РЫЦАРСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Программа рыцарского воспитания сводилась к достиже­нию «семи рыцарских доблестей» в противоположность семи свободным искусствам в монашеском воспитании.

ры­царскими доблестями были:

1. верховая езда.

2. стрельба из лука.

3. фехтование.

4. плавание.

5. охота.

6. игра в шахматы.

7. сочинение стихов.

Только две последние доблести относятся к области интеллектуальной, остальные — к чисто физическому воспи­танию и связаны с приобретением военных навыков.

Таким образом, рыцарское воспитание было, в основном, военно-физическим и включало много видов физической куль­туры. На умственное развитие в этом воспитании обращали мало внимания. Рыцари позднего средневековья в подавляющем большинстве не умели ни читать, ни писать. Каждый «истинный» рыцарь должен был уметь танцевать, уха­живать за дамой, знать, как вести себя в обществе, уметь играть на музыкальных инструментах.

Развивать в себе военные и физические доблести, будущие рыцари приучались отнюдь не для достижения всестороннего гармоничного развития. Средневековое рыцарское воспитание преследовало вполне утилитарную цель : подготовить крепких и сильных воинов-рыцарей, одинаково пригодных и для внеш­них войн и для подавления внутри страны восстаний крестьян и ремесленников.

Военно-физическое воспитание будущих рыцарей начина­лось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Зам­ки сюзеренов были как бы школой для рыцарской молодежи. Однако это «школьное» воспитание не могло быть общегосудар­ственным и регламентированным при феодальной раздроб­ленности. Оно носило частный, как бы семейный характер.

Можно предполагать, что в замках для занятий спортом и военными упражнениями были специальные площадки. Для этой же цели использовались турнирные ристалища.

Методика подготовки

ступени воспитания

Основной принцип обучения

низ­шую) ступень рыцарской подготовки

оруженосцы.

По роду службы в замке сеньора оруженосцы делились на оруженосцев при сеньоре, конюших, комнатных, находивших­ся при оружии и других. В обязанности оруженосца входило сопровождать сеньора в походах, на турниры, охоту, присма­тривать за оружием. По традиции каждый оруженосец должен был изучить и выполнять обязанности по всем должностям. Вообще на этой ступени юноша должен был, по понятиям своего класса, доказать свое мужество, поддержать свою честь и проя­вить способность к совершению рыцарских подвигов.

7 стр., 3023 слов

История формирования и развития военно-педагогических взглядов в России

... и научно-образовательные поездки и экскурсии, написание рефератов и научных работ, экзамены и др. Важнейшей тенденцией развития военно-педагогических знаний в конце XIX в. было стремление обеспечить единство обучения и воспитания в процессе подготовки ...

При этом будущий рыцарь, принимая участие во всей жизни замка от домашних дел до пышных турнирных празднеств, при­обретал придворный лоск и рыцарские манеры, усваивал «светские» нравы и соответствующую идеологию: презрение к физическому труду и к крепостным людям, набожность, фео­дальную преданность сюзерену и т. д.

По достижении двадцати одного года оруженосцы посвяща­лись в рыцари.

После посвящения заканчивалось обязательное обучение рыцарскому искусству. С этих пор рыцарь считался подготов­ленным к участию в турнирах и в военных походах.

третья ступень физического со­вершенствования

Такова была не предписанная никакими законами, но освя­щенная традицией система физического воспитания рыцарей, конечной целью которого было укрепление феодального строя.