в состав гимнастики, особенно художественной, и все глубже проникает в сферу спорта: спортивные танцы, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и другие виды спорта. Гармоническая связь движений и музыки, являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет определенную роль в формировании совершенных движений.

Вполне очевидно значение, какое имеют для формирования эстетического мира человека произведения искусства. В аспекте связи физического и эстетического воспитания особый интерес представляют те из них, которые посвящены физической культуре, спорту, вдохновенно воссоздают физическую красоту человека, показывают гармонию его физического и духовного развития. Используя эти факторы эстетического воздействия, нельзя забывать, что они лишь тогда дают необходимый воспитательный эффект, когда приобщение к искусству является не эпизодом, а системой и приобретает направленный характер. [9]

Немаловажное влияние на эстетические представления и чувства занимающихся физическими упражнениями оказывают условия среды, в которых проходят занятия. Точнее говоря, ценность в этом отношении представляют эстетические свойства природной среды, эстетически выдержанные формы физкультурно-спортивных сооружений, их оборудование, художественное оформление, гигиенические условия, а также отвечающие требованиям прикладной эстетики снаряжение, костюм и т. д. Физкультурная деятельность несравненно чаще, чем многие другие формы жизнедеятельности человека, выводит его на лоно природы, позволяя в полной мере ощутить ее оздоравливающие свойства и неподдельную красоту. Все это предоставляет специалисту физического воспитания благоприятнейшие возможности для использования средовых факторов в целях эстетического воспитания.

Компоненты

Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты.

Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмысливанию и освоению многообразных эстетических проявлений. Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки ( Н.С. Бервинова, 1977).

Человека с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус , свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.

Одним из наиболее главных показателей эстетической культуры личности будет являться эстетика деятельности , выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и отдельных действиях занимающихся. Все названные компоненты эстетической культуры должны развиваться и совершенствоваться в процессе эстетической подготовки учащихся (Т.В. Бакшева, 2001).

Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Потому как учителю физической культуры во взаимодействии с учеником сопутствует и неотъемлемый психологический компонент — способность к восприятию.

Еще в глубокой древности люди среди других интересных и ценных свойств действительности выделили красоту . В эстетике существует точка зрения, отождествляющая красоту с цветом, симметрией, пропорцией, гармонией и т. п. Красоту нельзя определить ни без объекта, ни без воспринимающего его субъекта. Важным является умения различать подлинные ценности. Подлинная красота — значение предмета по отношению к эстетической потребности, которая выражает ведущие тенденции развития общества (А.Б. Щербо, Д. Н. Джола , 1980).

В соответствии с эстетикой (Н.С. Бервинова, 1977) физическую красоту человека необходимо рассматривать с двух сторон — внешней и внутренней .

Внешняя (телесная) организация человека объемлет все то, что характеризует формы и типы телосложения. Основы ее разрабатывались преподавателями различных научных школ и течений. Стремление определить внешние структурные признаки прекрасного в человеке через «форму» (Л. Сакетти, 1905; Д. Дидро, 1936), «гармонию» (Г. Демени. 1915), тщательная разработка канонов человеческой красоты, основанных на математическом соотношении частей тела, — все это особые подходы к решению проблемы телесной красоты человека. Красота человеческого тела — есть продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический.

Вертикальная походка, а следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность и симметрия анатомической структуру — это прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность (Ф. Морель, 1978).

Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус.

В. И. Столяров

Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому — классическая фигура «Дискоболла» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, «Метатель» Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства.

Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям тела.

Аэробика — это система упражнений, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Слово «аэробика» (от греч. аэро воздух, биос жизнь) стало известно всему миру в 1968 году, когда американский физиолог профессор Купер опубликовал книгу «Аэробика», видя физическое несовершенство, частую заболеваемость (Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов , 2000)

Ритмическая

Шейпинг ( от англ. shaping придавать форму, формировать) — это система физических упражнений (преимущественно силовых), направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.

Атлетическая, Калланетика, Гидроаэробика, Бодибилдинг, В. С. Кузнецов

В зависимости от направления занятий и формы проведения занятий можно решать разные задачи:

  • оздоровительные (снижению лишнего веса, улучшение сна, предотвращение отложений солей в суставах и др.);
  • эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.);
  • обще развивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости и др.);
  • реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей);
  • психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел).

2.3 Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании

2.3.1 Единство физического и волевого воспитания

Известное определение воли как «деятельной стороны разума и морального чувства, управляющей движениями» (И.М. Сеченов) указывает на ее неразрывную связь с интеллектуальными и нравственными началами поведения, а вместе с тем подчеркивает, что воля сама есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:

1) формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;

2) разностороннее развитие волевых качеств, необходимых в данной деятельности (целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладания, настойчивости, стойкости), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, на и в многообразных ситуация:; жизненной практики.

Существенно вместе с тем, что во внешнем своем выражении воля не может проявиться помимо мышечных движений (хотя к ним, понятно, не сводится конечный результат проявления воли).

Этим обусловлено единство физического и волевого воспитания. Фактически многое из того, что понимается под «физическим воспитанием» представляет собой и воспитание воли. В процессе обучения движениям, воспитания физических способностей и особенно в процессе спортивного совершенствования обязательно приводятся в действие, выявляются и развиваются волевые свойства личности. Без этого не мыслится реализация ни одной сколько-нибудь серьезной задачи на пути физического совершенствования. [5]

Специфическим фактором воспитания волевых качеств является преодоление трудностей, связанных с мобилизацией воли . То, что воля воспитывается через преодоление трудностей, в борьбе с ними, давно уже стало аксиомой. Однако она справедлива лишь при определенных условиях: если трудности преодолеваются систематически, а не от случая к случаю; если они не остаются неизменными, а возрастают; если мера возрастания трудностей не исключает возможности преодоления их. Того же требуют и закономерности физического воспитания, которые отражены в принципа систематичности, непрерывности и постепенного увеличения нагрузок. Это означает, что логика процесса физического воспитания и логика воспитания воли в данном отношении совпадают. Однако по ходу реализации задам физического воспитания создается отнюдь не все, что необходимо для воспитания воли, — требуются еще и дополнительные, специально направленные воздействия. Надо, поэтому целесообразно сочетать две основные методические линии воспитания воли в процессе физического воспитания, одна из которых имеет своей основой регулярную мобилизацию на безусловное выполнение заданий и установок, непосредственно вытекающих из логики планомерных занятий по физическому воспитанию, другая — системное использование специальных, мобилизирующих волю заданий и установок, преодоление возникающих в связи с этим дополнительных трудностей.