Программа рыцарского воспитания сводилась к достижению «семи рыцарских доблестей» в противоположность семи свободным искусствам в монашеском воспитании.
рыцарскими доблестями были:
1. верховая езда.
2. стрельба из лука.
3. фехтование.
4. плавание.
5. охота.
6. игра в шахматы.
7. сочинение стихов.
Только две последние доблести относятся к области интеллектуальной, остальные — к чисто физическому воспитанию и связаны с приобретением военных навыков.
Таким образом, рыцарское воспитание было, в основном, военно-физическим и включало много видов физической культуры. На умственное развитие в этом воспитании обращали мало внимания. Рыцари позднего средневековья в подавляющем большинстве не умели ни читать, ни писать. Каждый «истинный» рыцарь должен был уметь танцевать, ухаживать за дамой, знать, как вести себя в обществе, уметь играть на музыкальных инструментах.
Развивать в себе военные и физические доблести, будущие рыцари приучались отнюдь не для достижения всестороннего гармоничного развития. Средневековое рыцарское воспитание преследовало вполне утилитарную цель : подготовить крепких и сильных воинов-рыцарей, одинаково пригодных и для внешних войн и для подавления внутри страны восстаний крестьян и ремесленников.
Военно-физическое воспитание будущих рыцарей начиналось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Замки сюзеренов были как бы школой для рыцарской молодежи. Однако это «школьное» воспитание не могло быть общегосударственным и регламентированным при феодальной раздробленности. Оно носило частный, как бы семейный характер.
Можно предполагать, что в замках для занятий спортом и военными упражнениями были специальные площадки. Для этой же цели использовались турнирные ристалища.
Методика подготовки
ступени воспитания
Основной принцип обучения
низшую) ступень рыцарской подготовки
оруженосцы.
По роду службы в замке сеньора оруженосцы делились на оруженосцев при сеньоре, конюших, комнатных, находившихся при оружии и других. В обязанности оруженосца входило сопровождать сеньора в походах, на турниры, охоту, присматривать за оружием. По традиции каждый оруженосец должен был изучить и выполнять обязанности по всем должностям. Вообще на этой ступени юноша должен был, по понятиям своего класса, доказать свое мужество, поддержать свою честь и проявить способность к совершению рыцарских подвигов.
История формирования и развития военно-педагогических взглядов в России
... и научно-образовательные поездки и экскурсии, написание рефератов и научных работ, экзамены и др. Важнейшей тенденцией развития военно-педагогических знаний в конце XIX в. было стремление обеспечить единство обучения и воспитания в процессе подготовки ...
При этом будущий рыцарь, принимая участие во всей жизни замка от домашних дел до пышных турнирных празднеств, приобретал придворный лоск и рыцарские манеры, усваивал «светские» нравы и соответствующую идеологию: презрение к физическому труду и к крепостным людям, набожность, феодальную преданность сюзерену и т. д.
По достижении двадцати одного года оруженосцы посвящались в рыцари.
После посвящения заканчивалось обязательное обучение рыцарскому искусству. С этих пор рыцарь считался подготовленным к участию в турнирах и в военных походах.
третья ступень физического совершенствования
Такова была не предписанная никакими законами, но освященная традицией система физического воспитания рыцарей, конечной целью которого было укрепление феодального строя.